ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
История физической культуры и спорта начиная с зарождения ее элементов на ранней стадии развития человечества до создания целостных систем в настоящее время насчитывает многие тысячелетия. Исторической наукой установлено, что элементы физической культуры появились на самой ранней ступени развития человечества. Этнографические, археологические и другие исследования показывают, что выделение физических упражнений и игр из трудовых движений в относительно самостоятельный вид деятельности человека, в элементы физической культуры прослеживается в период с 40-го до 25-го тысячелетия до н. э. [6]. В основе первобытной физической культуры лежал труд, который носил коллективный характер. История физической культуры и спорта имеет пять периодов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Уже первобытнообщинный строй предъявлял к своим членам определенные требования по физической подготовленности, уже тогда существовали своеобразные системы физического воспитания. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех в охоте, войне и защите от стихийных бедствий, ставя таким образом само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств. Дошедшие до нас источники показываю!, что у многих древних народов существовал обычай использовать различные физические упражнения и игры при переходе молодежи из одной возрастной группы в другую. У некоторых народов юношам не разрешалось жениться до выполнения определенных испытаний по физической подготовке этим определялась их способность к самостоятельной жизни. Подобные требования предъявлялись и к девушкам.
Для периода рабовладельческого общества наиболее типичной являлась физическая культура Древней Греции. Для ведения захватнических войн, подавления сопротивления рабов рабовладельцам нужны были физически сильные воины. В Древней Греции неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать. Физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах является классическим примером развития физической культуры в условиях рабовладельческого строя, где каждый ребенок с 7-летнего возраста наряду с постижением наук занимался в учебных заведениях гимнастикой и фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15 лет - борьбой и кулачным боем.
С помощью физической культуры в Спарте и Афинах воспитывались сильные, ловкие, хорошо сложенные люди. Ярким примером, характеризующим развитие физической культуры в этот период, являются Олимпийские игры, которые имели большое культурное значение в жизни Древней Греции. Победители Олимпийских игр пользовались уважением в обществе, еще при жизни им ставили памятники, их подвиги воспевались поэтами. В период рабовладельческого строя различные физические упражнения (борьба, акробатика, верховая езда, фехтование) довольно широко использовались в Египте, Вавилоне, Персии, Китае, Индии, система физического воспитания существовала и в древнем Риме.
Начиная с рабовладельческого строя во всех социально-экономических формациях, где имелись антагонистические классы, физическая культура была поставлена на службу господствующему классу.
В феодальном обществе физическое воспитание носило ярко выраженный военный характер. Военно-физическое воспитание феодалов было направлено на овладение семи рыцарских доблестей: верховой езды, фехтования, стрельбы из лука, плавания, охоты, игры в шахматы, а также выработку умения слагать стихи - и преследовало главную цель: подготовку физически сильных воинов-рыцарей, способных вести внешние грабительские войны и подавлять внутри страны освободительное движение крестьян и ремесленников. Наибольшего развития физическая культура достигла в период господства капитализма.
В первой половине XIX века возникли такие национальные системы физической подготовки, как немецкая гимнастика (турнен) в германских государствах, естественноприкладная гимнастика во Франции, шведская гимнастика в Скандинавских странах, а затем сокольская система физического воспитания в Чехии. В это время в Англии оформился спортивно-игровой метод физического воспитания и возникли организации (клубы) по отдельным видам спорта, а к концу XIX века они стали появляться и в Европе. В конце века в противовес буржуазным организациям физического воспитания стали создаваться рабочие спортивно-гимнастические клубы и объединения. В конце 80 - 90-х годов прошлого столетия появляются международные спортивные объединения. В 1894 году создается Международный Олимпийский комитет по инициативе Пьера Куберте-на, а в 1896 году состоялись первые Олимпийские игры, которые прошли на родине Олимпиад - в Греции в г.Афины.
Как составная часть физической культуры появился и получил широкое развитие спорт (любительский и профессиональный), возникла буржуазная теория физического воспитания. Если спортсмен-любитель занимается спортом не с целью материальной выгоды, то спорт для него является дополнительной деятельностью, а спортсмен-профессионал занимается спортом с целью получения средств к существованию. Спортсменами-профессионалами руководят различного рода дельцы и бизнесмены и даже крупные предприниматели-миллионеры. Они заключают с ведущими спортсме-- нами контракты, по которым спортсмены-профессионалы обязаны выполнять волю своих хозяев. Предприниматели заранее определяют ход спортивных соревнований и их результаты.
До XV столетия, когда образовалось русское государство во главе с Москвой, физическая культура носила прикладной характер. В основном физическими упражнениями занимались дружинники и князья. Физическое воспитание было направлено на военную подготовку. Князья устраивали игры, в которые входили скачки, охота, стрельба из лука.
О различных видах физических упражнений и игр, бытовавших в народе, о значении высокой физической подготовленности в военном деле повествуется в летописях и былинном эпосе (Лавренть-евская летопись 972 г., былины об Илье Муромце и Добрыне Никитиче). В них рассказывается, что любимыми упражнениями среди народа были: бой палицами, рубка саблями, бой копьями, вольтижировка, борьба. В былинах часто упоминается и о таких развлечениях народа, как плавание и кулачный бой.
В эпоху феодализма на Руси большой популярностью пользовались верховая езда и стрельба из лука. Для развития физической силы, выносливости и ловкости народ широко использовал борьбу и кулачные бои. В летнее время молодежь плавала и каталась на лодках и челнах. К числу упражнений, игравших большую роль в физическом развитии народных масс, относилась ходьба на лыжах. Распространенным развлечением в зимнее время было катанье на коньках и салазках, палочные бои на льду, взятие снежных крепостей. Большую популярность в народе имели поднятие и переноска тяжестей, метание камней в цель и на дальность, метание копья, прыжки через костер. Также были известны фехтование на пиках и шпагах, акробатика и канатохождение.
Реформы Петра I способствовали развитию в России просвещения, науки и культуры, которые содействовали развитию физической культуры господствующих классов. В военных и некоторых гражданских учебных заведениях физическое воспитание стало обязательным предметом. Разработанная позже А. В. Суворовым система военно-физической подготовки русской армии была более прогрессивной по сравнению с европейскими системами. В XIX веке передовые ученые, педагоги, врачи и общественные деятели (Е. А. Покровский, Е. М. Дементьев, И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт и др.) настойчиво боролись за улучшение физического воспитания в учебных заведениях. Однако эти требования так же, как и система физического образования, научно разработанная П. Ф. Лесгаф-гом, не были поддержаны царским правительством. Русская буржуазия и царизм стремились подчинить физическую культуру и спорт, которые существовали в форме спортивно-гимнастического движения, своим классовым интересам. Со второй половины XIX века в России открывается ряд спортивных кружков и клубов. Общий уровень развития физической культуры и спорта в царской России оставался низким. Занятия физическими упражнениями и спортом были недоступны широким массам трудящихся и учащейся молодежи из-за высокой платы за членство в спортивных кружках, из-за высоких цен на спортивный инвентарь и оборудование. Поэтому спортом занимались представители имущих классов и энтузиасты-одиночки из народа, которые иногда добивались высоких спортивных результатов. Перед первой мировой войной в России было зарегистрировано около 100 спортивных организаций с количеством занимающихся около 50 тысяч человек. Некоторые представители России завоевывали звания чемпионов Мира и Олимпийских игр. Так, Николай Струнников был чемпионом Европы и Мира по конькобежному спорту (1910 - 1911 гг.). Николай Панин-Коломенкин на IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 г. стал первым русским олимпийским чемпионом, он завоевал 1 место по фигурному катанию. Борцы О. Петров и Н. Орлов на IV и М. Кляйн на V Олимпийских играх завоевали серебряные олимпийские медали. Борец Иван Поддубный являлся 6-кратным чемпионом мира (1905 - 1910 гг.), рекордсменами мира по поднятию тяжестей были Л. Чаплинский, А. Бухаров, А. Гриненко и др. Однако развитие спорта в России накануне Октябрьской революции в целом значительно отставало от других капиталистических стран. Революция 1917 года положила начало качественно новому периоду в развитии физической культуры и спорта. В нашей стране впервые в истории была создана подлинно научная система физического воспитания. С первых же дней установления власти рабочих и крестьян делу физического воспитания народа было уделено большое внимание. С декабря 1917 г. руководство физическим воспитанием в стране возлагается на Народный комиссариат просвещения. Гражданская война и иностранная интервенция поставили вопрос о существовании государства рабочих и крестьян. 22 апреля 1918 года Советское правительство издает декрет, подписанный Лениным, о всеобщем воинском обучении (Всевобуч), в котором физическое воспитание рассматривается как важное средство обеспечения военной и трудовой подготовки трудящихся. Всевобуч стал первым этапом развития советской системы физического воспитания. Первой государственной организацией, которая занималась вопросами развития физической культуры и спорта, был центральный отдел Всевобуча, учрежденный 7 мая 1918 г. при Реввоенсовете республики. В ведение этого отдела Всевобуча перешли сохранившиеся самодеятельные спортивные клубы. В городах создавались военно-спортивные центры Всеовбуча. Из разнообразных видов физических упражнений преимущественное внимание уделялось преодолению препятствий на воде, плаванию, ходьбе на лыжах, приемам штыкового боя и гранатометанию, бегу и прыжкам. В учебной программе кружков были футбол, гимнастика, борьба. Всевобуч положил начало подготовке педагогов-специалистов по физической культуре и спорту. В соответствии с резолюцией I Всероссийского Съезда работников по физической культуре, спорту и допризывной подготовке (Москва, апрель 1919 г.) в октябре 1919 года был создан Петроградский институт физического образования имени П. Ф. Лесгафта, а в январе 1920 г. приказом Реввоенсовета республики Московские курсы инструкторов были реорганизованы в главную военную школу физического образования трудящихся (ГВШФОТ). 1 декабря 1920 г. Советом Народных Комиссаров было принято постановление, подписанное Лениным, об утверждении Государственного центрального института физической культуры (ГЦИФК) в Москве. Большое значение в деле создания советской системы физического воспитания и формирования ее идейно-теоретических основ имели решения III съезда РКСМ, состоявшегося в октябре 1920 г. В 1921 году комсомольские организации проделали большую работу по строительству и переоборудованию городских и сельских спортивных площадок Всевобуча, превращению их в центры по физическому воспитанию. К этому времени численность занимающихся физической культурой и спортом по сравнению с 1914 годом возросла более чем в три раза. В 1925 г. физкультурные организации страны насчитывали 668 тысяч физкультурников. По предложению Ф. Э. Дзержинского в 1923 году были основаны спортивно-стрелковое общество "Динамо" и спортивный клуб Красной Армии. В 1929 году ЦК ВКП (б) принял постановление и был создан Всесоюзный Совет физической культуры. В 1930 году в вузах страны был введен предмет "Физическое воспитание". В период до 1941 года в стране возросло число спортсменов, результаты которых превышали уровень международного класса. В стране проводились массовые спартакиады и праздники. В этот период были введены Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне СССР" (1931 г.), Единая всесоюзная спортивная классификация (1935 г.), учреждаются добровольные спортивные общества (1936 г.). В 1939 г. устанавливается Всесоюзный день физкультурника.
В годы Великой Отечественной войны советские спортсмены активно участвовали в боях с немецко-фашистскими захватчиками и в подготовке резервов для Красной Армии. Более 300 студентов Украинского института физической культуры ушло на фронт, 316 студентов и преподавателей института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта в составе 13 особых отрядов ушли в тыл врага. В боях отличилась отдельная мотострелковая бригада НКВД, в состав которой входили спортсмены ДСО "Динамо" и института физической культуры им. Ленина. Среди них были ведущие спортсмены братья: Георгий и Серафим Знаменские, боксеры Н. Королев, Е. О. Гуренков, гребцы А. Долгушин, П. Родионов, штангисты В. Крылов, Н. Штатов и др. 22 человека бригады удостоены звания Героя Советского Союза.
В послевоенные годы все решения в области физического воспитания и спорта (1948 г., 1961, 1966, 1981 гг.) были направлены на привлечение широких масс трудящихся к занятиям физической культурой и спортом. Особое внимание уделялось физическому воспитанию молодежи. Ставились задачи воспитательные, оздоровительные, образовательные с целью подготовки физически совершенных людей, подготовленных к творческому труду и защите Родины. В 1951 году СССР вступил в МОК, а с 1952 года принял участие в Олимпийских играх.