Вопросы к зачету и экзамену Анатомия ЦНС и физиология ВНД

Перечень вопросов для подготовки к зачету:

1 семестр

1. Роль нервной системы в организме. Общие принципы нервной регуляции.

2. Основные отделы центральной нервной системы. Общая характеристика.

3. Нейрон. Общий план строения. Виды нейронов.

4. Строение синапса. Виды синапсов.

5. Нервное волокно. Виды нервных волокон.

6. Основные свойства возбудимых тканей. Механизм возбуждения.

7. Торможение. Виды и механизм торможения. Биологическая роль торможения.

8. Рефлекс. Принципы рефлекторной деятельности. Безусловные и условные рефлексы.

9. Схема рефлекторной дуги. Основные части.

10. Рецепторы. Классификация рецепторов.

11. Нервный центр. Иерархический принцип построения нервного центра. Свойства нервных центров.

12. Спинной мозг. Общая характеристика.

13. Серое вещество спинного мозга.

14. Белое вещество спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга.

15. Функции спинного мозга. Основные группы рефлексов спинного мозга.

16. Продолговатый мозг. Общая характеристика.

17. Серое и белое вещество продолговатого мозга.

18. Функции продолговатого мозга. Основные группы рефлексов.

19. Морфофункциональная организация моста.

20. Мозжечок. Основные элементы строения мозжечка.

21. Основные функции мозжечка.

22. Средний мозг. Общая характеристика.

23. Основные функции среднего мозга.

24. Биологическая роль ориентировочных рефлексов.

25. Промежуточный мозг. Общая характеристика.

26. Таламус. Строение и функции таламуса.

27. Гипоталамус. Строение и функции гипоталамуса. Гипоталамо-гипофиарная система.

28. Конечный мозг. Общая характеристика.

29. Поверхности полушарий большого мозга.

30. Лимбическая система. Общий план строения и функции.

31. Подкорковые ядра (базальные ядра). Общий план строения и функции.

32. Белое вещество конечного мозга. Системы волокон и их роль.

33. Строение коры большого мозга. Общая характеристика.

34. Нейроцитоархитектоника коры больших полушарий.

35. Локализация функций в коре полушарий большого мозга.

36. Сенсорные, ассоциативные и моторные зоны коры.

37. Локализация функций в коре больших полушарий.

38. Взаимодействие коры и подкорковых структур.

39. Функциональная асимметрия. Функции левого и правого полушарий.

40. Функциональные блоки мозга. Их взаимодействие в обеспечении деятельности человека.

Критерии выставления оценок:

Оценка «зачтено» (компетенции сформированы) выставляется обучающему, который:

- прочно усвоил предусмотренный программный материал;

- правильно, аргументировано ответил на все вопросы, с приведением примеров;

- показал глубокие систематизированные знания, владеет приемами рассуждения и сопоставляет материал из разных источников: теорию связывает с практикой, другими темами данного курса, других изучаемых предметов

- без ошибок выполнил практическое задание.

Дополнительным условием получения оценки «зачтено» могут стать хорошие успехи при выполнении самостоятельной и контрольной работы, систематическая активная работа на занятиях.

Оценка «не зачтено» – компетенции не сформированы – обучающийся допускает фактические ошибки и неточности, у него отсутствует знание специальной терминологии, нарушена логика и последовательность изложения материала. Он не отвечает на дополнительные вопросы по рассматриваемым темам, не может сформулировать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

6.2. Экзамен

Метод оценивания: экспертный.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену:

2 семестр

1. Физиологические механизмы врожденного и приобретаемого поведения.

2. Безусловные рефлексы как основа врожденного поведения. Классификация безусловных рефлексов.

3. Условные рефлексы как основа приобретаемого поведения.

4. Классификация и биологическая роль условных рефлексов.

5. Условия и механизм выработки условных рефлексов.

6. Общая характеристика основных форм научения.

7. Импринтинг. Биологическая и социальная роль импринтинга.

8. Привыкание. Роль привыкания в формировании индивидуального адаптивного поведения.

9. Имитация (подражание). Биологическая и социальная роль имитации.

10. Условный рефлекс как основа памяти и обучения. Динамические стереотипы как основа навыков, умений и привычек.

11. Понятие высшей нервной деятельности. Развитие учения о ВНД.

12. Низшая и высшая нервная деятельность. Их социальная и биологическая роль.

13. Типы ВНД, выделенные на основании свойств нервных процессов.

14. Типы ВНД человека.

15. Типы ВНД детей и подростков (Красногорский, Иванов-Смоленский).

16. Развитие ВНД в онтогенезе.

17. Речь как основа мышления и сознания.

18. Развитие речи в онтогенезе.

19. Психологические типы детей.

20. Функциональные системы. Иерархия функциональных систем.

21. Потребности человека.

22. Мотивация. Биологический механизм мотивации и психологическая характеристика мотивации.

23. Поведение человека как сплав биологических и социальных особенностей.

24. Анализаторы. Аналитико-синтетическая деятельность мозга.

25. Сенсорные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

26. Общий принцип организации анализаторных систем человека. Основные анализаторы человека.

27. Эмоции. Роль эмоций в поведении.

28. Развитие учения о ВНД.

29. Роль работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова для понимания материалистических основ психических процессов.

30. Развитие ВНД в онтогенезе.

Критерии выставления оценок:

-        «удовлетворительно» (пороговый уровень сформированности компетенций) обучающийся поверхностно раскрывает основные теоретические положения, демонстрирует использование наиболее простых методов постановки эксперимента; в усвоении программного материала имеются существенные пробелы, излагаемый материал не систематизирован; выводы недостаточно аргументированы, имеются смысловые и речевые ошибки;

-        «хорошо» (средний уровень сформированности компетенций) отвечающий демонстрирует знание базовых положений без использования дополнительного материала; проявляет логичность и доказательность изложения материала, но допускает отдельные неточности при использовании ключевых понятий и способов постановки эксперимента; в ответах на дополнительные вопросы имеются незначительные ошибки;

-        «отлично» (высокий уровень сформированности компетенций) отвечающий исчерпывающе, логически и аргументировано излагает материал, тесно связывает теорию с практикой посредством иллюстрирующих примеров, постановки эксперимента; обосновывает собственную точку зрения при анализе конкретной проблемы исследования, грамотно использует методы постановки эксперимента, свободно отвечает на поставленные дополнительные вопросы, делает обоснованные выводы;

-        «неудовлетворительно» (компетенции не сформированы) обучающийся допускает фактические ошибки и неточности, у него отсутствует знание специальной терминологии, нарушена логика и последовательность изложения материала; не отвечает на дополнительные вопросы по рассматриваемым темам, не может сформулировать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

 

 


Последнее изменение: Вторник, 20 Ноябрь 2018, 15:36