УДК 372.881.111.1

РОЛЬ АУТЕНТИЧНЫХ ПЕСЕН НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Герцог О.А. ст. преподаватель
Новосибирский государственный педагогический университет
г. Новосибирск
E-mail: olger27@inbox.ru

В данной статье рассмотрены проблемы методов обучения аудированию на современных уроках английского языка по аутентичным песням. Проанализированы особенности восприятия иностранной речи на слух. Выявлена важность развития общих учебных умений. Показано, что разбор аутентичных песен способствует развитию устной речи и расширению активной лексики.
Ключевые слова: аутентичная песня, интенсивное аудирование, музыкальная память, произношение, активная лексика, дрилл, общие учебные умения, отбор языкового материала.

THE ROLE OF AUTHENTIC SONGS AT THE ENGLISH LANGUAGE LESSONS

Gertsog O.A.

The article considers the problems of learning the language through authentic songs. The author analyzes specific features of listening comprehension of foreign speech and reveals the importance of developing general learning skills as well. The author highlights the necessity of the detailed analysis of authentic songs that helps students develop their speaking skills and enhance active vocabulary acquisition.
Key words: authentic song, intensive listening, musical memory, pronunciation, active vocabulary, drill, learning strategy, grading.

Современный человек имеет возможность ежедневно получать новые знания, информацию из различных источников, в том числе и устных, на иностранных языках. Формирование речевой компетентности, включающей все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), является основной целью обучения иностранному языку на любом уровне подготовки.
Данная статья посвящена вопросу, касающемуся обучения аудированию посредством аутентичных песен. Под аутентичной песней подразумевают «продукт, произведённый носителями языка для реальных целей, изначально не предназначавшийся для обучения иностранному языку» [2; c. 41]. Основную цель аудирования Н.В. Базина определяет как «удовлетворение информационных потребностей человека. Это обусловлено растущими потоками информации, с которыми человек сталкивается ежедневно»[1; c.36].
Каждый человек от рождения обладает музыкальной памятью. Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом [4]. Таким образом, аутентичную песню можно использовать как учебный материал для формирования и совершенствования слухопроизносительных навыков речи у студентов.
Главной причиной непонимания иностранной речи является несформированность слухопроизносительных навыков. Основной путь к развитию этих навыков - научиться произносить иностранные звуки максимально приближенно к оригиналу. Песня может выполнять функцию фонетической зарядки, особенно, если в ней присутствуют частые повторы и чёткий ритм. Таким образом, можно тренировать артикуляцию, произношение и правила фразового ударения.
Музыка помогает  не только запоминать иностранные слова, фразы, но и произносить близко к оригиналу. Процесс имитации намного упрощается, если студент находится в определённом эмоциональном состоянии, которое возникает при прослушивании понравившейся песни. 
Если целью является дословное воспроизведение отрывка песни, то аудирование будет интенсивное. Отрывок необходимо предоставлять многократно с тем, чтобы целью понять как можно больше слов. При этом студенты используют общие учебные умения, например, записывают новые слова или используют языковую догадку, пытаясь воспроизвести текст.
Другим фактором, играющим важную роль в использование аутентичных песен, является то, что в популярных песнях звучит разговорных вариант фонетики, часто отличающийся от словарной нормы, но являющийся актуальным для современного языка. Такой же фонетический вариант звучит в фильмах, в бытовой устной речи людей, проживающих в местах, где живёт исполнитель той или иной популярной песни.
Использование аутентичных песен в качестве учебного материала наряду с совершенствованием фонетических навыков помогает расширению активного лексического запаса студентов.
В качестве примера можно привести разбор песни Бруно Марса “The lazy  song”, который представила на канале You Tube учитель английского языка О. Долинка [5].
Студентам предлагается прослушать эпизод песни  “The lazy song” и после прослушивания добавить в активный словарь фразу I feel like, которая является аналогом фразы I want to = I wanna. Преподаватель сразу обращает внимание студентов на то, что во фразе I feel like следующий смысловой глагол употребляется с суффиксом –ing: I feel like learning English.
Следующим этапом становится выучивание этой фразы с отрицательным значением: I don’t feel like dancing. При помощи подстановочного упражнения студенты запоминают фразы I feel like …-ing/ I don’t like …-ing, использую другие глаголы из песни, а также глаголы, которые им уже хорошо известны. Этот этап тренировки, или дрилл – «механическое тренировочное упражнение для закрепления отдельных лексических единиц или лексико-грамматических структур» [2; с. 41].
Выбор аутентичной песни в качестве учебного материала нужно осу-ществлять, руководствуясь выше названными целями. При отборе языкового материала также необходимо учитывать уровень сложности и контролировать последовательное введение материала. 
В задачу преподавателя также входит продемонстрировать студентам повседневные ситуации, в которых можно использовать материал из песни. Провести аналогию, как правило, не составляет труда, так как песня описывает жизненную историю или эмоции.
Возвращаясь к фразе из песни  “The lazy song”, преподаватель может на следующий урок попросить студентов рассказать, чем они хотят сейчас заниматься и чем не хотят, а также можно сделать эту фразу вопросительной: “Do you feel like watching a film?”  или с помощью специального вопроса “What do you feel like doing?” дать возможность студентам самостоятельно выбирать глаголы.
Необходимо уточнить, что прежде, чем дать послушать песню студентам, преподаватель должен полностью изучить её текст. Для того чтобы работа была продуктивной, будет достаточным разбор  нескольких фраз из песни. Преподаватель сразу ориентирует студентов на тот рабочий материал, который нужно усвоить и активно использовать в повседневной устной речи.
Аутентичная песня выполняет сразу несколько функций, позволяющих качественно улучшить обучение аудированию, а именно: мотивационно-стимулирующую, коммуникативную, организационную, воспитывающую. Остановимся на этом подробнее.
Мотивационно-стимулирующая функция отвечает за возникновение у студентов мотивации к овладению языковым материалом относительно нетрудным способом. Правильно подобранная песня вызывает желание запомнить её.
Коммуникативная функция позволяет студентам набирать в свой активный словарь фразы, необходимые им для общения.
Следующая функция – организационная. Песня способствует созданию условий для самостоятельного совершенствования навыков аудирования. Студент, благодаря своей музыкальной памяти и сделанному на уроке разбору отдельных фраз, продолжает петь иностранную песню, невольно подражая иностранному певцу. Таким образом, процесс тренировки продолжается за рамками урока.
Песни, безусловно, выполняют воспитывающую функцию. Они помогают понять и относиться с уважением к культуре, эмоциям другого народа. Радость, огорчение, чувство патриотизма и многие другие эмоции разные народы переживают по-разному. Разбирая иностранную песню, это тоже важно учитывать. Слушая некоторые песни, необходимо сделать экскурс в историю.
Например, период войны во Вьетнаме. В то время в США было написано множество песен, ставших широко популярными, так как все они призывали к миру. Антивоенное движение, которое было выражено в них, охватило весь цивилизованных людей. Изучая английский язык, можно об этом многое узнать. Примером является песня “The Letter”, которую исполнила группа The Box Tops.
Авторы О.В. Жаркова и Т.И. Жаркова отмечают такие важные функции песни на уроках иностранного языка, как «повышение эмоционального тонуса и поддержание интереса к изучению иностранного языка», а также «создание благоприятного психологического климата и снижение психологической нагрузки» [3; с. 215].
Обучение не может быть лёгким. Перед студентом всегда стоит задача, которую ему предстоит решить. По достижении цели тут же возникает новая задача. Необходимо помнить, что определяющим фактором успешного процесса обучения является мотивированность обучающегося. Уходя с урока важно, чтобы у студента было точное понимание, какое новое знание он приобрёл на уроке. С этой задачей легко помогает справиться песня. Разбор песни и запоминание нужных фраз не вызывает особых трудностей у студентов, но после такого задание всегда появляется новое знание.

Библиографический список
1. Базина, Н.В. Развитие аудиовизуальных умений у студентов средствами иностранного языка: компетентностный подход (по направлению подготовки 42.03.02 “Журналистика”). – М.: Еврошкола, 2015. - 167 с. 
2. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Пособие для учителей России. – Oxford University Press, 1997.
3. Теория и практика обучения аудированию на различных этапах иноязычного образования: сб. ст. /Под ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой и др. - Москва: Перспектива, 2016. - 232 с.
4. [Электронный ресурс]  URL: //http://mozgius.ru/psihologiya/razvitie/muzykalnaya-pamyat.html (дата обращения: 16.02.2018).
5. [Электронный ресурс] URL: //https://www.youtube.com/watch?v=MqtJ3MH7Zhk&t=506s (дата обращения: 16.02.2018). 


   





Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05