Тема 4. Сопровождение семьи ребенка в ситуации инклюзивного образования

1. Школьные тревоги родителей инклюзивного образования
Опыт функционирования экспериментальных инклюзивных школ показывает, что реализация идей инклюзии среди школьников в значительной мере зависит от отношения родителей к совместному обучению детей. Страхи и опасения высказывают как родители учащихся относительной нормы, так и родители детей с особыми образовательными потребностями. Объединяет сегодняшних родителей страх перед инклюзивным образованием как неизвестным и непонятным явлением.
В основе опасений родителей лежит отношение общества к людям, долгое время изолированным от социума. В настоящее время надо быть очень прогрессивным человеком, чтобы решиться отдать своего ребенка в инклюзивную школу и помочь ему справиться с негативными суждениями в обществе о ценности и важности такого родительского решения.
Стержень так называемой внутришкольной тревоги – не снизиться ли уровень образования в такой школе в целом; хватит ли эмоциональных и нравственных сил у школьников на все одиннадцать лет совместного обучения. Родители не то, чтобы не верят в своих детей. Они просто не понимают, как поменяется школа в целом, как учителя будут строить учебный процесс, какими новыми способами будут разрешаться конфликты.
Родители особых детей (с ограниченными возможностями здоровья, мигрантов, приемных детей, из неблагополучных семей):
- боятся, что их детей будут дразнить, обижать, подвергать изоляции путем психологической травли или агрессивного поведения;
- испытывают неудобства перед родителями типично развивающихся детей;
- страшатся отстаивать интересы ребенка и его права под угрозой административных решений;
- страшатся самой неизвестности, что же будет с ребенком без постоянного присутствия и помощи родителя
Родители детей, которые развиваются типичным образом, высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки,
- может задерживать развитие их собственного ребенка, что особенный ребёнок перетянет на себя внимание учителя и у педагога просто не останется времени на остальных детей в классе;
- ученик с особенностями будет отвлекать остальных детей во время урока, мешать им сосредоточиться;
- не все дети смогут привыкнуть к странностям одноклассника, кого-то его поведение может испугать;
- детям трудно будет избавиться от физиологического страха при общении и взаимодействии с некоторыми детьми.

2. Права и обязанности родителей учащихся инклюзивной школы
В связи с неопределенностью, которая объективно возникает при переходе школы на инклюзивное образование, расширяются права и обязанности родителей учащихся. Родители получают право:
- принимать участие в разработке принципов и методов инклюзивного образования в конкретной школе;
- консультироваться со специалистами школы о характере инклюзивного образования и его ресурсов для конкретного ребенка;
- вносить свои предложения по организации учебного и воспитательного процессов в школе;
- участвовать в разработке индивидуального образовательного маршрута учащегося;
- знакомиться с ходом реализации образовательных программ, а также условий обучения, знакомиться с методами обучения и воспитания;
- при необходимости присутствовать на учебных занятиях;
- принимать участие в подготовке родительских собраний;
- создавать общественные органы родительского контроля.
Обязаны:
- участвовать в жизнедеятельности образовательного учреждения на принципах инклюзии;
- поддерживать идею инклюзии в семейном общении с детьми и родственниками;
- открыто заявлять о проблемах, которые возникают в межличностных и деловых отношениях участников инклюзивного образования;
- высказывать замечания и предложения по совершенствованию процессов инклюзии;
-  давать педагогам и специалистам школы полную информацию о состоянии здоровья ребенка, перенесенных им заболеваниях, курсах лечения и других событиях, существенным образом влияющих на организацию образовательного процесса;
-  заблаговременно ставить в известность администрацию или специалистов о применении всех видов медицинской, психолого-педагогической и прочей помощи учащемуся (в том числе медицинских препаратов) в других учреждениях, организациях и у частных лиц, которые могут повлиять на качество освоения им образовательной программы;
- участвовать в родительских собраниях и отчетах родительского сообщества о ходе инклюзивного образования.

3. Службы сопровождения родителей учащихся инклюзивной школы
Точно также, как нельзя в инклюзивной школе делить учащихся на группы по признаку особости, нельзя делить родителей в оказании им помощи и поддержки. Лучше всего создавать смешанные родительские сообщества, которые нуждаются в той или иной психолого-педагогической поддержке.
Осуществлять работу с родителями в инклюзивной школе, как и в любой другой образовательной организации, должны классные руководители. Вместе с тем, в инклюзивной школе должна быть актуализирована деятельность так сказать узких специалистов: педагогов-психологов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов и т.п. Обычно они объединяются в школьные службы психолого-педагогического сопровождения. Цель служб сопровождения – поддерживать саму идею инклюзии, помогать находить наиболее адекватные средства ее осуществления, гибко реагировать на перемены в инклюзивном образовании. В отношении родительского сообщества – цель заключается в вовлечении родителей в помощь детям, включенным в систему инклюзии.
В начальной школе задачей работы с родителями выступает формирование у родителей способов помощи детям в понимании особенностей участников инклюзии. Необходимо донести до родителей, что и дома они могут продолжать учить своих детей понимать и принимать одноклассников такими, какие они есть. При этом лучше уйти от необходимости понять заболевание (или понять трудную жизненную ситуацию). Гораздо продуктивнее объяснить ребенку, что чувствуют его особые одноклассники. Охрана чувств и может стать основой выбора стиля общения и взаимодействия.

Пример из практики: У ученика первого класса с аутистическими расстройствами при себе всегда есть наушники. Одноклассникам учительница объясняет, что повышенный шум приводит к болевым ощущениям ребенка. Реакция на внешнюю боль, как и у всех – крик, желание убежать, зажать каналы поступления боли. Наушники – наиболее удобное средство избежать болевые ощущения. Через некоторое время первоклассники стали предупреждать своего другу одевать наушники, когда понимали, что уровень шума повысится. 

В подростковом периоде возникает новая проблема в межличностных отношениях между здоровыми и больными детьми в инклюзивной школе. Физическое состояние своего тела подростками воспринимается обострённо и играет существеннейшую роль в организации общения. Отсюда у детей с нарушениями, выражающимися во внешнем облике, возникают ощущения отстраненности, отвергнутости и даже бойкота. Возникает опасное поведение – уход в одиночество.
Известно, что заставить полюбить отвергнутого человека, невозможно. Однако родители могут помочь не допустить формированию ситуации «жертвенного поведения». Позиция жертвы, как подчеркивают психологи, может быть выгодна как отвергаемым, так и отвергнутым. Одни – получают удовольствие и удовлетворение от того, что они страдают, другие – от того, что они могут позволить сочувствие страдающим, осознавая и подчеркивая свое превосходство. Выход из этой ситуации – расширение поля любви отвергнутого ребенка. Прежде всего, это любовь своих родителей. Ее можно и нужно демонстрировать публично (в фотографиях в социальных сетях, в походах в общественные места, в совместных прогулках и т.п.). Родители одноклассников тоже могут поддержать таких детей, принимая вместе с ними участие во внешкольной деятельности. Таким детям необходимо искать новых друзей, создавать условия успешности в конкретных видах деятельности. С родителями и детьми можно провести серию тренингов о преодолении чувства жертвенности.
В старших классах вполне объяснимы проблемы, связанные с профессиональным самоопределением учащихся. Родители могут быть задействованы в мероприятиях, связанных с экскурсиями на предприятия или учреждения, где возможет совместный труд здоровых и больных детей. В ситуации накала конкуренции в получении баллов по ЕГЭ, можно продемонстрировать успехи обучения студентов в инклюзивных вузах. Главное – показать детям родительскую веру в то, что инклюзивное образование обязательно даст позитивные результаты жизненной устройства.




Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05