КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МАОУ ИЭЛ
«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИНФОМАЦИОННОГО, КОММУНИКАЦИОННОГО И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО
НАПРАВЛЕНИЙ»
Актуальность и постановка проблемы
Современная образовательная система является глобальной системой открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования. Важной особенностью развития образовательной системы являются инновации в образовательных технологиях, экономических механизмах, формах и методах обучения, организационных структурах и институциональных формах в области образования. В связи с этим, проблема оценки эффективности инновационной деятельности в области использования ИКТ является особенно актуальной. Однако в системе управления развитием образования фактически отсутствуют объективные данные об эффективности внедряемых новшеств с точки зрения их влияния на качество образования. Поэтому необходимо всестороннее и многоаспектное изучение инноваций в различных их проявлениях: проектирование, отслеживание, регулирование, коррекция в содержании и организации учебного процесса, а также компетентное определение их эффективности и целесообразности научного обеспечения и распространения опыта.
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является глобальной тенденцией мирового общественного развития и научно-технического прогресса последних десятилетий. Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных и коммуникационных технологий, создания в стране единой информационной образовательной среды. Для этого необходим преподавательский корпус, способный обеспечить совершенствование педагогической парадигмы.
Согласно Концепции информатизации сферы российского образования «ключевой фигурой сферы образования является педагог». В условиях глобальных информационных процессов актуализируется социально-обусловленная потребность в обеспечении непрерывного профессионального роста педагогических кадров.
В сложившейся системе образования учителя не всегда имеют возможность повысить свой профессиональный уровень в области информатики, информационных и коммуникационных технологий. В учебных заведениях не всегда создаются условия для общекультурного и профессионального развития учителя.
В научной литературе широко обсуждаются вопросы оптимизации образовательного процесса с использованием ИКТ, вопросы формирования и развития информационной культуры личности педагога (В.И. Загвязинский, А.Ю. Уваров, О.Б. Тыщенко, А.А. Козлова, А.Н. Волков, И.Ю. Горохова, В.В. Самохвалова и др.). Таким образом, обнаруживается противоречие между предъявляемыми обществом требованиями к выпускникам средних ОУ в области информационной культуры и недостаточных уровнем информационной подготовленности учителей.
Основные направления решения проблемы повышения качества
образования
Процесс подготовки педагогов к использованию ИКТ в образовательном процессе ИЭЛ требует решение ряда задач:
1. Провести анализ компонентного состава структуры процесса подготовки учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе лицея (обеспечение взаимосвязи традиционных методик обучения и информационной технологии, с точки зрения их преемственности, функциональных возможностей, интеграции в целостную систему).
2. Определить принципы разработки и реализации процесса подготовки учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий.
3. Проанализировать:
• инновационный потенциал педагогов – совокупность творческих и культурных характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие средств, методов, обеспечивающих эту готовность;
• инновационный потенциал педагогического коллектива как профессионального сообщества - способность к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов, технологий;
• усиление роли повышения квалификации, самоактуализации педагога как субъекта образования.
4. Расширить профессиональные компетенции педагогов в области информационных, коммуникационных и здоровьесберегающих технологий.
5. Разработать систему мониторинга качества образования – систематическая процедура сбора данных по ведущим образовательным аспектам.
Подпрограмма развития представляет собой единую систему проектной деятельности по формированию и расширению профессиональных компетенций учителей (схема 1).
ПРОЕКТ №1
«Значение ИКТ для развития ОУ, повышение качества образования и сохранения здоровья учащихся»
Систему организации здоровьесберегающего образования в лицеи мы рассматриваем как процесс приобретения и развития системы знаний, умений, качеств личности, которые бы обеспечили ей возможность в течение всей жизни осуществлять эффективную профессиональную деятельность, основанную на приоритете здоровья.
Традиционной школе нужен здоровьесберегающий способ организации учебной деятельности, позволяющий значительно снизить физиологическую цену обучения. Одним из способов сохранения здоровья учащихся в процессе обучения является использование информационно-коммуникативных технологий.
Г.К.Селевко выделяет следующие концептуальные положения компьютерного обучения, способствующие сохранению здоровья учащихся:
• принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
• диалоговый характер обучения;
• управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
• оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
• поддержание у ученика состояния психического комфорта при общении с компьютером.
Педагог – это особая профессия, но именно педагогов готовят недостаточно. Инновационные процессы в образовании, вариативность содержания образования, многообразие существующих технологий обучения требуют от учителя проявления системности мышления, развития креативных способностей, поиска индивидуального стиля педагогической деятельности.
Важным аспектом в специальной подготовке учителя, способного комфортно чувствовать себя в информационной среде, является самообразование, что определяется следующими факторами:
- резким увеличением объемов информации, обусловленным ускоренными темпами развития научно-технического прогресса;
- неизбежным рассеиванием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки;
- быстрым устарением знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.
Цель - Создание условий для системного внедрения и активного использования ИКТ, развития компонентов образовательной среды, способствующих сохранению здоровья участников образовательного процесса
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Направлено на <цель> - создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья учащихся и воспитанников.
Опирается на <принципы> - научности, креативности, личностно-деятельностный, системности.
Достигается через <средства> - здоровьесберегающее обучение; активизацию физического развития; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; пропаганду здорового образа жизни.
Приводит к <результатам> - уменьшение пропусков по болезни; предотвращение усталости и утомляемости; потребность в здоровом образе жизни.
Зависит от < ресурсов > - кадровых (в том числе личного примера педагогов в здоровом образе жизни); технологических (применение специальных педагогических технологий); материально-технических, информационных.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Направлено на <цель> - обеспечение психического и нравственного здоровья учащихся.
Опирается на <принципы> - природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через <средства> - учет особенностей аудитории (изучение и понимание особенностей развития ребенка); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; создание ситуации успеха, предупреждение гиподинамии.
Приводит к <результатам> - предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
Зависит от < ресурсов > - личный пример педагога; применения инновационных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.
Практическую значимость внедрения автоматизированной системы мониторинга можно определить в следующем:
• Замена рутинной, ручной работы по сбору, хранению и обработке информации на работу машин, что приводит к экономии времени;
• Создание долгосрочных, систематизированных банков данных об учебном процессе, состоянии здоровья учащихся, эффективности работы программы;
• Значительное повышение эффективности при обработке информации;
• Внедрение данной системы позволяет увидеть продвижение каждого ребёнка в учебном процессе, в этом заключается суть личностно-ориентированного обучения;
• Предоставление структурированной информации для различных групп пользователей (учащихся, учителей, родителей, администрации и т.д.).
• Предоставление информации в удобном для работы виде (таблицы, диаграммы, графики и т.д.).
Данные комплексы являются открытыми программными продуктами, т.е. они позволяют внести изменения в программу и адаптировать их под возникающие задачи
В качестве идей, определяющих концепцию интенсивного внутришкольного повышения квалификации учителей, выделены следующие:
1. Идея развития и реализации субъектности в учебно-профессиональной деятельности, ведущая к изменению форм и методов реализации образовательного процесса, к широкому использованию методов интерактивного обучения и расширению возможностей самостоятельной деятельности учителя.
2. Идея позитивного использования специфического потенциала взрослых обучающихся (собственного образовательного и педагогического опыта, а также жизненного опыта).
3. Идея использования ресурса социальных взаимодействий в процессе обучения или идея контактной группы, ведущая к изменению характера взаимодействий в учебной группе, к широкому использованию интерактивных методов обучения.
4. Идея контектности или проектности, ведущая к изменению основных методов образования в области здоровьесберегающих технологий, форм контроля в образовательном процессе и к изменению форм организации педагогической практики учителя. Главное условие проектирования и реализации интенсивного педагогического образования отвечает требованиям качества, непрерывности, конкурентоспособности, мобильности, безопасности для здоровья.
По мнению Ю.С. Зубова (2001), информационная культура – систематизированная совокупность знаний, умений навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей. В этом плане, знания по культуре здоровья, здоровому образу жизни должны быть неотъемлемой частью в профессиональной деятельности учителя.
На наш взгляд, здоровьесберегающее образование – это такая организация процесса обучения, которая позволяет соблюсти безопасность образовательного пространства, соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности, сохраняет умственную и физическую работоспособность субъектов образовательного процесса, формирует структуру здорового стиля жизни, обеспечивает сохранение и формирование психического, физического и нравственного здоровья. Поэтому владение здоровьесберегающими технологиями – это одна из важных профессиональных компетенций учителя.
ПРОЕКТ №2
«Формирование профессиональной компетентности учителя в области инновационных педагогических технологий»
«Выучивание педагогических правил не приносит никому никакой пользы и что самые правила эти не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, можно составить из них несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают» К.Д.Ушинский
В условиях модернизации российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации воспитательного процесса в школе, обновления его содержания, форм и методов. Концепция модернизации задает новые требования ко всем ступеням школьного образования: начальной, основной, старшей школе, а само образование приобретает новый облик, порожденный новым временем и новой социально-культурной ситуацией. Дело воспитания сегодня чрезвычайно усложняется в силу колоссального социального напряжения, увеличения психических нагрузок на детей и повышения требований к уровню развития юного человека в новом XXI веке. В новейшей педагогической литературе: Н.Е. Щуркова, В.П. Беспалько, О.С. Анисимов, Е.В. Титова, В.С. Кукушин, Г.Ю. Ксензова, В.Н. Никитенко, Н.И. Межуев и др. - можно встретить различные варианты соотношения понятий «методика» и «технология».
Когда в учебно-воспитательной работе употребляется слово «технология», имеется в виду система действий, приводящих к ожидаемым результатам. Технология отвечает на вопрос «Как наиболее эффективно добиться результата?» При этом технология обладает высокой степенью надежности, стабильности, воспроизводимости результатов. Понятие «педагогическая технология» рассматривается шире – как системный метод организации учебно-воспитательного процесса. Феномен же «инновационная педагогическая технология» трактуется в более широком смысле:
− целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных компонентов и самой образовательной системы в целом;
− процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы);
− поиск идеальных методик, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Изучение технологии осуществления образовательного процесса предполагает определение требований к разработке и внедрению педагогических технологий и содержательный анализ технологий организации развивающих видов деятельности школьников (развивающее обучение в теории учебной деятельности, активизация познавательных интересов учащихся, проблемное, дифференцированное, игровое, коллективное, интегрированное, программированное, блочно-модульное, концентрированное обучение, инновационные технологии, самообразование).
В 21 динамическом веке информационно-коммуникационных технологий возрастает цена времени как основного фактора повышения эффективности любого труда, в том числе и педагогического. Одним из направлений повышения эффективности и качества образования является активное использование в учебно-воспитательном процессе инновационных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, и электронного обучения.
Инновационная педагогическая деятельность в школе стала реальностью и поэтому учителя должны владеть профессиональной компетенцией в области применения инновационных педагогических технологий.
Согласно Болонскому соглашения и Концепции модернизации образования учитель должен владеть тремя группами основных компетенций: инструментальными, межличностными и систематическими. Компетенция – это область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.
Цель: Формирование компетентности педагогов в области инновационных педагогических технологий (ИПТ и ИКТ).
Задачи: 1. Дать теоретическую подготовку учителю по теоретико - методологическим основам ИПТ и ИКТ (освоение понятийного аппарата, преставление образования как социального феномена).
2. Ознакомить учителей с конкретными педагогическими и ИКТ технологиями (содержанием, областью применения, адресностью).
3.Отработать навыки педагогической диагностики.
4. Провести анализ апробации ИПТ и ИКТ учителями ИЭЛ.
В результате учителя должен знать:
актуальность, роль и место педагогических и ИКТ технологий в структуре образовательного процесса;
закономерности эволюции развития инновационных процессов в сфере педагогических технологий;
наиболее эффективные и перспективные инновационные педагогические технологии, разработанные отечественными и зарубежными учеными и педагогами;
методику выбора и обоснования инновационной технологии обучения применительно к конкретной образовательной среде.
В результате освоения материала повышения квалификации преподавателей должны уметь:
анализировать, оценивать и сопоставлять ныне действующие (традиционные) и инновационные технологии;
производить научно-обоснованный отбор наиболее эффективных технологий обучения для конкретной образовательной среды;
применять в своей профессиональной деятельности высокие, креативные, интенсивные, компетентностно-ориентированные, ИКТ и другие инновационные технологии обучения.
ПРОЕКТ № 3
«Повышение компетентности педагогов по вопросам психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса ИЭЛ»
«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, - писал А. Дистервег – так и не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса занимает важное место в психолого-педагогической готовности учителей работать в новой образовательной парадигме, выступает в качестве теоретической основы педагогического труда, формирует ценностно-смысловые основы профессиональной позиции учителей, способствует их профессиональному психологическому мышлению, психологической компетентности, закладывает фундамент для качественного освоения инновационных педагогических технологий и проведения мониторинга.
Сами учителя к наиболее актуальным проблемам, стоящим в настоящее время перед школой, относят: проблемы мотивации учения школьников, воспитания у них положительного отношения к обучению, формирования познавательных интересов (62 % опрошенных учителей); проблемы развития самостоятельности учащихся, формирования у них способов и приемов учебной работы, организации активной познавательной деятельности (57 %); проблемы ликвидации перегрузки учащихся, отбора учебного материала по степени трудности, критериев оценки знаний учащихся (50%).
Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, учителя-практики стоят перед необходимостью решать те проблемы, которые имеют выраженный психологический характер (проблемы мотивации учения, взаимоотношений с учащимися, семейного воспитания и т.д.), а с другой стороны, низко оценивают практическую значимость своей психологической подготовки и не умеют использовать полученные знания. Вывод, который можно сделать из этого, достаточно очевиден: совершенствование психологической подготовки должно быть связано, прежде всего, с усилением практической (педагогической) направленности курсов повышения квалификации по психологии.
Но к решению этой проблемы нужно подойти и еще с одной стороны, а именно со стороны практики, со стороны тех объективных требований, которые предъявляет профессионально-педагогическая деятельность к содержанию и характеру психологической подготовки учителя. Именно такой подход, с нашей точки зрения, поможет определить, как должно быть построено психологическое знание в целях его операционального использования в процессе практической деятельности учителя.
Достижение учебно-воспитательных целей, в каких бы видах деятельности оно ни осуществлялось, есть, по существу, процесс решения учителем педагогических задач различного типа и содержания; при этом успешность решения этих задач прямо определяется уровнем и качеством имеющихся у учителя теоретических знаний и практических умений.
Теоретико-методологической основой повышения квалификации (интегрированного курса подготовки на базе образовательного учреждения) являются культурно-историческая концепция развития Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория личности С.Л. Рубинштейна, теория индивидуальности В.М. Теплова и В.Н. Небылицина, теория деятельностного подхода к анализу социально-психологических явлений Г.М.Андреевой и др.
Цель: формирование психологической компетенции педагогов ИЭЛ
Задачи: 1. Освоение учителями системы теоретических знаний о сущности и природе психики, ее онтогенезе, об условиях полноценного психического развития в процессе обучения и воспитания (формирование теоретических основ психологической компетенции).
2. Формирование у педагогов профессионально важных качеств и специальных способностей (психологическая наблюдательность, психологическое мышление, аналитические, проектировочные, рефлексивные способности).
3. Овладение педагогами профессионально важными умениями и навыками в области психологического развития личности и ключевыми компетенциями (коммуникативной, социальной, самостроительной). Обеспечение психологической готовности к педагогическому труду в новых социальных условиях и модернизации образования.
Этапы проектной деятельности
1 этап – Теоретическая подготовка педагогов по вопросам психологического сопровождения УВП (чтение лекций и проведение семинаров преподавателями Новосибирского государственного педагогического университета и психологами г. Новосибирска).
2 этап – Практическая подготовка педагогов (мастер-классы, тренинги, круглые столы).
3 этап – Аналитический (анализ усвоения программы): презентация проектов педагогов ИЭЛ по психологическому сопровождению УВП, открытые мероприятия, учебно-методические разработки, семинары.
В ходе проекта по повышению квалификации педагогов на базе ИЭЛ по вопросам психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса предполагается получить следующие результаты:
• обеспечить вхождение педагогов в специфическое пространство психологического знания (учитель ориентируется в основных категориях и понятиях, методах и методологии психологической науки, принципах организации психологической практики, в сущности научных психологических школ);
• введение учителя в социально-психологический контекст, что будет способствовать пониманию закономерностей общения и взаимоотношений, деятельности и поведения людей, включенных в разные социальные группы;
• позволит учителям познать закономерности развития психики человека в онтогенезе, разобраться в условиях, движущих силах, показателях и нормах развития, освоить психологические характеристики личности, ее поведения в разных возрастах жизни;
• будет способствовать пониманию основных психологических проблем ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель, учитель-учитель, учитель-руководитель.
Результаты опытно-экспериментальной деятельности по окончании проекта могут быть обсуждены на семинарах районного и городского уровней, напечатаны в виде статей в журналах, либо в виде методических рекомендаций.
Авторы проектов:
Зулина Н.И. – директор ИЭЛ,
Гудымова О.В. – зам. дир. по научной работе ИЭЛ
Аверкина О.В. – психолог ИЭЛ,
Абаскалова Н.П. – д.п.н., проф. НГПУ,
научный руководитель ИЭЛ
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05