УДК 793:372.87
Е.В. Иванова
Старший преподаватель кафедры НХК и МО Ин-ститута культуры и молодежной политики ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный  педагогиче-ский университет», г. Новосибирск
E-mail: 2145148@ngs.ru
Роль хореографического образования в ста-новлении базовой культуры личности
Аннотация. В статье сформулированы направления базовой культуры личности. Основное внимание уделяется хореографическому образованию, кото-рое ориентируется на все направления воспитания личности.
Ключевые слова: хореография, личность, образова-ние, культура, танец
E. V. Ivanova
Senior lecturer in NHC and MO Institute of culture and youth policy of the "Novosibirsk state peda-gogical University", Novosibirsk
E-mail: 2145148@ngs.ru
The role of dance education in one hundred and reinstate the basic culture of the individual
Abstract. The article defines the directions of basic personal culture. Focuses on choreogra-specific educa-tion that focuses on all aspects of the education of the individual.
Key words: choreography, personality, education, cul-ture, dance 
  Базовая культура личности предполагает наличие необходимого минимума общих способностей чело-века, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна его социализация и оптималь-ное развитие.  Одним из направлений базовой куль-туры личности является его эстетическое развитие, которое включает в себя художественное воспитание посредством искусства. Одним из средств приобще-ния к художественной культуре является хореогра-фическое образование.
  Уникальная функция хореографического образо-вания в отечественной культуре тесно связана с классическим основанием его содержания. Хорео-графические академии, училища, школы, их вы-пускники и преподаватели создают искусство, ори-ентированное на гуманистические идеалы, оно эсте-тически и эмоционально утонченное. Уникальность предназначения хореографического образования в культуре и обществе, его миссия заключается в со-хранении духовного опыта отечественной культу-ры, что и обеспечивает, в широком смысле, духов-ную безопасность нации. Освоение сложнооргани-зованных элитарных культурных форм, таких как балет, театр народного, современного, бального танца требует высокого уровня профессионального мастерства, формирующегося в хореографических учебных заведениях. Педагогика в хореографиче-ском образовании тесно переплетается с воспитани-ем учащихся, его не только «учат», но еще и «вос-питывают», «растят», «создают». Формирование природных способностей учащегося к исполнению хореографических произведений длительный и тру-доемкий процесс, требующий не только таланта учащегося, но и дисциплины, самоотдачи ученика и педагога. Использование многогранных и последо-вательно усложняющихся методов хореографиче-ской педагогики тесно связаны традиционными об-разовательными технологиями, вобравшими в себя лучшие достижения традиций прошлого о совре-менного образования.
  Современное хореографическое образование ори-ентируется на все направления базовой культуры личности. Занятие хореографией способствует раз-витию художественного вкуса, улучшению эмоцио-нального, психологического и физического состоя-ния, воспитанию чувства коллективизма.
  Сущность нравственного воспитания средствами хореографического искусства заключается в том, что оно гармонично развивает творческие и духов-ные способности личности. Это способность насла-ждаться и правильно оценивать прекрасное, чув-ствовать и переживать красоту, творить по законам красоты и высокой нравственности.
  Художественный образ является особенностью хореографического искусства. Художественно-образное восприятие хореографического движения предполагает способность учащегося к нравствен-ному восприятию действительности при обсуждении нравственных аспектов содержания танцев, музы-кального репертуара. Об уровне нравственного воспитания учащегося судят по умению ориентиро-ваться в потоке информации, отличать истинные нравственные и духовные ценности от мнимых, спо-собности оценивать события, произведения искус-ства, способности к эмоциональному переживанию.
  Культура жизненного самоопределения складыва-ется в процессе раскрытия индивидуальных творче-ских способностей и формирования личностных ха-рактеристик: самостоятельности и инициативности.
  Танец органически связан с усвоением норм этики, которые формируются у учащихся в процессе заня-тий и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Внимание к окружающим, доброжелатель-ность, вежливость, выдержка, чувство меры, при-ветливость, скромность и другие положительные черты формируют культуру общения в процессе за-нятий хореографией.
  Народный танец, танцевальные композиции на патриотические темы, где учащиеся узнают историю своей Родины, формируют патриотические чувства, на основе которых складывается гражданская (по-литическая) культура.
  Одна из основных тем танца – тема любви, в част-ности, любви к природе. Важным способом эколо-гического воспитания является живое познание род-ного края. Через образы, в которых девушку срав-нивают с яблонькой, березкой, зоренькой, а молод-ца – с ясным соколом, молодым месяцем, лебедем, раскрывается генетическая связь человек с приро-дой, воспитывается уважительное отношение к ней, развивают чувство ответственности за сохранение природы. Таком образом, формируется экологиче-ская культура личности.
  Непосредственным следствием обучению танцам является становление физической культуры. Осо-бенностью танца является гармоничное развитие форм тела, укрепление здоровья, выработка пра-вильной и красивой осанки.
  От физической культуры неотделима культура труда и развивается также напрямую в процессе обучения – развитие техники исполнения движений, пластичность, гибкость. Система занятий танцем связана с развитием и формированием таких лич-ностных качеств как организованность, трудолю-бие, ответственность, дисциплинированность.
  Занимаясь танцем, человек развивает психические процессы: память, внимание, мышление. Расшире-ние кругозора знаний учащихся происходит через смысловое содержание танца, через танцевальную культуру. Так формируется познавательная культу-ра личности.
  В хореографическом искусстве нравственное вос-питание и эстетическое воспитание, воспитание са-моопределения, трудовое воспитание и гражданское воспитание, физическое воспитание и экологическое воспитание – все выполняют свои задачи в тесном взаимодействии друг с другом, формируя у уча-щихся базовую культуру.


Литература
1. Васильева Т.А. Формирование нравственных и физических качеств школьника через искусство тан-ца. Сайт Педсовет.org.
http:/pedsovet.org/component/option.com_mtree/task,viewlink/link_id?25642/Itemid,188/,
2. Любомирский Л.Е. Возрастные особенности дви-жений у детей и подростков. М.: «Педагогика», 1979. 48-57 с.
3. Смолина В.В., Кутейников М.Г. Возрастные осо-бенности детей школьного возраста. Минск: «Народная асвета», 1973. 34 с.
4. Подласый И.П. Педагогика: в 2 книгах: учебник для ВУЗов по педагогическим специальностям. М.: «Владос», 2003.  121 с.
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: «Academia», 2003.  56 с.

 
© Е.В. Иванова, 2017 
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05