министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«новосибирский государственный педагогический университет»

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Советом ИИГСО

 

________________О.Н. Катионов

(подпись)

«______»______________ 2012 г.

 

 

Обсуждена на заседании кафедры Теории, истории культуры и музеологии

Протокол № ____ от «___»_______2012 г.

 

________________ Л.И. Дрёмова

(подпись)

 

 

 

 

ПРОГРАММА  по  дисциплине

В.3.15  «Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности»

(код по УП)                 (наименование дисциплины)

 

Направление: 072300.62 Музеология и охрана объектов культурного наследия

Профиль: Культурный туризм и экскурсионная деятельность

 

 

 

Составитель: В.Н. Сорокин

доцент кафедры теории, истории культуры и музеологии,

Master of Science in Cultural Management

(Университет Роберта Гордона, Великобритания)

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

 

Цели и задачи освоения дисциплины

 

Определение места дисциплины в структуре ООП ВПО

 

Формы контроля

 

Требования к результатам освоения программы

 

Структура и содержание дисциплины

 

Тема 1. Введение.

 

Тема 2. Опыт и результаты развития музейного дела к рубежу XX-XXI веков.

 

Тема 3. Понятийный аппарат современного менеджмента.

 

Тема 4. Социокультурные основы менеджмента.

 

Тема 5. Управление музеем как культурной институцией.

 

Тема 6. Механизмы анализа и оценки эффективности деятельности музея.

 

Тема 7. Нормативная база деятельности музея.

 

Тема 8. Организационная структура и штаты музея.

 

Тема 9. Ресурсная база музея.

 

Тема 10. Проектная деятельность в музейном деле.

 

Тема 11. Идея проекта с точки зрения представлений об интерпретации природного и историко-культурного наследия.

 

Тема 12. Команда проекта.

 

Тема 13.Партнёры в проекте и их мотивация.

 

Тема 14. Меценатство, спонсорство и фандрейзинг.

 

Тема 15. Музейный маркетинг.

 

Тематическое планирование

 

Технологическая карта самостоятельной работы студента

 

Тематика практических (лабораторных) занятий

 

Примерные темы курсовых работ

 

Вопросы к экзамену

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное музейное дело в России характеризуется значительным ростом интереса к вопросам менеджмента и маркетинга. Музеи получают всё больше самостоятельности, возможностей, и знания в этой сфере становятся всё более востребованными в профессиональной среде.

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Менеджмент и маркетинг в музейном деле» является формирование знаний и навыков студентов в отношении особенностей управления музеями и работы музеев в рыночных условиях:

Задачи:

−       - Изучение практики управленческой работы в музейном деле России и зарубежья.

−       - Выяснение особенностей управления музеями как организациями культуры.

−       - Развитие умения анализировать эффективность работы музеев.

−       - Изучение последовательных стадий работы над музейным проектом.

−       - Формирование навыков самостоятельной разработки социокультурных проектов.

−       - Выяснение роли маркетинга в современной деятельности музеев.

−       - Изучение особенностей и способов маркетинга в сфере услуг.

 

Изучение дисциплины (модуля) способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности:

- в области педагогической деятельности:

−       повышению эффективности передачи знаний о природном и историко - культурном наследии Новосибирской области, различных регионов Российской Федерации;

−       определению оптимальных форм патриотического воспитания населения.

- в области культурно-просветительской деятельности:

−       расширению возможностей партнёрства с разнообразными организациями

−       культуры, самодеятельными культурными движениями, представителями

−       современных экспериментальных направлений культуры;

−       более эффективной работе с различными целевыми группами потребителей

−       музейных услуг.

 

Определение места дисциплины в структуре ООП ВПО

Данная дисциплина относится к инвариантной части профессионального цикла учебного плана.

Изучение дисциплины осуществляет переход от изученных ранее теоретических вопросов музеологии, истории музеев России и мира к освоению выбора оптимальных управленческих решений в музее, учету рисков, поиску реализации возможностей.

Для освоения данной дисциплины студенты должны:

−       знать содержание основных понятий современной музеологии,

−       иметь представление об истории крупнейших музейных центров России и мира,

−       уметь применять метод историзма к оценке явлений и процессов развития общества.

Изучение данной дисциплины позволяет впоследствии более осознанно подбирать информационно-технические средства для работы с наследием, которые осваиваются в курсе «Новые информационные технологии в музейной деятельности» на 4 курсе.

Навыки оценки эффективности работы музеев позволяют затем более глубоко разбираться в специфике работы музеев разных профильных групп во время практических занятий в музеях.

Курс содействует конкретизации полученных знаний по социально-культурному проектированию далее в курсе «Проектирование выставок» для создания музейных выставок.

Понимание туристической деятельности как воплощение принципов менеджмента, бизнес-планирования и маркетинга территорий развивается далее в рамках курса «Организация туристической деятельности».

 

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме опроса студентов, учёта их активности при обсуждении спорных вопросов и дискуссий в учебной группе. Особо внимание уделяется обсуждению кейсов успешных социо-культурных проектов, представленных в форме видеоматериалов, слайдов и презентаций.

Промежуточный контроль осуществляется в форме контрольных работ и эссе.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

 


 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-7, ПК-2 (таблица 1).

 

Таблица 1.  Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ОК-7 – способность применять основные положения и инструментарий социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

Знать: основы  проект-менеджмента: создания и управления социо-культурным проектом.

Уметь: правильно оформить творческую идею социо-культурного проекта, последовательно изложить его структуру, моделировать результат, оценивать культурные ресурсы для проекта.

Владеть: инструментарием создания музейного события как кульминации социо-культурного проекта.

ПК-2 – способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и представлять результаты исследований

Знать: приёмы проблематизации при проведении предпроектного анализа социо-культурной ситуации на территории.

Уметь: в адекватной форме предоставлять информацию о проекте потенциальным партнёрам для их мотивации к участию.

Владеть: методами актуализации аналитической информации для создания успешного социо-культурного проекта.


 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Введение. Определение целей, задач и методов работы в курсе музейного менеджмента и маркетинга. Выяснение культурных приоритетов студентов.

 

Тема 2. Опыт и результаты развития музейного дела к рубежу XX-XXI веков. Модели музея. Место и роль музея в современной социокультурной ситуации.

 

Тема 3. Понятийный аппарат современного менеджмента. История и национальные модели менеджмента.

 

Тема 4. Социокультурные основы менеджмента. Общественные ценности как основание и предмет менеджмента.

 

Тема 5. Управление музеем как культурной институцией. Понятие миссии музея. Музей как культурная институция. Типологии менеджеров.

 

Тема 6. Механизмы анализа и оценки эффективности деятельности музея.

SWOT-анализ. Стратегия развития, перспективное и текущее планирование. Эффективность и результативность деятельности.

 

Тема 7. Нормативная база деятельности музея. Особенности делопроизводства и документооборота.

 

Тема 8.  Организационная структура и штаты музея. Управление персоналом. Корпоративные ценности. Мотивация деятельности.

 

Тема 9. Ресурсная база музея. Бюджет музея. Многоканальное финансирование.

 

Тема 10. Проектная деятельность в музейном деле. Актуальность проекта, цели и задачи в проекте. Графики выполнения задач.

 

Тема 11. Идея проекта с точки зрения представлений об интерпретации природного и историко-культурного наследия. Использование знаков, образов и символов. «Дух места» и своеобразие наследия территорий.

 

Тема 12. Команда проекта. Командообразование. Роли в команде. Лидерство.

 

Тема 13. Партнёры в проекте и их мотивация. Культурные движения как основной партнёр музейных проектов. Власть. Бизнес. Местное сообщество.

 

Тема 14. Меценатство, спонсорство и фандрейзинг. Традиции меценатства. Спонсорство как сделка. Спонсорский пакет. Фандрейзинг как регулярная систематическая деятельность.

 

Тема 15. Музейный маркетинг. Своеобразие маркетинга услуг. Туризм. Сувениры. Резюме и портфолио музейного специалиста.

 

Тема 16. PR-сопровождение музейных программ. Реклама музея. Правила работы со СМИ.


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тематические разделы и темы дисциплины

Виды и формы учебной работы, в часах

Лекции

ПЗ

ЛЗ

СР

1.1.

Тема 1. Введение.

1

 

 

 

2.1.

Тема 2. Опыт и результаты развития музейного дела к рубежу XX-XXI веков.

 

2

 

2

2.2.

Тема 3. Понятийный аппарат современного менеджмента.

2

2

 

2

2.3.

Тема 4. Социокультурные основы менеджмента.

2

2

 

4

3.1.

Тема 5. Управление музеем как культурной институцией.

 

2

2

 

4

3.2.

Тема 6. Механизмы анализа и оценки эффективности деятельности музея.

2

4

 

2

 

Тема 7. Нормативная база деятельности музея.

1

2

 

4

 

Тема 8. Организационная структура и штаты музея.

1

2

 

2

 

Тема 9. Ресурсная база музея.

2

4

 

4

 

Тема 10. Проектная деятельность в музейном деле.

 

2

 

6

 

Тема 11. Идея проекта с точки зрения представлений об интерпретации природного и историко-культурного наследия.

 

2

 

6

 

Тема 12. Команда проекта.

1

2

 

4

 

Тема 13.Партнёры в проекте и их мотивация.

1

2

 

2

 

Тема 14. Меценатство, спонсорство и фандрейзинг.

 

2

 

4

 

Тема 15. Музейный маркетинг.

2

4

 

4

 

Тема 16. PR-сопровождение музейных программ.

1

2

 

4

 

ИТОГО

18

36

54

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Темы дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Форма отчета

Трудоемкость задания, часы

1.

Тема 2. Опыт и результаты развития музейного дела к рубежу XX-XXI веков.

Определить, в чём проявился к концу XX века т.н. «кризис в музейном деле» (Г.Вдовин).

Устный

ответ

2

2.

Тема 3. Понятийный аппарат современного менеджмента.

Выявить, какие термины в современной музейной деятельности взяты из теории менеджмента. Дать определения.

эссе

2

3.

Тема 4. Социокультурные основы менеджмента.

Раскрыть содержание термина «управление».

Устный

ответ

4

4.

Тема 5. Управление музеем как культурной институцией.

 

Рассказать с примерами из жизни о знакомом менеджере или привести сведения от других, определив его тип по А. Адизесу.

эссе

4

5.

Тема 6. Механизмы анализа и оценки эффективности деятельности музея.

Произвести SWOT-анализ музея Новосибирска, который посетила учебная группа.

SWOT-анализ

2

6.

Тема 7. Нормативная база деятельности музея.

Написать примерную служебную записку на имя директора какого-либо музея с описанием творческой инициативы.

контрольная работа

4

7.

Тема 8. Организационная структура и штаты музея.

Выяснить, какие подразделения музеев могли появиться во время модернизации музейного дела в 90-е годы XX века.

Устный

ответ

2

8.

Тема 9. Ресурсная база музея.

Выяснить различие между «материальными ресурсами» музея и «культурными ресурсами», которые музей может использовать.

Устный ответ

4

9.

Тема 10. Проектная деятельность в музейном деле.

Выяснить отличие проекта от плана текущей работы музея.

Устный

ответ

6

10.

Тема 11. Идея проекта с точки зрения представлений об интерпретации природного и историко-культурного наследия.

Сформулировать пять проектных идей в ответ на актуальную социальную проблему.

эссе

6

11.

Тема 12. Команда проекта.

Выявить отличие возможных команд проектов: выставки, фестиваля, ярмарки музейных сувениров, экскурсии.

Устный

ответ

4

12.

Тема 13. Партнёры в проекте и их мотивация.

Проиллюстрировать «пирамиду» А. Маслоу на примере музейной практики.

Устный

ответ

2

13.

Тема 14. Меценатство, спонсорство и фандрейзинг.

Составить обращение к спонсору выставочного проекта с предложением «спонсорского пакета».

Конрольная работа

4

14.

Тема 15. Музейный маркетинг.

Применить правило «четыре P» к  анализу выставочного проекта.

эссе

4

15.

Тема 16. PR-сопровождение музейных программ.

Составить текст  пресс-релиза открывающейся выставки.

Конрольная работа

4

Итого

54


ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Музейный социокультурный проект.

  1. Обоснование актуальности проектной идеи.
  2. Оптимизация культурных ресурсов территории для реализации проекта.
  3. Обращение к потенциальному спонсору проекта.
  4. Пресс-релиз выставочного проекта.

 

Тема 2. Основы маркетинга (мини-конференция по работам Ф. Котлера).

  1. Социальные основы маркетинга (по Котлеру).
  2. Русский способ управления (по Прохорову).
  3. Процесс управления маркетингом (на примере музея).
  4. Значение данного принципа маркетинга для работы музея.
  5. Методика назначения цены на услуги.
  6. Маркетинговое поведение музея на новом и традиционном рынке.

 


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Особенности управления в музеях-усадьбах.
  2. Музейные сети и ассоциации. Европа и Россия.
  3. Социально-культурные проекты Музея города Новосибирска.
  4. Туристический фестиваль как социо-культурный проект.
  5. Различие команды и персонала в социо-культурном проекте.
  6. Проблема лидерства в социо-культурном проекте.
  7. «Музейный кризис» в России в конце XX века или «музейный бум»?
  8. Правила работы музея со СМИ.

 


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

Тема 1. Опыт и результаты развития музейного дела к рубежу XX-XXI веков. Модели музея. Место и роль музея в современной социокультурной ситуации.

 

Тема 2. Понятийный аппарат современного менеджмента. История и национальные модели менеджмента. Русский способ управления.

 

Тема 3. Социокультурные основы менеджмента. Общественные ценности как основание и предмет менеджмента.

 

Тема 4. Управление музеем как культурной институцией. Понятие миссии музея. Музей как культурная институция. Типологии менеджеров по Адизесу.

 

Тема 5. Механизмы анализа и оценки эффективности деятельности музея.

SWOT-анализ. Стратегия развития, перспективное и текущее планирование. Эффективность и результативность деятельности.

 

Тема 6. Нормативная база деятельности музея. Особенности делопроизводства и документооборота. Правила написания заявления и служебной записки. Должностные обязанности.

 

Тема 8.  Организационная структура и штаты музея. Управление персоналом. Корпоративные ценности. Мотивация деятельности.

 

Тема 9. Ресурсная база музея. Бюджет музея. Многоканальное финансирование.

Культурные ресурсы и их актуализация на территории.

 

Тема 10. Проектная деятельность в музейном деле. Актуальность проекта, цели и задачи в проекте. Партнёры. Графики выполнения задач. Правила отчётности.

 

Тема 11. Идея проекта с точки зрения представлений об интерпретации природного и историко-культурного наследия. Использование знаков, образов и символов. «Дух места» и своеобразие историко-культурного и природного наследия территорий.

 

Тема 12. Команда проекта. Командообразование. Роли в команде. Лидерство в проекте.

 

Тема 13. Партнёры в проекте и их мотивация. Культурные движения как основной партнёр музейных проектов. Власть. Бизнес. Местное сообщество.

 

Тема 14. Меценатство, спонсорство и фандрейзинг. Традиции меценатства. Спонсорство как сделка. Спонсорский пакет. Фандрейзинг как регулярная систематическая деятельность.

 

Тема 15. Музейный маркетинг. Своеобразие маркетинга услуг. Туризм. Сувениры. Резюме и портфолио музейного специалиста.

 

Тема 16. PR-сопровождение музейных программ. Реклама музея. Правила работы со СМИ.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв.ред. Э.А. Шулепова. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 504 с.
  2. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2006. – 560 с.

Дополнительная литература

  1. Барри Лорд, Гэйл Лорд. Менеджмент в музейном деле / Пер. с англ. Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой; под ред. А.Б. Голубовского. – М.: Логос, 2002. – 256 с.: ил.
  2. Музейное проектирование. / Отв. ред. А.А. Щербакова, сост. А.В. Лебедев. - М., 2009. – 256 с.
  3. Лебедева Е. Технология продвижения культурного продукта // Меняющийся музей в меняющемся мире. Конкурс музейных проектов. М., 2004. С. 58-65.
  4. Даршт О.Э. Паблик рилейшенс в музее: техника успеха // Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века. - М., 1999. - С.24-42.
  5. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура. Менеджмент. Анимация. Маркетинг. - Новосибирск, 2000.
  6. Андреева И. Музейный бизнес и маркетинговые исследования // Артменеджер. - М., 2003. № 3.
  7. Бабков В. Зачем индустрии культуры маркетинговые исследования // Артменеджер. - М., 2003. № 3.
  8. Дюкарев Р., Фокс К.А., Вудс Э.К. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. - М.,1998.
  9. Как продавать искусство: Сборник статей. - Новосибирск, 2001.
  10. Кононов Н. Город в предпродажной подготовке // Эксперт. - М., 2004. - № 27.
  11. Кузнецов Д. Военно-исторический туризм: Раатен Портти – Монумент Зимней войне // Артменеджер. - М., 2003. - № 3.
  12. Востряков Л.Е. Управленческий профессионализм и рынок // Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2003. - № 4. С. 67-74.
  13. Денисова Д. Как ловить в сети Индры // Эксперт. - М., 2006. № 26. С. 34-41.
  14. Денисова Д., Краснова В., Матвеева А. Ловите кайф гигабайтами // Эксперт. - М., 2006. № 1-2. С. 50-57.
  15. Олещенко Ю. Корпоративная культура: ценностное управление // Пространство РА ТИСС. - М., 2002. № 9.
  16. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М., 1998.
  17. Стивенсон Н. Как мотивировать персонал. - М., 2004.
  18. Игнатьева Е.Л. Культура и право. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в сфере культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2005. № 6. С. 34-40.
  19. Полознев Д.Ф. Эффективность деятельности: Концепция бюджетирования по результату с позиций руководителя // Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2006. № 1. С. 52-60.
  20. Архангельская Н. Культурный капитализм на поле бранной славы // Эксперт. - М., 2003. № 36.
  21. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. - М., 1994.
  22. Кирюхина И.В. Программа развития учреждения культуры. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих финансирование основной деятельности музея // Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2004. № 8.
  23. Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина. - Самара, 1998.
  24. Музей-заповедник «Куликово поле»: Концепция развития. - М.-Тула, 2000.
  25. Сагит М. Менеджмент в период перемен, или от «А» к «С» и снова к «В» // Музеи в период перемен. Изд. 2-е. - СПб.: Контрфорс, 1997.

Электронные образовательные ресурсы

1. www.future.museum.ru – сайт лаборатории РИК «Музей будущего».

2. amcult.ru – сайт Ассоциации менеджеров культуры

3. classs.ru – сайт-библиотека книг по менеджменту и маркетингу

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04