Программа дисциплины

ДПП.Ф.10 Литературоведение (Теория литературы)

по специальности 032900 Русский язык и литература

(для студентов заочного отделения)

Выписка из госстандарта

Литературоведческие школы. Функции литературы. Специфика образности в искусстве слова. Художественность и ее критерии. Литературное произведение: категории содержания и формы, принципы анализа. Теория жанра. Родовидовая специфика художественной литературы: эпос, лирика, драма. Категории литературного процесса: художественный метод, литературное направление, литературное течение. Художественный стиль. Проблемы поэтики. 

Пояснительная записка

Курс «Теория литературы» является завершающим и обобщающим знания, представления, умения профессионально работать с художественными и научными текстами, полученные студентами в процессе освоения как историко-литературных, так и теоретико-литературных курсов.

Цели и задачи дисциплины

Целью данного теоретического курса является уточнение и закрепление представлений о многообразной специфике художественного произведения и художественного творчества через соотнесение различных основополагающих в ХХ веке литературоведческих теорий.

Задачами курса являются:

–   усвоение основных теоретико-литературных концепций конца XIX – ХХ веков;

–   умение анализировать художественное произведение в стратегии той или иной теоретической концепции – адекватно интенции автора художественного произведения;

–   освоение терминологического аппарата различных теоретических концепций.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен

–   знать основные теоретико-литературные концепции конца XIX – ХХ века;

   понимать их содержание, иметь представление об их границах и взаимной соотнесенности друг с другом;

  уметь адекватно применять теоретико-литературные знания в практике анализа художественного текста.

 

Содержание разделов дисциплины

Представления о литературе и литературном произведении в рефлективном традиционализме, сентиментализме, романтизме, классическом реализме

Состав классических «Поэтик». Правила построения текста в рефлективном традиционализме. Мимесис. Открытие эстетической природы искусства в сентиментализме. Литературное произведение как «господствующий строй чувств» (Ф. Шиллер). Критерии романтического искусства (оригинальность произведения, гениальность автора). Творческая природа искусства. «Критика эстетической способности суждения» Э. Канта. Открытие познавательной природы искусства в критическом реализме. «Эстетика» Г.-В.-Ф. Гегеля.

Теории конца XIX века

Социально-биографическая направленность культурно-исторической школы. Вульгарный социологизм в ХХ веке.

Теория образного слова  А. А. Потебни (внешняя форма, содержание значения, внутренняя форма). Отождествление строения образного слова с художественным произведением. Индивидуальность восприятия художественного текста.

Теория происхождения родов литературы А. Н. Веселовского (из обрядовой песни-пляски). Эпический и лирический схематизм. Синкретизм драмы. Теория мотива.

Формальная школа: идеи В. Б. Шкловского, Ю. Н. Тынянова

и Б. М. Эйхенбаума

Искусство как прием. Прием остранения (В. Б. Шкловский).

«Проблема стихотворного языка» Ю. Н. Тынянова. Материал, конструктивный принцип, динамизация материала. Стих и проза (семантическое и ритмическое членение). Единство и теснота стихового ряда. Теория литературного процесса.

Идеи Б. М. Эйхенбаума: типы лирической интонации (декламативная, напевная, говорная); сказовое повествование.

Теории М. М. Бахтина

Критика формальной школы. Строение художественного произведения (материальное произведение, композиционные формы, эстетический объект, архитектонические формы).

 Эстетическое завершение художественного произведения. Соотношение кругозоров автора и героя в художественном произведении. Моменты эстетического завершения героя в авторском кругозоре: хронотоп (временное и пространственное целое художественного мира произведения), предметная и речевая детализация.

Теория эстетического дискурса

Теория высказывания М.М. Бахтина. Взаимоотношения эстетического субъекта – эстетического объекта – эстетического адресата в теории В.И. Тюпы. Креативная, референтная, рецептивная функции. Авторский и читательский образы художественного мира, авторский образ читателя и читательский образ автора. Эстетический объект (субъекты художественного высказывания в эпике, лирике и драме; эйдос, нададресат).

Тартусско-московская семиотическая школа

Первичные и вторичные знаковые системы. Знаки: символы, индексы, иконы. Синтактика, семантика, прагматика текста. Развитие Ю.М. Лотманом идей Ю.Н. Тынянова. Поэзия и проза как две речевые системы. Термин «текст» в теории Ю. М. Лотмана. Парадигматика (повторяемость однородных элементов) и синтагматика (соединяемость однородных и разнородных элементов) текста.

 

Литература

Основная (учебная)

 

1. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999; М., 2004.

2. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы. В 2 т. М.: Академия, 2004.

Основная (теоретические работы) 

  1. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990 (статьи «Мысль и язык», «Слово и его свойства. Речь и понимание», «Три составные части поэтического произведения»). URL: http://smalt.karelia.ru/~filolog/lit/potebnia.pdf.
  2.  Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989 (статьи «О методе и задачах истории литературы как науки», «Три главы из исторической поэтики», «Приложение»). URL: http://az.lib.ru/w/weselowskij_a_n/.
  3. Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В. Б. Гамбургский счет М., 1990. С. 58-72. URL: http://www.opojaz.ru/manifests/kakpriem.html; Шкловский В.Б. Воскрешение слова // Шкловский В. Б. Гамбургский счет М., 1990. С. 36-58; . Или по изданию Шкловский В. Б. О  теории прозы. М., 1983. http://www.philolog.ru/filolog/shklov.htm.
  4. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха (глава «Методологические вопросы») // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969. С. 327-348. URL: http://feb-web.ru/feb/classics/critics/eixenbaum/mel/mel-001-.htm.
  5. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.С.306-326. URL: http://www.opojaz.ru/manifests/kaksdelana.html.
  6. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993. URL: http://www.ruthenia.ru/volsky/etc/tynjanov.doc; Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977 (статьи «Литературный факт», «О литературной эволюции»).  URL: http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/tynyanov-pilk.htm.
  7. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала  и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 6-71. Или по изданию Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 26-89. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/bahtin/probl_sod.php.
  8. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М., 1979. С. 7-180. Или по изданию Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 9-226. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Baht_AvtGer/index.php.
  9. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407. Или по изданию Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С.121-290. Или по изданию Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000. С. 11-193. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/baht_form/index.php..
  10. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. Или по изданию  Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14-285. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_Index.php
  11. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972. Или Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 17-263. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotm/index.php.

Дополнительная литература

  1. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000. URL: http://philologos.narod.ru/ling/uspen-poetcomp.htm.
  2. Шмид В. Нарратология. М., 2003. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/shmid/index.php.
  3. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике. Очерк историографии. Новосибирск, 1999. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/silantiev1.htm

Примерные вопросы к экзамену

  1. Представления о литературе и литературном произведении в рефлективном традиционализме, сентиментализме, романтизме, классическом реализме.
  2. Теория образного слова  А. А. Потебни.
  3. Укажите и кратко опишите суть идей А.Н. Веселовского.
  4. Укажите и кратко опишите суть идей В. Б. Шкловского.
  5. Укажите и кратко опишите суть идей Б. М. Эйхенбаума.
  6. Материал, конструктивный принцип, динамизация материала в теории Ю. Н. Тынянова.
  7. Стих и проза в теоретической модели Ю.Н. Тынянова.
  8. Сюжет и фабула произведения.
  9. Предметная и речевая детализация в литературном произведении.
  10.  Время в литературном произведении.
  11. Пространство в литературном произведении.
  12. Способы художественного высказывания (их соотнесенность с родами литературы), субъекты художественного высказывания.
  13. Материал, композиционные и архитектонические формы, эстетический объект в теории М.М. Бахтина.
  14. Автор и герой в художественном произведении. Эстетическое завершение художественного произведения.
  15. Первичные и вторичные знаковые системы.
  16. Теория текста Ю.М. Лотмана.
  17. Стих и проза в теоретической модели Ю.М. Лотмана. Парадигматическая и синтагматическая оси текста.

Методические рекомендации

для студентов 6 курса отделения заочного обучения

по освоению дисциплины «Литературоведение (Теория литературы)»

 В лекционном курсе производится обзор и кратко излагается суть основных теоретико-литературных концепций отечественного литературоведения.

Для самостоятельного закрепления, уточнения и расширения представлений об изученном материале студентам предлагается список основной и дополнительной литературы, задания для самостоятельной работы (см. «Методические рекомендации») и вопросы к экзамену.

Задания для самостоятельной работы

Установите соотношение имен теоретиков литературы и разработанных ими концепций. Сформулируйте для себя краткие названия этих концепций и их суть, выделив основополагающие моменты.

  1. По Вашему мнению, различия концепций формалистов и М.М. Бахтина носят непримиримый характер или имеют в виду просто разные аспекты исследуемых явлений?
  2. В чем сходны и в чем различны концепции Ю.Н. Тынянова и Ю.М. Лотмана? На Ваш взгляд, Ю.М. Лотман является противником Ю.Н. Тынянова или продолжателем его идей?
  3. Как для Вас соотносятся идеи М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана? Чего в них больше – сходств или различий? Различия концепций М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана носят непримиримый характер или имеют в виду разные аспекты исследуемых явлений?

 Структура экзаменационного билета и требования к экзамену

 Билет к экзамену по теории литературы состоит из двух частей – теоретической и практической.

Теоретическая часть билета представляет собой вопрос из заранее предложенного студентам списка (см. «Вопросы к экзамену») или цитату (несколько цитат) из теоретико-литературных трудов одного или нескольких авторов. Задачей студента в таком случае оказывается опознание автора (авторов) и его (их) теории (теорий) с аргументированным доказательством своего мнения, т.е. изложением основных положений его (их) концепций. Таким образом, ответ на первый вопрос предполагает освещение какой-либо научной литературоведческой теории или ее аспекта или аспекта, общего для нескольких теоретических построений. Если студент за ответ на теоретический вопрос получает оценку «неудовлетворительно», то практическая часть уже не спрашивается, а оценка «неудовлетворительно» становится итоговой.

Практическая часть билета представляет собой небольшой по объему художественный текст, который может использоваться студентом и при ответе на теоретический вопрос, если возникает необходимость проиллюстрировать некоторые теоретические положения конкретными примерами.   Текст сопровождает ряд вопросов, предполагающих демонстрацию студентом своих умений адекватного анализа художественного текста в рамках сформулированной в вопросах или избираемой студентом стратегии анализа.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04