Введение в литературоведение (ОЗО). Практическое занятие 3

Стиховедение

Задание (выполнить в письменном виде и принести на занятие):

  1. Прочитайте стихотворение О. Мандельштама «Я не слыхал рассказов Оссиана…». Уточните значение слов «Оссиан», «скальд», «дружинники».  Как в стихотворении соотносятся темы войны и поэзии? Как представлена тема Шотландии и кельтской мифологии (поясните символику образов ворона, арфы, кровавой луны)?
  2. Каким образом в стихотворении взаимодействуют «свое» и «чужое»? Обратите внимание на использованные в тексте местоимения. Истолкуйте выражение «чужих певцов блуждающие сны». Зачем поэту понадобилось вспоминать чужую культуру?
  3. Опишите пространство стихотворения: соотношение внешнего и внутреннего мира, сна и яви. Как изображенное время связано с изменениями времени глаголов от строфы к строфе?
  4. Определите стихотворный размер, охарактеризуйте особенности ритма и звукописи. Как они связаны со смыслом стихотворения?
  5. Проанализируйте рифмовку и строфику.

 

Я не слыхал рассказов Оссиана,
Не пробовал старинного вина;
Зачем же мне мерещится поляна,
Шотландии кровавая луна?

И перекличка ворона и арфы
Мне чудится в зловещей тишине;
И ветром развеваемые шарфы
Дружинников мелькают при луне!

Я получил блаженное наследство —
Чужих певцов блуждающие сны;
Свое родство и скучное соседство
Мы презирать заведомо вольны.

И не одно сокровище, быть может,
Минуя внуков, к правнукам уйдет,
И снова скальд чужую песню сложит
И как свою ее произнесет.

1914

 

Литература

  1. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: русское стихосложение: для студентов филологических факультетов М.: Академия, 2004.
  2. Введение в литературоведение: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология" /  под ред. Л. В. Чернец. М. : Академия, 2011.
  3. Соколова В.Ф. Оссиан и оссианизм в истории европейской литературы

 


Последнее изменение: Вторник, 24 Сентябрь 2019, 12:57