Тема 1. Идеи инклюзии в философских и психолого-педагогических концепциях

1. Распространение идеи инклюзивного образования в современном мире
          Инклюзивное образование с организационной точки зрения означает совместное обучение людей с относительной нормой и людей с ограниченными возможностями здоровья в единых общеобразовательных учреждениях.
Движение за инклюзивное образование как совместное обучение возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование.
Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проходившей в Испании. Там была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех». Педагоги таких школ действуют из убеждения, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения. Далее в документе говорится, что «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов… Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями»
ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.
В 2001 г. В Дакаре 100 стран мира приняли масштабную программу «Образование для всех». Россия в 2006 г. объявила об участии в этой программе.
Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010 г. концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». С сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющий право создания инклюзивных образовательных организаций. Государственный стандарт инклюзивного образования был введен с сентября 2016 г. (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598). В нашей стране центральное внимание обращают на включение в общеобразовательные организации детей с особенностями состояния здоровья.

Справочно: Последовательность введения ФГОС ОВЗ:
• 2016-2017 уч.г. — 1 классы
• 2017-2018 уч.г. — 1 и 2 классы
• 2018-2019 уч.г. — 1,2 и 3 классы
• 2019-2020уч.г. — 1,2,3 и 4 классы

2. Философия инклюзии
Организационные вопросы инклюзивного образования не могут быть осуществлены вне изменений осознания сущности и целей инклюзии как общественного явления. Инклюзия как философская идея предполагает отрицание исключения человека из общественных связей и отношений. Каждый человек имеет право на участие в жизни общества. При этом каждый имеет право определять меру и выбирать способ участия. Возникновение единого, целостного и неразделенного человеческого сообщества и есть социальная инклюзия. Одновременно инклюзия – это выработка новых, ранее не существовавших норм и ценностей социальных отношений и связей. Это новое социальное явление и новое социальное мышление.
Философия инклюзии возникает и развивается в русле демократизации общества и приоритета ценности человеческого бытия. Она строится на равенстве всех людей и опирается на идеи равных прав у различных категорий гражданского общества – безработных и работающих, богатых и нищих, оседлых и мигрантов, правопослушных и правонарушителей, детей и взрослых, атеистов и оцерковленных. Люди с ограниченными возможностями здоровья являются лишь составной частью этих перечислений. Инклюзия не начинается и не опирается только на включение людей с ограниченными возможностями здоровья в единое социальное пространство. Напротив, о социальной инклюзии людей с ограничениями в состоянии здоровья можно говорить лишь в том случае, если принимается инклюзия всех других категорий, ранее отнесенных человечеством к ненормированным, противоположным, антагонистическим, враждебным, мешающим группам населения. Инклюзия – это новый образ мышления, новый стиль отношений между людьми, направленный на перестройку восприятия окружающих людей с точки зрения полезности (пригодности) и идентичности, на точку зрения благотворности и уникальности. Инклюзия – это право каждого человека участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Инклюзия предполагает признание следующих принципов:
            - Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Цель инклюзии – повысить качество бытия каждого человека, несмотря на его не тождественность и целесообразность. Результаты инклюзии – повышение качества жизни всего человечества.

Это интересно. В одной крупной японской корпорации на работу был принят человек, прикованный к коляске, на должность «смотрящего у окна». Служащие корпорации изредка подходили к нему, перебрасываясь парами фраз. В результате производительность труда повысилась

3. Психолого-педагогические концепции инклюзивного образования

            Ведущая психологическая идея инклюзивного образования – все люди имеют потенциал развития. Механизмом осуществления развития выступает обучение (Л.С. Выготский). Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на развитие, а, следовательно, на обучение.
Ценность совместного (инклюзивного) обучения заключается в том, что общие учебные задачи и межличностное общение со сверстниками мотивируют и стимулируют детей с ограниченными возможностями здоровья на познание окружающего мира.
Немаловажное значение для понимания инклюзивного образования имеют психологические концепции, признающие индивидуальность каждого человека. Различия между людьми в психологии рассматривается как ресурс, а не как проблема. Чем с большим количеством индивидуальностей сталкивается человек, тем выше его адаптивность, шире диапазон развития, меньше стереотипности мышления. Этот тезис важен как для нормативно развивающихся школьников, так и для учащихся с особенностями развития.
Кроме того, психологические теории доказывают, что ребенок развивается эффективнее, когда обучение включено в контекст социальных отношений. Социальная среда также, как и обучение ведет за собой развитие. В противовес сегрегационному социуму при создании специализированных и коррекционных школ, в инклюзивном образовании создается естественная социальная среда.  Разнообразие среды и многообразие форм возникающих отношений стимулирует у детей инклюзивной школы необходимость познания широты окружающей действительности. Инклюзивная школа учит жить. Она обеспечивает возможность устанавливать социальные связи, действовать в обществе наравне с другими, быть заинтересованными в других. Это и есть мотив познания – узнать, как школьные знания могут помочь организовать жизнь.
Педагогическая сущность инклюзии заключается в расширении нравственного потенциала образования. Вместе с инклюзией школа получает дополнительный ресурс развития нравственных чувств учащихся: взаимоуважения, взаимопонимания, сочувствия, сопереживания. Сам факт нахождения в едином образовательном пространстве под руководством педагогов стимулирует и у детей относительной нормы, и у детей с ограниченными возможностями здоровья нахождение адекватных способов взаимодействия со сверстниками. Находясь вместе со школьной скамьи, дети учатся видеть особенности друг друга, учатся учитывать эти особенности в общении и взаимодействии, учатся помогать друг другу. Нравственное воспитание естественным путем вплетается в контекст инклюзивного образования, делает современную школу гуманной и толерантной. Одним из главных достижений инклюзивного образования будет постепенное формирование сознаниях всех детей о равенстве.
С педагогической точки зрения инклюзия повышает роль воспитания в образовательном процессе школы. Можно сказать, что инклюзия делает воспитание приоритетным направлением современной школы. Педагоги-исследователи не раз указывали на влияние организации воспитательной деятельности с детьми на успешность обучения. Инклюзивная школа стимулирует осуществление данной идеи на практике. Совершенно ясно, что качественное обучение в инклюзивном классе возможно только в том случае, если складываются доброжелательные отношения между всеми участниками образования. Формирование доброжелательных, уважительных, толерантных и партнерских отношений происходит в процессе воспитания. Воспитание начинает вести за собой обучение. Кроме того, воспитание постоянно подпитывает обучающие действия учащихся, оно обеспечивает потребность в контактах и отношениях, в том числе и обучающего характера. Воспитание мотивирует на различия в индивидуальных достижениях и кооперацию в коллективных. Оно создает определенный климат отношений, снижает тревожность при оценивании результатов учебного труда, в том числе и среди детей с относительной нормой. Инклюзивное образование с педагогической точки зрения означает изменение стиля воспитания детей в образовательных организациях. Совместное обучение – это воспитание в современных детях готовности и способности устанавливать отношения с людьми вне зависимости их статуса и состояния здоровья. Это воспитание уважительного отношения к любому человеку.
Дополнительным педагогическим ресурсом инклюзивного образования выступает общий предмет деятельности детей с разными образовательными потребностями. В инклюзивной школе учащиеся включены общую, совместную, обязательную предметную деятельность – учебу. Причем эта предметная деятельность длительная. Учащимся инклюзивного урока всегда есть о чем общаться по поводу учебного предмета. Возникает ситуация общего содержания общения, вырабатываются способы обмена конкретной информацией, появляется необходимость высказываний и суждений по поводу содержания урока. Данная, можно сказать, вынужденная общая деятельность, определенным образом ведет за собой расширение общения и контактов между учащимися. Она обеспечивает всем учащимся более широкие возможности учиться друг у друга. Более того, инклюзия обеспечивает перенос акцента со способности учащегося на его мотивированность и активность, что и является целью современного образования.
Наконец, и психологическая, и педагогическая науки признают, что инклюзия меняет сам характер современного образования. Учить в общеобразовательной школе детей с ограниченными возможностями здоровья по особым учебным планам уже нельзя. Надо создавать общие планы. Дифференцировать в подгруппы тоже нельзя. Учащийся с ограниченными возможностями должен быть включен в единый образовательный процесс. Но и учить, как обычного ребенка такого учащегося нельзя. Ему необходимо создавать дополнительные условия и учить этими условиями пользоваться. Закономерности организации инклюзивного образования должны стать другими. Другими будут и методы обучения, другим станет стиль делового общения в классе. Пока мы не знаем, как будет меняться школа, чтобы она стала истинно инклюзивной. И не знаем ни столько с точки зрения доступности, сколько с точки зрения развертывания общих закономерностей педагогического процесса. Но то, что педагогика будет становиться другой, уже понятно из первых опытов школьной инклюзии.
Первые опыты инклюзивного образования позволяют делать в основном организационные выводы, что явно отражается в определении самого понятия «инклюзивное образование». Под инклюзивным образованием в современной педагогической науке понимается «такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе» [Педагогический словарь].

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05