Вопросы к экзамену Анатомия и возрастная физиология
Типовые вопросы / примерный вариант:
1. Место дисциплины «Анатомия и возрастная физиология» в профессиональной подготовке психолога.
2. Возрастная периодизация. Сенситивные (критические) и спокойные периоды, их особенности.
3. Календарный и биологический возраст, их соотношение. Методика определения биологического возраста.
4. Понятие роста и развития. Основные закономерности роста и развития (непрерывность и неравномерность, гетерохронность, биологическая надежность).
5. Акселерация и ретардация роста и развития детей, учет при обучении, воспитании и оздоровлении.
6. Физическое развитие детей и подростков, его показатели. Методы определения.
7. Конституциональные особенности физического и функционального развития детей и подростков. Конституциональные соматотипы, методики их определения.
8. Осанка, закономерности ее формирования в онтогенезе. Факторы, влияющие на формирование осанки. Нарушения осанки, причины их возникновения и профилактика.
9. Морфофункциональные особенности и развитие спинного мозга в онтогенезе.
10. Морфофункциональные особенности и развитие головного мозга в онтогенезе.
11. Низшая нервная деятельность, ее значение и возрастные особенности. Ориентировочный рефлекс, его значение для обучения.
12. Условный рефлекс как основа памяти и обучения. Биологическая роль условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Возрастные особенности условных рефлексов.
13. Физиологические основы памяти и внимания, их значение в обучение, возрастные особенности. Тренировка памяти, внимания.
14. Безусловное или внешнее торможение (индукционное, запредельное). Его значение и возрастные особенности.
15. Условное или внутреннее торможение (угасательное, запаздывающее, дифференцированное, условный тормоз): возрастные особенности и роль в учебно-воспитательном процессе.
16. Динамический стереотип, его физиологический механизм и возрастные особенности. Значение динамического стереотипа в обучении и воспитании.
17. Высшая нервная деятельность человека, ее качественное своеобразие. Развитие первой и второй сигнальных систем действительности.
18. Условия развития речи и абстрактно-логического мышления. Этапы развития речи у детей.
19. Павловская квалификация типов высшей нервной деятельности и физиологическая основа этой классификации. Классификация типологических особенностей ВНД детей (по Красногорскому) Значение для обучения и воспитания.
20. Классификация типов ВНД по Иванову-Смоленскому. Значение для обучения и воспитания.
21. Общий принцип строения и значение анализаторов. Сенсорная депривация.
22. Развитие зрительной сенсорной системы. Профилактика близорукости у детей.
23. Развитие слуховой сенсорной системы. Профилактика нарушений слуха у детей.
24. Особенности функционирования ССС детей и подростков.
25. Особенности функционирования дыхательной системы детей и подростков
26. Морфофункциональные особенности пищеварительной системы детей и подростков
27. Особенности функционирования и гигиена выделительной системы детей и подростков.
28. Санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса.
29. Основные факторы, определяющие здоровье детей и подростков. Группы здоровья.
30. Основные факторы, определяющие развитие детей в разные периоды онтогенеза.