Тема 2. Отечественный и зарубежный опыт инклюзивного образования

1. Интеграция и инклюзия: обогащение парадигмы

В отечественной и зарубежной литературе встречается два термина, раскрывающих сущность равного доступа к обучению детей вне зависимости от расового, национального, социального происхождения и состояния здоровья – интеграция (интегрированное образование) и инклюзия (инклюзивное образование).
Отдельные авторы используют эти два термина как идентичные (Алехина С.В., Екжанова Е.А., Назарова Н.М.). Для этих авторов важнее раскрыть педагогическую сущность явления, нежели искать различия в употреблении терминов. Педагогическую сущность явления совместного обучения они видят «в не в просто обучении детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а в совместной жизни всех воспитанников или учащихся в стенах образовательного учреждения» (Е.А. Екжанова).
Ряд авторов стоят на точке зрения, что инклюзия является более высоким уровнем интегрированного образования (Ахметова Д.З., Малофеев Н.Н.). Интегрированное образование они рассматривают как «обучение рядом», а инклюзивное – как обучение, строящееся на принципах выработки всеми участниками образовательного процесса новых смыслов совместности, как «обучение вместе». В исторической перспективе они выделяют два периода использования разных терминов в мировой педагогической практике: 70-90 годы – интегрированное образование; начало 2000 – инклюзивное.
Детальный анализ генезиса идеи равных прав на образование дает основание выделить еще один подход, при котором термины интеграция и инклюзия показывают разную степень решения социальных проблем общества. Это не два уровня развития совместного образования, а две плоскости решения проблемы. Не случайно более трех десятков лет в приоритете находился термин «интеграция». Он использовался с целью устранения социального неравенства, отказа от социального ущемления отдельных категорий граждан. Интеграция воспринималась как модель выравнивания социального благосостояния, уменьшения различий в разных социальных, культурных, этнических и экономических условиях. В связи с этим интегрированному образованию отводилась роль снижения невыгодных стартовых условий личностного развития.  В школы должны быть привлечены все дети, независимо от инвалидности, социально-экономического статуса, пола, вероисповедания или этнической принадлежности. Главным достижением интегрированного образования, по выводам зарубежных исследований, выступает формирование у учащихся демократического сознания о социальной справедливости и равенстве всех людей.
Инклюзия – это модель побуждения к участию в жизни общества. При первичном рассмотрении, инклюзия может рассматриваться как новый этап развития интеграции: после выравнивания человек имеет больше шансов на участие. Однако в отношении детства такой подход больше подходит для системы коррекционного образования (сначала обучаю в специальном учреждении, чтобы потом ребенку было легче вступать в социальную жизнь). Инклюзия же предполагает возможность активного действия наряду с другими членами общества с самого раннего детства. Поэтому инклюзивному образованию отводится роль поиска потенциала ребенка, несмотря на ограничения или специфику жизнедеятельности. Инклюзивное образование направляется на формирование сознания демократического общества о ценности уникального вклада детей с особыми потребностями в жизнь общества. Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Этот ценностный императив очевидно показывает, что все члены школьного коллектива и общества связаны между собой и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и развиваются, когда принимают совместные решения по поводу управления процессами в учебной аудитории.
Следовательно, интегрированное и инклюзивное образование не противоречат друг другу. Они решают разные общественные задачи. Принципом интегрированного образования выступает равенство, принципом инклюзии – разнообразие. Эффективность самого явления равных прав на образование увеличивается при условии взаимообогащения этих двух понятий. Переход к преимущественному использованию термина «инклюзивное образование» означает лишь то, что достижения теории и практики интеграции также включены в теорию и практику инклюзивного образования. По объему и широте инклюзивное образование более насыщено и означает:
- физическую интеграцию (посещение обычной школы);
- функциональную интеграцию (обеспечение доступа к местам общего пользования и свободу передвижения);
- социальную интеграция (уважительное отношение общества);
- экстрагирование (вытягивание) скрытых потенциалов ребенка (использование дополнительных стимулов образования);
- поддержку личной уникальности учащихся (совместная учеба и корпоративная учебно-воспитательная деятельность);
- активизацию участия в действиях, общении и отношениях (обеспечение права на персональный выбор).
Для отечественного образования использование термина «интеграция» оказалось менее значимым, чем для западных стран. Объясняется это тем обстоятельством, что проблема расового, национального, имущественного неравенства в нашей стране не была такой острой. Школа в нашей стране была общедоступной и обязательной. В неравном положении были в основном дети с ограниченными возможностями здоровья. Именно в отношении этой категории детства и шла речь при обсуждении вопросов интеграции. Проблема же активности личности в отечественной педагогической практике является вполне актуальной. На практике наблюдается низкая познавательная и социальная активность у детей из социально неблагополучных семей, у воспитанников детского дома, у детей мигрантов и т.п. Инклюзия позволяет решать проблемы и этих детей. Поэтому теория инклюзивного образования заняла ведущее место в отечественной педагогике.

2. Модели инклюзивного образования
Переход к теории и практике инклюзивного образования без достаточного опыта интеграции привел к тому, что Россия активно начала обращаться к анализу достижений зарубежных стран, накопленному на протяжении последних сорока лет. Прежде всего было обращено внимание на представленные в зарубежных источниках модели совместного образования.
В качестве достижений такой модели, которую западные ученые назвали расширение доступа к образованию (widening participation), отмечается создание в образовательных организациях дополнительных условий для детей с особыми образовательными потребностями. Расширение доступа сначала обеспечивалось доступной средой, инновационными техническими средствами обучения и сменой отношения участников образовательного процесса к детям, социально выброшенным из образовательного пространства. В результате было признано, что направление детей в специальные (коррекционные) образовательные заведения считается чрезвычайной мерой, когда все прочие возможности уже использованы и не дали желаемого результата.
К недостаткам данной модели отечественные и зарубежные исследователи относят отсутствие перемен в общем подходе к образовательной системе. Дети с особыми образовательными потребностями допускаются в школу, но система образования остается старой.  Дополнительные ресурсы лишь частично перекрывают особые потребности учащихся. Они вынуждены постоянно приспосабливаться к требованиям общих образовательных программ. Сложности усвоения программы приводят к тому, что ученики с особыми образовательными потребностями посещают массовую школу, но не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети.
Другая модель получила название мэйнстриминг (mainstreaming). Она организована таким образом, что ученики с особыми образовательными потребностями общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах; если же они и включены в классы массовой школы, то прежде всего для того, чтобы расширить возможности социальных контактов, а не для достижения образовательных целей. Недостатки модели заключаются в прерывности контактов и общих действий, отсутствии системы отношений и взаимной ответственности по поводу предмета учебной деятельности. Достоинством данной модели выступает снижение тревожности родителей и детей по отношению к общеобразовательной школе. Получая позитивный опыт общения, дети постепенно формируют готовность к совместному образованию.
Наибольшую эффективность, по мнению западных ученых, имеет инклюзивная модель. Данная модель предполагает реформирование школ и перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения. Инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. Этот принцип означает: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы -построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, в том числе и с проблемами здоровья, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. В качестве недостатка этой модели называется индивидуализация обучения, которая определенным образом вступает в противоречия с классно-урочной (коллективной) формой обучения детей в современной школе. При разных темпах освоения учебного материала на повестку дня встает вопрос о переводе учащихся из класса в класс в конце учебного года.

3. Службы сопровождения инклюзивного образования
Зарубежные исследователи инклюзивного образования пришли к единодушному мнению, что инклюзивное образование может качественно осуществляться только при организации служб сопровождения. Данное условие считают обязательным и отечественные ученые и практики. Службы сопровождения – это узкие специалисты, которые помогают школьным учителям в работе с отдельными категориями детей (дефектологи, логопеды, социальные педагоги, коррекционные психологи, семейные психологи и т.п.). Такие службы сопровождения организуются либо в самом образовательном учреждении, либо являются центрами, обслуживающими несколько близлежащих школ.
Кроме того, в школах развиваются институты помощников, тьюторов, ассистентов учителей. Например, в школах Люксембурга в классе, где есть интегрированные учащиеся, работают «ассистенты», которые не сведущи в школьной учебной программе, но имеют знания в области коррекционной педагогики и специальной психологии. В Ирландии социальные службы непосредственно не принимают участия в предоставлении образовательных услуг учащимся с особыми образовательными потребностями, но оказывают им социальную и психологическую поддержку.  В Японии по месту жительства создаются корпоративные службы сопровождения, оказывающие дополнительные образовательные услуги учащимся из близлежащих школ.
В большинстве стран созданы внешкольные ресурсные центры или местные службы поддержки, которые направляют «специального учителя» для оказания помощи образовательному учреждению или конкретному педагогу, в классе у которого обучается ребенок с особыми образовательными потребностями. «Специальный учитель» обычно является профильным специалистом, но он может также выполнять и иные функции, например, координатора усилий остальных учителей в процессе их взаимодействия с проблемным ребенком.
Особая роль возлагается на введение в инклюзивные школы института тьюторов. Тьютор – это наставник, организатор индивидуального маршрута обучения ребенка с особыми образовательными потребностями. В его обязанности входит помочь ребенку найти свое место в жизни, понять, что же он хочет и может в реальности, раскрыть его таланты. Тьютор не учитель, он не преподает никакие дисциплины. И не школьный психолог, который отвечает за психологическое благополучие школьников всей школы. И не классный руководитель, который работает со всем классом сразу. Работа тьютора заключается в том, что он курирует развитие 5-6 учеников на протяжении нескольких лет учебы, возможно даже с первого класса до выпуска.
Право выбора модели сопровождения остается за учебным учреждением и местными органами управления. В отечественной практике апробируются все перечисленные варианты.












Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05