Пояснительная записка

Образование является одним из наиболее эффективных механизмов раз-вития личности и повышения социального статуса и защищенности граждан.
Валеологическое сопровождение воспитательно-образовательного про-цесса – это комплекс мероприятий, включающих анализ и дифференциацию образовательных маршрутов учащихся в сопоставлении с показателями ус-пешности обучения, результатами тестирования, прогнозирования и коррек-ции функционального состояния каждого учащегося, с учетом степени его адаптации к учебному процессу, работоспособности  и здоровья.
            Под здоровьесберегающими технологиями в образовательной среде  следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающих-ся и воспитанников, учитывающую важнейшие характеристики образователь-ной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье конкретной  группы лиц.
Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, спо-собов и приемов его реализации; использования совокупности средств в опре-деленной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Цель освоения курса — содействие формированию у студентов общекуль-турных и профессиональных компетенций в области проектирования приме-нения здоровьесберегающих технологий в различных социальных средах (пу-тем формирования культуры здоровья, создания оптимальных условий обуче-ния, использования физических упражнений, а также современных психологи-ческих средств воздействия на личность).

Курс нацелен на:
    — развитие ориентировочных компетенций о современных технологиях и методах здоровьесбережения ребенка в социальных областях жизнедеятельно-сти;
    — изучение возможностей применения здоровьесберегающих технологий в отношении детей разного возраста в условиях различных социальных сред;
    — развитие анализа особенностей применения здоровьесберегающих техно-логий в отношении детей разного возраста в ус-
ловиях различных социальных сред;
    — формирование у студентов проектировочной компетенции в здоровьес-берегающих технологиях в отношении детей разного возраста в условиях раз-личных социальных сред.

  Результат освоения курса
    Студент знает о современных технологиях и методах здоровьесбережения в социальных областях жизнедеятельности детей; способен продемонстрировать проектировочную компетенцию в здоровьесберегающих технологиях в отно-шении детей разного возраста в условиях различных социальных сред;
будет уметь комплексно проектировать, организовывать и внедрять здоровь-есберегающие технологии с учетом возраста ребенка и характера социальной среды.
  Итоговая аттестация по дисциплине       
    Итоговая аттестация по дисциплине осуществляется по накопительной сис-теме и заканчивается экзаменом, который позволяет определить степень сфор-мированности знаний по применению разнообразных методов здоровьесбере-жения детей, умений проектировать использование технологии здоровьесбе-режения в конкретных социальных условиях.

  Курс рассчитан на 120 часов (24 ч. лекции, 6 ч. семинары, 30 ч. лабораторно-практические занятия и 60 ч. самостоятельная работа)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционный  курс
Тема 1. Технологии сохранения здоровья
      Здоровье, его критериальные показатели. Здоровьесберегающие техноло-гии и их классификация. Валеология как методологическая основа здоровьес-берегающих  технологий. Здоровьесберегающие технологии в профессиональ-ной деятельности.

Тема 2. Современные концепции и нормативно-правовые регуляторы ох-раны здоровья детей и подростков.
      Роль государства, общественных движений и организаций в формировании здорового образа жизни детей. Роль семьи, педагога, образовательного учреж-дения в здоровьесбережении детей, приучении их к здоровому образу жизни и воспитанию культуры здоровья.

Тема 3.  Классификация технологий
      Технологии здоровьесбережения детей, их классификация, оценка эффек-тивности. Медико-гигиенические технологии здоровьесбережения подростков и молодежи в образовательном процессе. Технологии сбережения физическо-го, психического и социально здоровья ребенка на разных возрастных этапах.

Тема 4. Профессиональное здоровье педагога.
    Вопросы сохранения профессионально-личностного здоровья современного учителя. Причины развития синдрома эмоционального выгорания в профес-сиональной деятельности педагога. Здоровье учителя как неотъемлемая со-ставляющая здоровья ученика. Развитие профессионально-личностного здоро-вья учителя в образовательном процессе учреждений. Профилактика профес-сиональных заболеваний.

Темы практических и семинарских занятий:
Тема 1. Технологии сохранения и укрепления здоровья
    Комплексная универсальная модель развития человека - «Цветок потенциа-лов» В. А. Ананьева. Раскрытие потенциалов (компетенций) личности. Интел-лектуальный аспект здоровья (потенциал разума) — способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать объектив-ные знания и воплощать их в жизнь. Личностный аспект здоровья — потенци-ал воли. Эмоциональный аспект здоровья — потенциал чувств. Физический аспект здоровья — потенциал тела. Социальный аспект здоровья — общест-венный потенциал. Творческий аспект здоровья — креативный потенциал. Ду-ховный аспект здоровья — духовный потенциал.

Тема 2. Технологии здоровьесбережения подростков.
  Технологии сохранения физического здоровья подростков. Технологии со-хранения психического здоровья подростков. Технологии сохранения соци-ального здоровья подростков. Технологии сбережения подростков в учебной деятельности. Технологии сбережения здоровья подростков во внеучебной деятельности. Технологии системы дополнительного образования для сохра-нения здоровья подростков. Технологии здоровьесбережения подростков в се-мье.  Технологии формирования здорового образа жизни у подростков.

Тема 3. Технологии профилактики девиантного поведения у подростков.
    Психотерапевтическая направленность личностно-ориентированных техно-логий. Технологии сотрудничества и сотворчества в обучении и воспитании. Здоровьесберегающие коммуникации в педагогическом процессе.

Тема 4. Технологии сохранения и укрепления здоровья педагога.
      Технологии здоровьесбережения в профессиональной деятельности (на примере осваиваемой профессии). Технологии здоровьесбережения в досуго-вой деятельности. Использование арт-технологий и творческой деятельно-
сти с целью здоровьесбережения.

Тема 5. Проектирование и организация здоровьесберегающей образова-тельной среды.
    Здоровьесберегающие программы, их особенности. Здоровьесберегающие проекты для среднего и дополнительного образования.

Тема 6. Разработка электронно-методического ресурса  по темам курса.
Применение ИКТ в реазизации здоровьесберегающих технологий. ИКТ и здо-ровье.



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

         
          Т Е М А
Лек.
Лабор/практич.
занятия
Семинары
Сам.
работа
Тема 1. Технологии со-хранения здоровья
Тема 2. Современные кон-цепции и нормативно-правовые регуляторы ох-раны здоровья детей и подростков.
Тема 3.  Классификация технологий
Тема 4. Профессиональное здоровье педагога.


  4

 
 

  4



  10

  6
 

 
     
     

      6



      20 

      4
 
      2


      2

     
     


     

      2
    8

   
   

    10



    30

    12
          Всего часов:                            24          30                        6                  60


Самостоятельная работа — один из основных видов учебной работы обу-чающихся по курсу.
    Целью самостоятельной работы является:
 cистематизация, закрепление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
 формирование умений самостоятельно работать с информацией, исполь-зовать нормативную, правовую, справочную, учебную и научную лите-ратуру;
 развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и органи-зованности;
 формирование самостоятельности мышления, способностей к самораз-витию, самосовершенствованию и самореализации;
 развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа по усмотрению преподавателя может выполняться обучающимися индивидуально или коллективно (творческими группами), при этом преподаватель должен исходить из цели, объема, кон-кретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
Темы для самостоятельной работы:
Технологии здоровьесбережения подростков:
 Технологии сохранения физического здоровья подростков.
 Технологии сохранения психического здоровья подростков.
 Технологии сохранения социального здоровья подростков.
 Технологии сбережения подростков в учебной деятельности.
 Технологии сбережения здоровья подростков во внеучеб-
 ной деятельности.
 Технологии системы дополнительного образования для со-
 хранения здоровья подростков.
 Технологии здоровьесбережения подростков в семье.
 Технологии формирования здорового образа жизни у под-
 ростков.
  Технологии здоровьесбережения молодежи:
 Технологии сохранения физического здоровья студентов.
 Технологии сохранения психического здоровья студентов.
 Технологии сохранения социального здоровья молодежи.
 Технологии здоровьесбережения молодежи в системе образования.
  Технологии здоровьесбережения в профессиональной деятельности:
          Технологии сохранения здоровья педагогов.
          Технологии здоровьесбережения в досуговой деятельности.
          Использование арт-технологий и творческой деятельности с целью здо-ровьесбережения.
      Электронная презентация одной из здоровьесберегающих  технологий
      Разработка электронно-методического ресурса по темам курса

                                        Рекомендуемая литература
    Основная
1. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и
2. контроль / Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. 2-е изд. Ростов н/Д, 2007.
3. Ким С. В. Валеологическая безопасность образования. Ресурсы педаго-гических систем. СПб., 2005.
4. Практикум по технологиям обучения современного студента /А. Г. Гер-цов, О. Б. Даутова и др.; Под ред. И. И. Соколовой. СПб., 2007.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.
6. Технологии разработки и совершенствования молодежных социальных проектов и программ по формированию здорового образа жизни в сту-денческой среде: Методическое пособие / Л. А. Цветкова, И. Н. Гурвич, М. М. Русакова и др.; Под ред. И. Н. Гурвича. СПб., 2004.
7. Калинин М. И. Гигиена труда учителя: Учебное пособие. Архангельск, 1993.
8. Кульневич С. В. Педагогика личности от концепции до технологии: Учебно-практич. пособие для учителей и классных руководителей, сту-дентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д, 2001.
9. Федоренко Л. Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психо-профилактика эмоционального напряжения. СПб., 2003. (Материалы для специалиста образовательного учреждения).
10. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Для классных руководителей 5–9 кл.: Учебно-метод. пособие / Под ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. М., 2003.
11. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. М., 2004.
12. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М., 2004.
13. Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. СПб., 2006.
14. Полетаева Н. М. Педагогика и здоровье. СПб., 2004.
15. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2006.
16. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Под ред. Н. В. Сократова. М., 2005.
17. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в об-щеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М., 2002.
18. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
19. Дружинин В. Е. Психическое здоровье детей. М., 2002.
20. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компью-тер. М., 2007.
21. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Дополнительная
22. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.,2004.
23. Великанова Л. К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной ор-ганизации учебно-воспитательного процесса в школе: Учебно-методическое пособие для учителей, завучей школ и студентов пед. ин-тов. Новосибирск, 1993.
24. Вирабова А. Р. Гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения детей и подростков: концепция, структура, здоровьесберегаю-щие педагогические технологии, ресурсы: Автореф. дис. … д-ра мед. на-ук. М., 2006.
25. Грядкина Т. С. Университетское образование как основа компетентности в области здоровьесберегающих технологий // Актуальные вопросы со-временного университетского образования: Материалы 8-й Российско-Американской научно-практической конференции 17–19 мая 2005. СПб., 2005. С. 100–102.
26. Десятов С. М. Педагогические условия создания здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса в массовой школе: Ав-тореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 1999.
27. Зайцев Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1998.
28. Колесникова М. Г. Проектирование профессиональной подготовки ва-леолога в условиях педагогического колледжа: Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999.
29. Основы валеологии: Учебное пособие / Под ред. В. П. Соломина, Л. П. Макаровой, Л. А. Поповой. СПб., 1999.
30. Попов С. В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). СПб., 1997.
31. Попов С. В. и др. Культура здоровья: Учебно-метод. пособие /С. В. По-пов, В. Я. Егоров, Г. Е. Гунн. СПб., 2003.
32. Практикум по валеологии / Сост. М. Г. Колесникова. СПб., 2000.                                                               
33. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2006. 

Интернет-ресурсы
34. http://www.ed.gov.ru — сайт Министерства образования и науки РФ.
35. http://www.informika.ru — ГосНИИ информационных технологий и ком-муникаций Минобрнауки.
36. http://www.mesi.ru/joe/ — журнал «Открытое образование».
37. http://www.ecosafe.nw.ru — экология.
38. http://www.school.edu.ru — Российский сервер школьного образования.
39. http://www.informika.ru/text/magaz — электронная версия журнала «Вестник образования».
40. http://www.sport.iatp.org.ua — здоровье, физкультура, спорт.
41. http://www.sportedu.ru/press/ — научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры и спорта».
42. http://www.rambler.ru/srch?oe=1251&words — технология опыта по фор-мированию мотиваций к ведению ЗОЖ в студенческой среде.
43. http://www.openet.ru/ — сайт Российского портала открытого образова-ния.
44. http://www.PsyCatalog.ru — психология.
45. http://www.1september.ru — педагогическое издание «1 сентября».
46. http://www.bolshe.ru/book — психологическое здоровье личности: есте-ственнонаучный аспект.
47. http://www.recipe.ru/docs/nd/period.php?category=13&type=20 Нормативные документы, сайт НИИ физиологии детей и под-ростков.
48. http://www.valeo.edu.ru/data/index.php — здоровье и образование.
49. http://dob.1september.ru — газета «Дошкольное образование»
50. http://www.oim.ru — Международный педагогический интернет-журнал с библиотекой-депозитарием



Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05