ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА
Н.П. Абаскалова (Новосибирский государственный педагогический университет)
      В третьем тысячелетии  современное общество не избавило человека от необходимости энергичных усилий для достижения жизненного успеха и безопасности. Наоборот, безработица, преступность, военные конфликты, терроризм, экологические катастрофы, аварии на транспорте и производстве, многое другое делает жизнь человека сложной, трудной и во многих случаях чрезвычайно опасной. В этих условиях все более актуальной становится задача воспитания у подрастающего поколения культуры безопасного поведения и формирования личности безопасного типа.
      Сегодня существует правовая база воспитания культуры безопасности школьников:
• Закон РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования зафиксировал гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Из принципа, признающего приоритетность жизни и здоровья человека, вытекает требование к деятельности учителя: он должен быть готов к сохранению жизни и здоровья школьников.
• Конвенция о правах ребенка (принята ООН в 1989г.) в ст.6 зафиксировала положение о том, что государства-участники (в том числе и Россия) обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Однако выживание и здоровое развитие возможно лишь при условии сформированности у человека культуры безопасности. В соответствии со ст. 19 Конвенции государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление.
• Об актуальности задачи воспитания культуры безопасности и личности безопасного типа свидетельствует и содержание ст. 29 Конвенции, в которой государства обязались принимать все необходимые меры, включая меры в области образования, для защиты детей от незаконного употребления наркотических и психотропных веществ. В соответствии со ст.29 образование ребенка должно быть направлено на развитие способности ребенка к безопасной жизнедеятельности, что также свидетельствует об актуальности формирования культуры безопасности в обществе.
    В соответствии с потребностями общества в подготовке человека к безопасной жизнедеятельности в педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств воспитания культуры безопасности.
      В общеобразовательных учреждениях, в том числе лицеях и гимназиях, в средних и высших профессиональных заведениях внедрены курсы «Валеология», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», «Безопасность жизнедеятельности (БЖД)» и другие предметы, среди прочих целей которых есть воспитание и обучение безопасной жизнедеятельности.
      Кроме того, имеются объективные предпосылки формирования у школьников готовности к безопасности жизнедеятельности через интеграцию знаний по БЖД в конкретную образовательную предметную область: на уроках физической культуры, биологии, химии, физики, географии, психологии, валеологии и других учебных предметов достигаются определенные результаты. Однако эффективность воспитания культуры безопасности школьников и личности безопасного типа в учебном процессе остается недостаточно высокой. Усвоение знаний осуществляется фрагментарно, т.е. нарушен принцип системности и непрерывности (не во всех  образовательных учреждениях предмет ОБЖ введен с 1-го по 11-й классы). При такой системе работы проблема преемственности остается открытой, так как сохраняется в основном репродуктивный уровень освоения знаний, низок развивающий эффект образовательного процесса, знания нередко носят отвлеченно-абстрактный характер и мало способствуют осмыслению школьниками реальных проблем безопасности. Еще в меньшей степени учебный процесс способствует формированию практического опыта безопасности поведения. Доказательством этому является то, что при наличии знаний и даже определенных навыков безопасного поведения школьники и взрослые люди нарушают элементарные правила безопасности, гибнут от травм, становятся инвалидами, т.е. в практике обучения усвоение знаний и умений не всегда приводит к формированию убеждений, мотивов к безопасному поведению, мировоззренческой и нравственной готовности к безопасной жизнедеятельности.
    Таким образом, усвоение фактических и теоретических знаний об источниках опасности и средствах безопасности при недостаточности внутрипредметных и межпредметных связей (в школе и вузе) оказывается малоэффективным в процессе подготовки школьников и студентов к реальным жизненным проблемам. В дальнейшем усовершенствовании нуждаются учебные программы, учебники, учебно-методические пособия (особенно для подготовки учителей по БЖД).
    В настоящее время в психологии, теории воспитания и обучения, теории и методики воспитания культуры здоровья имеются определенные достижения, которые служат базой исследования проблемы воспитания культуры безопасности. Имеются лишь единичные работы [В.Н. Мошкин, А.Т. Смирнов, В.О. Сапронов, Б.И. Мишин], в которых рассматриваются вопросы разработки технологии воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе.
    В этом плане самой сложной задачей, которую невозможно решить без принципа преемственности воспитательно-образовательного процесса на всех ступенях образования (от дошкольного до послевузовского), является задача воспитания личности безопасного типа. Понятие «личность безопасного типа» рассматривается в книге «Безопасность человека» (1994), где «ЛПТ» определяется как категория, обозначающая характерологические особенности в человеке по дихотомическому разделению его активности на опасные и безопасные способы самореализации. Следовательно, выпускники школы и вуза должны обладать следующими качествами личности безопасного типа, подготовленной к успешным действиям в различных ситуациях, прежде всего в трудных, опасных и экстремальных:
• Заключает в себе потребность общества в новом поколении людей, способных к поддержанию безопасного личностного и общественного бытия с преобладанием коллективистской мотивации;
• Сформированность ориентировочной основы действий безопасного вида и сформированной мотивацией к самосовершенствованию в физическом и духовном плане;
• Наличие навыков и умений профилактики опасностей;
• Готовность к преодолению страхов и чувство уверенности в собственных силах

      Из рассмотренного следует, что воспитание культуры безопасности с позиций преемственности является целью, компонентом, содержанием, средством, этапом, функцией, закономерностью, принципом и условием педагогического процесса одновременно. Его содержание в общеобразовательной школе должно развивать и продолжать обучение в дошкольных образовательных учреждениях, являться основной формой подготовки молодежи к обучению в учреждениях профессионального образования, в том числе и высших учебных заведениях.
Наряду с интегрированным вариантом обучения основам безопасности в учебном процессе должны присутствовать учебные предметы, в содержании которых представлены основные гуманитарные и естественно-научные компоненты культуры безопасности. Воспитание культуры безопасности в учебном процессе должно быть взаимосвязано с внеклассной и внешкольной воспитательной работой (конференции, КВНы, конкурсы, олимпиады по БЖД), с семейным воспитанием и процессом социализации школьников в целом. Диагностика, планирование, стимулирование, организация, коррекция в воспитании культуры безопасности и личности безопасного типа реализуются как компоненты процесса воспитания и функции управления в воспитании.
Н.П.Абаскалова, д.п.н., проф. НГПУ
Влияние здоровьесберегающих программ на коррекцию образа жизни учащихся, студентов и учителей
            Особенности образа жизни учащихся школ и гимназий
      В сложившихся условиях особо важно научить ребенка самого заботиться о своем здоровье, сформировать у него установку на поддержание собственного здоровья без применения медикаментозных средств.
    Традиционно в определении здорового образа жизни выделяется единый стереотип поведения, в котором критерием является не конечный результат, а промежуточное поведение. Эта точка зрения несостоятельна, так как на практике мы встречаемся с различными нарушениями здоровья, потому и здоровый образ жизни не может быть одинаковым для всех детей, но его принципы должны быть обязательны для ЗОЖ каждого человека.
      Возможности снижения уровня заболеваемости школьников через профилактические мероприятия и внедрение оздоровительных методик высоки, но если у учащихся не будет сформирована осознанная мотивация и соответствующие ценности, направленные на сохранение здоровья и здоровый образа жизни, то можно не получить желаемого результата.
        С целью выяснения влияния учебно-воспитательного процесса (основанного на принципах «педагогики здоровья») на формирование мотивации у учащихся на здоровый образ жизни было проведено анкетирование в начале и после трех лет работы по экспериментальным  здоровьесберегающим программам (рисунок 1 А,Б,В).
        Судя по ответам теста «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?» до введения оздоровительных программ у 65% учащихся 811-х классов не были сформированы представления о здоровом образе жизни, а 14% из них необходимо было обратиться к врачу (имели серьезные отклонения в состоянии здоровья). После трех лет работы было отмечено, что уже 73% учащихся более осознанно относятся к принципам здорового образа жизни, занимаются спортом, осуждают вредные привычки: в 3 раза снизилось количество детей, которым необходимо наблюдение врача. Эта группа детей, имеющих наследственные или приобретенные хронические заболевания.
                                     
     
     
            Рис. 1.      Анлиз анкетных данных по ЗОЖ (А)
        По результатам теста выяснения мотивации одного из компонентов здорового образа жизни, а именно правильного питания (Б), было отмечено, что почти у 80% учащихся отсутствовал режим и качество питания: многие дети питались менее трех раз в день, в рационе у детей (особенно в школе) отсутствовало горячее питание, фрукты, овощи, но преобладали мучные изделия и сладкие кондитерские продукты. Вторым немаловажным фактором неправильного питания школьников является низкий материальный уровень семьи (дети из многодетных семей, социально неблагополучных семей, дети педагогов и низкооплачиваемых слоев населения). Это является одной из причин возрастания желудочно-кишечных и сопутствующих им заболеваний у школьников.
               
         


Рис. 1. Умеете ли Вы правильно питаться (Б):
  НРИКП – нет режима и качества питания; ПРПП – практически правильное питание
      После внедрения оздоровительных программ, просветительской работы с учениками, учителями и родителями количество детей, придерживающихся практически правильного питания, возросло в 3 раза. Это было достигнуто за счет следующих мероприятий: организации здорового питания в школе (горячее питание, диетические блюда, овощные салаты, фрукты, витаминизированные соки); работы с родителями (рекомендации для родителей, у которых дети имеют отклонения в здоровье, особенно в пищеварительной системе; организация бесплатного питания для детей из многодетных семей). Работа с учащимися велась в двух направлениях: просветительская  о принципах здорового питания и его влиянии на развивающейся организм и воспитательная  внеклассные мероприятия в виде диспутов, круглых столов, КВНов, занимательных вечеров, факультативных занятий, клубов по интересам (культура питания, правила этикета, питание и красота  фигуры, волос, кожи  и т.п., питание и спорт, национальная кухня и здоровье и др.).
        Что касается теста «Физическая активность» (В), то необходимо указать на следующие моменты: недостаточная физическая активность (НФЗА)  в школах и гимназиях отмечалась у 74% учащихся. Многие учащиеся имели освобождение от занятий физической культурой, но при этом некоторые из них занимались в спортивных секциях. Анализ сложившейся ситуации показал, что зачастую в школах нарушаются требования, которые необходимо строго соблюдать при физическом воспитании детей. Учащиеся и родители  считают данный предмет в школе второстепенным, часто мешающим овладевать необходимыми знаниями. 
        Но после корректировки программ по физическому воспитанию (внедрение учителями физического воспитания новых разработок и стандартов, соответствующих требованиям данного образовательного процесса и положительно влияющих на психофизиологические особенности учащихся) и активному образу жизни (в некоторых школах был введен экзамен по физическому воспитанию) НФЗА сохранилась у 23% учащихся (больные дети, освобожденные от занятий). Для этой группы детей были организованы ЛФК и специальные оздоровительные занятия по физическому воспитанию:  корректировка опорно-двигательного аппарата и плоскостопия, повышение резервных возможностей.
                  Любое исследование, особенно педагогическое, оказывается неполным, если в нем не рассматриваются вопросы формирования личности, ее ценностных установок. Сегодня в тяжелых социально-экономических условиях, как никогда, необходимо формирование всех сторон личности: физических, духовно-нравственных, патриотических. Без формирования ценностных установок не будет здорового образа жизни в широком его понимании.
                 
         
       
                          Рис. 1. Физическая активность (В):
  НФЗА – недостаточная физическая активность; ДФЗА – достаточная активность
        Анализ индивидуального ранжирования ценностей (по результатам анкетирования) до внедрения программ по здоровому образу жизни показал, что из списка терминальных (терминалогических) ценностей на первых местах стоят такие, как: материально обеспеченная жизнь (78%); самостоятельность как независимость в суждениях и оценках (84%); удовольствия, приятное проведение времени (91%); любовь (67%); наличие хороших и верных друзей (53%); образование (47%). Для девочек красота и любовь занимают ведущее положение. К сожалению, только 5% учащихся поставили здоровье на второе и третье место.
          Список инструментальных ценностей у учащихся выглядел следующим образом: независимость  92%, жизнерадостность  96%, смелость  84%, рационализм  37%, образованность  53%; воспитанность, чуткость и терпимость составили лишь  26, 29 и 23% соответственно.
          После внедрения в школы и гимназии психолого-педагогических оздоровительных программ при ранжировании ценностей на первое место здоровье уже ставили 17% учащихся, на второе и третье место  69%. Такие ценности, как образование, творчество, равенство, активная деятельная жизнь, тоже стали занимать в списках учащихся ведущие места. Изменилась и система ранжирования инструментальных ценностей: образование, ответственность, самоконтроль и терпимость вышли на первые места. Это связано, в первую очередь, с формированием новой мотивации и снижением общей и школьной тревожности учащихся.
        Объектом нашего пристального внимания стали дети, которые составили группу риска по образу жизни (они продемонстрировали относительно низкие оценки отношения к ЗОЖ): в школах и гимназиях, где не было психолого-педагогических программ, направленных на формирование ЗОЖ у учащихся, процентное выражение положительного отношения к здоровому образу жизни составило лишь 31%. В то время как реализация подобных программ,  позволяет изменить мотивацию учащихся, о чем свидетельствует возрастание показателя положительного отношения к ЗОЖ до 72%.
      Нами было проведено сравнение данных  России и города Новосибирска (результаты анкетирования) по вопросу осведомленности подростков о наркотиках (рисунок 2). Сопоставление дает возможность констатировать, что телевидение как канал информации о наркотиках у подростков лидирует. На втором месте  информация от друзей и подруг (в большей степени у мальчиков), а на третьем месте  из газет (в большей степени у девочек). Причем по всем трем каналам информации лидируют подростки Новосибирска. Практически в равной степени подростки информацию о наркотиках черпают из журналов. К сожалению, почти в два раза больше подростков Новосибирска получают информацию от родителей и родственников (употребляющих наркотики). Для изучения осведомленности детей о наркотиках, их употреблении, распространённости курения был проведен опрос 500 подростков в возрасте 12 - 16 лет по специально разработанной анкете (комплексная анкета):
1. Более 80 % подростков проводят свое свободное время с друзьями - «просто гуляют», нет никаких интересов.
2. В неполных семьях (только с матерью или только с отцом) живут 65% подростков! Конфликтные ситуации с родителями были у 100% подростков, основная причина которых  «устаревшие взгляды родителей, семейный террор, унижение...».
3. 92% анкетированных на вопрос: «Случалось ли вам употреблять алкогольные напитки несколько раз в год?»  ответили «ДА». Среди причин, по которым подросток впервые пробует наркотик, на первом месте стоит любопытство, стремление испытать незнакомые ощущения  53,3%; затем дурной пример товарищей, знакомых  16,7%; желание получить наслаждение  10,8; уговоры друзей, родственников  12,1%; злоупотребление медицинскими препаратами, желание подавить сильную боль или психическую травму - соответственно 4,1% и 3%.
4. Подростки обоего пола вполне обычно относятся к курению и курят 85%.
5. 60% подростков выразили отрицательное отношение к  употреблению наркотиков. В то же время 12% подростков не потребляют наркотики, но предрасположены к их употреблению; 12% являются потребителями наркотиков и других наркотических веществ (но еще не наркоманы); 5,7% подростков имеют серьезные проблемы с наркотиками.
6. Процентное соотношение форм наркомании, выявленных у подростков, следующее: опийная и героиновая наркомания составляет 81,5%, гашишная  10,2%; полинаркомания  7,9%; эфедроновая наркомания  0,4%. Наибольшая доля опийной и героиновой наркомании объясняется тем, что в связи с острым клиническим течением заболевания подростки чаще обращаются за медицинской помощью (рисунок 3).

     
                Рис. 2.  Осведомленность подростков о наркотиках:
                               Россия;                       Новосибирск
              Рис. 3. Процентное соотношение форм наркомании
                                            (диспансерный учет):
         опийная;             гашишная;           полинаркомания;             эфедроновая

7. Среди подростков растет преступность. В момент совершения правонарушения 78% из них, как правило, находились в состоянии наркотического, алкогольного и токсического опьянения.
    Следовательно, в связи с недостаточной информацией в школьных курсах для обеспечения наркологической грамотности необходимо рассмотрение вопросов профилактики наркомании на основе межпредметных связей, введение спецкурсов и семинаров для учащихся, учителей и родителей, а также расширение воспитательного компонента профилактической деятельности (формирование ценностей). Педагогические (здоровьесберегающие) программы, направленные на укрепление здоровья, должны внедряться до начала поведенческих рисков. Реализация профилактических программ должна осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей подростков, с учетом тех знаний, которые уже получены подростками опытным путем.
      Анализ полученных материалов свидетельствует о том, что к 1216 годам у подростков не сформировано осознанное отрицательное отношение к наркотическим средствам и курению. Это является основанием для разработки программ антинаркотической профилактики с первых лет учебы в школе, включая участие родителей, дифференцированный подход с учетом особенностей образа жизни в семье, обеспечение альтернативных вариантов ЗОЖ в противовес нездоровому.
      Все сказанное выше требует неотлагательных действий по формированию ценностных установок у подрастающего поколения, возрождению духовной культуры общества.
                      Особенности образа жизни студентов вузов
      Педагогическая наука до настоящего времени не дает однозначного и аргументированного ответа на многие вопросы, относящиеся к сущностным и критериальным характеристикам здорового образа жизни и к механизмам его формирования у студентов. Ответ на эти вопросы можно получить лишь при рассмотрении проблемы здорового образа жизни студентов, учитывая основные направления: философско-социологического как интегрального показателя культуры и социальной политики общества; медико-биологического и психолого-педагогического, утверждающего ведущую роль мотивационно-ценностного отношения, сознания, поведения и ценностно-ориентированной деятельности личности для создания своей социокультурной макро- и микросреды жизнедеятельности.   
      Учитывая результаты анкеты «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?», можно сказать, что большинство студентов (рисунок 4) не имеют представления о принципах здорового образа жизни или учитывают лишь немногие из них.  Студенты, набравшие < 160 и 160-280 баллов, относятся к группе риска по состоянию здоровья и образу жизни, численность которой на 1-м курсе выше. В невыгодном положении оказываются студенты технических вузов, так как программа не предусматривает ни один предмет, изучающий человека и его здоровье, также недостаточно внимания уделяется вопросам здоровья и здорового образа жизни на кафедрах физического воспитания.


Рис. 3.2.4. Результаты анкеты «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни:
                   1-й курс;             4-й курс;  *  р < 0,05;  * р < 0,01

      Анкета «Вредные привычки» выявила также неблагоприятную обстановку на 1 и 4 курсах по наркомании, алкоголю и курению (рис.5).
    Употребляли наркотические вещества и не обращались к врачу  на 1-м курсе 24% студентов, на 4-м курсе  18%. Это говорит о скрытой наркомании, о нежелании лечиться и, возможно, о неверии в исход лечения. Тем не менее, студенты заявили о необходимости усиления разъяснительной, профилактической работы по вопросам наркомании: на 1-м курсе  62%, на 4-м  72%.      Употребление алкоголя более 1 раза в неделю на 1 курсе отметили 46% студентов, а на 4  23%. К сожалению, 34% первокурсников и 8% старшекурсников отмечают «помощь» алкоголя при решении жизненных ситуаций; кроме того, 64 и 38% студентов (1-го и 4-го курсов соответственно) указывают на чрезмерное употребления алкоголя кем-либо из членов семьи. Но работа по выявлению мифической или «реальной» помощи алкоголя показывает, что студенты 4-го и 5-го курсов самостоятельно могут провести ранжирование эффектов, оказываемых алкоголем. Что же касается студентов 1-го курса, то им необходима помощь преподавателя, так как, во-первых, отсутствуют навыки самостоятельной работы; во-вторых, у студентов младших курсов недостаточно научных знаний для обоснования того или иного эффекта действия алкоголя на организм.
    Процент курящих студентов довольно высок (в том числе и девушек). На первом курсе курят 56% (в НГПУ на факультете иностранного языка курят 74% девушек), на 4-м  36%. Стаж курильщиков колеблется от 1 года до 5 лет. Разница в возрасте составляет всего три года, а факторов риска у первокурсников в 2-3 раза больше, что непосредственно скажется на их здоровье к 4-му курсу, и, как следствие, успеваемости и получения профессиональных навыков.

   
                Рис. 5. Наличие вредных привычек у студентов:
                       1-й курс;             4-й курс;           студенты ФИЯ
    При исследовании у студентов вопросов питания, было выявлено, что на первом курсе питаются три раза в день от 37% до 46% студентов, а на 4-м  от 23 до 27%. Ежедневно употребляют горячие первые блюда на 1 курсе 23% студентов, на 4-м  38%. Фрукты и овощи на первом курсе 3 раза в неделю употребляют 67% студентов, а на 4-м  лишь 12%.
    Нерегулярное питание, недостаток витаминов и микроэлементов у студентов в условиях Сибири приводит к возрастанию заболеваний пищеварительной системы у студентов выпускных курсов в 1,5 раза по сравнению со студентами 1-го курса. Неправильное питание сказывается также на физической и умственной работоспособности студентов. А в комплексе с вредными привычками  снижает иммунный статус организма юношей и девушек.
      Ведущее место в здоровом образе жизни занимает физическая культура, которая способна решить задачи, связанные с уменьшением заболеваемости, профилактикой патологических состояний, формированием и развитием здоровья.
    Несмотря на выраженный оздоровительный эффект физической культуры, к сожалению, у многих учителей школ наблюдается отрицательное отношение к ней, а студенты в вузах часто избегают посещать занятия по физическому воспитанию: из 1446 обследованных студентов 2,6% на 1-м курсе и 3,6% на 4-м курсе освобождены от занятий физкультурой; 9,7% и 15,1%  соответственно занимаются в специальной медицинской группе, а остальные студенты должны посещать занятия, но регулярно занимаются только 52% студентов.   
        В ответах на вопросы анкеты: «Место физической культуры в твоей жизни» студенты отметили, что утренней гимнастикой на 1-м курсе занимаются 26% (регулярно лишь 4%), на 4-м  34% (регулярно  10%). Тренируются в спортивных секциях 23% всех студентов (регулярно  13%), занимаются различными видами закаливания лишь 11% студентов и то нерегулярно. На вопрос «Что дает урок физкультуры?»: 41% ответили - активный отдых, 29%  зачет по предмету, только 2%  здоровье и 28%  ничего не дает. Это может говорить о том, что в вузах отношение к физическому воспитанию достаточно формальное (в 72% никто студентам не советует заниматься, а в остальных случаях это родители и врачи), поэтому свой досуг студенты проводят пассивно ( посещают друзей, ничего не делают 34-44%).
      Известно, что физического здоровья не будет без духовного, поэтому мы провели анкетирование студенток НГПУ (289 человек) различных факультетов по вопросам, касающимся духовного компонента во взаимоотношениях между полами и  репродуктивного здоровья.
      На 1-й вопрос анкеты «Что Вы считаете скрепляющим стержнем семьи?»  любовь как главный объединяющий стержень отметили на: ФРЯиЛ  76%,  ФИЯ  70%,  ФНО - 65%; секс: ФРЯиЛ  9%, ФИЯ  12%, ФНО  14%; материальное накопление ценностей:  ФРЯиЛ  15%, ФИЯ  18%, ФНО 21%.
      По рейтингу любовь поставили на первое место больше студентов филологического факультета, что, по-видимому, может быть связано с большим количеством прочитанной художественной литературы, задающей образцы культуры человеческих отношений.
      На 2-й вопрос анкеты «Допускаете ли Вы возможность добрачных связей и «пробный» брак?»  92% студенток допускают такую возможность! Студентки, которые скрепляющим стержнем семьи считают секс и материальное благополучие, как правило, положительно оценивают возможность внебрачных связей и «пробный» брак.
      На 3-й вопрос анкеты «Как Вы считаете, есть ли сейчас романтическая любовь?»  89% респонденток отметили исчезновение романтической любви, но все 100% хотели бы иметь такие отношения.
    На 4-й вопрос анкеты «Назовите причину девальвации любви как человеческой ценности?» - причинами, разрушительно определяющими девальвацию любви как ценности, студенты назвали эротику  2%, порнографию  19,5%, средства массовой информации  67% (телевидение  89%), эмансипацию женщин  1,5%, превосходство материальных ценностей над духовными  54%.
    На 5-й вопрос анкеты «Как Вы относитесь к проституции?» - к сожалению, большинство студенток к проституции относятся безразлично (40,5%) или положительно (48%) и только 11,5% студенток осуждают данное социальное явление.
    Полученные результаты позволяют сделать заключение, что репродуктивное поведение у большинства студенток не сформировано, в обществе произошла девальвация таких ценностей, как любовь, семья, добрачное целомудрие.      Необходим жесткий контроль за средствами массовой информации по пропаганде и навязыванию порнографии, стимуляции преждевременной сексуальной активности, что приводит к бездуховности и деградации личности.
      Задача педагогов, совместно с родителями и всем педагогическим сообществом, помочь сформировать репродуктивное поведение (особенно его духовный компонент) у девушек-подростков, помочь им определиться со своей социальной ролью, научить как можно сохранить собственное здоровье и здоровье будущих поколений.
    Следовательно, по результатам анкет можно сделать вывод, что у студентов доминирует низкая двигательная активность и нездоровый образ жизни, который сказывается на состоянии их здоровья.
    Создание оздоровительных программ по физическому воспитанию и по ЗОЖ для вузов на сегодняшний день является насущной необходимостью, так как они несут в себе не только оздоровительный физический, но и духовный компонент, помогут студенту стать творцом собственного здоровья. Будущий специалист, особенно педагог, должен владеть принципами здорового образа жизни, иметь твердую убежденность в их практической  реализации в учебно-воспитательном процессе школ и гимназий.
      Таким образом, имея слабую мотивацию на здоровый образ жизни еще со школы, молодежь не приобретает ее и в студенческие годы, что отражается на здоровье нации.
                              Особенности образа жизни учителей
      В настоящее время существует значительный разрыв между теорией и практикой. С одной стороны, разработано много инновационных теорий (воплощение которых осуществляют учителя-новаторы, ученые), призванных решать сложные вопросы образовательно-воспитательного процесса; с другой  многие теории «буксуют» в реальной обстановке образовательных учреждений: это и недостаток опыта у молодых преподавателей; «профессиональная усталость» учителей старшего поколения; незнание социально-психологических особенностей учащихся; сложные экономические условия и т.д.
      Результаты анализа анкеты для учителя показали, что у значительной части педагогов имеются различные хронические заболевания, вегетативные расстройства, состояние утомления, синдром «педагогического выгорания». В то же время только 48% из них проводят элементарную утреннюю гигиеническую гимнастику и лишь единицы занимаются оздоровительной физкультурой; потребляют алкоголь 85,7% учителей, а курят  от 13 до 27% (это при том, что основную массу учителей составляют женщины).
      Как и школьники, педагоги отсутствие занятий физической культурой объясняют нехваткой времени (66%), силы воли и ленью (21%), прочими причинами (13%).
      В вопросах здорового питания у учителей также имеются проблемы: регулярное трехразовое питание лишь у 23% учителей; ежедневное горячее питание (первые блюда) только у 17%; основной объем пищи приходится на вечернее время (19-20 часов). Фрукты и овощи учителя потребляют реже, чем студенты и учащиеся (в основном овощи со своих участков: картофель, морковь, капуста и др.). Такое питание учителей связано с нехваткой времени, низким материальным достатком.
      Одной из важных проблем формирования здорового образа жизни у школьников является проблема физической культуры педагогического коллектива школы.
        В связи с этим в школе для изучения вопроса подготовленности педагогического коллектива к участию в спортивных мероприятиях и с целью изучения вопроса организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня было проведено анонимное анкетирование учителей школ и гимназий, в которых нет оздоровительных программ. Все поставленные в анкете вопросы и ответы были сгруппированы в три блока:
      1. Теоретическая ориентация педагога в вопросам физической культуры:
  а)  обоснование необходимости физической культуры для нормального развития, формирования и укрепления здоровья ребенка (владеют);
  б)  принципы организации физического воспитания (знакомы).
      2. Практическая реализация знаний педагога по физическому воспитанию школьников:
а) не рекомендуют учащимся заниматься физической культурой (1) и обоснование (2 - слабое здоровье, 3 - плохая успеваемость и учебная загруженность);
    б) регулярно организуют физкультурные минутки, из них: 2 - при стаже работы до 5 лет, 3 - при стаже от 6 до 15 лет, 4 - при стаже более 15 лет;
в) причины отсутствия организации физической активности детей в процессе занятий (1 - не умеют и не знают зачем, 2 - мешает учебному процессу, 3 - не эффективно, 4 - прочие причины).
      3. Позиция педагога по некоторым аспектам физического воспитания учащихся:
    а) степень необходимости занятий физической культурой, кроме уроков физкультуры (1 -  необходимо, 2 - желательно и по возможности);
    б) влияние занятий физической культурой на обучаемость школьников (1 - помогает, 2 - мешает);
    в) необходимые формы организации физической активности учащихся в условиях школы, кроме уроков физкультуры (1 - физкультминутки на уроках, 2 - час здоровья, 3 - активные перемены);
    г) мнение педагога о месте двигательной активности и закаливания в структуре факторов развития, сохранения и укрепления здоровья ребенка (питание, вредные привычки, бытовые условия, режим дня, уровень организации медицинской помощи, фитотерапия и витаминотерапия): 1 - второе место, 2 - третье место, 3 - четвертое место, 4 - пятое место, 5 - шестое место;
    д) учителя поставили ДА и закаливание на 2-е и 3- место в зависимости от стажа: до 5 лет, от 6 до 15 лет, более 15 лет.
      Результаты анкетирования представлены на рисунках 6, 7, 8 и 9 по блокам. Несмотря на достаточно высокую теоретическую подготовку большого количества педагогов школ,  80% учителей владеют вопросами физической культуры (учителя 511-х классов на 60% знакомы с принципами организации физического воспитания). Однако практическая реализация знаний осуществляется только в начальных классах (составляет 62%), что же касается учащихся 511-х классов, то эта цифра составляет лишь 40%. Регулярно организуют физкультминутки учителя со стажем от 6 до 15 лет, в основном в начальных классах, учителя со стажем более15 лет только в 20% случаев применяют физкультминутки для разгрузки учащихся.  Причины, по которым учителя не желают проводить оздоровительные физкультминутки, различны, в то же время в анкетах отмечается необходимость физического воспитания школьников. Многие учителя считают, что достаточно только проводить физкультминутки на уроках, однако 30% учителей за разнообразные формы организации физической активности, но чтобы физическая культура помогала, а не мешала учебному процессу.

     
        Рис. 6. Организация физической активности учащихся в
процессе занятий: 1 -не умеют и не знают зачем; 2 - мешает учебному процессу,
                                    3- не эффективно;  4 - прочие причины
        Вызывает озабоченность и недоумение позиция, что, по мнению многих педагогов, двигательной активности и закаливанию принадлежит второстепенная роль среди факторов, влияющих на здоровье, причем с возрастом количество педагогов, отмечавших важную роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, значительно уменьшается.
    Причина негативного отношения многих учителей к урокам физического воспитания в школе следующая: урок физкультуры не выполняет две основные функции  оздоровительную и функцию «разрядки», т.е. снятие умственного напряжения.
    Учителя отмечают, что дети приходят на последующие уроки перевозбужденные, у них снижена умственная работоспособность и внимание (что согласуется с данными, полученными в последнее время учеными). В связи с этим также необходимо пересмотреть методику преподавания данного предмета с позиций «педагогики здоровья» и «здоровьеразвивающего» обучения.

     
Рис.7. Позиция педагога по некоторым вопросам физического воспитания:                                                    абсолютно необходимо -                                               желательно
    Следовательно, учителя так же, как школьники и студенты, не имеют научного представления о сущности здорового образа жизни, и это мешает им должным образом заботиться о своем здоровье. Их суждения о здоровом образе жизни носят общий и односторонний характер (в основном речь идет о вредных привычках).
      Рис. 8. Мнение педагога о месте двигательной активности и
                  закаливания в укреплении здоровья ребенка
     
                          Рис. 9. Мнение учителей о закаливании
    Все сказанное свидетельствует о необходимости оказания учителям помощи в управлении собственным здоровьем (создание программ повышения квалификации по вопросам ЗОЖ) и овладение ими обоснованных технологий обучения и воспитания школьников здоровому образу жизни. Наряду с этим необходимо создать условия (экономические, социальные и психологические) для учителей по сохранению собственного здоровья и выработки у них мотивации на здоровый образ жизни.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05