Агрессивный стиль устной коммуникации – проявление в устной речи превосходства над другими наряду с выражением самоуверенности.
Анкета – лист с перечнем вопросов для получения у опрашиваемого человека каких-либо сведений объективного (пол, возраст, уровень образования, специальность и т.п.) или субъективного характера (интересы, установки, ценности и т.п.).
Ассертивный стиль устной коммуникации – проявление в речи уверенности и твердости, но без агрессивности.
Ассоциация – функциональная связь или соединение двух или более психологических феноменов (ощущений, восприятий, двигательных актов, идей и т.п.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает возникновение другого или других.
Валидность теста – логическая и практическая обоснованность его использования для тестирования определенной совокупности людей в данной ситуации.
Вероятностный (или ситуационный) подход – совокупность приемов, используемых современными западными психологами при анализе деятельности организаций, в соответствии с которой при любых воздействиях на организацию в целом или на ее компоненты должны учитываться особенности ситуации, а потому не бывает "наилучшего" способа управления на все времена.
Виртуальная рабочая команда – группа людей, разъединенных в пространстве и времени, но объединенных посредством современных информационных технологий с целью разработки какого-либо проекта.
Внутриролевой конфликт – ситуация несовместимости ожиданий (порой требований) по отношению к социальной роли личности со стороны разных людей.
Глобализация – новейшая тенденция развития мирового сообщества, которая заключается в возрастающей вза
имозависимости всех его компонентов и приводит к более свободному перемещению между странами капитала людей и товаров.
"Горячая" группа – специфический тип команды, полностью основанной на добровольном участии ее членов в совместной работе и характеризуемой следующими признаками: всеобщая поглощенность задачей, интеллектуальная и эмоциональная интенсивность и подвижная структура.
Группа действия – команда, создаваемая на определенный (сравнительно небольшой) период для выполнения конкретного задания и существующая до момента достижения конечной цели.
Групповая поляризация – тенденция членов группы подчеркивать свои первоначальные взгляды таким образом, что группа в целом занимает более поляризованную позицию по сравнению с той, которой входящие в нее люди сначала придерживались.
Групповая сплоченность – характеристика группы, показывающая степень сходства взглядов и ценностей ее членов.
"Группомыслие" – тенденция членов группы при принятии решений стремиться к консенсусу (полному достижению общего согласия) ради сохранения группового единства в ущерб реалистичному взгляду на проблему.
Департаментализация – создание структурных подразделений в организации исходя из особенностей трудового процесса и круга ее задач.
Дескриптивная (описательная) модель принятия решения – подход, при котором после определения проблемы формулируется множество альтернатив, учитывающих интересы всех необходимых сторон, и выбирается одна, которая не обязательно является наилучшим путем достижения цели, но приближает к желаемому результату.
Деструктивный конфликт – столкновение противоречивых сил, приводящее к ухудшению деятельности группы (организации).
Диапазон контроля руководителя – число работников, непосредственно ему подчиненных.
Дифференциация – разделение целого на отдельные части.
Должностная инструкция – официальный документ, определяющий основные компоненты содержания труда работника в соответствии с его специальностью и местом в официальной структуре организации. Включает в себя также права, которыми наделяется работник при выполнении своих обязанностей.
Иерархия – порядок подчинения в организации работников, низших по своему должностному рангу, тем, кто находится выше на иерархической лестнице.
Индивидуализированная корпорация – тип современной организации, ориентированной по возможности на максимальный учет индивидуальных особенностей каждого из своих членов с целью практического применения их способностей.
Индустриальная психология – отрасль прикладной психологии, рассматривающая приложение психологических знаний к индустриальным проблемам. Нередко она называется у нас психологией труда.
Интеграция – процесс объединения в целое каких-либо частей, компонентов.
Интернализация организационной роли – согласие человека с требованиями данной роли и психологическая готовность к ее выполнению.
Интуиция – способ познания, при котором отсутствует осознание процесса получения нового знания, что обусловлено своеобразным соединением образного и понятийного мышления.
Коммуникант (коммуниканты) – человек или совокупность людей, в адрес которых коммуникатор отправляет какую-либо информацию.
Коммуникатор – человек, передающий ту или иную информацию другому человеку или совокупности людей.
Коммуникации восходящие – передача информации "снизу вверх" – от работников нижестоящих должностных уровней на вышестоящие уровни.
Коммуникации горизонтальные – передача информации между работниками, находящимися на одном и том же должностном уровне.
Коммуникации неформальные – связи между работниками на основе неформальных (неофициальных) отношений.
Коммуникации нисходящие – передача информации "сверху вниз" – от менеджеров вышестоящих должностных уровней к нижестоящим работникам (включая менеджеров).
Коммуникации формальные – связи между работниками на основе формальных (официальных) отношений.
Коммуникационные барьеры – различного рода препятствия на пути передачи информации.
Коммуникация – акт или процесс передачи информации от одного человека другому либо совокупности людей и ее восприятие последними.
Конструктивный конфликт – столкновение противоречивых сил, способствующее улучшению деятельности группы (организации).
Консультативная команда – малая группа, члены которой заняты обсуждением и разработкой тех или иных предложений, направленных на повышение эффективности деятельности организации.
Конформизм – черта личности, проявляющаяся в пассивном принятии существующих норм, преобладающих мнений, подчинении любой господствующей власти.
Креативность – способность вырабатывать новые идеи, решения, методы, теории, вообще какие-либо новые продукты деятельности.
Кросс-функциональная команда – малая группа, создаваемая для оптимизации взаимозависимой деятельности специалистов различных функциональных сфер организации.
Кружок качества – небольшая команда добровольцев, регулярно обсуждающих во внерабочее время вопросы повышения качества продукции и предлагающих соответствующие рекомендации.
Культурная синергия – эффект воздействия различных элементов культуры (в том числе национальных), присущих членам организации, на ее культуру в целом.
Лидерство – использование всевозможных средств влияния (включая неофициальные) при определении, направлении и контроле действий людей.
Личностно-ролевой конфликт – ситуация, в которой требования социальной роли резко противоречат особенностям субъективного "Я" личности.
Маскулинность (фемининность) (от лат. masculinus – мужской, femininus – женский) – состояние организма, проявляющее соматические, психические и поведенческие свойства, характерные для мужчин (М.) и для женщин (Ф.). В последнее время эти термины используются также с целью характеристики того или иного общества.
Межролевой конфликт – ситуация, в которой требования одной социальной роли личности препятствуют успешному выполнению другой ее роли.
Менеджер – член организации, объединяющий и координирующий деятельность других ее членов на разных управленческих уровнях. При этом он может выполнять и другие обязанности, не связанные с непосредственным руководством группой. Считается, что все менеджеры в идеале должны быть лидерами.
Менеджмент – совокупность процессов целеполагания, планирования, организации, координации и контроля деятельности людей в организации с целью достижения результативности и эффективности.
Метод Дельфи – процедура принятия групповых решений посредством использования мнений анонимных экспертов, получаемых по почте (сейчас электронной) и затем сводимых воедино; при этом консенсус во мнениях экспертов является основой для принятия решения.
Метод номинальной группы – процедура принятия групповых решений, при которой небольшие группы экспертов систематически представляют и обсуждают свои идеи, после чего предпочтительное решение выбирается посредством голосования этих лиц.
Миссия организации – главная стратегическая задача организации.
Модель совместной деятельности – тип деятельности группы, характеризуемый особенностями взаимодействия ее членов.
"Мозговой штурм" – процесс выдвижения идей и решения проблем посредством поощрения интенсивной и спонтанной групповой дискуссии, причем запрещается какая- либо критика высказанного.
Мотив – внутренняя побудительная сила, активизирующая человека и стимулирующая его к определенным действиям.
Мотивация – совокупность внутренних побудительных сил (мотивов), регулирующих ту или иную деятельность человека.
Мультинациональная корпорация – крупная организация, члены которой являются представителями различных национальных культур, что существенно влияет на их установки и поведение.
Надежность теста – постоянство его показателей при повторном тестировании.
Неассертивный стиль устной коммуникации – проявление в речи неуверенности и сомнений, готовности отказаться от своей точки зрения.
Неформальная организационная структура – совокупность неформальных (неофициальных) взаимосвязей в пределах формальной (официальной) организации.
Неформальное лидерство – успешное влияние какого- либо члена группы, не обладающего возможностями официальной власти, на других людей, направленное на достижение определенной цели.
Нововведение (инновация) – процесс внедрения практического новшества в сферах техники, технологии, организации труда, экономики или культуры.
Обогащение труда – практика введения в трудовой процесс элементов, способствующих повышению у работников уровня мотивации данной деятельности.
Обучающаяся организация – такая организация, которой свойственны непрерывное создание, усвоение и использование знаний всеми работниками, что приводит к совершенствованию ее деятельности.
Опрос – метод сбора первичной информации в психологических исследованиях, представляющий собой получение данных об объективных и субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемых (респондентов).
Организационная культура – общие представления, убеждения и ценности, лежащие в основе деятельности организации, ее эмоциональная сторона и психологическая атмосфера.
Организационная психология – отрасль прикладной психологии, рассматривающая структурные и функциональные характеристики организаций в связи с деятельностью их членов.
Организационная роль – система действий, ожидаемых от члена организации исходя из круга его официальных обязанностей.
Организационная социализация – процесс усвоения личностью официальных норм организации, ее установок, ценностей и соответствующего поведения.
Организационная структура – совокупность устойчивых связей между подразделениями организации.
Организационная формализация – степень регламентации порядка деятельности в организации.
Организационное изменение – осуществление прогрессивных перемен в каких-либо сферах деятельности организации.
Организационное развитие – ряд последовательных процедур, используемых для совершенствования жизнедеятельности организации.
Организационный конфликт – столкновение противоречивых сил, оказывающих то или иное влияние на деятельность организации.
"Организационный" человек – концепция, в соответствии с которой человек психологически всецело принадлежит своей организации, полностью ориентируется на ее нормы и ценности, следуя им и во внерабочее время.
Организация – группа лиц с дифференциацией социальных ролей и единой целью.
Оценочное интервью – устный опрос претендента на вакантное место с целью выявления и оценки степени его соответствия определенным профессиональным и организационным требованиям.
Оценочный центр – использование совокупности заданий, представляющих собой выполнение испытуемыми в группе различных видов деятельности с целью определения профессиональных способностей.
Первичная трудовая группа – компонент официальной организационной структуры, представляющий собой совокупность людей, взаимодействующих друг с другом при выполнении каких-либо трудовых задач.
Потребность – испытываемая человеком нужда в чем- либо необходимом для осуществления его жизнедеятельности как естественного организма или как личности.
Предварительное интервью – устный опрос претендента на вакантное место с целью проверки предоставленной им ранее информации и получения общего впечатления об этом человеке.
Прескриптивная (предписывающая или рациональная) модель принятия решений – логический подход, основанный на использовании четырехступенчатой последовательности действий, а именно определения проблемы, формулирования альтернатив, выбора одной из них, осуществления решения и его оценки.
Прикладная психология – общий термин, охватывающий ряд отраслей психологии, в которых данные исследований используются для решения практических проблем, например, в таких сферах, как индустрия, образование, здравоохранение, юриспруденция, защита окружающей среды и т.д.
Принятие групповых решений – выбор решений посредством какой-либо формы участия членов группы в анализе альтернатив на основе определенного вклада каждого из них.
Принятие решений – выбор окончательного варианта действий, который предположительно приводит к желаемому результату.
Проблема – расхождение между реальной и желаемой ситуациями.
Проектная команда – малая группа, состоящая из специалистов высокого уровня, деятельность которых направлена на креативное решение сложной проблемы.
Производственная команда – малая группа, занятая выполнением каких-либо постоянных для данной организации операций, требующих при этом высокой степени координации труда с другими командами, так как работа переходит от одной из них к другой.
Профессиограмма – описание социально-экономических, производственно-технических, психофизиологических и других особенностей какой-либо профессии.
Профессиональная деформация – негативное воздействие профессиональной роли на поведение и свойства личности.
Профессиональный отбор – процедура определения профессиональной пригодности того или иного человека.
Процессуальные теории мотивации – теории, направленные на объяснение развития мотивации как последовательной смены ее состояний.
Психограмма – описание требований, предъявляемых профессией к особенностям психики человека. Представляет собой компонент профессиограммы.
Психодиагностика – теория и практика постановки человеку психологического диагноза на основе научной интерпретации элементов его вербального и невербального поведения.
Психологическая защита личности – реакции личности в ситуациях беспокойства и напряжения, обусловленных невозможностью удовлетворения ее потребностей по причине каких-либо внешних барьеров, в том числе организационных изменений.
Психологическая совместимость – сочетание людей, основанное на соответствии их индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик, которое приводит к согласованной совместной деятельности.
Психотехника – направление в психологии, возникшее в начале XX в. и направленное на использование психологических знаний в различных отраслях трудовой деятельности. В мировой науке термин вышел из употребления к началу 1930-х гг., и проблемы психотехники стали разрабатываться в рамках индустриальной и инженерной психологии.
Рабочая команда – малая группа, члены которой функционально дополняют друг друга и согласованно взаимодействуют для реализации единой цели, чувствуя личную ответственность за конечный результат.
Разделение труда – специализация трудовой деятельности посредством ее расчленения на ряд функций или операций в пределах организации.
"Рационально-экономический" человек – концепция, в соответствии с которой поведение человека в организации обусловлено прежде всего его направленностью на получение наибольшей экономической выгоды.
Риск – ситуация принятия решения, когда индивид имеет некоторую информацию о вероятном результате этого, по не обладает полным знанием.
Ролевая перегрузка – ситуация выполнения человеком нескольких социальных ролей, что в своей совокупности превосходит его психологические возможности.
Ролевой набор – совокупность социальных ролей, выполняемых одним человеком.
Руководство – воздействие на людей посредством формальных (официальных) атрибутов власти и влияния в системе административно-правовых отношений.
"Самоактуализирующийся" человек – концепция, основанная на предположении об устремленности человека к самоактуализации как доминанте его поведения в организации.
Синектика – метод формирования креативных решений, представляющий собой активное использование аналогий в процессе группового обсуждения с целью разработки какого-либо объекта или процесса.
"Сложный" человек – концепция, в основе которой лежит идея о сложности и трудной предсказуемости поведения человека в организации.
Слушание – процесс активного декодирования и адекватной интерпретации устных сообщений.
Содержательные теории мотивации – теории, объясняющие особенности внутриличностных побуждений, представляющих собой мотивацию той или иной деятельности человека.
Сопротивление организационным изменениям – противодействие осуществляемым переменам со стороны ряда членов организации в случаях, когда эти перемены требуют значительной психологической перестройки при выполнении работы.
Социальная власть – способность и возможность оказывать доминирующее воздействие на деятельность людей в сочетании с допустимым принуждением.
Социальная группа – совокупность людей, взаимодействующих друг с другом для достижения какой-либо цели.
Социальная идентичность – осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе.
Социальная фасилитация – возрастание активности и нередко продуктивности человека вследствие присутствия рядом других людей.
Социальное влияние – изменение мнений, установок, ценностей, поведения и т.п. индивида вследствие каких-либо действий или просто присутствия другого человека.
Социальное иждивенчество – тенденция людей прилагать меньше личных усилий, когда они объединены в группу ради достижения общей цели, нежели в том случае, если задача выполняется индивидуально.
Социально-психологический климат – состояние групповой психики, представляющее собой сплав ее эмоциональных и рациональных компонентов, отражающих особенности ее жизнедеятельности.
Социально-психологический тренинг – систематическая серия определенных упражнений коммуникативного характера, выполняемых членами группы тренинга под руководством специально подготовленного тренера и предназначенных для выработки и развития ряда психологических навыков и умений в практических целях.
Социальные ценности – значимость предметов и явлений окружающей действительности исходя из степени
их соответствия социальным потребностям отдельных индивидов, групп или общества в целом.
Социальный контроль – регулирование индивидуального поведения посредством неформальных групповых влияний или официальных регламентаций.
"Социальный" человек – концепция, объясняющая поведение человека в организации его стремлением к удовлетворению социальных потребностей, особенно связанных с принадлежностью к группе и одобрением с ее стороны.
Социометрический метод – способ выявления особенностей связей между членами малой социальной группы, включающий в себя тестирование и на этой основе вычисление различных индексов, которые характеризуют неформальную структуру группы, а также положение в ней каждого ее члена.
Статусный набор – совокупность социальных позиций, которой обладает один человек.
Стиль принятия решения – обусловленность принятия решения индивидуально-психологическими особенностями личности, влияющими на восприятие ею проблемной ситуации, что проявляется, как правило, в сложных или экстремальных обстоятельствах.
Стимул – внешний раздражитель, воздействующий на человека с тем или иным эффектом.
Стимулирование, стимуляция – целенаправленное использование какого-либо стимула (стимулов) для побуждения человека к определенным действиям.
Стресс организационных изменений – состояние эмоционального напряжения личности, вызванного организационными изменениями.
Субкультура организации – система взглядов, ценностей и норм, разделяемых меньшинством (членами какой-либо группы или категории работников) в рамках доминантной (преобладающей) организационной культуры.
Субординация – система обязательного служебного подчинения нижестоящих вышестоящим на иерархической лестнице.
Тестирование – использование серии стандартизованных вопросов или заданий с целью измерения степени выраженности психических свойств личности применительно к той или иной сфере деятельности.
Управление – в отечественной литературе это синоним термина "менеджмент".
Управление по целям – управленческий подход, который включает в себя:
1) четкое определение целей организации (ее подразделения);
2) обоюдную постановку целей на основе их согласования между работником и его руководителем;
3) наличие обратной связи, позволяющей руководителю оценивать производительность работника вслед за постановкой для него новых задач.
Управленческая функция – круг обязанностей того или иного руководителя, его социальная роль в организации.
Уровень притязаний личности – степень трудности целей, которые личность ставит перед собой. Уровень притязаний может варьироваться в зависимости от успехов или неудач личности.
Факторы макросреды – движущие силы, влияющие на социально-психологический климат организации со стороны общества в целом.
Факторы микросреды – движущие силы, влияющие на социально-психологический климат организации изнутри и обусловленные спецификой се собственной повседневной жизнедеятельности.
Фрустрация – психическое состояние личности, вызванное ее неудачей в стремлении к достижению какой-либо цели. Сопровождается напряжением и тревогой.
Централизация – степень, в которой право принятия решений сосредоточено на одном, высшем уровне организации, а не распространяется на нижестоящие уровни управления (что называется децентрализацией).
Человеческий фактор – общий термин, обозначающий необходимость всестороннего учета различных характеристик человека (прежде всего антропометрических, физиологических и психологических) при создании и использовании систем "человек-машина". В США рассматривается как синоним термина "эргономика".
Шкалирование – использование тестов, состоящих из серии вопросов, которым приписаны количественные ранги, что позволяет привести полученные ответы к сопоставимым количественным величинам.
Я-концепция личности – результат осознания человеком себя как объекта самовосприятия и самопознания.

Список литературы
Блинов А.О., Василевская О.В., Невежин В.П., Смоляков Н.В. Тренинг персонала. Учебное пособие
Богданович В.Н. Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры
Браткин Андрей, Скоробогатова Ирина. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов
Вагин И., Рипинская П. Тренинги – это классно! Стратегия проведения психологических тренингов
Вайнберг Джеральд. Закон малинового варенья и еще 103 секрета консалтинга
Вачков И.В. Метафорический тренинг
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехника
Вачков И.В. Психология тренинговой работы
Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05