МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ  КОМПЛЕКС

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
Декоративно-прикладного искусства Института искусств
___________ В.И.Беляев
«___» ____________ 2016 г.

ПРОПЕДЕВТИКА
Направление подготовки:
54.03.01  ДИЗАЙН

Профиль:  Графический дизайн
Степень выпускника:
Бакалавр


Новосибирск 2016



РЕКОМЕНДОВАНО  К  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ
на заседании  кафедры декоративно-прикладного искусства
(протокол  №  _____  от  «____»  ___________20__ г.)




СОДЕРЖАНИЕ
1. Программа дисциплины
2. Образовательные технологии
3. Вопросы к зачету




МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
Декоративно-прикладного искусства Института искусств
___________ В.И.Беляев
«___» ____________ 2016 г.
ПРОПЕДЕВТИКА
Направление подготовки:
54.03.01 ДИЗАЙН

Профиль:  Графический дизайн
Степень выпускника:
Бакалавр




Новосибирск 2016


СОСТАВИТЕЛИ: Тропина Т.Н., к.иск., профессор кафедры ДПИ
                                  Беляев В.И., зав.кафедрой ДПИ
                                  Коваленко Ю.Г., к.п.н., доцент кафедры ДПИ

РЕКОМЕНДОВАНО  К  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ
на заседании  кафедры декоративно-прикладного искусства
(протокол  №  _____  от  «____»  ___________20__ г.)





СОГЛАСОВАНО

Декан/директор  Института искусств  Елагин В.С._________
                                                                                    (Ф.И.О)

Начальник УМУ (УМАиД): _______________  __________________
(подпись) (Ф.И.О)

Директор библиотеки _________________  ___________________________
                                          (подпись)                                  (Ф.И.О)







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели освоения дисциплины
В ряду дисциплин, изучаемых на начальном этапе обучения («Академический рисунок», «Академическая живопись», «Цветоведение»),  курс пропедевтики является наиболее фундаментальным. В процессе освоения данной дисциплины необходимо добиться не только расширения представлений об основных принципах и закономерностях композиционного мастерства, но, прежде всего, побудить студентов к самостоятельной и постоянной творческой деятельности. Для этого надо развивать определенные свойства мышления, а именно свойства проектного мышления, объединяющего в себе конкретно-образную мыслительную деятельность, пространственное воображение, ассоциативное мышление,  навыки обобщения и абстрагирования образов.
Таким образом, фундаментальная роль в развитии профессионально-образного мышления отводится пропедевтическому курсу, состоящему из разделов «Стилизация», «Ассоциативная графика», «Основы композиции», «Элементы бумагопластики (вводный курс проектирования из бумаги)».
Назначение пропедевтического курса – подготовить студентов  к обучению по профилирующей дисциплине «Проектирование». Целью настоящего курса является ознакомление студентов с основными закономерностями композиционной организации структуры формы в дизайне;  привитие профессиональных навыков работы с плоскостной и объемно-пространственной формой, развитие индивидуальных творческих способностей. 
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Развитие художественно-творческих способностей,  профессионального образного мышления; развитие творческой интуиции, ассоциативного мышления, способности обобщения.   
2. Формирование навыков композиционной работы, освоение универсальных закономерностей формообразования, принципов и методов композиционного построения художественной формы.
3. Освоение приемов использования выразительных средств в композиции (цвет, тон, статика, динамика, симметрия асимметрия, ритм и т.д.).
4. Развитие навыков декоративного обобщения, абстрагирования, геометризации и стилизации изобразительного мотива.
5. Развитие объемно-пространственного и проектно-технологического мышления при работе с бумагой;
6. Усвоение студентами теоретического материала, умение  самостоятельно превращать теоретические знания в метод профессионального творчества в проектировании объектов дизайна.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Пропедевтика» (код ПД Б.3.2) относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (ПД) учебного плана. Для освоения дисциплины «Пропедевтика» студентам требуются  знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения таких предметов как «Композиция», «Рисунок» на предыдущем уровне образования. Достаточный уровень определяется успешной сдачей вступительных экзаменов по этим предметам.
Освоение дисциплины «Пропедевтика» неразрывно связано с дисциплиной «Цветоведение» (ОПД ДВ.2.7), поскольку цвет является одним из выразительных композиционных средств.
Знания, полученные в процессе изучения таких разделов как «композиция», «стилизация», являются необходимой основой в процессе занятий живописью (дисциплины «Академическая живопись» (ОПД Б.2.3), «Декоративная живопись» (ПД В.3.2), рисунком («Академический рисунок»  (ОПД Б.2.2.), «Декоративный рисунок» (ПД В.3.1). Знания и навыки, формируемые данной дисциплиной необходимы при освоении дисциплин профессионального цикла: «Проектирование» (ПД Б.3.4), «Основы производственного мастерства» (ПД Б.3.3).
Дисциплина изучается в 1 – 3 семестрах.
Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется в форме просмотров практических заданий.
Промежуточный контроль осуществляется в написании контрольной работы по теоретическому материалу.
Итоговый контроль осуществляется в форме дифференцированного зачёта во 2 семестре.

Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ПК-2, ПК-3 (таблица 1).

Формируемые компетенции Дескрипторы
- владеет приемами работы в цвете и цветовыми композициями (ПК-2);
- разрабатывает возможные приемы гармонизации форм, цвета (ПК-3).
Знать:
- законы и правила композиции;
- приемы и методы создания композиции;
Уметь:
- применять знания законов композиции в профессиональной деятельности;
- грамотно размещать элементы композиции в выбранном формате;
- использовать художественные выразительные средства в творческой работе;
- применять выразительные средства композиции (цвет, колорит, контраст, нюанс, тождество, ритм и т.д.) в практической деятельности;
- организовать композиционный центр (доминанту) разными средствами;
- использовать различные приемы стилизации в процессе работы над изображениями различных объектов окружающего мира для достижения выразительности образов;
- осознанно использовать ассоциативные возможности графики для создания необходимого зрительного впечатления;
- анализировать произведения в различных видах дизайна, в том числе графического дизайна;
-  ориентироваться в специальной литературе;
Владеть навыками:
- - композиционной работы;
- поисковой графики (эскизирования);
- работы различными графическими материалами;
- использования средств графики (пятно, линия, точка, штрих);

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1 семестр
В курсе графической пропедевтики основной упор делается на знаковую стилизацию. Тема стилизации в практическом курсе основ композиции занимает одно из важных мест. В ней наиболее четко проявляются художественно-композиционные принципы системной организации изобразительного материала.
Основное средство выражения художественного образа – форма. На выразительности формы держится художественный образ. Стилизация – один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты объекта и отбрасываются ненужные детали. Трансформация – это изменение формы предмета в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т.д.
Методическая ценность этой темы в том, что на основе стилизации осуществляется художественно-образное преобразование объектов окружающего мира в обобщенную, целостную и визуально гармоничную форму. Задания предусматривают изучение графических техник и материалов, расширяют представления о многообразии технических и изобразительных средств и их выразительности.

Краткое содержание раздела  «СТИЛИЗАЦИЯ»
Введение. Задачи курса графической пропедевтики. Направления графического дизайна. Материалы графики: карандаш графитный, гуашь (работа кистью, аэрографом), тушь (работа кистью, пером, палочкой), акварель (кисть) и т.д. Свойства графических материалов и инструменты для работы ими.
Основные элементы изобразительного языка. Выразительные средства графики. Линия, пятно, штрих, точка. Линеарные и пятновые  изображения. Точка, линия, пятно – элементы организации плоскостной композиции. В пятновом  изображении форма определяется сочетанием различных по конфигурации пятен. Под пятном понимается часть плоскости выделенная каким-либо цветом, и образованная группой точек, линий или штрихов. 
Эстетика штриха в искусстве графики связана с культурой нанесения изображений от руки. Разновидности штрихового рисунка. Точечное изображение  (техника пуантели) наиболее трудоемкое. Основа современной полиграфической печати – совмещение в различных сочетаниях мельчайших точек основных цветов.
Упражнение 1.  Графические приемы.  Первые упражнения развивают «ремесленную» сторону графического мастерства.
Элементы графики: линия, штрих, пятно, точка.  Приемы работы пером и тушью. Виды штрихов: параллельные штрихи, перекрестная штриховка, петлеобразная штриховка, закругленные штрихи, эффект гравировки, завитки, сетчатый узор штрихов, радиальная штриховка, сходящиеся и расходящиеся штрихи.  Пуантель.
Выполнить в квадратах 7х7 см: а) равномерное заполнение плоскости графическими приемами; б) с градацией от темного к светлому (8 квадратов).
Формат А3. Графика. Перо, тушь.
Упражнение 2. Свойства линий.
Из элементов графики наиболее активно воспринимается линия. Через линию передаются как качества предметов – кривизна, угловатость, волнистость, так и качества движения – напряженного и вялого, быстрого и медленного. В зависимости от конфигурации линия по-разному взаимодействует на зрителя. Процесс происходит на ассоциативном, интуитивном и физическом уровнях восприятия, на уровне памяти. Эмоциональная окраска линеарного изображения рассматривается в зависимости от формы линии, материала, на котором производится изображение и используемого инструмента.
Цветовые и линейные образы качеств природных и искусственных объектов являются материалом, из которого строятся пространственные образы предметов творчества. Используя разные типы линий (прямые, ломаные, волнистые, округлые, спиралевидные) выявить их образную выразительность.
Изобразить линии в различных направлениях: вертикальном, горизонтальном, наклонном, из центра, от угла, замкнутом центрическом. Составить формальную композицию.  Расположить на листе 6 квадратов 5Х5 см: 1 ряд  - прямые линии, 2 ряд - ломаные, 3 ряд - волнистые, 4 ряд - спиралевидные. 
Формат А3. Графика. Материал: тушь, перо.
Упражнение 3. Графические упражнения, имитирующие текстуру природных объектов.  Подобрать для зарисовок природные объекты с наиболее интересными текстурами (срез дерева, кора дерева, береста, листья растений, кожа, раковина, и т.д.). Выбрать для каждого объекта наиболее выразительные графические приемы: отмывка тушью, пуантель, штриховка, линия или сочетание этих приемов. Преобразовать природные текстуры в декоративные или орнаментальные. Выполнить в квадратах 7х7 см  4 природных текстуры и 4 преобразованных в орнаментальные.
Формат А3. Графика. Материал: тушь, перо.
Упражнение 4. Стилизация  природных мотивов. Стилизация изображений насекомых – бабочек, жуков, стрекоз и т.д. В задании особое внимание уделить работе с цветом. Цветовое решение должно быть условным и декоративным. Представить различные варианты пластического решения: из ломаных и округлых форм, используя прием геометризации формы. Из наиболее удачного варианта составить сетчатый орнамент.
Формат А3. Материал: гуашь, акварель.
Упражнение 5. Стилизация изображений животных, птиц, рыб.  В задании ставится задача предельного упрощения изобразительной формы в целом, приближения ее к простой геометрической форме (геометризация формы) и компоновка изобразительного мотива в заданный формат.
Выбранный декоративно-обобщенный мотив последовательно компонуется в квадрат, круг (овал), прямоугольник, треугольник. При этом прослеживаются необходимые изменения композиции и анализируется влияние геометрической формы изобразительной плоскости: пропорции формата, зрительного центра соответствующей формы, верха и низа, диагоналей, скосов углов и т.д. При этом каждое изображение может быть выполнено с помощью различных приемов стилизации: пятном (силуэт), линией, декоративной трактовкой формы.
Формат А3. Графика. Материал: черная тушь, гуашь, перо, кисть.
Упражнение 6. Графические преобразования. Задание является итоговым. В качестве объекта выбираются те, которые позволяют выявить их декоративные качества: выразительность силуэта, текстуры, фактуры.  К ним относятся: листья, цветы, сухие травы, плоды, шишки, разнообразные колючки,  горшечные растения и т.д.
Ставится задача трансформации этого изображения последовательно от реального до знакового:
а) изображение объекта с помощью средств академического рисунка (акварель, пуантель, рисунок пером);
б)  силуэтное изображение (негатив, позитив);
в) обобщенное линейное изображение (использование линий одинаковой или разной толщины, рисунок линией «без отрыва руки»);
г)  декоративная трактовка формы;
д)  геометризация формы (силуэтной, с элементами декора, контурной);
е) растровое изображения (с помощью прямых линий  разного направления; с использованием кривых и прямых линий;  линий с утолщением);
ж) предельное  обобщение формы до знаковой;
з) метафорическое изображение (перенесение свойств природных объектов на объекты дизайна).
Формат изображений 12-15 см по большой стороне. Материал и техника в соответствии с задачей. Оформление задания на  картоне формата А2.

2 семестр. «АССОЦИАТИВНАЯ ГРАФИКА». «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ»
Задания второго семестра состоят из двух частей «Ассоциативной графики» и «Основ композиции».
При разработке объектов графического дизайна одной из основных является их ассоциативно-образная составляющая. Таким образом, обращение в курсе пропедевтики к теме  ассоциативной графики, представляется  весьма целесообразным.
Работа над заданиями данного раздела предполагает овладение средствами визуального выражения свойств качественно различных явлений действительности, совершенствование навыков стилизации, умения работы с различными графическими материалами. В качестве объекта творчества здесь выступают в достаточной степени разные  по эмоционально-образной характеристике состояния природы  и  человека.
Теоретические сведения включают особенности зрительного восприятия черно-белых и цветных графических объектов, характеристику основных выразительных средств различных графических материалов.
Выполнение каждого из заданий предполагает:
– первоначальный свободный эксперимент по созданию фактур и ассоциативных  форм;
– целенаправленное и логически обоснованное выражение заданной ситуации.

Краткое содержание раздела
      Введение. Образно-ассоциативная основа творческой деятельности. Ассоциативность как важный признак объекта графического дизайна. Выразительные средства черно-белой графики, цвета, фактуры, простых геометрических форм. Этапы работы над практическими заданиями:
1 – анализ смыслового содержания, определение наиболее существенных элементов, качеств, свойств и признаков предложенных явлений;
2 – выражение этих качеств различными способами. Формула: «Осознать – прочувствовать – выразить».

Упражнение 1. Ассоциативные средства графики
Необходимо проиллюстрировать предложенные явления на формальном уровне, создавая графические фактуры и используя  ассоциативные возможности пятна, точки, линии. Для создания фактуры использовать: штампы (из картофеля, ткани, картона, бумаги); нанесение краски губкой, кистью.
Передавая образную характеристику явлений, предлагается использовать способы нанесения краски с помощью кистей, палочек, мастихина и различных штампов. Необходимо также рассмотреть ассоциативные возможности  различных техник: сухая кисть, набрызг, монотипия, процарапывание и т.д. Обязательно осознанное использование ассоциативных свойств цвета.
Материал: акварель, гуашь. Формат 10Х10 см, 12Х12 см.
Упражнение 2. Выражение образа через стилизацию объектов.  В рамках этого задания, во-первых,  выполняется отбор объектов изначально связанных с иллюстрируемыми явлениями. Например: явление – ДОЖДЬ, объекты – КАПЛЯ, ЗОНТИК и т.д. Возможно использование разных способов стилизации, в том числе и предельно лаконичного изображения.
Следующий этап выполнения задания – стилизация произвольных объектов, не связанных с рассматриваемой ситуацией. В этом случае стилизация выполняется с учетом главных значимых свойств явлений. 
Черно-белая графика. Формат 10Х10 см
Упражнение 3. Образно-ассоциативная интерпретация буквы.    В работе используется начальная буква слова, обозначающего заданную ситуацию. Буква рассматривается в качестве определенной графической структуры, каждый элемент которой может выражать ассоциативную характеристику явлений.  При выполнении задания необходимо обратить внимание на возможность использования средств фактурной графики, а также на  возможность замены элементов буквы изобразительными мотивами.
Материал: тушь, перо, кисть. Формат 10  Х 10 см.
Упражнение 4. Ассоциативное преобразование  формы. В рамках            упражнения предлагается разработать изображение-знак на основе простых геометрических фигур, используя принципы трансформации. В качестве обязательных, рассматриваются круг, квадрат и равносторонний треугольник. Трансформацию каждой фигуры следует выполнить в соответствии с представлениями об основных свойствах каждого явления и особенностях визуального восприятия самой формы. Для усиления образной составляющей предлагается ввести цвет и графическую фактуру. 
Аппликация. Формат 10Х10 см.
Тема знака-образа получает продолжение в работе по использованию принципа взаимопроникновения плоскостей. Используя в качестве основы квадрат 7Х7 см необходимо разработать возможное количество изображений, выстроенных на взаимодействии черной и белой плоскости. Доля каждой плоскости определяется произвольно. Могут быть рассмотрены как формальные, так и изобразительные мотивы.
Черная тушь, гуашь. Формат 7Х7 см.
«Основы композиции» одна из ведущих дисциплин в дизайн-образовании. Методика курса композиции строится на основе системы упражнений, направленных на решение задач композиционного формообразования на плоскости, выявления свойств и приемов композиции.
      В теоретическом курсе рассматриваются теоретические и практические проблемы закономерностей композиционного изображения и создания художественного образа, раскрывается  многообразие средств композиции.      Практические упражнения закрепляют знания теоретических понятий о композиции.  В конце семестра студенты сдают зачет. Зачет проводится в письменной форме.
        Практические упражнения предполагают изучение основных закономерностей композиции.

Краткое содержание раздела «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ»
      Основной закон композиции. Художественно-выразительные средства композиции. Статика и динамика. Понятие симметрии, асимметрии, контраст, нюанс, тождество. Пропорции и отношения. Золотое сечение. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему. Ритмический и метрический строй. Организация доминанты.
Условия и общие требования, предъявляемые к выполнению практических заданий по композиции. Этапы работы над композицией. Материалы и инструменты.

Задание 1. РАВНОВЕСИЕ В КОМПОЗИЦИИ. СТАТИКА. ДИНАМИКА
При выполнении упражнений на данную тему необходимо уделить особое внимание построению динамических композиций, которым  свойственна асимметричная композиционная схема, а осей композиции может быть несколько (главная и второстепенные оси композиции).
Упражнение 1. Равновесие в композиции. Задача: создать уравновешенную композицию, используя только  точку и линию.
Выполняя задание, необходимо найти соотношение между точкой, линией и плоскостью листа и соотношение величины точки с величиной линии на плоскости. Композиция должна быть уравновешенной, а элементы находиться на местах, не вызывающих сомнения, с учетом сложности формы и их устойчивости.  Располагать элементы следует таким образом, чтобы тональные контрасты равномерно распределялись по всей композиции, создавая определенную ритмическую последовательность. Необходимо заботиться об организации доминанты.
Выполняются два варианта композиции.
Первый вариант: статичная композиция, формат: квадрат 6х6 см или 8х8 см.
Второй вариант: динамичная композиция, формат свободный.
Выполняются варианты в карандаше, затем наиболее удачный вариант в ахроматической гамме.
Материал: тушь, гуашь.
Упражнение 2. Равновесие в композиции. Задача: используя в качестве мотивов геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, сегмент и т.д.),  получить уравновешенную композицию.
Выполняются два варианта. В первом варианте необходимо выдержать принцип статического равновесия. Создать правильно построенную композицию из простых геометрических форм или приближенных к ним, найти их точное место в композиции с учетом их форм и устойчивости, уравновесить светлые и темные пятна. Второй вариант предполагает создание динамической уравновешенной композиции путем компоновки элементов с учетом их формы и с сохранением равновесия. 
В композиции необходимо создать иллюзию движения, использовать активный контраст в размерах между элементами, остроугольные формы и различные повороты.
Решение окончательного варианта – в ахроматической гамме, с предварительной разработкой эскизов в карандаше.
Материал: тушь, гуашь черная.
Размер композиций: 6х8 см или 8х10 см.
Задание 2. СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ
Упражнение 1. Несколькими элементами организовать                                  симметричную, устойчивую композицию (использовать различные виды симметрии).
Элементы композиции – геометрические формы.
Из этих же элементов выполнить асимметричную композицию и композицию с элементами асимметрии (дисимметрию).
Техника выполнения: аппликация, использовать 2-3 цвета.
Размер композиций: 10х10 см, 12х12см.
Упражнение 2. Организовать асимметричную композицию.
Выбрать другой вид симметрии, выполнить композицию, на ее основе  провести некоторые преобразования, т.е. нарушить композиционные связи между элементами. Вследствие этого нарушится симметрия, устойчивость в композиции, появится элемент динамики. Выполнить асимметрию в статике и динамике.
Техника выполнения, как предыдущем упражнении. Размер композиций – 10х10 см, 12х12 см.

Задание 3 .  РИТМ, МЕТР
Данная тема предусматривает освоение  на практике  основных приемов  создания выразительной организации формы или группы форм в метро-ритмическом порядке (метр) и  ритмическую организацию элементов в монокомпозиции.
Упражнение 1. Организовать плоскость листа с задачей получить простой и сложный метрический ряд.
Упражнение позволяет усвоить принципы построения простого и сложного метра, роль и значение повторности, интервала. При составлении композиции используются простые геометрические, или близкие к ним по форме декоративные элементы.
Упражнение выполняется в технике аппликации.
Решение – графическое и в цвете.
Размер композиций: ленточная или фризовая – 6х20 см,                                      сетчатый орнамент  12х12 см.
Материал: тушь, гуашь.
Упражнение 2.  Организовать плоскость листа системой графических                          элементов с задачей получить  ритмически выстроенную композицию.
Элементы композиций могут быть  геометрические, или стилизованные декоративные.
Размер композиций –  от 8 см до 15 см по большой стороне.
Материал: гуашь, цветная бумага.
Выполняется два варианта композиций.

Задание 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМИНАНТЫ
Упражнение 1. Организовать плоскость листа с задачей получить                            образ  доминанты, реализованной через: а)  размер; б)  форму; в) цвет; г) концентрацию элементов на одном из участков плоскости; д) одновременное использование вышеперечисленных средств.
Элементы всех композиционных вариантов должны быть лаконичны, выразительны, и носить геометрический или декоративный характер.
Композиции выполняются в цвете с использованием цветовых гармоний.
Размер композиций до 12 см по большой стороне.
Материал – тушь, гуашь, цветная бумага.
Упражнение 2. Усиление и ослабление активности доминанты.
На основе выполненных ранее упражнений на организацию доминанты необходимо усилить  или ослабить ее активность. Для решения этой задачи могут быть использованы несколько вариантов:
- введение тоновых, или цветовых изменений;
-  введение графических трансформаций;
- перегруппировка элементов на плоскости;
- увеличение, или уменьшение доминанты по размеру и т.д.
Упражнение 3. Организовать плоскость листа с задачей получить два                        композиционных центра.
В данном упражнении предлагается создать в композиции два центра, используя разные параметры: размер, цвет, концентрацию элементов на двух участках и т.д. Одним из условий является то, что один из образов доминанты должен быть главным (ведущим), а второй ему подчиняться. Композиция должна быть уравновешенной и цельной
Объем работы тот же, что и в предыдущем упражнении.
Упражнение 4. Организовать плоскость листа с задачей получить                          композиционную паузу.
Элементы могут быть стилизованными, декоративными, или условно геометрическими. Количество элементов – любое.
Решение –  в цвете.
Материал – гуашь.
Размер композиций:  8х8 см, 10х10 см.

Задание 5. ТИПЫ КОМПОЗИЦИЙ
Задание предусматривает создание композиций открытого и замкнутого типа.
Упражнение 1. Составить композицию в трех вариантах интерпретации: реалистическое изображение, стилизованное и состоящее из геометрических (абстрактных форм).
Первый вариант компоновки – замкнутая композиция.
Второй вариант компоновки – открытая композиция.
Техника исполнения: гуашь, акварель.
Размер композиций: 10 – 12 см по большой стороне.
Готовые работы оформить на формате А3.

3 семестр. ЭЛЕМЕНТЫ БУМАГОПЛАСТИКИ
Бумажная пластика – одно из направлений в изучении выразительных свойств материалов и конструкций. Целью этого курса является изучение свойств и качеств бумаги: рассматриваются различные способы ее применения, обработки, трансформации с учетом поставленных композиционных задач. Студенты изучают по образцам типы сгибов из плотной бумаги, затем выбирают тип сгиба, исследуя) свойства тектоники листа (конструктивные свойства): гибкость, жесткость, прочность, позволяющие придавать листу бумаги новые конструктивные свойства. Курс начинается с работы на плоскости, организации ее поверхности и рельефа. Далее выстраивается последовательный ряд преобразований от ручных, тактильных, до сложных технологических приемов с использованием инструментов (ножницы, ножи, чертежные инструменты).
Работа с бумагой помогает развивать пространственное мышление. Конструирование из бумаги предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления.

Практические задания
Введение. История, виды и свойства бумаги.  Художественные возможности бумаги и ее применение в декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Оборудование рабочего места, подготовка к работе инструментов, освещение рабочего места, техника безопасности.
Выбор бумаги. Текстурные особенности бумаги, определение направления волокон. Технологические приемы работы. Сгиб, скручивание, прорезы, гофрирование, сминание, тиснение. Клей для работы с бумагой. Инструменты.
Выяснение прочности и конструкционных возможностей бумаги.
Основные конструктивные свойства бумаги – увеличение жесткости конструкции при применении разнообразных сгибов листа и способность поверхности сминаться в различные фигуры, не подвергаясь структурной деформации. Создание конструкции, представляющей систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. Сгибы  прямолинейные и криволинейные.
Первые упражнения ограничены именно этими свойствами: необходимо сохранить поверхность листа, логично применять сгибы для придания жесткости конструкции и для создания самой формы. В поиске формы необходимо придать ей необходимую жесткость, а затем с помощью найденных форм решаются композиционные задачи: нахождение пропорциональных соотношений элементов, их ритма.
Упражнение 1. Преобразование поверхности листа бумаги с помощью криволинейных и прямолинейных надрезов.  Задача – освоение азбуки формообразования из бумаги.
Из квадратов ватмана размером 10х10 см выполнить элементы:  «гармошка», «стиральная доска», волнообразная поверхность, конструирование конических объемов (колесо, воронка).
Упражнение 2.  Выполнить  4 складчатые структуры. Элементы сгибов могут быть образованы складкой в вертикальных, наклонных или других произвольных направлениях или быть системой складок, например, звездчатая форма.
Упражнение 3.  Выполнить бумажные структуры с прорезами и вырезами.
Упражнение 4. Фактуризация бумаги. 1. Выполнить из бумаги имитации различных природных фактур: кирпичная кладка, дерево, камень, черепица и др. и фактуры свободного выбора. 2. Составить композиции с использованием буквицы, буквы шрифта и знака на основе буквы.
Упражнение 5. Скульптурная пластика. При выполнении задания необходимо соблюсти следующие условия: при построении композиции нельзя вырезать и удалять участки бумаги; нельзя пользоваться клеем, скрепками для соединения деталей. Выполнить 2 композиции из геометрических элементов, 2 композиции из стилизованных элементов.
Упражнение 6. Проектирование конструкции упаковки. Виды конструкций бумажной упаковки. Бумага, используемая для современной упаковки.
Состав задания:
1. Выполнение упаковки по образцу.
2. Выполнение упаковки по чертежу (2 варианта конструкции)
3. Самостоятельная разработка конструкции упаковки с использованием  различных приемов обработки бумаги.
Самостоятельная работа (14 часов). Повторение изученного на занятиях в аудитории материала. Разработка форэскизов композиций. Завершение аудиторной работы.


Содержание дисциплины «Пропедевтика» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).
Таблица 2. Тематическое планирование
№ п/п
Тематические разделы и темы дисциплины



Виды учебной работы, в часах
Л/З СР
час час

1 курс. 1 семестр. Стилизация
1 Введение. Упражнение 1. Графические приемы* 4 -
2 Упражнение 2. Выразительные свойства линий* 4 -
3 Упражнение 3. Графические упражнения,  имитирующие текстуру природных объектов 6 -
4 Упражнение 4. Стилизация насекомых 6 -
5 Упражнение 5. Стилизация животных, птиц, рыб 6 -
6 Упражнение 6. Графические преобразования природных форм 8 -
              Итого: 34 -
В т.ч. в интерактивной форме 8 -
2 семестр. Ассоциативная графика. Основы композиции
8 Упражнение 1. Ассоциативные средства  графики* 6
9 Упражнение 2. Выражение образа через стилизацию объектов 6 2
10 Упражнение 3. Образно-ассоциативная интерпретация буквы* 6 2
11 Упражнение 4.  Ассоциативное преобразование  формы 6 2
12 Введение. Основные законы композиции 3
13 Задание 1. Равновесие. Статика,  динамика 6 2
14 Задание 2. Симметрия, асимметрия. 6 2
15 Задание 3. Ритм. Метр 6
16 Задание 4. Организация доминанты 6 2
17 Задание 5 . Типы композиций 9 2
              Итого: 60 14
В т.ч. в интерактивной форме 12
3 семестр. Основы бумагопластики
18 Введение. Художественные возможности бумаги и ее применение в декоративном искусстве и дизайне 3 2
19 Упражнение 1. Преобразование поверхности листа бумаги с помощью криволинейных и прямолинейных надрезов*  6 2
20 Упражнение 2. Складчатые структуры* 6 2
21 Упражнение 3. Бумажные структуры с разрезами и вырезами 6 2
22 Упражнение 4. Скульптурная пластика 6 2
23 Упражнение 5. Фактуризация бумаги 12 2
24 Упражнение 6. Упаковка 12 2
Всего: 51 14
В т.ч. в интерактивной форме 12



Таблица 3.  Технологическая карта  самостоятельной работы студента

№ Темы дисциплины Задания для самостоятельной работы Форма отчета Трудоемкость задания, часы
1. Введение. Упражнение 1. Графические приемы* - - -
2 Упражнение 2. Выразительные свойства линий* Поиск вариантов композиционного решения Оформление на формате -
3 Упражнение 3. Графические упражнения,  имитирующие текстуру природных объектов Наброски и зарисовки Оформление на формате -
4 Упражнение 4. Стилизация насекомых Наброски и зарисовки Оформление на формате -
5. Упражнение 5. Стилизация животных, птиц, рыб Наброски и зарисовки Оформление на формате -
6. Упражнение 6. Графические преобразования природных форм Наброски и зарисовки Оформление на формате -

7. Упражнение 1. Ассоциативные средства  графики* -
8 Упражнение 2. Выражение образа через стилизацию объектов Разработка форэскизов композиций Оформление на формате 2
9 Упражнение 3. Образно-ассоциативная интерпретация буквы* Разработка форэскизов композиций Оформление на формате 2
10 Упражнение 4.  Ассоциативное преобразование  формы Разработка форэскизов композиций Оформление на формате 2
11 Введение. Основные законы композиции Повторение теоретического материала -
12 Задание 1. Равновесие. Статика,  динамика Повторение изученного на занятиях в аудитории материала.
Разработка форэскизов композиций Оформление на формате 2
13 Задание 2. Симметрия, асимметрия. Разработка форэскизов композиций Оформление на формате 2
14 Задание 3. Ритм. Метр Разработка форэскизов композиций Оформление на формате 2
15 Задание 4. Организация доминанты Повторение изученного на занятиях в аудитории материала.
Разработка форэскизов композиций Оформление на формате 2
16 Задание 5 . Типы композиций Разработка форэскизов композиций Оформление на формате 2
Итого: 14
3 семестр. Основы бумагопластики
17 Введение. Художественные возможности бумаги и ее применение в декоративном искусстве и дизайне Завершение аудиторной работы Оформление на формате 2
18 Упражнение 1. Преобразование поверхности листа бумаги с помощью криволинейных и прямолинейных надрезов*  Завершение аудиторной работы Оформление на формате 2
19 Упражнение 2. Складчатые структуры* Завершение аудиторной работы Оформление на формате 2
20 Упражнение 3. Бумажные структуры с разрезами и вырезами Завершение аудиторной работы Оформление на формате 2
21 Упражнение 4. Скульптурная пластика Завершение аудиторной работы Оформление на формате 2
22 Упражнение 5. Фактуризация бумаги Завершение аудиторной работы Оформление на формате 2
23 Упражнение 6. Упаковка Завершение аудиторной работы Представить готовые конструкции 2
Итого: 14


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература
1. Даглдиян, К. Т.  Декоративная композиция : учебное пособие по специальности "Изобразительное искусство" : рек. УМО вузов РФ / К. Т. Даглдиян.  - Ростов-н/Д : Феникс, 2011. - 312 с.
2. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве : методические рекомендации для худож.-граф. фак.  / авт.-сост. Т. Н. Тропина.  - Новосибирск : НГПУ, 2004. - 44 с. - Доступна эл. версия.
3. Тропина, Т. Н. Основы декоративной композиции : учебно-методическое пособие / Т. Н. Тропина, В. И. Беляев ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2005. - 72 с.  - Доступна эл. версия.
4. Устин, В. Б.  Композиция в дизайне : Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве : учебное пособие / В. Б. Устин.  – М. : АСТ : Астрель, 2007. - 239 с.

Дополнительная литература
1. Бесчастнов, Н. П. Изображение растительных мотивов : учебное пособие для вузов : доп. М-вом образования и науки РФ / Н. П. Бесчастнов.  – М. : Владос, 2008. - 175 с.
2. Голубева, О. Л. Основы композиции /  О. Л. Голубева. – М. : Сварог и К, 2008. – 144 с.
3. Жердев, Е. В. Художественная семантика дизайна. Метафорика / Е. В. Жердев. – М., 1996.
4. Иттен, И. Искусство формы / Пер. с немецкого и предисловие Л.Монаховой. – М.: Изд. Д. Аронов, 2006. – 136 с.
5. Как : журнал о графическом дизайне / graphic design magazine. № 2 (50) / ДизайнДепо. – М. : [б. и.], 2009.
6. Просто дизайн : журнал по графическому дизайну. № 3 - 4(30) / Союз дизайнеров Санкт-Петербурга. – СПб. : [б. и.], 2008.
7. Чернышев, О. В. Композиция. Творческий практикум / О. В. Чернышев. –  Минск: Харвест, 2012. – 447 с.
8. Эксперимент в дизайне : Источники дизайнерских идей : [учебное пособие для вузов по специальности "Дизайн" / В. Е. Барышева и др.] ; сост. А. Н. Лаврентьев ; [послесл. Э. Григорьева].  – М. : Университетская книга, 2010. - 244 с.

Электронные образовательные ресурсы
1. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. М. Логвиненко  М.: ВЛАДОС, 2010. - 144 с. – Режим доступа:  http://www.biblioclub.ru/book/55834/




ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ

1. Теория композиции. Библиотека дизайна  http://library.sredaboom.ru/
2. Design как стиль жизни http://www.rosdesign.com
3. Развлекательный Дизайн Портал. Теория дизайна. Композиция в дизайне    http://www.xxp-design.ru/
4. Композиция. Средства, свойства, качества. http://www.rosdesign.com/design_materials/kompozit.htm
5. Дизайн-эксперт. Основы композиции. 100 статей о дизайне. http://expert.rosdesign.com/index.htm

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Виды композиции.
2. Композиционная пауза (схема).
3. Монокомпозиция.
4. Членение плоскости на части (схема).
5. Типы композиций.
6. Статическое равновесие (схема).
7. Контраст, нюанс.
8. Динамическое равновесие.
9. Открытая композиция.
10.    Метр (схема).
11.    Замкнутая композиция.
12.    Ритмическая организация элементов в композиции (схема).
13.    Особенности организации монокомпозиции.
14.    Варианты организации доминанты (схемы).
15.    Симметрия, асимметрия (схема).
16.    Метр простой и сложный (схема).
17.    Два композиционных центра (схема).
18.    Фронтальная композиция.





ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе изучения дисциплины используются традиционные и интерактивные образовательные технологии: лабораторные (практические) занятия, исследование особенностей восприятий формы, разбор конкретных ситуаций.
Методика курса строится с обязательным изучением теоретического материала и закреплением знаний в непосредственной практической работе. Практические задания построены с нарастанием уровня сложности по содержанию и по форме. Каждый раздел включает вводные упражнения, нацеленные на выработку графических и практических навыков. Студенты осваивают приемы работы с различными графическими материалами (работа пером, кистью, тушью и т.д.). В процессе выполнения практических заданий студенты овладевают дизайнерскими приемами и методами работы. 
  Выдача задания предваряется вводными лекциями, в которых излагаются методические, композиционные, технологические требования. Теоретический материал включает в себя и необходимую информацию для самостоятельной работы студентов: перечень специальной, научной и справочной литературы.
Методическая последовательность выполнения заданий:
- вводная лекция и выдача задания;
- эскизирование;
- методический разбор выполняемой работы;
- чистовое выполнение задания.
Программа представляет общую схему организации учебных занятий и основные темы. Конкретные упражнения и постановка учебных задач  могут наполняться новым содержанием в зависимости от личности преподавателя, способного позитивно преобразовывать методику, от  характера конкретной студенческой группы и  с учетом изменяющихся с течением времени представлений о дизайне.
Индивидуальный практический опыт применения знаний у студентов наиболее полно формируется только в результате систематических упражнений. При выполнении упражнений студенты должны обязательно обращаться к теоретическому материалу.

Иллюстративный материал:
1. Плакаты:
а) схемы структур по бумагопластике;
б) структурный план плоскости по Р.Арнхейму;
в) правила группировок;
2. Таблицы по темам: «Стилизация растений», «Стилизация животных», «Стилизация насекомых».
3. Раздаточный материал со схемами и образцами структур по бумагопластике.
4. Портфолио студенческих работ по всем темам  на электронных и бумажных носителях (папки с образцами работ).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОПЕДЕВТИКА»
Материально-техническое обеспечение дисциплины заключается в оснащении аудитории для лабораторных занятий рабочими местами для работы тушью, красками.
Последнее изменение: Понедельник, 3 Декабрь 2018, 12:59