Вопросы к экзамену Анатомия и возрастная физиология

Типовые вопросы / примерный вариант:

 

1. Место дисциплины «Анатомия и возрастная физиология» в профессиональной подготовке психолога.

2. Возрастная периодизация. Сенситивные (критические) и спокойные периоды, их особенности.

3. Календарный и биологический возраст, их соотношение. Методика определения биологического возраста.

4. Понятие роста и развития. Основные закономерности роста и развития (непрерывность и неравномерность, гетерохронность, биологическая надежность).

5. Акселерация и ретардация роста и развития детей, учет при обучении, воспитании и оздоровлении.

6. Физическое развитие детей и подростков, его показатели. Методы определения.

7. Конституциональные особенности физического и функционального развития детей и подростков. Конституциональные соматотипы, методики их определения.

8. Осанка, закономерности ее формирования в онтогенезе. Факторы, влияющие на формирование осанки. Нарушения осанки, причины их возникновения и профилактика.

9. Морфофункциональные особенности и развитие спинного мозга в онтогенезе.

10. Морфофункциональные особенности и развитие головного мозга в онтогенезе.

11. Низшая нервная деятельность, ее значение и возрастные особенности. Ориентировочный рефлекс, его значение для обучения.

12. Условный рефлекс как основа памяти и обучения. Биологическая роль условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Возрастные особенности условных рефлексов.

13. Физиологические основы памяти и внимания, их значение в обучение, возрастные особенности. Тренировка памяти, внимания.

14. Безусловное или внешнее торможение (индукционное, запредельное). Его значение и возрастные особенности.

15. Условное или внутреннее торможение (угасательное, запаздывающее, дифференцированное, условный тормоз): возрастные особенности и роль в учебно-воспитательном процессе.

16. Динамический стереотип, его физиологический механизм и возрастные особенности. Значение динамического стереотипа в обучении и воспитании.

17. Высшая нервная деятельность человека, ее качественное своеобразие. Развитие первой и второй сигнальных систем действительности.

18. Условия развития речи и абстрактно-логического мышления. Этапы развития речи у детей.

19. Павловская квалификация типов высшей нервной деятельности и физиологическая основа этой классификации. Классификация типологических особенностей ВНД детей (по Красногорскому) Значение для обучения и воспитания.

20. Классификация типов ВНД по Иванову-Смоленскому. Значение для обучения и воспитания.

21. Общий принцип строения и значение анализаторов. Сенсорная депривация.

22. Развитие зрительной сенсорной системы. Профилактика близорукости у детей.

23. Развитие слуховой сенсорной системы. Профилактика нарушений слуха у детей.

24. Особенности функционирования ССС детей и подростков.

25. Особенности функционирования дыхательной системы детей и подростков

26. Морфофункциональные особенности пищеварительной системы детей и подростков

27. Особенности функционирования и гигиена выделительной системы детей и подростков.

28. Санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса.

29. Основные факторы, определяющие здоровье детей и подростков. Группы здоровья.

30. Основные факторы, определяющие развитие детей в разные периоды онтогенеза.

 


Последнее изменение: Вторник, 20 Ноябрь 2018, 15:38