ояснительная записка
      В современном обществе все больше осознается тот факт, что научно-технический прогресс не разрешит проблемы цивилизации, так как наруше-ны нравственные ориентиры. Идет уничтожение духовной сферы человека и сформировавшихся общечеловеческих ценностей, отмечается кризис лично-сти и ее дегуманизация.    До недавнего времени в школах уделялось мало внимания воспитанию детей в области сохранения здоровья. Недооценка воспитания и обучения в области сохранения здоровья стала причиной низ-кой экологической, медицинской и гигиенической культуры подрастающего поколения и повышения риска для жизни. Процесс воспитания молодежи в области здорового образа жизни, социального и ответственного отношения к личной безопасности должен быть непрерывным, осуществляться всем педа-гогическим сообществом. Отсюда следует, что педагоги дролжны владеть методикой обучения здоровому образу жизни.
    Дисциплина «Методика обучения ЗОЖ» предназначена для приобретения школьниками обширных практических знаний в области здоровьесберегаю-щей деятельности.
          Главное для студентов в подготовке к будущей педагогической дея-тельности - овладеть пониманием системы воспитывающего обучения, зна-нием основ процесса преподавания и руководства познавательной деятельно-стью учащихся. Молодому педагогу необходимо хорошо ориентироваться в многообразии форм, методов и методических приемов, свойственных препо-даванию, с тем, чтобы умело использовать их в своей работе с детьми разно-го возраста при разных обстоятельствах, формируя у них культуру здоровья и ЗОЖ.
    Качественное обновление содержания педагогического образования, пре-дусмотренное государственным образовательным стандартом высшего про-фессионального образования, направлено на развитие и самоопределение бу-дущего учителя.
      Методика обучения ЗОЖ базируется на общих педагогических положе-ниях применительно к своеобразию изучения материала. Педагогу необхо-димо ясно представить весь ход воспитывающего обучения по всему цмклу здоровьесберегающего образования в школе и осуществлять его научно пра-вильно и планомерно в преподавании каждого предмета. Ввиду специфики предмета студентам необходимо изучать межпредметные связи в области здоровьесбережения, осуществляя взаимосвязь с такими предметами, как биология, география, физика, химия, физическая культура, основы медицин-ских знаний, технология и др.
              Своеобразие материала определяет не только специфику методики преподавания ЗОЖ, но и его воспитательные возможности. Методика помо-гает учителю правильно отбирать наиболее существенные элементы основ науки, типичные объекты изучения и излагать учебный материал в формах и связях, наиболее доступных для понимания и запоминания.    Интеграция знаний методики обучения ЗОЖ осуществляется через изучение методов и приемов, форм организации обучения, направленных на формирование и развитие человека здорового.           
  Таким образом, учебный предмет объединяет знания, отобранные из соот-ветствующих наук в системе, определяемой методическими закономерностя-ми обучения и воспитания сообразно общеобразовательным целям и возрас-тным особенностям учащихся.
    Рабочая программа курса имеет ряд своих особенностей. Во-первых, курс максимально приближен к потребностям современной школы, требующим реализации единства обучения, воспитания и развития учащихся в учебном процессе. Во-вторых, курс призван сформировать у студентов целостное представление о методике преподавания ЗОЖ как частной дидактики и о  ЗОЖ как объекте изучения. В- третьих, в программу заложена идея поэтап-ного обучения студентов самостоятельной педагогической деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий в школе (системы контроля, оценки и мониторинга). Курс имеет практико-ориентированный характер. 
          Цель предмета: Сформировать осознанную мотивацию на здоровый образ жизни, а также сохранения собственного здоровья и здоровья других. Осознанное отношение к профессии учителя, овладение профессиональными умениями и навыками.
                Основными задачами методики обучения ЗОЖ являются:
1. Изучение процесса обучения и воспитания через предмет.
2. Выявление современных требований к специфической  подготовке студен-тов по педагогическим здоровьесберегающим технологиям.
3. Обеспечение усвоения студентами основных положений «методики обуче-ния ЗОЖ».
4. Усвоение умений и навыков по использованию педагогических технологий при конструировании учебно-воспитательного процесса.
5. Формирование и развитие творческой личности будущего учителя ЗОЖ в целом процессе профессиональной подготовки на основе психолого-педагогического, общенаучного и специального образования.
6. Формирование научно-гуманистического и экоцентрического миропони-мания окружающей действительности.
  Уровень обученности студентов состоит из основных знаний и умений.
  Студентам необходимо знать: опорные научные знания по предметам ва-леология, биология, педагогика, психология, философия, логика, медицина, социология, культурология и др.; основы дидактики, а также нетрадицион-ные формы организации учебно-воспитательного процесса; научные основы моделирования новых учебных программ; закономерности и принципы обра-зовательного процесса предмета ЗОЖ; классические методики преподавания; прогрессивные методики и технологии; систему основных методов обучения; формы организации учебной деятельности, как классической, так и нетради-ционной; исследовательскую работу в сфере образования по проблеме здоро-вья и здорового образа жизни; требования Закона РФ «Об образовании» и других нормативных документов.
  Студентам необходимо уметь: свободно оперировать основными поня-тиями курса «Методические основы обучения ЗОЖ»; применять опорные знания в непосредственной деятельности на практических и семинарских за-нятиях по данному предмету; осуществлять интеграцию на основе межпред-метных связей; составлять тематический план по изучаемому предмету; со-ставлять поурочные планы в классической форме и с нетрадиционными под-ходами; использовать современные технологии в решении дидактических за-дач; уметь организовывать самостоятельную работу с использованием твор-ческого потенциала учащихся, работу с родителями, работу с дополнитель-ной литературой, лабораторным оборудованием; проводить различные виды анализа текстов из литературных источников, различных суждений, самоана-лиз; использовать ТСО, аудио, видео технику и компьютер в учебно-воспитательном процессе; проводить исследовательскую работу.
              Программа ориентирует на использование оптимальных форм орга-низации учебной деятельности студентов, активизирующих и нетрадицион-ных методов преподавания с использованием материально-технической базы. Система оценивания качества знаний, умений и навыков смещена в сторону умений и навыков через знания предмета, отсюда, главным является оценка степени умений и навыков педагогической деятельности по предмету.
Объем курса 80 часов, из которых 40 аудиторных занятий и 40 часов само-стоятельной работы. Лекционный курс (10 час) предусматривает ознакомле-ние студентов с основами методики обучения ЗОЖ. На практических и семи-нарских (20 часов и 10 часов, соответственно) занятиях студенты получают умения и навыки педагогической деятельности (конструируют фрагменты уроков и внеклассных мероприятий, а затем и полные уроки, разработка про-грамм по ЗОЖ и т.д.). Конечным результатом учебной деятельности является итоговый зачет и экзамен за теоретико-практическую работу.

                        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
                                                 
                                              Лекционный  курс

Тема 1. Введение в общие вопросы методики обучения предмета.
      Цели и задачи учебного курса методики обучения ЗОЖ. Его место в сис-теме учебных дисциплин педвуза. Сущность процесса модернизации Россий-ского образования. Основные типы образовательных учреждений.  Методика преподавания - педагогическая наука. Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ЗОЖ. Основные проблемы мето-дики преподавания ЗОЖ. Связь методики преподавания ЗОЖ с другими нау-ками.
Тема 2. Логическая форма понятия в контексте учебного процесса.
      Структура понятия на уровне формальной и диалектической логики. Дре-во понятий. Сборник понятий. Виды понятий. Вопросы: понятия, суждения, умозаключения. Понятия по ЗОЖ, их особенности.
Тема 3. Методы преподавания.
      Система методов и приемов. История развития методов. Классификация методов: словесные, наглядные, практические. Современный взгляд на клас-сификацию методов. Методы и приемы, обеспечивающие развитие мысли-тельной деятельности. Особенности выбора методов для изучения предмета  с учащимися младшего, среднего и старшего звеньев. Значение интерактив-ных методов обучения для ЗОЖ. Аудиовизуальные, интерактивные, инфор-мационные и коммуникативные технологии как основа современного образо-вательного процесса.
Тема 4. Формы организации учебно-воспитательной деятельности.
      Урок как основная классическая форма. Требования к современному уро-ку. Классификация уроков, их характеристика. Схема анализа здоровьесбере-гающего урока, особенности анализа современного урока. Методика отбора содержания материала по ЗОЖ.  Современные нетрадиционные формы орга-низации учебно-воспитательной деятельности по ЗОЖ, их педагогическая ценность для личностного развития и сохранения здоровья учащихся разного возраста. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Иг-ровая ситуация при организации учебной деятельности по ЗОЖ. Активные формы организации учебно-воспитательной деятельности: формы групповой деятельности, использование дифференцированного подхода в обучении ЗОЖ как средство развивающего обучения. Профильное образование и здо-ровьесбеоегающие технологии.
Тема 5. Контроль качества знаний по БЖД.
    Система контроля и самоконтроля.  Особенности контроля качества зна-ний по ЗОЖ. Нетрадиционные формы контроля. Творческие задания, мето-дика их организации и контроля. Влияние оценки и отметки на личностное развитие учащихся.
                                      Темы практических и семинарских занятий:
Тема 1. Работа с понятиями - основа развития мыслительной деятельности.
Тема 2. Учебные программы и их анализ с позиций здоровьесбережения.
Тема 3. Методика построения здоровьесберегающих уроков.
Тема 4. Методы, активизирующие учебную деятельность.
Тема 5. Нетрадиционные методы проведения занятий по ЗОЖ.
Тема 6. Организация оздоровительной работы в школе и вузе.
Тема 7. Разработка программ «Здоровья».
Тема 8. Внеклассные виды работы по ЗОЖ.
Тема 9. Нетрадиционные формы контроля обученности учащихся.
Тема 10. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в системе образования.
Тема 12. Обобщающая конференция - « Педагогика здоровья».
Самостоятельная работа студентов
Студент имеет право выполнить один пункт из каждого раздела:
  1. Работа с литературой: а) конспект литературного источника - науч-ной статьи, главы монографии, методических разработок, диссертаций и т.д.; б) разработка рефератов по проблемам курения, алкоголя, наркомании и токсикомании; здоровому питанию, физической активности; половому вос-питанию; в) составление списка научно-популярной литературы по различ-ным проблемам, подборка интересного материала и литературы для школь-ников; г) составление словаря понятий по проблеме; д) рецензирование ху-дожественных произведений (книги, кино, картины), в которых ярко звучит одна из тем ЗОЖ.
  2. Разработка школьного мероприятия: а) разработка школьного вечера; б) разработка КВН; в) разработка деловой игры; г) сценарий любого меро¬приятия в школе - «Дня здоровья», «Картинная галерея», «Выставка - мир мифов и реальностей», «Я быстрее и сильнее всех», «День здорового пита-ния» и др.
3. Изготовление наглядной агитации: плакаты, бюллетени, листовки (ан¬тиреклама ); оформление раздела стенда «Здоровый образ жизни».
4. Изготовление презентаций, видеофильмов или компьютерных про-грамм.
                     
                            ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

         
          Т Е М А
Лек.
Лабор/практич.
занятия
Семинары
Сам.
работа
1. Введение в общие вопросы методики обучения предмета
2. Логическая форма понятия в контексте учебного процесса       
3. Методы преподавания
4. Формы организации учебно-воспитательной деятельно-сти
5. Контроль качества знаний по ЗОЖ
  2

  2
  2

  2



  2


 

 
      4
      4

      8



      4


 
      2


      4

      2
     


      2


    2

    8
    10

    10



    10

 
                          Всего:            10            20                        10                40         
                 
             
                  СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
                                                 
                                        Основная литература

1. Айзман Р.И., Муравьева Я.Л., Абаскалова Н.П. и др. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии: часть 1 и 2. Новосибирск, 1997
2. Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. Педагогика здоровья. - М.: 1990
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: 1990
4. Белич В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. Челя-бинск, 1991
5. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Красноярск, 1992
6. Беспалько В.А. Составляющие педагогической технологии. - М.: 1989
7. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. - М.: 1991
8. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.:1993
9. Гетманова А.Д. Логика. - М.: 1995
10. Горский Д.П. Краткий словарь по логике. - М.: 1991
11. Денисов А.Ф. Введение в педагогическую логику. Красноярск, 1997
12. Климова В.И. Человек и его здоровье. - М.: 1990
13. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: 1975
14. Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить: Методическое пособие для учите-лей.- Новосибирск:Лада, 2000.- 292 с.
                                     
                                      Дополнительная литература

1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: 1984
2. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. - М.: 1992
3. Здоровье, личность, образование. Кемерово, 1996
4. Здоровье и образование/ Под ред. В.В. Колбанова. - СПб., 1999
5. Казначеев В.П. Методологические проблемы экологии человека. Новоси-бирск, 1993
6. Моя книга здоровья: Приложение к программе «Здравствуй!»/ М.Л. Лаза-рев. М., 1997
7. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты/ Щедрина А.Г.- Новосибирск,1989 
8. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. М., 1994
9. Ланцберг Л.А. Физическая тренировка как средство укрепления здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. М., 1988
10. Орешкин Ю.А. К здоровбю через физкультуру. М., 1990
11. Рубанович В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры. Новосибирск, 1997
12. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М., 1991
13. Мильнер Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздорови-тельной физкультуры. М., 1991
14. Покровский А.А. Беседы о питании . М., 1986
15. Малахов П.П. Очищение организма и правильное питание. СПб., 1996
16. Воробьев Р.И. Питание и реальность. М., 1997
17. Скурыхин И.М., Шатарников В.А. Как правильно питаться. М., 1989
18. Казин Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты. Монография.- Кемерово, 2010.- 214 с.
19. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика.- Учебное пособие / Под. Ред Э.М.Казина.- Кемерово, 2009.-347 с.         

                                     
                        КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для студентов разработаны задания, в которых представлены материа-лы для контроля за работой по предмету:

1. Анкеты обратной связи для лекций и практических занятий.
2. Таблицы для составления сборника понятий и вопросы-понятия и сужде-ния, составление древа понятий с использованием логических операций
3. Составление комплексов оздоровительных упражнений с возможностью использования их на уроках в виде  физминуток.
4. Составление собственного комплекса оздоровительных упражнений с уче-том здоровья и работоспособности.
5.Разработка деловой игры –  Основы здорового образа жизни.
6. Для анализа и построения программы студенты должны ответить на сле-дующие вопросы:
• Чем объяснить, что при построении программы необходимо учитывать  критерии?
• Почему структура программы напрямую зависит от отбора содержания по предмету и логическому построению его?
• В каком случае мотив обучения ЗОЖ будет совпадать с целью обучения?
• Чем объяснить, что при построении программы необходимо учитывать возрастные, психофизиологические особенности учащихся?
• В чем суть анализа и сопоставления различных программ по ЗОЖ?

Тематика курсовых работ
          Примерный план курсовых работ предполагает более глубокое изуче-ние предмета. Такая форма организации деятельности способствует разви-тию у студентов умений и навыков самостоятельной работы с дополнитель-ной литературой, умений отбора содержания материала, его оформления в мини – научное исследование. Если у студентов возникает интерес к иссле-довательской работе, то курсовая работа может быть оформлена в виде ди-пломной (дополнительно работа содержит экспериментальную часть):
1. Активные формы организации учебно-воспитательной деятельности по ЗОЖ  (вариантность: с 1-го по 11-й классы).
2. Нетрадиционное конструирование уроков по ЗОЖ в школе или занятий в вузе.
3. Игра как активизирующий фактор при выработке навыков и умений по ЗОЖ.
4. Практическая работа (комплексы оздоровительных упражнений) на уроках  – гарантия развития умений и навыков применять полученные знания для сохранения здоровья.
5. Роль ТСО и компьютеризации в учебно-воспитательном процессе при формировании ЗОЖ (создание видеофрагментов, компьютерных про-грамм).
6. Необходимость системы непрерывного образования по ЗОЖ.
7. Профилактика вредных привычек через организацию учебно-воспитательной  работы (курение, алкоголь, наркотики, неправильное пи-тание, малоподвижный образ жизни, беспорядочные половые связи).
8. Профилактика СПИДа и ЗППП.
9. Методика организации работы в школе по вопросам полового воспитания (разработка факультативов, спецкурсов, лекториев, внеклассных меро-приятий).
14. Электронный вариант контролирующих программ по ЗОЖ для учащихся разного возраста (с 5 по 11 класс).

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05