Требования к освоению курса

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Указанные целевые установки раскрывают теоретический и практический характер изучения древних языков в вузе, определяют требования к знаниям, умению и навыкам, приобретаемым в результате изучения латинского языка.

Лекционный курс включает круг тем, связанных с развитием языков, сравнительно-исторической типологии и т.д. При освоении курса студенты получают представление о месте древнего языка в генеалогической и типологической классификации языков, его роли в истории современных языков и культур; получают сведения о грамматической системе латыни в соответствии с системами русского и изучаемых языков, о роли латинского языка в формировании лексического и словообразовательного тезауруса современных языков, имеющих с ним исторические и культурные связи.

Практические занятия формируют у студентов навыки аналитического чтения и перевода классических текстов, этимологического анализа лексики, лингво-стилистической интерпретации произведений античных авторов. Лингвистический анализ, как правило, сопровождается филологическим и социально-бытовым комментариями.

Внеаудиторные занятия и самостоятельная  работа предполагают написание реферата, домашнее чтение, лингвистические игры и кроссворды. 

Обязательную часть самостоятельной работы студентов составляют: закрепление парадигм склонения и спряжения, задания по лексике и фразеологии, перевод и комментирование текстов, этимологические этюды, а также реферативные работы по проблемам интерпретации языка и истории культуры, языка и науки, рецепции античности в России и Европе и др.

По окончании курса студенты должны:

  1. Иметь представление о фонетико-грамматической и лексической системе древнего языка в сравнительно-сопоставительном аспекте с русским и западноевропейскими языками.
  2. Уметь читать, переводить и анализировать античные тексты на разных уровнях языковой структуры с учетом лингвистических и экстралингвистических факторов.
  3. Овладеть лексикой древнего языка и методикой этимологического анализа дериватов и заимствований из латинского языка.
  4. Получить опыт использования интернационального словообразовательного и фразеологического фонда с целью активизации историко-лингвистических и культурологических знаний и расширить гуманитарный кругозор.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение. Основные этапы функционирования и развития древних языков

Место латинского языка в системе индоевропейских языков. Основные этапы функционирования и развития латинского языка. Его роль в формировании латинского и развитии русского и западноевропейских языков.

Основные периоды латинского литературного языка. Произведения Плавта, Теренция, Цицерона, Цезаря, Сенеки, Петрония, Вергилия, Горация, Овидия, Катулла и других как важнейшие источники литературного языка.

Латинский язык – важнейший компонент гуманитарного (филологического) образования.

Письменность и графические системы.  Фонетический строй латинского языка

Латинская звуковая система в сравнительно-типологическом освещении. Латинский алфавит и его международное значение. Буквы и звуки. Гласные монофтонги. Деление монофтонгов на долгие и краткие. Обозначение долгих и кратких гласных на письме. Общие правила, определяющие долготу и краткость гласных. Дифтонги. Обозначение на письме недифтонгических сочетаний гласных звуков. Согласные звуки. Особенности их употребления и произношения. Греческие буквосочетания в латинском языке. Понятие слога. Долгота и краткость слогов. Слогораздел. Правило латинского ударения. Важнейшие фонетические законы.

Грамматический строй латинского языка

Части речи в латинском языке (в сравнении с русским и западноевропей­скими языками). Система именного склонения в латинском языке.

Имя существительное. Три грамматических рода и их морфологические показатели. Обозначение рода в словаре. Характеристика шести латинских падежей. Реликтовые формы звательного падежа в русском языке. Существительные «singularia et pluralia tantum» в латинском, русском и западноевропейском языках. Пять склонений существительных и критерии их опознания в словаре. I-е и II-е склонение существительных. III-е склонение существительных. Разные типы основ. Образование форм номинатива единственного числа. Фонетические изменения основы косвенных падежей. Продуктивность этой основы в западноевропейских языках. Согласный тип III-го склонения. Признаки мужского, женского и среднего рода. Система падежных форм. IV-е склонение имен существительных. Особенности рода и числа. V-е склонение существительных. Устойчивые сочетания со словами «dies» и «res». Сравнительный анализ всех пяти склонений существительных в латинском языке (сходство и различие).

Глагол и его важнейшие грамматические категории. Основные формы и основы спряжения. Инфинитив. Особенности структуры личных форм. Личные формы настоящего времени изъявительного наклонения действительного залога. Глагол «быть», его формы настоящего времени. Повелительное наклонение. Прошедшее время изъявительного наклонения действительного и страдательного залога, образованное от основы несовершенного вида (Imperfectum). Имперфект глагола «быть». Будущее первое изъявительного наклонения действительного и страдательного залога (Futurum I). Будущее первое вспомогательного глагола «быть». Обобщающая характеристика времен системы инфекта. Функция первой глагольной формы в латинском и изучаемом иностранном языке. Значение и функция второй глагольной формы. Понятие об основе перфекта и времени Perfectum. Глаголы стандартные и нестандартные. Их фиксация в словаре. Образование времен от основы перфекта. Формообразующие суффиксы как показатели перфекта (нулевой суффикс), плюсквамперфекта (еrа) и будущего второго (eri) изъявительного наклонения. Perfectum и его аналоги в изучаемом иностранном языке. Формы перфекта глагола «быть» и его производных. Plusquamperfectum и Futurum II изъявительного наклонения действительного залога. Формы плюсквамперфекта и будущего второго глагола «быть» и его производных. Образование неличных (неспрягаемых) форм глагола от основ инфекта. Основы инфекта: образование инфинитива настоящего времени действительного и страдательного залога; причастия настоящего времени действительного залога; герундий и герундив. Возможные аналогии в русском и западноевропейских языках. Основа перфекта: инфинитив прошедшего времени действительного залога. Основа супина как основа третьей глагольной формы: супин, его значение и специфика употребления, причастия прошедшего времени страдательного залога и будущего времени действительного залога, их перевод на русский язык. Категория наклонения в латинском языке. Повелительное наклонение. Сослагательное наклонение. Времена системы инфекта сослагательного наклонения. Времена системы перфекта сослагательного наклонения. Образование форм времен системы инфекта и перфекта от глагола «быть». Многозначность латинского конъюнктива. Употребление латинского конъюнктива в простом предложении для выражения воли и желания, предположения и возможности. Неправильные (аномальные) глаголы в латинском языке и их производные. Особенности формообразования и употребления глаголов ferre, velle, nolle, и др.

Прилагательное

I-е и II-е склонения прилагательных. Местоименные прилагательные. Их значения и склонение. Имена прилагательные III-го гласного склонения. Особенности их словарной фиксации. Система падежных форм прилагательных трех, двух и одного окончаний. Сравнительная и превосходная степени прилагательных. Склонение форм степеней сравнения. Супплетивные формы сравнительной и превосходной степени. Супплетивность в русском и изучаемом иностранном языке.

Местоимения. Личные и возвратное местоимения. Склонение и употребление сочетания данных местоимений с предлогом «cum». Общий анализ системы местоимений в латинском языке. Роль латинских местоимений в формировании системы личных и других местоимений, артиклей, частиц во французском и других языках.

Числительные. Наречия. Числительные количественные и порядковые, производные и непроизводные. Внутренняя форма производных количественных числительных. Римские цифры. Наречия производные и непроизводные. Переход прилагательных III-го склонения в наречия.

Словообразование. Роль древнего языка в истории современных языков и культур.

Важнейшие суффиксы существительных и прилагательных, их продуктивность в русском и западноевропейских языках. Словообразовательная функция супина. Роль латинских причастий в словопроизводстве имен и глаголов в русском и английском языках. Приставочный способ глагольного словообразования в латинском языке. Интернациональные словообразовательные элементы (корни и аффиксы) в русском и западноевропейских языках.

Лексикология и фразеология. Роль древнего языка в истории современных языков и культур.

Специфика латинского слова, его важнейшие признаки. Латинская лексика как система. Парадигматические связи в лексике. Влияние лексических парадигм на морфологический и синтаксический уровни. Названия городов, стран, деревьев, имен месяцев, ветров и рек, дней недели. ЛСГ глаголов речи, мышления, чувства, желаний и др. Латинские лексические заимствования в современных языках. Основа научной и культурной терминологии. Фразеология. Латинский фразеологический тезаурус в новых языках.

Синтаксис простого и сложного предложения

Простое предложение. Порядок слов в предложении. Утвердительные конструкции с глаголом в личной и неопределенной форме. Предложения с вспомогательным глаголом «быть». Особенности отрицательных конструкций в латинском языке по сравнению с русским и изучаемым иностранным языком.

Соединительные, противительные и разделительные союзы в простом предложении. Сравнительные конструкции в латинском и русском языках. Синтаксические функции неличных форм глагола. Accusativus cum infinitivo. Nominativus cum infinitivo. Употребление конъюнктива в простом предложении.

Сочинение и подчинение в латинском языке. Союзы сочинительные и подчинительные. Парные союзы и союзные слова и их роль в сложном предложении. Классический синтаксис в сравнительно-типологическом освещении.

Историко-культурный комментарий текстов.  Латинский язык и авторы

Латинский язык и римская проза. Цезарь – историк, этнограф и писатель. «Записки о Галльской войне». Язык и стиль. Ораторское и эпистолярное наследие Цицерона; европейский и русский гуманизм. Речи Цецерона против Катилины.

Классическая и народная латынь (Петроний). Грамматические и фонетические особенности языка «Книги сатир» Петрония, народно-речевая специфика.

Овидий, Гораций, Катулл, Федр и др. Наследие Овидия и Горация в языке и творчестве А.С.Пушкина и поэтов «серебряного века».

Средневековая и «поздняя» латынь, ее влияние на мировую культуру и религии. Поэзия вагантов, застольная поэзия.

Текущий контроль предполагает выполнение студентами домашних заданий к каждому занятию, а также заданий для самостоятельной работы, предусматривающих перевод и анализ как учебных текстов, так и  текстов, расширяющих филологический кругозор студентов (Овидий, Гораций, Федр, Марциал и др.), овладение словарём и грамматикой текста, этимологический анализ необходимого лексического минимума. Кроме того, на каждом лабораторном занятии студенты выполняют текущую контрольную работу по программной теме и в конце семестра итоговую контрольную работу по всему материалу.

Промежуточный контроль (итоговый контроль по дисциплине)

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет. На зачете студент должен ответить на следующие вопросы:

· теоретический вопрос по лингвокультурологии, грамматике, лексике и общелингвистические вопросы;

· практическая задача по переводу и анализу текста;

· вопрос, требующий  знания лексики. Задачи составлены в виде этимологических этюдов, тематических вопросников, кроссвордов и проч.;

· цитирование латинского прозаического или поэтического текста наизусть; рассказ об авторе: заучивание наизусть 3 текстов (“Gaudeamus”, “Ad Melpomenen”, текст по выбору);

· демонстрация знаний 50 «кратких и выразительных» латинских сентенций, отражающих быт, нравы, менталитет античного мира. Данный фразеологический минимум, оформленный как небольшой словарик, имеет «открытые» страницы для дальнейшего расширения его объема.



Последнее изменение: Вторник, 17 Март 2020, 14:29