РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ДИСЦИПЛИНЫ

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Направление подготовки:

42.03.03 Издательское дело

Цели освоения дисциплины: формирование представления о языке как о постоянно изменяющемся объекте и в то же время объекте стабильном и устойчивом; помочь установить связи между саморазвитием языка и стимулирующими его изменениями в реальной жизни общества; способствовать выработке научного представления о нормах литературного языка в их историческом развитии; выработать квалифицированное отношение к тенденциям в современном русском языке, отраженным в практике печати, умение различать системные изменения и речевые ошибки, распространенные в современных СМИ.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Изменение статуса литературного языка в современных условиях

Тема 1. Особенности функционирования русского языка в конце XX – начале XXI века.

Взаимодействие внутренних законов языка и современных социальных факторов. Основные принципы социологического изучения языка. Отражение в языке общественного развития. Порождение языковых изменений историей общества. Взаимодействие внутренних закономерностей в развитии языка и внешних, социальных факторов. Необходимость изучения активных процессов в языке.

Изменения в условиях функционирования современного русского языка (период перестройки, распад СССР, крушение тоталитарной государственной системы). Изменение круга носителей языка, создание новой государственности, развитие науки, техники, расширение контактов с зарубежными странами.

Возросшее влияние СМИ на речевую компетенцию современника.

Языковая норма и вариантность. Языковая нормативность и ненормативность в текстах современных СМИ. Понятие языковой нормы. Динамический характер нормы. Нормы императивные и диспозитивные. Вариантность норм, причины вариантности. Критерии нормативности.

Влияние психолингвистических факторов на особенности языковой эпохи и речевое поведение нашего современника. Демократизация литературного языка. «Праздник вербальной свободы» (И. Волгин). Ложное истолкование тезиса о свободе слова. Вопрос о речевой компетенции современника. Изменение отношения к литературной норме. Рост вариантности в языке. Вхождение в литературный язык сниженных вариантов (разговорных, просторечных, жаргонных). Неприятие бюрократического языка прошлого. Новояз. Рефлексы новояза в современной русской речи.

Динамизм современной языковой ситуации. Ортология как раздел лингвистики. Современные нормативные словари.

Раздел 2. Активные процессы на фонетическом уровне языка

Тема 2. Изменения в области произношения и ударения

Социальные причины изменения произношения в конце XX в. – начале XXI в. Усиление «буквенного» (графического) произношения (було[чн]ая, праче[чн]ая, ску[чн]ый). Тенденции в произношении [о] или [э] под ударением (блёклый – блеклый; афёра – афера; опёка – опека).

Произношение иноязычных слов. Твердое/мягкое произношение в иноязычных словах с «е» (дефилировать, декольте, терминал, конгресс, стресс).

Фонетическая природа словесного ударения в русском языке. Подвижное и неподвижное ударение. Формообразовательное и словообразовательное ударение. Функции словесного ударения.

Процессы, связанные с освоением иноязычной лексики. Существительные на -ер, -ор (бартер, дилер, инвестор). Имена существительные на -инг (брифинг, лизинг, инжиниринг, маркетинг). Финалии на гласные (ноу-хау, шоу, лобби). Неподвижное (тривиальное) и подвижное (нетривиальное) ударение в односложных словах (хит – хита́ – хиты́; байт – ба́йта – ба́йты).

Тенденции изменения именного ударения. Грамматикализация ударения. Продуктивность акцентного типа лес – леса́ (вексели – векселя; паспорты – паспорта; контейнеры – контейнера; вызовы – вызова).

Тенденции изменения глагольного ударения. Глагольные формы прошедшего времени. Противопоставленность по ударению формы женского рода всем остальным (жил – жи́ло – жи́ли – жила́; брал – бра́ло – бра́ли – брала́). Ударение в приставочных глаголах (о́жил – о́жило – о́жили – ожила́). Ударение в причастных формах и формах деепричастий (про́житый – про́жит – прожи́вший – прожи́в). Активный процесс ненормативного перемещения ударения (на́чавший – на́чав; при́нявший – при́няв).

Колебание ударения в формах настоящего времени глаголов с инфинитивом на -ить (посели́т – посе́лит; мири́т – ми́рит; звони́т – зво́нит; включи́т – вклю́чит).

 

Раздел 3. Активные процессы в лексической системе

Тема 3. Процессы актуализации и архаизации лексики

Социально-политические процессы в обществе и лексические преобразования языка. Перемещение лексических массивов. Актуализация лексики (переход из пассивного словаря в активный): названия властных структур (мэр, префектура, департамент); лексика, связанная с образованием и обучением (лицей, гимназия, кадет); дореволюционные заимствования, ранее обозначавшие явления зарубежной жизни (брокер, биржа, трест); конфессиональная лексика (духовник, владыка, патриарх).

Архаизация лексики (переход из активного словаря в пассивный): лексика, отражающая советские реалии (соцсоревнование, райком, коллективизм); лексика эпохи перестройки (перестройка, гласность; путч).

Смена знака оценки с «плюса» на «минус» и наоборот в некоторых группах лексики. Слова с «расщепленной коннотацией» / «контрастивная полисемия».

Тема 4. Современные лексические заимствования

Условия и причины заимствования. Особенности функционирования иноязычной лексики в русской речи конца XX в. – начала XXI в.

Понятие кальки. Калькирование в русском языке конца XX в. – начала XXI в. Лингвистические и экстралингвистические основания идентификации современных калек. Семантические кальки. Калькированные обороты в современной разговорной речи.

Тема 5. Эвфемизация как одна из тенденций современной русской речи

Понятие эвфемизма. Типы и сферы эвфемизации.

Языковые способы и средства эвфемизации.

Маркирование эвфемизмов в тексте.

Тема 6. Изменения в семантике слов

Расширение лексических значений слов за счет экономических и политических контекстов (пересторйка, подвижки, прорыв, обвал и др.). Семантические изменения, вызванные модой, желанием уйти от словоупотребления советской эпохи (ср.: убийственный – убойный; простой – незатейливый и др.). Развитие семантической структуры некоторых давно известных в языке слов (клуб, дом). Метафоризация современной речи как способ мышления и восприятия мира (коридоры власти, корабль реформ, агония экономической системы). Деполитизация терминов.

Раздел 4. Основные стилистические процессы

Тема 7.  Интертекстуальность

Использование терминов в лингвистике: «интертекстуальность» (Ю. Кристева), «текст в тексте» (Ю.М. Лотман), «цитация» (Е.А. Земская), «межтекстовые связи» (А.И. Горшков).

Цитирование, реминисценции, аллюзии, пародии.

Тема 8. Языковая игра

Современная языковая ситуация: «от карнавализации жизни к карнавализации языка» (В.Г. Костомаров, Н.Д. Бурвикова, 2001). Интенсивность использования приемов языковой игры и их разнообразие в современных текстах как свидетельство усиления творческого начала в языке. Приемы языковой игры (фонетические, графические, морфологические, словообразовательные) и особенности их реализации в современных текстах.

Тема 9. Особенности функционирования жаргонной лексики

Стилистическая сниженность речи, жаргонизация как основные характеристики современной социокультурной ситуации. Жаргонная лексика как важный источник обновления экспрессивных средств языка. Нейтрализация жаргонизмов в процессе функционирования в СМИ и в разговорной речи.

Гибридизация речевых жанров. Размывание граней между эстетическим и неэстетическим, прекрасным и безобразным.

 

Раздел 5. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

Тема 10. Наиболее продуктивные словообразовательные типы в современном русском языке

Усиление личностного начала в языке. Имена собственные – базовые основы словопроизводства (ельцинисты, жириновцы).

Производство наименований лиц мужского пола (яблочник, кобровец, сериальщик, льготник).

Активизация наименований процессов (рост класса существительных на - изация: компьютеризация, монетизация); предметов (универбанты: персоналка, наличка).

Аббревиация как способ экспрессивного словообразования. Новые тенденции в образовании и функционировании аббревиатур.

Производство имен прилагательных. Активизация образования относительных прилагательных (бартерная сделка, щитовая реклама). Рост именной префиксации. Продуктивные приставки: после-, пост-, де-, контр-, анти-, супер- и др.

Тенденции в производстве глаголов. Производство книжных глаголов на -ировать, -изировать (спонсировать, компьютеризировать). Префиксация иноязычных глаголов (отксерить, пробойкотировать). Слова, образованные при помощи нулевых суффиксов (взыск, взлет, отлов, выгул и др., как проявление тенденции экономии речевых усилий.

Окказиональное словообразование. Определение и признаки окказионального слова.

Активизация индивидуального словообразования в конце ХХ века как свидетельство свободы от ограничений, разрушения советских стереотипов. Окказиональное словообразование как проявление языковой игры. Виды использования неузуальных слов в тексте. Каскады неузуальных слов в тексте. Цель включения в текст отдельных окказионализмов.

 

Раздел 6. Активные процессы в морфологии

Тема 11. Изменения в грамматической категории числа и падежа существительных. Рост аналитизма в морфологии

Аналитизм в морфологии как одна из основных тенденций в развитии языка конца XX в. – начала XXI в.

Изменения в функционировании имен. Использование имен существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола (врач пришла; экскурсовод рассказывала).

Употребление имен существительных на -ин(о), -ов(о): побывайте в Бородино; в подмосковном Протасово.

Изменения в грамматической категории числа. Грамматическая категория числа имен существительных. Формирование категории множественного числа у абстрактных и вещественных имен существительных (инициатива – инициативы; договоренность – договоренности; колбасы, сахара, хлебопродукты). Усиление вариантности форм числа в некоторых группах имен существительных (антресоли – антресоль; кружева – кружево). Использование форм единственного числа имен существительных для обозначения собирательности или обобщенной множественности (прошла встреча со зрителем; книга рассчитана на широкого читателя).

Изменения в грамматической категории падежа. Грамматическая категория падежа множественного числа имен существительных. Колебания форм именительного падежа (инженеры – инженера; редакторы – редактора). Влияние профессиональной речи. Формы родительного падежа множественного числа имен существительных (грузин – грузинов; апельсин – апельсинов; грамм – граммов). Конкуренция окончания -ов и нулевого окончания. Действие закона речевой экономии.

Раздел 7. Основные тенденции в синтаксическом строе

Тема 12. Расчлененность и сегментированность синтаксических построений. Влияние разговорного синтаксиса на письменную речь

Расчлененность синтаксических структур как общая черта современного языка. Сегментация как характерная черта разговорного синтаксиса. Тенденции в развитии структуры простого предложения. «Именительный представления» (А.М. Пешковский) и обращение. Препозитивные и постпозитивные номинативы: структурные особенности, значения.

Вопросы как средство «диалогизации» газетного текста. Сегментность в вопросно-ответных построениях газетных заголовков (Крым. Что впереди?).

Парцеллированные конструкции. Присоединительные члены предложения.

Ослабление синтаксических связей. Активизация форм именительного падежа. Закрепление форм именительного падежа в зависимых синтаксических позициях (отношения учитель – ученик – отношения учителя с учеником).

Активизация неуправляемых форм (в интересах мира; авантюра с приватизацией). Рост предложных сочетаний как тенденция к более точной передаче смысла. Рост производных предлогов. Вытеснение беспредложных конструкций (откладывать отъезд – откладывать с отъездом). Перемещения и замены внутри предложных конструкций (заявки на ремонт – заявки по ремонту).

Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция.

Предикативная осложненность предложения.

Текущий контроль успеваемости осуществляется путем оценки результатов выполнения практических заданий; конспектирования литературы; выступления с докладом на практическом занятии; презентации на занятии материалов из текстов СМИ, иллюстрирующих активные процессы в современном русском языке.

Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) осуществляется в форме экзамена, на котором дается устный ответ на теоретические вопросы и выполняется практическое задание. При этом учитываются результаты текущего контроля по всем видам работ, предусмотренных планом лекционных и практических занятий.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04