УДК 373 + 070 + 004
Журавлева Наталья Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием,Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск,E-mail 2nzhur@mail.ru

Петрушкевич Марина Александровна
Магистрант кафедры управления образованием, Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, E-mail marry-jane7@mail.ru

ШКОЛЬНЫЙ МЕДИА-ХОЛДИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОСТРАНСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматривается проблема управления информационным пространством в современной образовательной организации. Раскрыта сущность  понятий «информационное пространство», «холдинг»,  показаны особенности простой и сложной структуры медиа-холдинга, выделены принципы рационального взаимоотношения в рамках холдинговой структуры: принцип единства правил игры; принцип соответствия стратегии холдинга; принцип исключения дублирования; принцип взаимовыгодного сотрудничества и другие. В работе описана открытая система медиа-холдинга, состоящая из взаимосвязанных частей, активно взаимодействующих с внешней окружающей средой и как любая инновация, готовая к изменениям.
Ключевые понятия: информационное пространство, медиа-холдинг, дивизиональная структура медиа-холдинга.

N. N. Zhuravleva
Candidate of pedagogical science, Assistant Professor of education administration, Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia, E-mail 2nzhur@mail.ru
M.A. Petrushkevich
Student of the Department of education administration, Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia, E-mail marry-jane7@mail.ru
The school media holding as an innovative form of information management education organization

The article deals with the problem of managing information space in a modern educational institution. The essence of the concepts of "information space", "holding", showing features of the simple and the complex structure of the media holding, highlighted the principles of rational relationships within the holding structure: the principle of the unity of the rules of the game; the matching principle holding's strategy; the principle of avoiding duplication; the principle of mutually beneficial cooperation and others. The work describes an open system consisting of media holding.
Key words: information space, media-holding, divisional structure of the media holding

В любой организации управление начинается с управления информацией. Причем, чем выше уровень организационной структуры, тем меньше вероятность преград при осуществлении коммуникаций. В этой связи преграды влияют на эффективное коммуникативное поведение руководителей и приводят к принятию «квазиуправленческих» решений.
Понятие «информационное пространство образовательной организации» рассмотрено и дополнено нами на основе исследований Ракитиной  Е.А,  Лысковой В. Ю[3, с. 19–25] и  определяется как совокупность содержательных, технических, программных, телекоммуникационных, методических и управленческих средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования, внедрять их во все виды и формы образовательной деятельности.
Информация, как правило, не персонифицирована, беспорядочна, поэтому руководители и все участники образовательного процесса должны развивать умение качественно и количественно оценивать свои информационные потребности, правильно реагировать. А реакция порождает изменения[1, с. 497]. В свою очередь организации необходимо регламентировать информационные потребности уровней управления. Важно создать жизнеспособную систему и автоматизировать процессы фильтрации информационных потоков.
Одной из инновационных форм и инструментов  формирования образовательного пространства  в ОО являются медиа-холдинги. Медиа-холдинги на одной платформе эффективно объединяют ресурсный потенциал организации и являются одним из механизмов управления информацией.
Появление холдингов как таковых в России связывают с периодом кризисных 90-х годов прошлого столетия. Бизнес структуры в это время активно искали пути повышения не только своей эффективности, но и сохранения позиций  путем ухода от традиционных форм хозяйствования. Однако в нормативно-правовых документах РФ нет понятия "холдинг" и "холдинговая компания".
Попытка определить понятие холдинг нашла свое отражение в следующих документах:


1) проекте федерального закона № 99049555-2 «О холдингах», который так и остался на уровне проекта*.
2) временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества утверждённом Указом президента РФ от 16.11.92 №1392*.
Отсюда сформировалось две точки зрения в определении «холдинга». Проект федерального закона, (п.1 ст.2) «Основные понятия» дает следующую информацию: «холдинг — объединение хозяйственных обществ, не являющееся юридическим лицом, в котором одно хозяйственное общество (холдинговая компания) имеет правовые основания определять решения, принимаемые другими хозяйственными обществами (иными участниками холдинга)».
Другими словами, холдинг – это совокупность юридических лиц, связанных между собой определенными отношениями. Однако данный документ, по мнению самих разработчиков, имел ряд недостатков, в частности, отсутствие механизмов создания холдинга, реализации представленных в нем положений, а также слишком общий, отсылочный характер.
Второй нормативный акт  пункт 1.1  дает следующую трактовку:  «Холдинговой компанией признается  предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав актива которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Контрольные пакеты акций дают основание холдинговой компании влиять на вынесение решений этих компаний. Таким образом, холдинг – это компания-держатель контрольного пакета акций с функцией контроля над принятием решений.
      Если рассматривать понятие «холдинг» с точки зрения его этимологии, от англ. to hold — держать, то корни этого понятия как раз и раскрывают сущность второй трактовки. Законодательство Великобритании в 1989 г. дает определение холдингу  путем выявления оснований дочерности одной компании по отношению к другой.


* Постановление ГД ФС РФ от 07.06.2002 N 2826-III ГД «О Федеральном законе "О холдингах" (проект N 99049555-2)»[Электронный ресурс]. URL: http://lawru.info/dok/2002/06/07/n371077.htm
*Указ Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 (ред. от 26.03.2003, с изм. от 30.06.2012) О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий (вместе с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества) [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru/law/ukaz-prezidenta-rf-ot-16111992-n-1392

Одна компания (А) является дочерней компанией другой компании (Б), являющейся по отношению к ней холдингом, если выполнено хотя бы одно из нижеследующих четырех условий:
а) компания (Б) владеет большинством голосующих акций в компании (А);
б) компания (Б) является одним из членов компании (А) и имеет право назначать (увольнять) какое-либо большинство членов совета директоров компании (А); 
в) компания (Б) является одним из членов компании (А) и контролирует самостоятельно или совместно с другими акционерами.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно резюмировать, что холдинг как структура представляет собой головной орган и зависимые, дочерние подструктуры (дивизионы), с правом управления  и вынесения контрольных решений в рамках установленных отношений.
Функциональная  особенность холдинга  состоит в  том что, несмотря на централизацию власти, дочерние подструктуры  на оперативном уровне самостоятельно осуществляют  функции управления и определения целевых ориентиров. Другими словами, дочерние подструктуры имеют самостоятельность в принятии решений оперативного уровня, наделены полномочиями, но не имеют достаточной власти для влияния на глобальную стратегию организации. При этом в зависимости от сложности построения дочерних структур, а именно отсутствия или наличия у них своих зависимых подструктур определяется и тип холдинга. Так, холдинги могут быть простыми и сложными соответственно.
Основная задача холдинга - консолидация ресурсной базы за счет проведения согласованной политики стандартизации и типизации  большинства рутинных процедур. Что касается функциональных особенностей построения холдинга, то в теории экономического менеджмента принято выделять три основных  вида:
1) Построение по принципу разделения производственных функций (маркетинг, PR и реклама, бухгалтерия и т.д).
2) Построение по принципу юридической самостоятельности каждой функциональной единицы холдинга, деятельность которых осуществляется независимо друг от друга на основе полного и функционального замкнутого цикла.
3) Построение смешанной модели  из юридически обособленных сообществ, но при этом выполняются отдельные согласованные функции.
Однако, переходя в плоскость образовательных отношений важно заметить, что по мере развития процесса конвергенции СМИ, ускорения темпа жизни, ростом информационных ресурсов и новых форм представления информационного контента, увеличивается и доля организаций работающих в форме крупных производственно-хозяйственных или производственно-интеллектуальных объединений. Так, в образовательной организации  сегодня активно развивается процесс информатизации и оснащения ИКТ для активного использования их как инструмента повышения качества учебно-воспитательной  и управленческой деятельности. В данном случае очень важным элементом является содержание управления. Содержание управления как способ управления на который «нанизываются» методы его освоения, формы организации  управления и все образовательно-управленческие аспекты. В этом смысле медиа-холдинг является альтернативой традиционным средствам управления ОО.  Управление школьным медиа-холдингом строится на основе дивизиональной структуры (http://лицей176.рф/index.php/shkolnyj-mediakholding) (Рисунок 1).
Рисунок 1 Организационная структура школьного медиа-холдинга (ШМХ)



Она строится на основании организационной  концепции медиа-холдинга и на ключевых принципах модели McKinsey 7S, где информационные технологии будут проявляться в синергетическом эффекте ресурсной базы (Рисунок 2).
Рисунок 2 Синергетический эффект ресурсной базы проекта на основе модели 7S (McKinsey)


Идеологическое руководство осуществляется научно-методическим советом лицея. Он стоит во главе иерархической структуры холдинга. Координацию деятельности структурных подразделений выполняет Координационный совет холдинга (во главе с руководителем холдинга) в который входят педагоги – руководители дивизионов,  специалисты медиа сферы и представители министерства информации и печати  как системообразующего элемента в структуре школьного управления. В структурном представлении дивизионы холдинга стоят на  нижнем уровне иерархии.  Особенность структуры дивизионального типа в том, что ключевой является «средняя линия», которая управляет холдингом в иерархии между стратегической вершиной и рабочим ядром.
Дивизионам также предоставляется определенная самостоятельность – вменяются некоторые функции управления и соответствующие полномочия. Они отвечают за  решение проблем информационного неравенства, что напрямую связано с личностно-социальным аспектом участников образовательных отношений, их социальной адаптацией в быстро изменяющейся информационной среде. Дивизиональная структура позволяет ликвидировать методический хаос в управлении, подобрать наиболее технологичные системные подходы, средства достижения тактических и  стратегических целей, разработать и внедрить единую систему управления, оптимизировать систему управления избавив ее от балластных, низкопродуктивных элементов, исключить дублирующие процессы. 
Принято считать, что данная структура стала активно внедряться в 1960-1970 гг. за счет увеличения размеров организаций и диверсификации их деятельности. Однако подобная структура организации хорошо прижилась и в масштабах относительно небольших предприятий, ускоряя реакцию организации на вызовы внешней среды. 
В масштабах школы медиа-холдинг  представляет собой открытую систему, состоящую из взаимосвязанных частей, активно взаимодействующих с внешней окружающей средой, готовую к ее изменениям, а потому достаточно долговечную. Поэтому ввиду своей открытости нельзя рассматривать структуру медиа-холдинга вне зависимости от единой корпоративной  информационной системы. Ведь изначально, в любой среде существует определенный набор источников информации. И с целью повышения эффективности работы с информацией важно определить типы источников информации внутри образовательного пространства.
Наиболее понятная классификация – по типу данных: устные, эмпирические, прогнозные, статистические и т.д. Также нужно принимать во внимание организационные особенности  медиа-холдинга:  и  как формы функционирования ресурсных элементов организации    и как организации в организации.
А любая организация - это механизм, где одно колесико зацепляется за другое. Как в механизме, так и в организации отсюда получается внутреннее трение. Поэтому, при минимальном трении получается лучший результат. Отсюда вытекают принципы рационального взаимоотношения в рамках холдинговой структуры:
• принцип единства правил игры;
• принцип соответствия стратегии холдинга;
• принцип исключения дублирования;
• принцип взаимовыгодного сотрудничества;
• принцип контроля за соблюдением установленных сроков по результатам деятельности;
• принцип ответственности за нарушение сроков по отчётности;
• принцип разделения стратегического и оперативного планирования;
• принцип умеренной самостоятельности дивизионов холдинга [4, c. 209-215; 7, c. 16].
Последний принцип ввиду отсутствия множественных звеньев иерархии приводит к повышению уровня личной инициативы и ответственности участников, беспрепятственному прохождению восходящих потоков информации, налаживанию системы горизонтальных коммуникаций. При этом  за счет первых трех принципов исключается мультицентричность принятия решений и наличия очаговых субкультур внутри дивизионов.  Гибкость дивизионов при изменении внешних условий и сохранение эффекта масштаба – важное условие в структурной организации медиа-холдинга.  Поэтому наиболее эффективно данное условие решается за счет управленческих решений головного органа холдинга, отвечающего за  согласованность действий его дивизионов, обеспечивая тем самым  реализацию эффекта масштаба.
Дивизионы в свою очередь  используют преимущества, основанные на скорости принятия решений и  гибкости при реализации информационного контента.  Оперативность принятия решений возрастает  за счет снижения количества и повышения качества процессов, вследствие сокращения времени на их проработку, ответственности участников за их принятие, более четкого распределения полномочий. При этом активно участвует как непосредственное, так и дальнее окружение проекта. Также согласно правилам эффективного менеджмента периодически проводится инвентаризация времени участниками проекта[5, с. 138].
Если же процесс достаточно масштабный, то для лучшей управляемости можно разбить его на подпроцессы, которыми значительно легче управлять и назначить ответственных  за эти подпроцессы - владельцев процесса. В этом отношении стандарт ИСО  не устанавливает каких-либо требований к детализации процессов или их описанию. Главное требование стандарта - процессы должны находиться в управляемых условиях. Поэтому детализировать процессы нужно так, что обеспечить эти управляемые условия. При этом нельзя забывать, что  процесс управления как процесс выработки управляющих воздействий является информационным процессом, поэтому в системе управления структурно его можно представить как некую совокупность процессов по сбору, передаче, обработке, хранению и  передаче информации. В этой цепочке очень важны ресурсы -  идеи, технологии, перспективный персонал, новые возможности во внешней среде, принципы управления и организационные структуры обеспечивающие скорость и качество процесса[2, с. 21].  В этом отношении  различные участники, входящие в состав медиа-холдинга находятся на разных стадиях организационного менеджмента.
Следовательно,  руководитель под «управлением холдингом» подразумевает создание уже готовых, запрограммированных, промежуточных решений, процедур, правил, выполнение которых может  гарантировать  успех. Опыт реализации школьного медиа-холдинга еще раз свидетельствует в пользу процессного подхода  на основе международного стандарта ISO 21500:2012 технологии  управления портфелем проектов, как дополнительного механизма повышения эффективности управления ресурсами проекта,  мотивационных технологий, позволяющих предотвратить отчуждение владельцев процесса и информационного продукта и информационного продукта от конечного получателя.
Таким образом, можно сделать вывод: школьный медиа-холдинг  дивизионального  типа, являясь инновационной формой  и инструментом управления информационным пространством образовательной организацией, эффективно объединяет ее ресурсный потенциал и обеспечивает согласованность действий его дивизионов, обеспечивая тем самым  реализацию эффекта масштаба.


Список литературы

1. ДеКарло Д. Extreme Project Management. Экстремальное управление проектами / пер. с англ. М. С. Финогенова, Е. И. Смыковской. М. : Компания p.m.Offlce, 2005. 588 с.
2. Кочеткова А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование : учеб. пособие. М. : Дело, 2003. 944 с.
3. Ракитина Е.А. Информационные поля в учебной деятельности / Е. А. Ракитина, В. Ю. Лыскова // Информатика и образование. 1999. № 5. С. 19–25.
4. Румянцева З.П.  Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. М. : ИНФРА-М, 2007. 303 с.
5. Сладкевич В.П., Чернявский А. Д. Современный менеджмент (в схемах): опорный конспект лекций. 3-е изд., стереотип. К. : МАУП, 2003. 152
6. Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия: учеб. практ. пособие. 5-е изд. М. : Дело, 2003. 272 с.
7. Управление проектом. Основы проектного управления : учебник / коллектив авторов ; под ред. проф. М.Л. Разу. - 3-е изд., перераб. и доп. -  М. : КНО РУС, 2010. - 760 c.
8. На пути к медиаграмотной личности: от теории к практике. Колычев Г.С., Симбирцева Н,А, Педагогическое образование в России, 2016, №6  с.110-115
9. Медиавоспитание как ответ на вызовы нашего времени. Авдеева Е.А. Философия образования, 2015, №2 (59) с.85-92
10. Семиотика интерфейса системы «человек-компьютер» и образовательный процесс. Веряев А.А. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015, №6 (28) с.68-77









Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05