Вариант 1

Задание 1.  Охарактеризуйте  принцип построения азимутальной проекции.
Примерный план
1. Сущность проекции.
2. Классификация проекции.
3. Свойства  проекции в отношении искажений
4. Применение проекции (Постеля, Ламберта) в учебной картографии.

Задание 2. Практическая работа. Опишите участок местности по топографической карте.
Примерный план
1. Указать карту, ее масштаб, сечение рельефа и прямоугольные координаты углов описываемого участка.
2. Гидрографическая сеть. Перечислить крупные реки, указать их ширину, скорость течения, правые и левые притоки, их расположение. Определить географические координаты и высоту истоков и устьев. Выделить бассейны отдельных притоков (на схеме). Перечислить и охарактеризовать озера: конфигурация, отметка уреза, соленость
3. Рельеф. На копии карты особыми знаками отметить все вершины, седловины, правые и левые склоны крупных долин, водораздельные линии. Отметить наличие оврагов, промоин, обрывов, указав как они обозначены. Составить профиль по характерному направлению.
4. Растительный покров. Перечислить, какая растительность имеется на описываемом участке, где она расположена, и определить площадь одного из угодий. Для лесных участков указать породы деревьев, высоту и толщину деревьев, наличие вырубок, горелого леса. Описывая болота, указать их проходимость и растительный покров.
5. Населенные пункты. Перечислить населенные пункты, указав их тип, расположение по отношению к дорогам, рельефу и рекам, количество дворов (для населенного пункта сельского типа), административное здание, наличие фабрик, заводов, больниц. Охарактеризовать тип построек, планировку.
6. Пути сообщения, средства связи. Указать дороги, их тип, направление, переправы, дав их характеристику. Описать имеющиеся средства связи.
7. Написать обособленностях территории, не перечисленных в задании.

Методические указания
Для описания следует выбрать топографическую карту, указав ее масштаб и номенклатуру.  Участок для описания взять размером 8*8 см при масштабе 1:25 000 и 5*5 при масштабах 1:50 000 или 1:100 000.
Прежде чем описывать рельеф, нужно составить схему строения рельефа и профиль (показав его направление на схеме) и использовать их при описании. Горизонтальный масштаб профиля взять, что и масштаб карты, а вертикальный в 10 раз крупнее.
Площадь угодий измерить палеткой. В работе привести все вычисления, указав размеры деления палетки

Вариант 2

Задание 1.  Охарактеризуйте  принцип построения поликонической проекции.
Примерный план
1. Сущность проекции.
2. Классификация проекции.
3. Свойства  проекции в отношении искажений
4. Применение проекции в учебной картографии.

Задание 2. Практическая работа. Опишите участок местности по топографической карте. Работу выполните по плану (см. вариант 1, задание 2).

Вариант 3

Задание 1.  Охарактеризуйте  принцип построения цилиндрической проекции.
Работу выполните по плану (см. вариант 2, задание 1).

Задание 2. Практическая работа. Опишите участок местности по топографической карте. Работу выполните по плану (см. вариант 1, задание 2).

Вариант 4

Задание 1.  Охарактеризуйте  принцип построения конической проекции.
Работу выполните по плану (см. вариант 2, задание 1).

Задание 2. Практическая работа. Опишите участок местности по топографической карте. Работу выполните по плану (см. вариант 1, задание 2).

Вариант 5

Задание 1.  Охарактеризуйте  принцип построения условных проекций.
Работу выполните по плану (см. вариант 2, задание 1).

Задание 2. Практическая работа. Опишите участок местности по топографической карте. Работу выполните по плану (см. вариант 1, задание 2).

Вариант 6

Задание 1.  Способы изображения водных объектов на топографических картах и обзорно-топографических картах.
Работу выполните по плану (см. вариант 2, задание 1).

Задание 2. Практическая работа. Опишите общегеографическую карту (с. 32, атлас 7 класса – физическая карта «Африка»)  из школьного атласа и постройте профиль материка Африка вдоль линии северного тропика. 

Примерный план
1. Название карты, ее номер и указание атласа, в котором она помещена, год издания.
2. Математические элементы карты, рамка и компоновка. Главный масштаб, виды, в которых он указан. Форма меридианов и параллелей. Проекция карты, ее свойства. Разграфка градусной рамки, надписи широт и долгот. Размещение элементов оснащения и дополнительной характеристики (условные знаки, линейный масштаб, карты-врезки).
3. Содержание карты. Условные знаки и особенности характеристики вод, рельефа, растительности и грунтов, населенных пунктов, путей сообщения, политико-административных данных и других сведений (применение шкалы для изображения рельефа и вод, градации населенных пунктов). Использование надписей для дополнительной характеристики объектов.
4. Дополнительные сведения о карте. Наличие профилей, карт-вырезок, таблиц, их содержание.
5. Элементы вспомогательного оснащения. Условные знаки, другие данные.

Методические указания

При анализе математических элементов карты нужно определить примерную  проекцию по виду параллелей и меридианов, изменению промежутков между ними (по экватору и среднему меридиану). Это возможно только для карт полушарий, мира и отдельных материков. Для карт, изображающие отдельные государства или их части, достаточно определить группу проекций (азимутальные, цилиндрические, конические). Анализируя содержание карты, необходимо отметить, какие черты каждого элемента и какими средствами изображены, не останавливаясь на конкретных объектах. Например, при изображении населенных пунктов могут, отражены, помимо местонахождения объекта, людность – видом пунсона, тип поселения – шрифтом и административное здание – подчерком названия или другим способом. Шрифт надписи часто дает какую либо дополнительную характеристику объектов, например, выделяет судоходные участки рек).
Профиль вычерчивают на миллиметровой бумаге карандашом, на нем должны быть подписаны крупные формы рельефа, реки. Надписи выполняют вертикально. Горизонтальный масштаб 1:35 000 000, вертикальный – 1: 100 000.

Вариант 7

Задание 1.  Способы изображения почвенно-растительного покрова на топографических картах и обзорно-топографических картах.
Примерный план
1. Виды объектов
2. Условные обозначения
3. Цвет
4. Подписи названий

Задание 2. Практическая работа. Опишите общегеографическую карту (Природные зоны Африки, с. 33, атлас 7 класса)  из школьного атласа и постройте профиль рельефа по меридиану 30 0 в.д. (с.32, атлас 7 класса – физическая карта «Африка»).
Работу выполните по плану (см. вариант 6, задание 2).

Вариант 8

Задание 1.  Способы изображения рельефа на топографических картах и обзорно-топографических картах.
Работу выполните по плану (см. вариант 7, задание 1).


Задание 2. Практическая работа. Опишите общегеографическую карту («Население Африки», с. 35, атлас 7 класса)  из школьного атласа и постройте профиль рельефа по меридиану 200 в.д. (с. 32, атлас 7 класса – физическая карта «Африка»).
Работу выполните по плану (см. вариант 6, задание 2).

Вариант 9

Задание 1.  Способы изображения социально-экономических объектов (населенных пунктов) на топографических картах и обзорно-топографических картах.
Работу выполните по плану (см. вариант 7, задание 1).

Задание 2. Практическая работа. Опишите общегеографическую карту (физическая карта «Северная Америка», с.44, атлас 7 класса)  из школьного атласа и постройте профиль рельефа по меридиану 100 0 з.д.  (физическая карта «Северная Америка», с.44, атлас 7 класса).
Работу выполните по плану (см. вариант 6, задание 2).

Вариант 10

Задание 1.  Способы изображения социально-экономических объектов (транспортная сеть) на топографических картах и обзорно-топографических картах.
Работу выполните по плану (см. вариант 7, задание 1).

Задание 2. Практическая работа. Опишите участок местности по топографической карте. Работу выполните по плану (см. вариант 1, задание 2).

Методические указания

Для описания следует выбрать топографическую карту, указав ее масштаб и номенклатуру.  Участок для описания взять размером 8*8 см при масштабе 1:25 000 и 5*5 при масштабах 1:50 000 или 1:100 000.
Прежде чем описывать рельеф, нужно составить схему строения рельефа и профиль (показав его направление на схеме) и использовать их при описании. Горизонтальный масштаб профиля взять, что и масштаб карты, а вертикальный в 10 раз крупнее.
Площадь угодий измерить палеткой. В работе привести все вычисления, указав размеры деления палетки.

Вариант 11

Задание 1.  Способы изображения социально-экономических объектов (промышленные объекты и границы) на топографических картах и обзорно-топографических картах.
Работу выполните по плану (см. вариант 7, задание 1).

Задание 2. Практическая работа. Опишите общегеографическую карту (физическая карта «Южная Америка», с.38, атлас 7 класса)  из школьного атласа и постройте профиль рельефа вдоль 10 0 ю.ш.  (физическая карта «Южная Америка», с.38, атлас 7 класса).
Работу выполните по плану (см. вариант 6, задание 2).




Методические указания

При анализе математических элементов карты нужно определить примерную  проекцию по виду параллелей и меридианов, изменению промежутков между ними (по экватору и среднему меридиану). Это возможно только для карт полушарий, мира и отдельных материков. Для карт, изображающие отдельные государства или их части, достаточно определить группу проекций (азимутальные, цилиндрические, конические). Анализируя содержание карты, необходимо отметить, какие черты каждого элемента и какими средствами изображены, не останавливаясь на конкретных объектах. Например, при изображении населенных пунктов могут, отражены, помимо местонахождения объекта, людность – видом пунсона, тип поселения – шрифтом и административное здание – подчерком названия или другим способом. Шрифт надписи часто дает какую либо дополнительную характеристику объектов, например, выделяет судоходные участки рек).
Профиль вычерчивают на миллиметровой бумаге карандашом, на нем должны быть подписаны крупные формы рельефа, реки. Надписи выполняют вертикально. Горизонтальный масштаб 1:35 000 000, вертикальный – 1: 100 000.

Вариант 12

Задание 1.  Способы изображения природных объектов (рельефа морского дна, рельеф суши, водные объекты) на обзорных общегеографических (мелкомасштабных) картах.
Работу выполните по плану (см. вариант 7, задание 1).
Задание 2. Практическая работа. Опишите участок местности по топографической карте. Работу выполните по плану (см. вариант 1, задание 2).


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Основная учебная литература
1. Чурилова, Е. А. Картография с основами топографии: практикум:[учебное пособие для вузов]/ Е. А. Чурилова, Н. Н. Колосова. – М.: Дрофа, 2010. - 126 с.: ил., карты - (Высшее педагогическое образование). - Библиогр.: с. 126-127. - ISBN 978-5-358-08649-4.
2. Куприна, Л. Е. Туристская картография: учебное пособие / Л. Е. Куприна. – М.: Флинта: Наука, 2010. - 280 с.: ил., карты - Библиогр.: с. 206-211. - Словарь: c. 201-205. - ISBN 978-5-9765-0905-4 (Флинта). - ISBN 978-5-02-037226-9 (Наука).
2. Дополнительная учебная литература, в том числе из фондов библиотеки НГПУ
3. Багров, Л. История картографии / Л. Багров; пер. с англ. Н. И. Лисовой. – М.: Центрполиграф, 2004. - 319 с.: ил., карты - Список картографов: с. 257-317. - ISBN 5-9524-1078-2.
4. Картоведение: учебник для вузов по специальностям "Картография": рек. М-вом образования РФ / [А. М. Берлянт, А. В. Востокова, В. И. Кравцова и др.]; под ред. А. М. Берлянта; Моск. гос. ун-т.  – М.: Аспект Пресс, 2003. - 477 с.: ил. - (Классический университетский учебник). - Библиогр.: с. 457-459. - Указ. терминов: с. 460-472. - ISBN 5-7567-0304-7.
5. Колосова, Н. Н. Картография с основами топографии: учебное пособие / Н. Н. Колосова, Е. А. Чурилова, Н. А. Кузьмина. – М.: Дрофа, 2010. – 272 с.: ил., табл., карты - (Высшее педагогическое образование). - Библиогр.: с. 266-267. - Предм. указ.: с. 268-269. - ISBN 978-5-358-07953-3.
6. Комисарова, Т.С. Картография с основами топографии [Текст] / Т.С. Комисарова. – М.: Просвещение, 2001. – 181 с. : ил., карты, табл., портр. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-09-009848-4.
7. Национальный атлас России [Электронный ресурс]: в 4 т.. - DVD-ROM с автозапуском: электрон. текстовые, граф. данные. – М.: МедиаХауз: Роскартография, 2006-2008. Т. 1: Общая характеристика территории [Электронный ресурс] - 2006. - 1 DVD.
8. Национальный атлас России [Электронный ресурс]: в 4 т.. - DVD-ROM с автозапуском: электрон. текстовые, граф. данные. – М.: МедиаХауз: Роскартография, 2006-2008.Т. 2: Природа и экология [Электронный ресурс] / М-во транспорта РФ, Федеральное агентство геодезии и картографии. - 2007. - 1 DVD.
9. Южанинов, В.С. Картография с основами топографии [Текст] / В.С. Южанинов. – М.: Высш. шк., 2001.: ил. - Библиогр.: с. 299. - ISBN 5-06-004154-9.
3. Ресурсы сети "Интернет"
3.1 Ресурсы НГПУ:
10. Дамрин, А. Г. Картография [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Дамрин А. Г. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2012. - 132 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21599.
11. Ловцов, Д. А. Геоинформационные системы [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ловцов Д. А.. – М.: Российская академия правосудия, 2012. - 192 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14482.
3.2 Ресурсы открытого доступа:
12. Вестник Московского университета. Серия 5. География. – URL: http://www.geogr.msu.ru/structure/vestnik/
13. Геокосмос. – URL: http://www.geokosmos.ru/index.php.
14. Геопрофи: электронный журнал по геодезии, картографии и навигации. – URL: http://www.geoprofi.ru/history.
15. Физико-географический Атлас Мира. – URL:  http://geoatlasmira.ru/.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05