Ф СТО НГПУ 7.5-04/01-02

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета ИФМИП __

________________________

________________/ Е.Ю. Булыгина/

(подпись)

«__» 2010г.

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

современного русского языка

Протокол № от « » 2010 г.

________________ / Л.Н. Храмцова/

(подпись)

 

 

ПРОГРАММА  по  дисциплине

050300 Коммуникативный  и семантический аспекты синтаксиса

(код по УП)            (наименование дисциплины)

Направление: Филологическое образование

Профиль: Русский язык и литература

Степень: Бакалавр филологического образования

Составитель:

Т.И.Стексова, докт. филол. наук, проф.

Объём дисциплины и виды учебной работы (дневное отделение)

 

Вид учебной работы

Всего часов

6 сем

7 сем.

Общая трудоемкость работы

180

90

90

Аудиторные занятия

84

42

42

Лекции

32

16

16

Практические занятия (ПЗ)

32

16

16

Лабораторные работы (ЛР)

20

10

10

Самостоятельная работа

Контрольные работы

96

+

48

+

48

+

Курсовой проект (работа)

 

-

-

Вид итогового контроля

 

Компьютерное тестирование

экзамен


 

1. Цели и задачи дисциплины

"Синтаксис" - обычно   последний   раздел курса "Современный русский язык". Этот  раздел,  как  и предыдущие, характеризуется многоаспектным     подходом  при  интерпретации синтаксических  единиц. Объектом  изучения  синтаксиса являются предложения  различной структуры, а  также их  компоненты. Курс синтаксиса начинается со знакомства с основными аспектами изучения синтаксической системы русского языка, причем в центре внимания находится коммуникативный аспект, так как только синтаксис изучает предложение/высказывание, служащее средством общения, т.е. реализующее основную коммуникативную функцию языка, и семантический аспект, исследующий смысловую сторону высказывания, ее основные составляющие компоненты: диктум и модус (объективные и субъективные смыслы предложения).

Цель  дисциплины - выработать умение комплексного (семантического и коммуникативного) анализа  высказывания-предложения, а   также   его  компонентов  или   других   синтаксических   явлений  с опорой на окружающий    контекст.

Задачи курса: 1) познакомить студентов с различными современными аспектами исследований синтаксических единиц; 2) сформировать умение разноаспектного синтаксического анализа предложения; 3) познакомить  студентов  с  дискуссионными  вопросами  современной синтаксической  теории и различными их интерпретациями в альтернативных школьных учебниках; 4) совершенствовать  умение  самостоятельной работы с  научной  литературой,   критического   освоения   источников, рассматривающих  спорные вопросы теории  и  трудные   практические задачи.

 

Курс осуществляется в следующих формах: лекции, практические и лабораторные занятия, контрольные работы, коллоквиумы по прочитанной литературе, компьютерное тестирование и экзамен.

Познавательная и воспитательная ценность теоретического  и практического материала курса способствует развитию познавательных интересов и теоретических способностей студентов, самостоятельности мышления, профессиональных навыков.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины)

Студент должен 1) овладеть умениями и навыками интеллектуального труда  (самостоятельно критически  осваивать научную  литературу  по  проблемным и  трудным  вопросам  теории  и  практики, уметь   вести дискуссию по теории изучаемой дисциплины); 2)  уметь   производить  разноаспектный  анализ  синтаксических единиц  и  ее   фрагментов; 3) владеть  теорией   синтаксиса    в    русле    современных       научных парадигм;   4) быть знакомым со спорными вопросами синтаксиса, имеющими различную интерпретацию в альтернативных школьных учебниках, и уметь обосновать выбранную точку зрения; 5) видеть интегративные  связи курса   с  другими  дисциплинами и  органично  включать элементы коммуникативного и семантического анализа   в филологический  анализ текста.

Студент должен знать

  • различия между предложением и высказыванием;
  • основные функциональные типы русского высказывания;
  • теорию актуального членения;
  • типологию тематических прогрессий (Данеш);
  • типологию рематических доминант (Г.А.Золотова);
  • роль темы и ремы в организации текста;
  • основные виды смысловых отношений;
  • основные достижения семантического синтаксиса (виды актантов, основные типы предикатов,  способы выражения пропозиций, обязательные и необязательные модусные категории).

Студент должен уметь

  • выделять синтаксические единицы на основе совокупности их дифференциальных признаков,
  • различать коммуникативные и некоммуникативные синтаксические единицы;
  • выполнять полный (диктумный, модусный, коммуникативный) аргументированный анализ простого предложения;
  • выделять ССЦ, строить тематическую прогрессию, свойственную данному тексту,  определять его рематическую доминанту и на её основе тип текста;
  • определять цель высказывания.

 

3. Объём дисциплины и виды учебной работы (дневное отделение)

 

Вид учебной работы

Всего часов

6 сем

7сем

Общая трудоемкость работы

180

90

90

Аудиторные занятия

84

42

42

Лекции

32

16

16

Практические занятия (ПЗ)

32

16

16

Лабораторные работы (ЛР)

20

10

10

Самостоятельная работа

Контрольные работы

96

+

48

+

48

+

Курсовой проект (работа)

-

-

-

Вид итогового контроля

 

Компьютерное тестирование

экзамен

Содержание дисциплины

Тематический план

№ п/п

раздел

Всего часов

В том числе аудиторных

Самостоятельная работа

лекции

ПЗ

ЛР

КР

1.

Система синтаксических единиц.

Аспекты изучения синтаксиса

20

4

4

2

 

конспект статьи Ю.В.Фоменко «Является ли словосочетание единицей синтаксиса».

2.

Коммуникативный аспект. Понятие высказывания. Функциональная классификация. Тема-рематическое членение высказывания.

24

4

4

2

2

Конспект статьи О.А.Крыловой «Понятие многоярусности (многоступенчатости) актуального членения. Актуальное членение сложного предложения».

3..

Коммуникативная организация текста. Тематическая прогрессия. Рематическая доминанта.

46

8

8

6

 

Конспект статьи Г.А.Золотовой «Роль ремы в организации текста»

4.

Семантический аспект синтаксиса. Семантическая структура  предложения, типология ее обязательных компонентов.

12

2

2

2

 

Г.А.Золотова «Синтаксический словарь»

 

5.

Понятие диктума и модуса. Понятие пропозиций.

 

14

2

2

2

2

Экспресс-контр. (терминологи-ческий диктант)

6.

Типология событийных и логических пропозиций.

30

6

6

2

 

 

7.

Модус. Основные модусные категории.

22

4

4

2

 

Конспект статей А.Вежбицкой «Метатекст в тексте»; Г.А.Золотовой «Авторизация»Т.В.Шмелевой «Модус и средства его выражения в высказывании»

 

Репрезентология

12

2

2

2

 

.

 

Всего:

180

32

32

20

 

 

Содержание разделов дисциплины

Предмет синтаксиса. Синтаксический уровень языка. Место синтаксиса в  языковой  системе. Связь   синтаксиса  с  другими   разделами   курса "Современный русский язык".

Система синтаксических единиц

Проблема синтаксической формы слова как синтаксической единицы. Вопрос о словосочетании в русистике. Простое  предложение как основная единица  языка  и   как  основная   синтаксическая   единица. Простое предложение и предикативная единица. Проблема сложного предложения и  сложного синтаксического целого как    синтаксических   единиц. Дифференциальные признаки сложного предложения и ССЦ.

Аспекты изучения синтаксиса

Основные этапы изучения синтаксиса.

Коммуникативный  синтаксис. Коммуникативные функции высказываний  и проблемы функциональной классификации предложений. Особенности функционирования высказывания каждого типа в речи. Обращение (признаки; семантические, коммуникативные  и формальная функции).  Вводные  элементы, выполняющие фатическую функцию.

Теория  актуального членения высказывания: основные понятия, средства выражения актуального членения, факторы, влияющие на актуальное  членение. Актуальное членение и текст: виды тематических прогрессий,  рематическая доминанта и  тип текста.

Семантический аспект исследования синтаксических явлений. Грамматическое значение словосочетания; синтаксические отношения между компонентами синтаксических единиц (общий обзор). Основные достижения семантического синтаксиса. Семантическая структура предложения. Диктум: пропозиция  и способы ее выражения, компоненты пропозиции; виды пропозиции. Типовое значение предложения.  Модус: обязательные и необязательные категории. Взаимодействие диктума и модуса.

Лабораторный практикум

№ разделов дисциплины

Наименование лабораторных работ

1.

1. Синтаксические единицы. Сложное синтаксическое целое.

2.

3.

2. Функциональные типы высказываний.

3.Коммуникативный анализ текста. Актуальное членение.

4.

4. Семантическая структура предложения.

6.

5.  Диктумный анализ текста.

7.

8.

6. Модусный анализ текста.

7. Репрезентология.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

а) основная литература:

Актуальные проблемы русистики: синтаксис. Хрестоматия. В двух частях.  Новосибирск, 1996.

Лабораторные  и  контрольные  работы  по  синтаксису  современного русского языка./ Сост. Перфильева Н.П.,  Стексова Т.И.   Новосибирск, 2005.

Практические занятия по синтаксису современного русского языка / Сост. Перфильева Н.П.,  Стексова Т.И.   Новосибирск, 2005.

Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка: Учебник- М.: Изд-во МГУ, 2000.

Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса- М.: УРСС, 2001

Современный русский язык: Учебник для вузов/ В.А.Белошапкова.- М.: Азбуковник, 2003

 

 

б) дополнительная литература:

Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М.,1976.

Арутюнова Н. Д. Предложения и высказывания.// Общее языкознание: Внутренняя структура языка. М., 1972. С. 320 – 328.

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. 3-е изд. М., 1991.

Вежбицкая А. Язык.Культура. Познание. М., 1996.

Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской  грамматике. М., 1975

Гаврилова Г.Ф. Усложненое предложение в  русском языке. Ростов-на-Дону, 1979.

Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970.

Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты  русского синтаксиса. М., 1982.

Золотова  Г.А. Очерк функционального синтаксиса. М., 1973.

Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная   грамматика русского языка. М., 2004.

Золотова Г. А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М., 1988.

Ковтунова И.И.  Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

Крылова О.А., Максимов Л.Ю., Ширяев Е.Н.Современный русский язык. Теоретический курс. Синтаксис. Пунктуация. М., 1997.

Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.

Леонтьев А.П. Обращение как компонент  высказывания.// Вопросы грамматики русского языка. Иркутск, 1981. С. 81- 93.

Пешковсий А.М. Русский синтаксис в научном освещении. 7-е  изд. М., 1956.

Русская   грамматика. Т.2.Синтаксис. М., 1980.

Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980.

Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л., 1990.     Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива.  С-Петербург, 1992. С.167 – 176.

Теория функциональной грамматики. Локативность. Бытийность. Посессивность. Обусловленность. С- Петербург, 1996.

Шмелева Т. В. Деепричастие на службе у модуса.// Системный анализ значимых единиц русского языка. Синтаксические структуры. Красноярск, 1984.

Шмелева Т.В. Модус  и средства его выражения  в  высказывании.// Идеографические аспекты русской  грамматики. М., 1988. С. 168 - 202.. Шмелева Т.В. Социальный  аспект  смысла  предложения.// Русский  язык за  рубежом. 1981. № 2. С.62 - 66.

 

Средства обеспечения дисциплины:

Сборники упражнений, контрольных вопросов, текстов лабораторных работ, в том числе изданных на кафедре. Программный продукт «Банк программно-дидактических тестовых материалов» по дисциплине «Современный русский язык» для специальностей ВПО ОКСО 050301.65; 031001.65; 030601.65; 30901.65; 050708.65 (ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», 2007. – Сертификат соответствия № РОСС RU. СП 16. Н00055 от 13 июля 2007 г.).

 

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Специальные задания для самостоятельной работы

См. «Практические занятия по синтаксису современного русского языка». / Сост. Н.П.Перфильева, Т.И.Стексова. Новосибирск, 2005.

 

Экспресс-контроль по теме

«Семантический синтаксис. Семантическая структура предложения»

(терминологический диктант)

Пропозиция – это…

Семантическая структура – это…

Предикат – это …

Субъект – это …

Актанты – это …

Сирконстанты – это …

Основные типы актантов – это …

Обязательные компоненты семантической структуры – это …

Факультативные компоненты семантической структуры – это …

 

 

Коллоквиум 1

Коммуникативный аспект синтаксиса. Тема - рематическое членение.

Вопросы

Литература

1. Является ли в русском языке порядок слов свободным?

2. Всегда ли тема и данное совпадают? В чем парадокс темы?

3. Совпадает ли актуальное членение и синтаксическое членение?

4. Являются ли термины «нерасчлененное высказывание» и «высказывание с нулевой темой» синонимами?

5. Какова роль темы и ремы в организации текста?

6. С какими функционально-семантическими типами речи (типами текста) связан тот или иной вид тематической прогрессии, та или иная рематическая доминанта?

Ковтунова И.И.  Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты  русского синтаксиса. М., 1982.

Крылова О.А. «Понятие многоярусности (многоступенчатости) актуального членения. Актуальное членение сложного предложения». (см. хрестоматию)

Золотова Г.А. «Роль ремы в организации текста» (см. хрестоматию).

Коллоквиум 2.

Модус. Субъективные смыслы.

Вопросы

Литература

  1. Почему модус изучен меньше, чем диктум?
  2. Как организован модусный план предложения?
  3. Какие модусные категории входят в модус-потенциал предложения?
  4. С какими модусными категориями учащиеся знакомятся в школе?
  5. Какими языковыми средствами выражаются различные модусные категории?

Золотова  Г.А. Очерк функционального синтаксиса. М., 1973.

Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.

Шмелева Т. В. Деепричастие на службе у модуса.// Системный анализ значимых единиц русского языка. Синтаксические структуры. Красноярск, 1984.

Шмелева Т.В. Модус  и средства его выражения  в  высказывании.// Идеографические аспекты русской  грамматики. М., 1988. С. 168 - 202..

Шмелева Т.В. Социальный  аспект  смысла  предложения.// Русский  язык за  рубежом. 1981. № 2. С.62 - 66.

 

 

 

 


 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04