УДК 793.31

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ТАНЦА:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.В. Иванова
Старший преподаватель кафедры НХК и МО Института культу-ры и молодежной политики ФГБОУ ВО «Новосибирский государ-ственный  педагогический университет», Россия, г. Новосибирск
Аннотация.                                                                                                                        В статье проведен анализ причин снижения интереса к народному танцу. Сформулированы задачи современных хореографов.                                                                                                        Ключевые слова.                                                                                          Танец, хореография, народный, культура, тенденции.


В последнее время теоретики и практики народной хорео-графии ищут причины утраты интереса к этой сфере культуры. Большая часть выводов по этому вопросу связана с проблемами и тенденциями в освоении фольклора, с формированием репертуаров ансамблей народного танца и воспитанием танцовщиков.
После распада Советского Союза возникли две тенденции в дальнейшем развитии культуры, в том числе и народной. С одной стороны, в условиях кризисного общества стремительно размыва-лись и терялись народные корни культуры, что коснулось и хорео-графии. Интерес к западному, подкрепленный процессами глобали-зации, вытеснял отечественные народные традиции.  В начале века межнациональные войны и конфликты, общие для всей страны трудности бытия заметно обеднили нашу культурную жизнь, на ко-торой также сказалось отсутствие государственной помощи и фи-нансирования этой отрасли культуры, что сводило к нулю поистине героические усилия руководителей ансамблей народного танца, направленные на поддержание сколько-нибудь приемлемого уровня репетиционной и концертной деятельности.
С другой стороны, были люди, которые полностью  посвя-щали свою  жизнь осмыслению хореографической практики, ис-следованию народной  хореографии.  В организации профессио-нальных ансамблей народного танца огромную роль сыграли опыт и традиции ансамбля Игоря Моисеева, которому удалось творчески совместить народные традиции российской танцевальной культуры и традиций танцев народов мира. Театральность как принцип со-здания сценических композиций, яркая образность номеров опреде-ляли пути развития народной хореографии в нашей стране и за ру-бежом. Эта тенденция сохранялась долгие годы и развивалась неод-нозначно.
Коллективы, созданные по примеру столичного, стали обяза-тельной профессиональной единицей в каждой национальной рес-публике. В России их насчитывались десятки: в автономных рес-публиках, краях, областях, а также ансамбли песни и танца, танце-вальные группы при хорах, армейские ансамбли. Казалось бы, раз-нообразие форм должно диктовать особенности репертуарной поли-тики на местах, следуя задачам и целям этих творческих коллекти-вов. На деле же ориентация оказывалась весьма узкой: премьеры ан-самбля Моисеева становились своего рода общей эстетической нор-мой. Очевидная истина: то, что органично для труппы Моисеева, не подходит для краевого ансамбля – в расчет не бралось. Заимствова-ние формы без учета собственных возможностей приводило к заси-лью бессодержательных копий, выявляло несостоятельность творче-ских позиций.
Формальное копирование – лишь одна из проблем сцениче-ской культуры танца. Большое значение имеет все: и внешний об-лик танцовщиков, и возрастные особенности членов танцевального коллектива, и, естественно, сценическое мастерство. На сцене нет мелочей, и культура коллектива складывается из многих компонен-тов, включая выбор тематики, репертуара и учет особенностей дан-ного региона.
Еще в 60-м году прошлого столетия Игорь Моисеев в част-ной беседе с кандидатом искусствоведения Натальей Шереметьев-ской высказал мысль, которая тогда несказанно удивила: «Для ан-самблей народного танца может наступить кризис». Мастер, чьему искусству рукоплескал весь мир, выпускал программу за програм-мой, осваивал все новые танцевальные пласты отечественной куль-туры и культуры тех зарубежных стран, где проходили гастроли его ансамбля. В основе каждой из программ лежал танцевальный фоль-клор – ценнейшее культурное достояние народа. Многие хореогра-фические коллективы, начиная с 60-х годов прошлого столетия, как и, впрочем, нынешнего времени, не смогли сохранить традиции танцевального фольклора, более того, не были раскрыты новые и известные фольклорные материалы, кое-что оказалось уже исчер-панным, а среди молодых балетмейстеров не наблюдается стремле-ние к поиску нового.
Ведущие ансамбли продолжали использовать, а чаще всего повторять то, что уже было освоено в классическом репертуаре. 
Сегодня в отличие от двухтысячных годов несколько повы-сился интерес к народному танцу как у молодежи, так и у подрас-тающего поколения. Эта тенденция, с одной стороны, радует, с дру-гой – настораживает. На конкурсах, фестивалях, концертах можно наблюдать коллективы с прекрасным исполнительским мастер-ством, но в их творчестве продолжает развиваться негативная тен-денция копирования композиций профессиональных ансамблей. Стереотипные рисунки, шеренговые построения, «ложные фина-лы», помпезность кочуют из номера в номер, демонстрируя утрату подлинного колорита национального танца, созданного без учета областных, региональных особенностей хореографии, музыки, ко-стюма. Безликие пляски мало чем отличаются друг от друга в ис-полнении различных ансамблей. Воспринятая хореографической самодеятельностью буквальная ориентация на профессионализм приводит к слепому подражанию, к утрате  народных традиций, от-сутствию результатов их обработки. Нарушается органическая це-почка: фольклор как любительское творчество – профессиональная сцена. При этом коллективы ориентируются на создание массовых композиций, насыщая их чуждыми трюками, кочующими из номера в номер штампами.
Безусловно, главными творческими задачами современных хореографов, работающих на сцене, является изучение сохранив-шихся образцов танцевального фольклора и его умелая сценическая интерпретация с учётом неповторимого местного колорита, созда-ние на этой основе оригинального самобытного, тематически раз-нообразного репертуара, который бы учитывал специфику вырази-тельных средств танца и исполнительские возможности участников.
Выполнение поставленных задач невозможно без воспитания молодых хореографов, владеющих не только мастерством исполне-ния, но и  имеющих в своей базе основы понимания истоков, тен-денций развития народного танца.  Воспитание хореографа невоз-можно без «формирования в нем базовой культуры личности, вклю-чающей в себя необходимый минимум общих способностей челове-ка, его ценностных представлений и качеств, без которых невоз-можна его социализация и оптимальное развитие». [ 2, с.68 ].
Именно хореографы, наделенные умениями и навыками ис-полнительского мастерства, воспитанные на традициях народного творчества способны вывести народный танец на новый, безуслов-но, качественный уровень.

Список литературы:

1. Байтуганов В.И. Этнокультурное моделирование воспита-тельной системы культурологической школы // Вестник Новоси-бирского государственного педагогического университета. – Ново-сибирск, 2013. – №4(14) – С. 107-114.


2. Иванова Е.В. «Роль хореографического образования в ста-новлении базовой культуры личности». Сборник статей Междуна-родной научно – практической конференции 13 сентября 2017 г.- Омск: НИЦ АТЕРНА, 2017, с. 68.

3. Капустина О.В. К вопросу о профессиональной готовно-сти педагога к руководству художественным коллективом // Мате-риалы VI Международной научно-практической конференции, по-священной году учителя и 75-летию НГПУ. – 2010. – С. 364-367.

4. Мальцева Е.А. Гуманитаризация современного образова-ния: проблемы и перспективы // В сборнике: Образование как един-ство обучения и воспитания: Материалы международной научно-методической конференции. Сибирский государственный универ-ситет путей сообщения, НТИ – филиал МГУДТ. – 2014. – С. 283-285.

5. Минулина Н.А. Современные проблемы воспитательного потенциала народной культуры / Н.А. Минулина // Философия об-разования. – 2009. – № 2. – С. 289–297.

6. Шереметьевская Н.Е. «Советский балет» - Москва, 1996 г, с.4.

6. Шкаровский В.Н. Интерактивная форма проведения урока партерной гимнастики для детей 3-4 лет // В сборнике: Образование как единство обучения и воспитания: Материалы международной научно-методической конференции. Сибирский государственный университет путей сообщения. – 2016. – С. 298-301.


 
















© Е.В. Иванова, 2017
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05