1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре образовательной программы
Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки академического бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. № 1085; профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 608 н.
Дисциплина является дисциплиной по выбору вариативной части  блока 1 «Дисциплины» модуля профильной подготовки учебного плана образовательной программы, изучается в 7 семестре. Трудоемкость дисциплины: 2 ЗЕ / 72 часа, в том числе 10 часов – контактная работа с преподавателем, 62 часа – самостоятельная работа  (таблица 2).
Цели освоения дисциплины: освоение студентами основ психологии в области психологии профессий, знакомство с психологическими методами профессиональной диагностики и ориентации, направленными на практическое изучение особенностей, как самой личности, так и ее профессиональной деятельности, а также в формировании у студентов готовности к осуществлению профессиональной деятельности с использованием полученных знаний.
Планируемые результаты обучения
Дисциплина направлена на формирование компетенций  ОПК-2, ПК-2, ПК-5 и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Перечень планируемых результатов обучения
Планируемые результаты освоения образовательной программы Планируемые результатов обучения по дисциплине(дескрипторы)
ОПК-2 -  способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности Знать: закономерности профессионально-педагогической деятельности; основы профессионально-педагогической деятельности
Уметь: анализировать современное состояние в педагогической среде; выявлять проблемы, возникающие в ходе профессионально-педагогической деятельности
Владеть: приемами поиска, создания, распространения и применения новшеств и современных технологий в области профессионально-педагогической деятельности
ПК-2 - способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, служащих и специалистов среднего звена Знать: современные формы и методы  формирования и саморазвития личности воспитанников.
Уметь: применять на практике методики формирования профессионально важных и значимых качеств личности будущих специалистов.
Владеть: способностью развивать личность будущего специалиста в соответствии с профессиональными требованиями к нему.
ПК-5 - способность анализировать профессионально-педагогические ситуации Знать: - историю и современные тенденции развития педагогических концепций;
˗ закономерности целостного образовательного процесса, современные педагогические технологии.
Уметь:  - выбирать оптимальную модель профес-сионального поведения с учетом реальной ситуации;
˗ выбирать средства и методы обучения, разрабатывать индивидуальную личностно ориентированную технологию обучения.
Владеть: - приемами анализа, проектирования, оценки и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе;
-технологиями развития личности обучаемого, технологиями обучения и воспитания.



2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Психологическое профессиоведение
Понятия: «профессия», «специальность», «трудовой пост» (должность), «профессиональная роль», «конкретная работа», «трудовая деятельность», «действие», «производственная операция». Профессиограмма и психограмма (психологический портрет) профессионала. Профессиональные задачи и особенности трудовых действий по их выполнению: действия сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинитивные и др. Методы профессиографии: наблюдение, опрос, анализ документации, трудовой метод, биографический метод, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок, эксперимент и т.д. Психологические типологии профессий: классификация профессий, созданная в целях профориентации и профконсультации; классификация по степени тяжести труда, по степени интеллектуальной сложности и др.

Тема 2. Психология трудовой мотивации
Основные теории мотивации. Содержательно-структурные и процессуальные концепции трудовой мотивации, их достоинства, ограничения и пути использования в практике работы с персоналом

Тема 3. Психология профессиональной ориентации и психологического консультирования в выборе профессии
Психология профессионального самоопределения: профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности. Профориентационная работа, её направления. Психологические основы профессионального отбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижение резерва кадров в организациях. Профессиональная пригодность: относительная и абсолютная. Психологический отбор персонала и современное понимание профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект – объект».

Тема 4. Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний
Виды функциональных состояний, их динамика в труде. Понятие о работоспособности и ее динамике. Функциональные состояния в труде: нормальные и патологические, адекватной мобилизации и динамического рассогласовании и т.п. Экстремальные состояния в труде; посттравматические состояния; стресс; копингповедение. Виды монотонии, психологические способы преодоления монотонности труда. Эмоциональная и операционная нервно-психическая напряженность. Экстремальные состояния в труде; адаптация и дезадаптация, посттравматические состояния; копингповедение. Виды монотонии; психологические способы преодоления монотонности труда. Принципы и методы диагностики функциональных состояний человека в труде. Психологические методы профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний в труде. Методы эмоциональной и когнитивной регуляции деятельности и психического состояния.
Тема 5. Психология безопасности в труде. Опасные и экстремальные факторы в трудовой деятельности.
Сущность безопасности и безаварийности труда. Человеческий фактор в происшествиях: несчастный случай, травма, авария, катастрофа. Объективные и субъективные причины несчастных случаев и аварий. Готовность к деятельности в особых и экстремальных условиях. Изменение поведения и деятельности в экстремальных условиях. Психологические способы профилактики производственного травматизма и аварийности.


Таблица 2
Содержание работ по дисциплине
Содержание работы Виды и формы работы, час Всего, час
Контактная работа Самостоятельная работа
Лекции Лабораторные Практические
Тема 1. Психологическое профессиоведение.
1 12 13
Тема 2. Психология трудовой мотивации.
1 12 13
Тема 3. Психология профессиональной ориентации и психологического консультирования в выборе профессии. 1 2 11 14
Тема 4. Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний. 1 2 11 14
Тема 5. Психология безопасности в труде. Опасные и экстремальные факторы в трудовой деятельности. 2 12 14
Контроль: зачет 4 4
Итого по дисциплине 4 6 62 72
В том числе с применением дистанционных образовательных технологий 4


3  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.


4 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

4.1 Основная учебная литература
1. Манухина, Светлана Юрьевна  Психология труда [Электронный ресурс] : хрестоматия : учебно-методический комплекс / С. Ю. Манухина.  - Москва : Евразийский открытый институт, 2011. - 275 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: ehttp://www.iprbookshop.ru/10805. - ISBN 978-5-374-00221-8.
2. Организационная психология [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие / сост. В. А. Иванченко ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск : НГПУ, 2015. - 30 МБ - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:  https://lib.nspu.ru/views/library/59209/web.php. - ISBN 978-5-00023-618-5 .
3. Управленческие решения: технология, методы и инструменты : учебное пособие по специальности "Менеджмент организации" / П. В. Шеметов [и др.].  - Москва : Омега-Л, 2011. - 398 с. : табл., схемы, граф. - (Высшая школа менеджмента). - Библиогр. в конце гл.. - Словарь: c. 393-398. - ISBN 978-5-370-02146-6

4.2Дополнительная учебная литература
4. Зеер, Эвальд Фридрихович    Профориентология : теория и практика : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова.  - Москва : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2006. - 189 с. : табл. - (Учебное пособие для высшей школы) (Gaudeamus). - Библиогр.: с. 170-172. - ISBN 5-8291-0684-1. - ISBN 5-88687-175-6
5. Резапкина, Галина Владимировна    Психология и выбор профессии : программа предпрофильной подготовки : учебно-методическое издание / Г. В. Резапкина.  - Москва : Генезис, 2011. - 208 с. : табл. - Библиогр.: с. 204-205. - Словарь: c. 184-203. - ISBN 978-5-98563-223-1.


4.3 Ресурсы сети "Интернет"
4.3.1 Ресурсы НГПУ:
6. Аникеева, Нэлли Петровна  Технологии профессионального взаимодействия : учебное пособие / Н. П. Аникеева ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т истории, гуманитар. и соц образования.  - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 134 с. : табл. - Библиогр. в конце гл. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/8809/read.php. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - ISBN 978-5-00023-176-0.
7. Романова, Евгения Сергеевна147 популярных профессий : психологический анализ и профессиограммы : учебное пособие для вузов по направлению подготовки (специальности) "Психология" / Е. С. Романова.  - Москва : Аспект Пресс, 2011. - 416 с. - Библиогр.: с. 411-416. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: ehttp://www.iprbookshop.ru/8879. - ISBN 978-5-7567-0623-9.
8. Цигулева, Олеся Владимировна  Профессиональная мобильность как фактор развития международной интеграции в образовании : [монография] / О. В. Цигулева, А. А. Волкова ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2015. - 120 с. - Библиогр.: с. 106-119. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:  https://lib.nspu.ru/views/library/59844/read.php. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - ISBN 978-5-00023-768-7


4.3 Методическое обеспечение
9. Персональные сайты преподавателей университета [Электронный ресурс] Электр. дан. - Режим доступа: http://prepod.nspu.ru
10. Сервер ДО [Электронный ресурс] Элек.  дан. - Режим доступа: http://ftipdo.ru


4.4 Технологическая карта самостоятельной работы студента
Таблица 3
№ Темы
дисциплины Задания
для самостоятельной работы Трудоемкость задания, часы Перечень учебно-методического обеспечения
(номера источников из п.п. 4.1 – 4.3)
1 Психологическое профессиоведение 1. Проработка лекционного материала по конспекту и учебной литературе.
2. Составить конспект-словарь, работая  с литературными источниками.  12 1, 2, 3, 4, 5,6,7,8
2 Психология трудовой мотивации 1. Заполнить сравнительную таблицу по основным теориям мотивации.
2. Проиллюстрировать достоинства, ограничения и пути использования концепций трудовой мотивации в практике работы с персоналом в форме мини сочинения 12 1, 2, 3, 4, 5, 8
3 Психология профессиональной ориентации и психологического консультирования в выборе профессии 1. Проработка лекционного материала по  конспекту и  учебной литературе
2. Предоставление отчета по результатам психодиагностики свойств интегральной индивидуальности личности 11 1, 2, 3, 4, 5, 8
4 Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний 1. Проработка материала по конспекту и учебной литературе
2. Описать основные особенности профессиональной работоспособности личности. 11 1,4, 5,6, 8,9
5 Психология безопасности в труде. Опасные и экстремальные факторы в трудовой деятельности 1. Проработка материала по конспекту и учебной литературе
2. Подготовка к  тестированию и выполнение контрольной работы 12 1,4, 5,6, 8,9
Зачет 4 1-9
Итого 62


5 РЕСУРСЫ,  НЕОБХОДИМЫЕ  ДЛЯ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ
5.1 Информационные технологии
Образовательный процесс осуществляется с применением локальных  и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5).
Таблица 4
Локальные информационные технологии
Группа программных средств Наименование программного продукта
Операционные системы MicrosoftWindows
Офисные программы MicrosoftOffice
LibreOffice
ChemOffice

Таблица 5
Распределенные информационные технологии
Группа Наименование
Библиотеки и образовательные ресурсы Электронная библиотека НГПУ http://lib.nspu.ru

Персональные сайты преподавателей НГПУ http://prepod.nspu.ru

Система электронных портфолио студентов НГПУ

5.2 Материально-техническая база
Таблица 6
Материально-техническая база
Помещения для осуществления образовательного процесса Перечень основного оборудования
(с указанием кол-ва посадочных мест)
Адрес (местоположение)
Аудитории для проведения лекционных занятий
Лекционные аудитории Ноутбук; проектор, экран, доска.
Количество посадочных мест – 45 Ауд. 107, учебный корпус № 3, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.
Интерактивная трибуна, проектор, экран, доска. Количество посадочных мест – 45. Ауд. 109, учебный корпус № 3, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.
Аудитории для проведения практических занятий,
контроля успеваемости
Компьютерный класс Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 15. Ауд. 112, 108, учебный корпус № 3, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28
Помещения для самостоятельной работы
Компьютерные классы Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 15. Ауд. 112, 108, учебный корпус № 3, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28
Читальный зал библиотеки НГПУ Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 31. учебный корпус № 1, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.
        Помещения для групповых и индивидуальных консультаций
Компьютерные классы Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 15. Ауд. 112, 108, учебный корпус № 3, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.


6 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) осуществляется в форме зачета.
Фонд оценочных средств согласуется с дескрипторами, представленными в таблице 1.
Список вопросов для собеседования:
1. Психологии профессий как область знаний, отрасль науки.
2. Основные проблемы психологии профессий. Связь психологии труда с психологическими дисциплинами и другими науками, изучающими труд.
3. Психологические особенности деятельности и личности профессионалов разного уровня квалификации (на примере конкретной профессии).
4. Психологическая структура трудовой деятельности, характеристика ее элементов.
5. Разновидности труда по предмету, продукту труда, целям трудовых действий. Разновидности средств и условий труда.
6. Труд как психологический феномен. Психологические признаки труда. Отличие труда от других видов деятельности (игры, учения) и общения.
7. Понятие субъекта труда в психологии профессий, уровни его изучения. Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда.
8. Этапы (периоды) развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Варианты профессиональных карьер.
9. Противоречия и нормативные кризисы профессионального развития личности.
10. Психология профессионального самоопределения. Выбор профессии как проектирование профессионального жизненного пути.
11. Понятия: «трудовая деятельность», «профессиональная задача», «действие», «операция», «прием». Структура трудовой деятельности.
12. Профессиональный стресс.
13. Стрессоустойчивость личности.
14. Удовлетворенность трудом и мотивация трудовой деятельности.
15. Понятия «профессия», «профессиограмма» и «психограмма». Схема (программа) профессиографирования, способы фиксации результатов профессиографирования.
16. Психограмма как составная часть профессиограммы и как модель индивидуально-личностных качеств профессионала.
17. Методы психологии труда. Специфика метода экспертной оценки в психологии труда.
18. Психофизиологические методы в психологии труда. Специфика экспериментальных методов при изучении профессий. Особенности естественного эксперимента. Особенности лабораторного эксперимента.
19. Достоинства и недостатки методов наблюдение и самонаблюдение. Специфика трудового метода при изучении профессий.
20. Преимущества и ограничения опросных методов в профессиографии.
21. Классификации (типологии) профессий в психологии труда.
22. Классификация профессий для старшеклассников Е.А.Климова.
23. Классификации мотивационных ожиданий в трактовке зарубежных психологов. Концепции трудовой мотивации отечественных ученых.
24. Потребности и мотивы трудовой деятельности. Стимулы труда.
25. Психология профессиональной адаптации и дезадаптации. Нормальное (прогрессивное) и регрессивное профессиональное развитие, деформации субъекта труда.
26. Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, ее роль в психологии труда.
27. Индивидуальный стиль трудовой деятельности (ИСД) и интегральная индивидуальность. ИСД и эффективность труда.
28. Профессионально важные качества личности. Понятие профессиональной пригодности.
29. Общие и специальные профессиональные способности субъекта труда.
30. Профориентация: основные направления, их содержание.
31. Психологический профессиональный отбор.
32. Психологические проблемы социально-трудовой реабилитации и реадаптапции больных и инвалидов. Труд как лечебное средство.
33. Конфликт как особый вид взаимодействия субъектов организации. Возникновение, проявление и разновидности конфликтов.
34. Причины и этапы протекания конфликтов. Функции конфликтов. Механизмы разрешения и использования конфликтов в менеджменте.
35. Психология конфликтов в разнотипных профессиях. Возможности конструктивного разрешения профессиональных конфликтов.
36. Оптимизация режимов труда и отдыха. Рационализация процесса труда.
37. Психологические пути поддержания высокой работоспособности.
38. Стресс в профессиональной деятельности и способы его преодоления.

Критерии выставления отметок:
«Зачтено» - пороговый, средний, высокий уровень сформированности компетенций  ОПК 2, ПК-2, ПК-5: обучающийся демонстрирует способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности; способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, служащих и специалистов среднего звена и  способность анализировать профессионально-педагогические ситуации
«Не зачтено» - низкий уровень сформированности компетенций ОПК 2, ПК-2, ПК-5, либо компетенции ОПК 2, ПК-2, ПК-5: не сформированы: отсутствуют специальные знания предмета, а также при неправильном ответе или полном его отсутствии.


Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05