Примерный перечень вопросов для собеседования (экзамен)

1.      Как вы понимаете парадигму целостности (единства) географии?

2.      Согласны ли вы с мнением ученых, которые определяют географию как «интегрально-синтетическую» науку? Обоснуйте свою точку зрения.

3.      Объект, предмет и задачи исследования, ее мировоззренческое значение. Открытия и изобретения в науке. Структура физической географии. Дифференциация и интеграция в физической географии. Важнейшие тенденции в развитии и ее связь со стыковочными научными дисциплинами. Научные школы в географии.

  1. Географические открытия. Об истории развития географических идей. Географические познания первобытных народов. География в античное время. Средневековье. Эпоха великих географических открытий. География в России и Западной Европе в XVII-XIX вв. Основные направления развития географии в советский период (1917–1991 гг.). Основные направления развития географии в постсоветский период.
  2. Возникновение и становление современных отечественных и зарубежных географических школ. Русское географическое общество и его вклад в развитие мировой географии. Зарубежная география ХХ – начала ХХI вв. Создание в 1922 г. Международного географического союза. Международные географические конгрессы. Экологизация географии.
  3. Развитие методов в физической географии. Классификация методов по историческому принципу. Методы традиционные (сравнительно-географический, историко-географический, картографический); методы новые, используемые в физической географии с 30-50-х гг. XX века (геофизические, геохимические, аэрометоды); методы новейшие, применяемые с 60-80-х гг. (космические, математическое моделирование, геоинформационные). Главные особенности используемых методов, их возможности и ограничения, взаимодополняемость.
  4. Учение о биосфере. Учение Вернадского В.И. о биосфере. Границы, строение, развитие. Биологическое разнообразие живого вещества. Функции живого вещества и их влияние на геосферы Земли. Биохимические круговороты вещества.  Формы организации живого вещества. Жизненные сообщества организмов. Критерии живого вещества (биомасса, биопродуктивность, биоразнообразие).
  5. Учение о ноосфере. Человек и биосфера. Понятие о ноосфере. Вклад Э. Леруа,  П. Тейяра де Шардена, В.И. Вернадского в развитие этого учения.
  6. Учение о Мировом океане.  Рельеф дна Мирового океана. Физико-химические свойства океанской воды. Тепловой режим океанов и морей.  Динамика океанских вод.Океан как среда жизни. Природные ресурсы Мирового океана. Общая циркуляция вод океана.
  7. Учение о геосистемах. Природный территориальный комплекс (ПТК) – геосистема – объект изучения физической географии. Геосистемы и их основные свойства. Вертикальная и горизонтальная структура ПТК. Моносистемная и полисистемная модели природно-территориального комплекса. Вклад В.Б. Сочавы, А.Г. Исаченко, В.М. Котлякова, В.С. Жекулина, С.Б. Лаврова, Н.И. Михайлова, В.И. Прокаева, Д.Л. Арманда, В.С. Преображенского и других в развитие этого учения.
  8. Учение о географической оболочке.  Вклад Э Зюсса, П.И. Броунова, А.А. Григорьева, М.И. Будыко, И.П. Герасимова, С.В. Калесника, В.М. Котлякова, Д.Л.Арманда, И.М. Забелина, А.В. Шнитникова, Г.К. Тушинского, В.С. Преображенского, А.Н. Кренке и других в развитие этого учения. Структура географической оболочки и этапы ее развития. Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность, азональность, полярная ассиметрия.
  9. Учение о географической зональности. Зональность – мировой географический закон природы. Работа В.В. Докучаева «Учение о зонах природы». Ландшафтная зональность и ее виды (широтная, гидротермическая). Компонентная зональность территории России. Развитие учения о зональности в трудах А. Гумбольдта, В.В. Докучаева, Л.С. Берга и А.А. Григорьева, М.И. Будыко, С.В. Калесника, К.К. Маркова, И.П. Герасимова, В.Б. Сочавы, Г.Д. Рихтера, Н.А. Гвоздецкого, П.С. Макеева, Д.В. Богданова, Ф.Н. Милькова, А.М. Рябчикова, Е.Н. Лукашова, А.Г. Исаченко и других в развитие этого учения.
  10. Географические пояса и природные зоны: пространственный анализ. Анализ типологической схемы географических поясов и зон.
  11. Вертикальная зональность (высотная поясность): спектр, тип высотной поясности. Условия, определяющие формирование вертикальной зональности. Факторы,  влияющие на спектр высотной поясности. Сравнительный анализ структуры высотной зональности гор влажного и континентального секторов материков (по А.М. Рябчикову).
  12. Учение о географическом ландшафте. Понятие «ландшафт». Роль различных компонентов в формиро­вании ландшафтов. Морфологические части ландшафта и принци­пы их выявления. Генетические и функциональные сопряжения фаций - подурочища, урочища. Географические местности. Территориальная орга­низованность ландшафта и факторы ее определяющие.
  13. Учение о природно-антропогенных ландшафтах. Методологические основы. Природно-антропогенные ландшафты: их структуры, энергетики, функционирования. Целена­правленно созданные и непреднамеренно сформировавшиеся природно-антропогенные ландшафты. Современные природно-антропогенные ландшафты. Земельный фонд мира. Социально-экономические функции ландшафтов.
  14. Учение о природно-территориальном комплексе (ПТК). Понятие о «природном комплексе». Компоненты природного комплекса и их связи. Представления о неравнозначности компонентов. Вертикальная и горизонтальная структура ПТК. Иерархия ПТК. Территориальные и аквальные природные комплексы. Уро­вни их дифференциации: планетарный, региональный, топологи­ческий. ПТК – пространственно-временное образование. Региональное и типологическое понимание природных комплексов.
  15. История становления и развития учения о физико-географическом районировании. Предпосылки возникновения физико-географического районирования. Этап эмпирического районирования – работы  ведущих ученых. Этап синтетического районирования – работы ведущих ученых. Этап активного физико-географического районирования крупных регионов – схемы районирования  ведущих ученых. Физико-географическое районирование за рубежом – работы ведущих ученых.
  16. Принципы физико-географического районирования. Генетический принцип районирования. Его сущность и значимость. Принцип зональности. Принцип азональности. Его значение в дифференциации ПТК региональной размерности. Принцип секторности (долготности). Зонально-азональный принцип, его сущность. Принцип комплексности, его сущность, преимущества.
  17. Система таксономических единиц. Однорядные и двухрядные системы. Особенности физико-географического районирования горных стран.
  18. Теория тектоники литосферных плит. Вклад Альфреда Вегенера в развитие этой теории. Понятие «листоферных плит». Положение литосферных плит на тектонической карте. «Шовные зоны» и процессы в них происходящие. Сейсмически активные районы. Основные споры в пределах области научного знания о литосферных плитах «фиксистов» и «мобилистов».
  19. Космогонические гипотезы. Развитие гипотезы. Две основные группы гипотез:  Канта-Лапласа «горячего происхождения» и О.Ю. Шмидта, В.Г. Фессенкова «холодного происхождения»
  20. Гипотеза дрейфа материков. Вклад Альфреда Вегенера в развитие этой теории. Эволюция положения материков от Гондванны до современных очертаний.
  21. Гипотеза «парникового эффекта». Понятие «парникового эффекта». Парниковые газы атмосферы. Значение техногенной среды на парниковый эффект. Глобальные и региональные последствия парникового эффекта.
  22. Охарактеризовать методы географического исследования. Какие из них вы используете в теме исследования своей магистерской диссертации и какие результаты они позволили получить? Представить графические модели «Методологические основы экономической и социальной географии», «Структура географической культуры».
  23. Почему экономико-географическое положение является одной из важнейших категорий экономической и социальной географии? Кто из экономико-географов внес вклад в развитии учения об ЭГП и в чем оно заключается?
  24. Представить графическую модель «Географическое разделение труда» и раскрыть содержание учения о нем. Показать вклад Н.Н. Баранского, И.А. Витвера и других в развитии этого учения.
  25. Представить сравнительную характеристику научных подходов к определению понятия «территориальная организация общества».
  26. Основные положения учения Н.Н. Колосовского о территориально-производственном комплексе (ТПК) и их применимости в современных условиях. Энерго-производственные циклы как метод анализа территориальной организации хозяйства в ТПК.
  27. Учение об экономико-географическом районировании. Теория и практика экономического районирования в нашей стране.
  28. Теория мирового хозяйства. Заслуги отдельных ученых в ее развитии. Современные процессы в развитии мирового хозяйства: либерализация, индустриализация, постиндустриализация, международная экономическая интеграция, транснационализация, глобализация, цикличность развития. Представить систематизационную таблицу, отражающую географическую модель современного мирового хозяйства. Заслуги И.А. Витвера, М.С. Розина, Л.И. Василевского, М.Б. Вольфа, С.И. Ледовских, В.П. Максаковского, В.В. Вольского и других в изучении мирового хозяйства.
  29. Теории размещения хозяйства. Теории штандорта: «изолированное государство» И. Тюнена, «штандорт в промышленности» А. Вебера, теории центральных мест В. Кристаллера, А. Лёша. Обосновать свою точку зрения на их актуальность в современных условиях.
  30. Теории размещения промышленности второй половины XX века: модель децентрализации промышленности Я. Тинбергена, модель жизненного цикла продукта Вернона, модель многозаводской фирмы Хамфри, парадигма «летящих гусей» К. Акамацу и теория «догоняющего развития» К. Коджимы и Т. Озавы, теория технического разрыва М. Познера, модель размещения высокотехнологичной промышленности М. Кастельса, П. Холла.
  31. Теории пространственного развития: теория «полюсов роста» и «центров развития» Ф. Перу, «осей развития» П. Потье, теория «диффузии нововведений» Т. Хагерстранда, теория «центр-периферия» Дж. Фридмана и Э. Валлерстайна.
  32. Теория территориальной структуры хозяйства. Вклад в её развитие И.М. Маергойза, П.М. Алампиева и других.
  33. Теории размещения населения: теория расселения населения как теория формирования и эволюции поселений и сети поселений, теория геоурбанистики. Заслуги Н.Н. Баранского, В.В. Покшишевского, С.А. Ковалева, Б.С. Хорева, Г.М. Лаппо и других.
  34. Научные концепции в экономической и социальной географии. Концепции размещения населения и хозяйства: концепция единой системы расселения (Б.С. Хорева), концепция опорного каркаса территории (Н.Н. Баранский, Г.М. Лаппо), концепция поляризованного ландшафта (Б.Б. Родоман), концепция мировых городов (Дж. Фридман, Н.С. Мироненко, Н.С. Слука), концепция «качества жизни» населения и «качества населения».
  35. Концепции природопользования: концепция природно-ресурсного потенциала (А.А. Минц, Ю.Д. Дмитревский), концепция территориальных сочетаний природных ресурсов (А.А. Минц), концепция ресурсных и ресурсно-экспортных циклов (И.В. Комар, Я.Г. Машбиц). Представить графическую модель взаимосочетания понятий, составляющих основу концепций природопользования.
  36. Язык географии как один из компонентов географической культуры. Представить систематизационную таблицу с отражением значения отдельных элементов языка географии в географической науке.
Последнее изменение: Четверг, 21 Март 2019, 21:52