Ф СТО НГПУ 7.5-04/01-02

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

 

 

                                              УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета     ИФМИП __

________________________

________________/ Е.Ю. Булыгина/

              (подпись)

«    »        2011г.

 

Обсуждена на заседании кафедры

современного русского языка

Протокол №     от «  »     2011 г.

________________ / Л.Н. Храмцова/

               (подпись)

 

 

 

                                                  ПРОГРАММА  по  дисциплине 

     030901         «Типология жанров»

                                   (код по УП)                                       (наименование дисциплины)

 

Специальность: Издательское дело и редактирование

Специализация:

Составитель: Т.И. Стексова, д-р филол. наук, профессор

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

102

 7

Аудиторные занятия

51

 

Лекции

34

 

Практические занятия

17

 

Лабораторные работы

 

 

Самостоятельная работа

51

 

Вид итогового контроля

Зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011


 

Пояснительная записка

Дисциплина «Типология жанров» относится к блоку дисциплин специализации и является авторским курсом.

Курс состоит из двух частей: в 7 семестре изучается общая теория жанров, особый упор на понятие речевых жанров (первичных и вторичных). Рассматривается соотношение функциональных стилей в соотношении с жанрами, свойственными каждому стилю. Особое внимание уделяется жанрам собственно научного, научно-образовательного и научно-популярного подстилей. Эта дисциплина готовит студентов к курсу редактирования научных текстов и предполагает тесные межпредметные связи с дисциплинами «Функциональная стилистика» и  «Государственные стандарты в книжном деле».

В 8 семестре рассматриваются литературные жанры. Этот курс обеспечивается кафедрой теории литературы.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель – формирование у студентов необходимых представлений о понятии речевого жанра, жанрообразующих признаках, отличии вторичных жанров от первичных.

Задачи: 

  1. Познакомиться с основными определениями жанра, соотнести понятие жанра с понятием речевого акта.
  2. Сформировать навыки анализа произведений разной жанровой специфики,
  3. Осмыслить жанровую специфику современной научной  литературы.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты должны владеть содержанием курса в соответствии с его разделами, в том числе владеть системой понятий и категорий теории жанров.

Студенты должны иметь представление о жанровой модели текста, идентифицировать текст в соответствии с его жанрообразующими признаками.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

102

 7

Аудиторные занятия

51

 

Лекции

34

 

Практические занятия

17

 

Лабораторные работы

 

 

Самостоятельная работа

51

 

Вид итогового контроля

Зачет

 

 

Тематический план

№ п.п.

Тема

Лекции

ПЗ

Сам.рраб.

    1.

Теория речевых актов Джона Остина

 

 

 2

 

 

 

 

 

2

    2.

Теория речевых актов М.М.Бахтина

 

 2

 

2

 

 

4

    3.

Соотношение теории речевых актов и теории речевых жанров

 

 2

 

 

 

2

    4.

Основные направления изучения речевых жанров

 

 2

 

 

 

2

    5.

 Лингвистическое изучение речевых жанров (генристика)

 

4

 

 

 

2

    6.

Прагматическое изучение речевых жанров (жанроведение)

 

 4

 

2

 

2

    7.

Основания типологии речевых жанров

 2

 

2

   8.

 Структурная типология речевых жанров

2

2

2

  9.

Модельное направление. Модель речевого жанра Т.В.Шмелевой

 

 2

 

2

 

4

  10.

Стилевые разновидности речевых жанров

 2

 

2

  11.

Типология речевых жанров научного стиля

 

 2

 

3

 

3

   12.

Жанры собственно научного подстиля.

 4

3

12

   13.

Жанры научно-образовательного подстиля.

4

3

12

 

Итого:

34

17

51

 

 

 

 

 

Содержание курса

 

Теория речевых актов Джона Остина. Высказывание как речевое действие. Понятие перформативов. Понятие иллокутивной цели, перлокутивного эффекта. Развитие теории речевых актов в работах последователей (Питер Строссон, Джон Серль). Классификация речевых актов. Достоинтсва и недостатки теории речевых актор.

Теория речевых жанров М.М.Бахтина. Высказывание как единица речевого общения. Признаки высказывания. Отличие высказывания от единиц языка (слова и предложения).  Отношение к высказыванию в современной лингвистике. Понятие речевого жанра. Первичные и вторичные речевые жанры, их взаимодействие.

 Соотношение теории речевых жанров и теории речевых актов. Три группы прагмалингвистических концепций. Общность ТРЖ и ТРА. Разграничение ТРЖ  и ТРА. Синтез двух терминологий (М.Ю.Федосюк). Попытки синтеза ТРЖ и ТРА  А. Вежбицкой.

Основные направления изучения речевых жанров. Лексический подход. Стилистический подход. Речеведческий. Грамматический и методический подходы.

Лингвистическое изучение речевых жанров (генристика).  ТРЖ в семиотической парадигме «семантика – синтактика – прагматика». Издержки лингвоцентрического подхода.

Прагматическое изучение речевого жанра (жанроведение). Диалогическая природа речевого жанра.  Социопсихологический аспект ТРЖ (К.Ф.Седов). Социопрагматический подход (В.В.Дементьев). Типология речевых жанров.  Основания для классификации. Информативные и фатические РЖ Т.Г.Винокур. Пятичленная типология Н.Д.Арутюновой. Типология РЖ по степени регламентированности Кв. Кожевниковой. Классификация по степени облигаторности и стандартности К.А. Долинина.  «Семантические примитивы» А.Вежбицкой.  Пятичленная функциональная классификация Орлова. Дихотомия текстов Богина.

Типология РЖ с точки зрения структуры. Первичные и вторичные РЖ М.М.Бахтина. Простые и сложные РЖ Ст. Гайды.. Элементарные и комплексные РЖ М.Ю.Федосюка. Структурная классификация К.Ф.Седова: субжанр, речевой жанр, гипержанр, жанроид. Т.И.Дамм: макрожанр, медиажанр, микрожанр.

Модельное направление. Модель РЖ Т.В.Шмелевой.  Анкета речевого жанра: коммуникативная цель, образ автора и образ адресата, фактор коммуникативного прошлого, фактор коммуникативного будущего, событийное содержание, языковое воплощение. Прямые и косвенные речевые жанры.

О полевом принципе организации речевых жанров.

Стиль и жанр: проблемы соотношения. Композиционное строение текста: жанровый аспект.

Конкретная типология РЖ. Типология научных жанров Е.С. Троянской. Жанры собственно научного подстиля (монография, диссертация, научная статья и др.). Жанры научно-образовательного подстиля (учебник, учебное пособие, лекция, реферат и др.). Жанры научной справочной литературы (словари, энциклопедии и др.).

 

 

 

литеРатура

 

Основная

  1.  Стексова Т.И. Типология жанров. Ч.1. Теория речевых жанров. Типология научной литературы. УМКД. Новосибирск, СИЦ «Гаудеамус», 2010.  
  2. Гречихин А.А. Типология вузовской учебной книги, требования к ее содержанию и оформлению// Издательство в процессе перемен. М., 1999.
  3. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. М., Логос, МГУП, 2000.
  4. Смирнова Е.В., Федорова З.Н. Издательская деятельность в современном вузе: организационные основы и особенности редакционного процесса. М., Логос, МГУП, 2002.
  5. ГОСТ 7.60 – 2003. Издания. Основные виды. Термины и определения.

 

Дополнительная

  1. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., 1986 (см. статьи:                             Остин Дж. Л. Слово как действие; Серль Дж.Р. Классификация иллокутивных актов; Серль Дж.Р., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов;  Демьянков  В.З. «Теория речевых актов» в контексте современной зарубежной лингвистической литературы; Кобозева И.М. «Теория речевых актов» как один из вариантов теории речевой деятельности»; Конрад Р. Вопросительные предложения как косвенные речевые акты; Серль Дж.Р. Косвенные речевые акты;  Серль Дж.Р. Что такое речевой акт?).
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., М., 1979.
  3. Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка// Русистика, №2. Берлин, 1990.
  4. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике// Вопросы языкознания, №1. 1997.

10. Апресян Ю.Д. Перформативы в грамматике и словаре// ИАН СЛЯ, 1986. №3.

11. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992.

12. Богданов В.В. Классификация речевых акт Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989.

13. Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров// Вопросы языкознания, №5. 1997.

14. Безменова Н.А., Герасимов В.И. Некоторые проблемы теории речевых актов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. М., 1984.

15. Вежбицка А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16. М., 1985.

16. Вендлер З. Иллокутивное самоубийство // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16., М., 1985.

17. Гловинская М.Я. Семантикка глаголов речи с точки зрения теории речевых актов // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.

18. Матвеева Т.В. К лингвистической теории жанра // Collegium. Киев, 1995.

 

 

 

 

Итоговый и промежуточный контроль

Промежуточный контроль представляет выполнение студентами домашних заданий к каждому занятию и подготовки реферата по одному из жанров научного стиля.

Итоговый контроль  - зачет в виде компьютерного тестирования.

 

 

Самостоятельная работа

 

Самостоятельная работа студента заключается в чтении научной литературы по проблемам теории речевых жанров, соотношении полученных знаний с ГОСТом по издательскому делу  и подготовке реферата (доклада) по одной из предложенных тем.

Темы рефератов

Аннотация как речевой жанр.

Монография как ядерный жанр научной литературы.

Лекция как жанр научно-образовательного подстиля.

Научная статья и ее разновидности.

Энциклопедия как жанр научной справочной литературы.

Жанр учебного пособия и его разновидности.

Учебник как ведущий жанр учебной литературы.

Жанры научного отзыва и рецензии, их отличие от других научных жанров.

Жанр обзора научной литературы.

Реферат и автореферат.

Курсовая работа как жанр учебной научной деятельности студента.

Хрестоматия как жанр научного издания.

Словарь и его виды.

 Жанр научной статьи.

 

 

Методические указания по самостоятельному освоению теоретического материала

 

Для того чтобы самостоятельно изучить предлагаемый курс, необходимо повторить лекции по функциональной стилистике и государственным стандартам в книжном деле. Кроме текста лекций по данному курсу, теоретический материал поможет освоить самостоятельное чтение научной литературы. Фрагменты некоторых статей, рекомендованных к прочтению, приводятся в рекомендуемом пособии и сопровождаются дотектовыми заданиями и послетекстовыми вопросами для самопроверки. Выполнение данной работы поможет успешно сдать зачетный тест.

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04