министерство образования и науки рф
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»
УТВЕРЖДЕНА
Советом ИИГСО
________________О.Н. Катионов
(подпись)
«______»______________ 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры Теории, истории культуры и музеологии
Протокол № ____ от «___»_______2012 г.
________________ Л.И. Дрёмова
(подпись)
ПРОГРАММА по дисциплине
В.3.15 «Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности»
(код по УП) (наименование дисциплины)
Направление: 072300.62 Музеология и охрана объектов культурного наследия
Профиль: Культурный туризм и экскурсионная деятельность
Составитель: В.Н. Сорокин
доцент кафедры теории, истории культуры и музеологии,
Master of Science in Cultural Management
(Университет Роберта Гордона, Великобритания)
Новосибирск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка |
|
Цели и задачи освоения дисциплины |
|
Определение места дисциплины в структуре ООП ВПО |
|
Формы контроля |
|
Требования к результатам освоения программы |
|
Структура и содержание дисциплины |
|
Тема 1. Введение. |
|
Тема 2. Опыт и результаты развития музейного дела к рубежу XX-XXI веков. |
|
Тема 3. Понятийный аппарат современного менеджмента. |
|
Тема 4. Социокультурные основы менеджмента. |
|
Тема 5. Управление музеем как культурной институцией. |
|
Тема 6. Механизмы анализа и оценки эффективности деятельности музея. |
|
Тема 7. Нормативная база деятельности музея. |
|
Тема 8. Организационная структура и штаты музея. |
|
Тема 9. Ресурсная база музея. |
|
Тема 10. Проектная деятельность в музейном деле. |
|
Тема 11. Идея проекта с точки зрения представлений об интерпретации природного и историко-культурного наследия. |
|
Тема 12. Команда проекта. |
|
Тема 13.Партнёры в проекте и их мотивация. |
|
Тема 14. Меценатство, спонсорство и фандрейзинг. |
|
Тема 15. Музейный маркетинг. |
|
Тематическое планирование |
|
Технологическая карта самостоятельной работы студента |
|
Тематика практических (лабораторных) занятий |
|
Примерные темы курсовых работ |
|
Вопросы к экзамену |
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное музейное дело в России характеризуется значительным ростом интереса к вопросам менеджмента и маркетинга. Музеи получают всё больше самостоятельности, возможностей, и знания в этой сфере становятся всё более востребованными в профессиональной среде.
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Менеджмент и маркетинг в музейном деле» является формирование знаний и навыков студентов в отношении особенностей управления музеями и работы музеев в рыночных условиях:
Задачи:
− - Изучение практики управленческой работы в музейном деле России и зарубежья.
− - Выяснение особенностей управления музеями как организациями культуры.
− - Развитие умения анализировать эффективность работы музеев.
− - Изучение последовательных стадий работы над музейным проектом.
− - Формирование навыков самостоятельной разработки социокультурных проектов.
− - Выяснение роли маркетинга в современной деятельности музеев.
− - Изучение особенностей и способов маркетинга в сфере услуг.
Изучение дисциплины (модуля) способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности:
- в области педагогической деятельности:
− повышению эффективности передачи знаний о природном и историко - культурном наследии Новосибирской области, различных регионов Российской Федерации;
− определению оптимальных форм патриотического воспитания населения.
- в области культурно-просветительской деятельности:
− расширению возможностей партнёрства с разнообразными организациями
− культуры, самодеятельными культурными движениями, представителями
− современных экспериментальных направлений культуры;
− более эффективной работе с различными целевыми группами потребителей
− музейных услуг.
Определение места дисциплины в структуре ООП ВПО
Данная дисциплина относится к инвариантной части профессионального цикла учебного плана.
Изучение дисциплины осуществляет переход от изученных ранее теоретических вопросов музеологии, истории музеев России и мира к освоению выбора оптимальных управленческих решений в музее, учету рисков, поиску реализации возможностей.
Для освоения данной дисциплины студенты должны:
− знать содержание основных понятий современной музеологии,
− иметь представление об истории крупнейших музейных центров России и мира,
− уметь применять метод историзма к оценке явлений и процессов развития общества.
Изучение данной дисциплины позволяет впоследствии более осознанно подбирать информационно-технические средства для работы с наследием, которые осваиваются в курсе «Новые информационные технологии в музейной деятельности» на 4 курсе.
Навыки оценки эффективности работы музеев позволяют затем более глубоко разбираться в специфике работы музеев разных профильных групп во время практических занятий в музеях.
Курс содействует конкретизации полученных знаний по социально-культурному проектированию далее в курсе «Проектирование выставок» для создания музейных выставок.
Понимание туристической деятельности как воплощение принципов менеджмента, бизнес-планирования и маркетинга территорий развивается далее в рамках курса «Организация туристической деятельности».
Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется в форме опроса студентов, учёта их активности при обсуждении спорных вопросов и дискуссий в учебной группе. Особо внимание уделяется обсуждению кейсов успешных социо-культурных проектов, представленных в форме видеоматериалов, слайдов и презентаций.
Промежуточный контроль осуществляется в форме контрольных работ и эссе.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-7, ПК-2 (таблица 1).
Таблица 1. Требования к результатам освоения программы
Формируемые компетенции |
Дескрипторы |
ОК-7 – способность применять основные положения и инструментарий социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач |
Знать: основы проект-менеджмента: создания и управления социо-культурным проектом. Уметь: правильно оформить творческую идею социо-культурного проекта, последовательно изложить его структуру, моделировать результат, оценивать культурные ресурсы для проекта. Владеть: инструментарием создания музейного события как кульминации социо-культурного проекта. |
ПК-2 – способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и представлять результаты исследований |
Знать: приёмы проблематизации при проведении предпроектного анализа социо-культурной ситуации на территории. Уметь: в адекватной форме предоставлять информацию о проекте потенциальным партнёрам для их мотивации к участию. Владеть: методами актуализации аналитической информации для создания успешного социо-культурного проекта. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение. Определение целей, задач и методов работы в курсе музейного менеджмента и маркетинга. Выяснение культурных приоритетов студентов.
Тема 2. Опыт и результаты развития музейного дела к рубежу XX-XXI веков. Модели музея. Место и роль музея в современной социокультурной ситуации.
Тема 3. Понятийный аппарат современного менеджмента. История и национальные модели менеджмента.
Тема 4. Социокультурные основы менеджмента. Общественные ценности как основание и предмет менеджмента.
Тема 5. Управление музеем как культурной институцией. Понятие миссии музея. Музей как культурная институция. Типологии менеджеров.
Тема 6. Механизмы анализа и оценки эффективности деятельности музея.
SWOT-анализ. Стратегия развития, перспективное и текущее планирование. Эффективность и результативность деятельности.
Тема 7. Нормативная база деятельности музея. Особенности делопроизводства и документооборота.
Тема 8. Организационная структура и штаты музея. Управление персоналом. Корпоративные ценности. Мотивация деятельности.
Тема 9. Ресурсная база музея. Бюджет музея. Многоканальное финансирование.
Тема 10. Проектная деятельность в музейном деле. Актуальность проекта, цели и задачи в проекте. Графики выполнения задач.
Тема 11. Идея проекта с точки зрения представлений об интерпретации природного и историко-культурного наследия. Использование знаков, образов и символов. «Дух места» и своеобразие наследия территорий.
Тема 12. Команда проекта. Командообразование. Роли в команде. Лидерство.
Тема 13. Партнёры в проекте и их мотивация. Культурные движения как основной партнёр музейных проектов. Власть. Бизнес. Местное сообщество.
Тема 14. Меценатство, спонсорство и фандрейзинг. Традиции меценатства. Спонсорство как сделка. Спонсорский пакет. Фандрейзинг как регулярная систематическая деятельность.
Тема 15. Музейный маркетинг. Своеобразие маркетинга услуг. Туризм. Сувениры. Резюме и портфолио музейного специалиста.
Тема 16. PR-сопровождение музейных программ. Реклама музея. Правила работы со СМИ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Тематические разделы и темы дисциплины |
Виды и формы учебной работы, в часах |
|||
Лекции |
ПЗ |
ЛЗ |
СР |
||
1.1. |
Тема 1. Введение. |
1 |
|
|
|
2.1. |
Тема 2. Опыт и результаты развития музейного дела к рубежу XX-XXI веков. |
|
2 |
|
2 |
2.2. |
Тема 3. Понятийный аппарат современного менеджмента. |
2 |
2 |
|
2 |
2.3. |
Тема 4. Социокультурные основы менеджмента. |
2 |
2 |
|
4 |
3.1. |
Тема 5. Управление музеем как культурной институцией.
|
2 |
2 |
|
4 |
3.2. |
Тема 6. Механизмы анализа и оценки эффективности деятельности музея. |
2 |
4 |
|
2 |
|
Тема 7. Нормативная база деятельности музея. |
1 |
2 |
|
4 |
|
Тема 8. Организационная структура и штаты музея. |
1 |
2 |
|
2 |
|
Тема 9. Ресурсная база музея. |
2 |
4 |
|
4 |
|
Тема 10. Проектная деятельность в музейном деле. |
|
2 |
|
6 |
|
Тема 11. Идея проекта с точки зрения представлений об интерпретации природного и историко-культурного наследия. |
|
2 |
|
6 |
|
Тема 12. Команда проекта. |
1 |
2 |
|
4 |
|
Тема 13.Партнёры в проекте и их мотивация. |
1 |
2 |
|
2 |
|
Тема 14. Меценатство, спонсорство и фандрейзинг. |
|
2 |
|
4 |
|
Тема 15. Музейный маркетинг. |
2 |
4 |
|
4 |
|
Тема 16. PR-сопровождение музейных программ. |
1 |
2 |
|
4 |
|
ИТОГО |
18 |
36 |
|
54 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
№ |
Темы дисциплины |
Задания для самостоятельной работы |
Форма отчета |
Трудоемкость задания, часы |
1. |
Тема 2. Опыт и результаты развития музейного дела к рубежу XX-XXI веков. |
Определить, в чём проявился к концу XX века т.н. «кризис в музейном деле» (Г.Вдовин). |
Устный ответ |
2 |
2. |
Тема 3. Понятийный аппарат современного менеджмента. |
Выявить, какие термины в современной музейной деятельности взяты из теории менеджмента. Дать определения. |
эссе |
2 |
3. |
Тема 4. Социокультурные основы менеджмента. |
Раскрыть содержание термина «управление». |
Устный ответ |
4 |
4. |
Тема 5. Управление музеем как культурной институцией.
|
Рассказать с примерами из жизни о знакомом менеджере или привести сведения от других, определив его тип по А. Адизесу. |
эссе |
4 |
5. |
Тема 6. Механизмы анализа и оценки эффективности деятельности музея. |
Произвести SWOT-анализ музея Новосибирска, который посетила учебная группа. |
SWOT-анализ |
2 |
6. |
Тема 7. Нормативная база деятельности музея. |
Написать примерную служебную записку на имя директора какого-либо музея с описанием творческой инициативы. |
контрольная работа |
4 |
7. |
Тема 8. Организационная структура и штаты музея. |
Выяснить, какие подразделения музеев могли появиться во время модернизации музейного дела в 90-е годы XX века. |
Устный ответ |
2 |
8. |
Тема 9. Ресурсная база музея. |
Выяснить различие между «материальными ресурсами» музея и «культурными ресурсами», которые музей может использовать. |
Устный ответ |
4 |
9. |
Тема 10. Проектная деятельность в музейном деле. |
Выяснить отличие проекта от плана текущей работы музея. |
Устный ответ |
6 |
10. |
Тема 11. Идея проекта с точки зрения представлений об интерпретации природного и историко-культурного наследия. |
Сформулировать пять проектных идей в ответ на актуальную социальную проблему. |
эссе |
6 |
11. |
Тема 12. Команда проекта. |
Выявить отличие возможных команд проектов: выставки, фестиваля, ярмарки музейных сувениров, экскурсии. |
Устный ответ |
4 |
12. |
Тема 13. Партнёры в проекте и их мотивация. |
Проиллюстрировать «пирамиду» А. Маслоу на примере музейной практики. |
Устный ответ |
2 |
13. |
Тема 14. Меценатство, спонсорство и фандрейзинг. |
Составить обращение к спонсору выставочного проекта с предложением «спонсорского пакета». |
Конрольная работа |
4 |
14. |
Тема 15. Музейный маркетинг. |
Применить правило «четыре P» к анализу выставочного проекта. |
эссе |
4 |
15. |
Тема 16. PR-сопровождение музейных программ. |
Составить текст пресс-релиза открывающейся выставки. |
Конрольная работа |
4 |
Итого |
54 |
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Музейный социокультурный проект.
- Обоснование актуальности проектной идеи.
- Оптимизация культурных ресурсов территории для реализации проекта.
- Обращение к потенциальному спонсору проекта.
- Пресс-релиз выставочного проекта.
Тема 2. Основы маркетинга (мини-конференция по работам Ф. Котлера).
- Социальные основы маркетинга (по Котлеру).
- Русский способ управления (по Прохорову).
- Процесс управления маркетингом (на примере музея).
- Значение данного принципа маркетинга для работы музея.
- Методика назначения цены на услуги.
- Маркетинговое поведение музея на новом и традиционном рынке.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
- Особенности управления в музеях-усадьбах.
- Музейные сети и ассоциации. Европа и Россия.
- Социально-культурные проекты Музея города Новосибирска.
- Туристический фестиваль как социо-культурный проект.
- Различие команды и персонала в социо-культурном проекте.
- Проблема лидерства в социо-культурном проекте.
- «Музейный кризис» в России в конце XX века или «музейный бум»?
- Правила работы музея со СМИ.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Тема 1. Опыт и результаты развития музейного дела к рубежу XX-XXI веков. Модели музея. Место и роль музея в современной социокультурной ситуации.
Тема 2. Понятийный аппарат современного менеджмента. История и национальные модели менеджмента. Русский способ управления.
Тема 3. Социокультурные основы менеджмента. Общественные ценности как основание и предмет менеджмента.
Тема 4. Управление музеем как культурной институцией. Понятие миссии музея. Музей как культурная институция. Типологии менеджеров по Адизесу.
Тема 5. Механизмы анализа и оценки эффективности деятельности музея.
SWOT-анализ. Стратегия развития, перспективное и текущее планирование. Эффективность и результативность деятельности.
Тема 6. Нормативная база деятельности музея. Особенности делопроизводства и документооборота. Правила написания заявления и служебной записки. Должностные обязанности.
Тема 8. Организационная структура и штаты музея. Управление персоналом. Корпоративные ценности. Мотивация деятельности.
Тема 9. Ресурсная база музея. Бюджет музея. Многоканальное финансирование.
Культурные ресурсы и их актуализация на территории.
Тема 10. Проектная деятельность в музейном деле. Актуальность проекта, цели и задачи в проекте. Партнёры. Графики выполнения задач. Правила отчётности.
Тема 11. Идея проекта с точки зрения представлений об интерпретации природного и историко-культурного наследия. Использование знаков, образов и символов. «Дух места» и своеобразие историко-культурного и природного наследия территорий.
Тема 12. Команда проекта. Командообразование. Роли в команде. Лидерство в проекте.
Тема 13. Партнёры в проекте и их мотивация. Культурные движения как основной партнёр музейных проектов. Власть. Бизнес. Местное сообщество.
Тема 14. Меценатство, спонсорство и фандрейзинг. Традиции меценатства. Спонсорство как сделка. Спонсорский пакет. Фандрейзинг как регулярная систематическая деятельность.
Тема 15. Музейный маркетинг. Своеобразие маркетинга услуг. Туризм. Сувениры. Резюме и портфолио музейного специалиста.
Тема 16. PR-сопровождение музейных программ. Реклама музея. Правила работы со СМИ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
- Основы музееведения: Учебное пособие / Отв.ред. Э.А. Шулепова. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 504 с.
- Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2006. – 560 с.
Дополнительная литература
- Барри Лорд, Гэйл Лорд. Менеджмент в музейном деле / Пер. с англ. Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой; под ред. А.Б. Голубовского. – М.: Логос, 2002. – 256 с.: ил.
- Музейное проектирование. / Отв. ред. А.А. Щербакова, сост. А.В. Лебедев. - М., 2009. – 256 с.
- Лебедева Е. Технология продвижения культурного продукта // Меняющийся музей в меняющемся мире. Конкурс музейных проектов. М., 2004. С. 58-65.
- Даршт О.Э. Паблик рилейшенс в музее: техника успеха // Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века. - М., 1999. - С.24-42.
- Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура. Менеджмент. Анимация. Маркетинг. - Новосибирск, 2000.
- Андреева И. Музейный бизнес и маркетинговые исследования // Артменеджер. - М., 2003. № 3.
- Бабков В. Зачем индустрии культуры маркетинговые исследования // Артменеджер. - М., 2003. № 3.
- Дюкарев Р., Фокс К.А., Вудс Э.К. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. - М.,1998.
- Как продавать искусство: Сборник статей. - Новосибирск, 2001.
- Кононов Н. Город в предпродажной подготовке // Эксперт. - М., 2004. - № 27.
- Кузнецов Д. Военно-исторический туризм: Раатен Портти – Монумент Зимней войне // Артменеджер. - М., 2003. - № 3.
- Востряков Л.Е. Управленческий профессионализм и рынок // Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2003. - № 4. С. 67-74.
- Денисова Д. Как ловить в сети Индры // Эксперт. - М., 2006. № 26. С. 34-41.
- Денисова Д., Краснова В., Матвеева А. Ловите кайф гигабайтами // Эксперт. - М., 2006. № 1-2. С. 50-57.
- Олещенко Ю. Корпоративная культура: ценностное управление // Пространство РА ТИСС. - М., 2002. № 9.
- Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М., 1998.
- Стивенсон Н. Как мотивировать персонал. - М., 2004.
- Игнатьева Е.Л. Культура и право. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в сфере культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2005. № 6. С. 34-40.
- Полознев Д.Ф. Эффективность деятельности: Концепция бюджетирования по результату с позиций руководителя // Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2006. № 1. С. 52-60.
- Архангельская Н. Культурный капитализм на поле бранной славы // Эксперт. - М., 2003. № 36.
- Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. - М., 1994.
- Кирюхина И.В. Программа развития учреждения культуры. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих финансирование основной деятельности музея // Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2004. № 8.
- Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина. - Самара, 1998.
- Музей-заповедник «Куликово поле»: Концепция развития. - М.-Тула, 2000.
- Сагит М. Менеджмент в период перемен, или от «А» к «С» и снова к «В» // Музеи в период перемен. Изд. 2-е. - СПб.: Контрфорс, 1997.
Электронные образовательные ресурсы
1. www.future.museum.ru – сайт лаборатории РИК «Музей будущего».
2. amcult.ru – сайт Ассоциации менеджеров культуры
3. classs.ru – сайт-библиотека книг по менеджменту и маркетингу