Туристско-краеведческая работа с детьми

 

Тема 1. Вводное занятие

 

 

Предмет, цель и задачи курса. Основные понятия курса. Роль курса в профессиональной подготовке специалистов в области дополнительного образования. Объем, структура, тематика курса, основные источники его изучения. Требования к уровню подготовленности студентов по данному курсу. Формы контроля знаний студентов.

 

 

 

Тема 2. Тенденции становления и развития туристско-краеведческой деятельности в России

 

 

Развитие ученических экскурсий в России (середина XIX - начало XX века)
Предпосылки зарождения туристско-краеведческой деятельности. К.Д. Ушинский -  основоположник научной педагогики. Начало краеведческих исследований в России. Вклад В.И. Татищева, М.В. Ломоносова  в развитие краеведения. Реформы в образовании. Идея прагматизации знания. Вклад К.Д. Ушинского, А.Я. Герда в развитии экскурсионной составляющей. Организация экскурсий Кавказским альпийским клубом, Крымско-Кавказским горным клубом, Владикавказским горным клубом. Создание Ученического приюта. Издание специализированных туристско-экскурсионных журналов и книг
Особенности развития туризма и краеведения в России (начало XX века – до наших дней)
Создание бюро школьных экскурсий. Всесоюзный исследовательский поход «За сырьем для станков пятилетки». Идеи А.С. Макаренко - применения коллективных походов в целях воспитания. Основные цели и задачи туристско-краеведческой деятельности школьников во время Великой отечественной войны. Закон Верховного Совета СССР «Об укреплении связи школы с жизнью». Детские экскурсионно-туристские станции. Период стабилизации туристско-краеведческой деятельности учащихся (1960-1990 гг.) и в новых социально-экономических условиях. Всесоюзный поход «Дорогой славы отцов». Всесоюзная экспедиция «Моя Родина - СССР». Туристско-краеведческого движения «Отечество»

 

 

Тема 3. Организация и проведение туристско-краеведческой работы

 

 

Содержание и формы туристско-краеведческой работы.
Основные задачи туристско-краеведческой деятельности. Формы туристско-краеведческой деятельности: поход, экскурсия, экспедиция, слет, туристский лагерь, соревнования по видам туризма. Инструкция по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися.

Организация туристско-краеведческих мероприятий
Особенности организации различных форм туристско-краеведческой деятельности – похода, экскурсии, экспедиции, слета, туристского лагеря, соревнований по видам туризм. Особенности их подготовки. Оформление документации.
Проведение туристско-краеведческих мероприятий
Особенности проведения различных форм туристско-краеведческой деятельности – похода, экскурсии, экспедиции, слета, туристского лагеря, соревнований по видам туризм.

 

 

Тема 4. Организация и проведение туристского похода

 

 

Определение целей, района похода. Распределение обязанностей. Разработка маршрута. Обеспечение снаряжением, медаптечкой, продуктами питания. Особенности подготовки. Планирование циклов акклиматизации. Оформление документов.
График движения. Распорядок дня. Привалы и ночлеги. Выбор места бивака. Обеспечение безопасности

 

 

Тема 5. Организация краеведческой работы с детьми

 

 

Разовые формы проведения краеведческой работы (конкурсы, викторины, конференции, олимпиады, краеведческие вечера, выставки краеведческие недели) – их цели, технологии подготовки и проведения. Комбинированные формы краеведческой работы (выпуск газет, оформление тематических стендов, проекты, экскурсии, театрализованные представления, общественно-полезная деятельность) - цели, технологии их подготовки и проведения. Систематические формы краеведческой работы (факультативные занятия, краеведческие объединения  учащихся) – их цели и организация работы

 

 

            Основная учебная литература

1. Навротский, Павел Иванович Методические основы подготовки кадров спортивно-оздоровительного и детско-юношеского туризма [Электронный ресурс]: учебное пособие / П. И. Навротский ; Алтайская гос. пед. акад. - Барнаул: [б. и.], 2007. - 56 с. - Библиогр.: с. 47-48. - URL: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/645228/ (дата обращения: 27.10.2019) . - Доступна эл. версия в МЭБ

 

2. Константинов, Юрий Сергеевич Детско-юношеский туризм: учебное пособие для академического бакалавриата / Ю. С. Константинов; Федер. центр детско-юношеского туризма и краеведения. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2018. - 455 с.: ил. - (Университеты России). - Библиогр.: с. 453-455. - ISBN 978-5-534-04075-3

 

 

 

            Дополнительная учебная литература

1. Сысоева, Марина Ефимовна Организация летнего отдыха детей: учебно-методическое пособие : доп. М-вом образования РФ / М. Е. Сысоева. - Москва: ВЛАДОС, 1999. - 176 с. : табл. - (Воспитание и дополнительное образование детей). - Библиогр.: с. 174. - ISBN 5-691-00272-4

 

2. Остапец, Александр Александрович Педагогика туристско-краеведческой работы в школе / А. А. Остапец. - Москва: Педагогика, 1985. - 104 с.: схемы - (Образование. Педагогические науки. Теория коммунистического воспитания). - Библиогр.: с. 103-104.

 

3. Жигарев, Олег Львович Отчет о совершенном туристско-спортивном мероприятии : учебно-методическое пособие / О. Л. Жигарев; Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. обл. центр дополнительного образования детей. - Новосибирск : ОЦДОД, 2009. - 64 с. - Библиогр.: с. 58-59.

 

 

 

            Ресурсы открытого доступа

1. Научная педагогическая электронная библиотека. URL: http://elib.gnpbu.ru/

 

2. Персональные сайты преподавателей университета [Электронный ресурс]. URL: http://prepod.nspu.ru/

 

 

 

 

 

 


Последнее изменение: Среда, 18 Март 2020, 16:19