Элективная дисциплина по физической культуре и спорту: Основы двигательной подготовки по системе А. А. Кадочникова.
Задачами курса являются:
- систематическая тренировка аэробных возможностей в условиях тренировки сложно координированных движений;
- развитие психомоторных навыков в сложно координированных движениях;
- коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- коррекции нарушений в эмоциональной сфере через развитие умений и навыков в области сложно координированных движений;
- развитие специфики понимания основ двигательной подготовки по системе А. А. Кадочникова как феномена русского воинского искусства.
Преподавание строится на основе адаптированных методик обучения, современной биомеханики и теории физической культуры.
Общие видеоресурсы для всего курса:1). Официальный видеоканал системы Кадочникова. URL: https://www.youtube.com/channel/UCre-fu_6Bi-gnK3otlX-AIQ
2). Видеоканал “Где точка опоры». URL: https://www.youtube.com/channel/UC6XXAl6mpXWJo8h-QS86pdA
3). Система Кадочникова. Официальный сайт. URL: https://kadochnikov.info
4). Книги А.А. Кадочникова онлайн: https://www.koob.ru/kadochnikov/
5). Лекция МГУ по уровням управления движениями Н.А. Бернштейна:
Тема 1. Основы биомеханики и психофизиологии движений человека
Биомеханическая модель человека. Степени свободы и рычаги (их типы) в теле человека. Расслабление и подвижность сочленений тела. Психофизиология управлениями движениями человека согласно теории Н. А. Бернштейна. Ясный и чёткий образ потребного будущего как основа формирования двигательного навыка. Тренировка не приёма, а способов коррекции движения. Иерархия уровней управления движениями человека. Тренировка уровня А управления движениями (по Н. А. Бернштейну) как основа двигательных навыков следующих более высоких уровне/
Виды рычагов, вступление А. А. Кадочникова
Три вида рычагов. Демонстрация Ар.А. Кадочникова
Литература к теме 1:
1). Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии. — М. : Физкультура и спорт, 1991 .— 288 с.
2). Уровни управления движениями человека — конспект работы Н. А. Берштейна «О ловкости и её развитии». — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с. Составил Б. О. Майер. URL: http://dongyue.ru/?page_id=4857
3). Этапы построения двигательного навыка у человека — конспект работы Н. А. Берштейна «О ловкости и её развитии». — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с. Составил Б. О. Майер. URL: http://dongyue.ru/?page_id=4874
Контрольные вопросы к теме 1:
1). Сколько степеней свободы имеет тело человека как биомеханическая система?
2). Какие типы рычагов вы знаете? Какие рычаги присутствуют преимущественно в теле человека как биомеханической системы?
3). Что такое ловкость? Предметная и телесная ловкость – дать описание.
4). Перечислить уровни управления движениями человека в их иерархической упорядоченности.
5). Дать характеристику особенностям паттернов, характерных для каждого уровня управления движениями человека.
6). Что такое образ потребного будущего в управлениями движениями человека?
7). Что необходимо для эффективности двигательных действий: заучивание приемов или алгоритмов управления движениями? Дать пояснения и обосновать.
Тема 2. История становления и развития системы А. А. Кадочникова. Система Кадочникова А. А. в обеспечении личной техники безопасности.
Отечественные и восточные системы обеспечения личной техники безопасности. Самбо, айкидо, тайцзицюань и ушу, отечественные школы казаков, система А. А. Кадочникова – общее и особенное, история и преемственность.
Система А.А. Кадочникова как средство обеспечения личной техники безопасности гражданских лиц и сотрудников силовых структур. Особенности подготовки гражданских лиц и сотрудников силовых структур.
Литература к теме 2:
1). Черевичный В., Беднов В. Школа Кадочникова: как создавалась Система. – Краснодар: Неоглори, 2014. – 504 с.
2). Власов С.А. «Зеленые призраки»: Группа А.А. Кадочникова 1984 года. – Краснодар : Неоглори, 2014. – 303 с.
Контрольные вопросы к теме 2:
1). История становления и развития системы А. А. Кадочникова
2). Основное отличие системы А. А. Кадочникова от спортивных систем физической подготовки
3). Особенности освоения системы А. А. Кадочникова гражданскими лицами и военнослужащими.
Тема 3. Особенности психологической подготовки к специальному взаимодействию партнеров
Страх в условиях экстремальных ситуаций как эволюционный механизм. Неуверенность в незнакомой ситуации как один из основных механизмов, препятствующих эффективному физическому взаимодействию партнеров: человек боится того, чего не знает. Способы контроля и преодоления чувства страха: мобилизация или ступор («львы» или «кролики») – отключение оценочной функции. Познавательные навыки: формирование уверенности в своих силах, управление своим состоянием с помощью внутренней речи, способность к регуляции уровня активизации, способность к концентрации внимания, идеомоторная тренировка.
Литература к теме 3:
1). Кадочников А. А. Психологическая подготовка к рукопашному бою. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – 352 с.
Контрольные вопросы к теме 3:
1). Что такое страх? Вредный фактор или эволюционных механизм?
2). Как контролировать страх?
3). Что такое интерференция двигательных навыков в процессе обучения? Как ее преодолевать?
Тема 4. Нижняя акробатика как основа проработки нижних уровней управления движениями и развития ловкости
Специфика состава и координации упражнений нижней акробатики как реализация последовательности двигательной подготовки по А. А. Кадочникову. Подготовка и формирование навыков мягких падений на жёсткие поверхности и вообще мягкого вписывания в твердые предметы и поверхности. Психологическая подготовка – работа с контролем чувства страха при «вписываниях» в твёрдые поверхности. Понятие о ловкости как интегрирующем физическом качестве. Предметная и телесная ловкость. Преодоление интерференций при освоении двигательного навыка.
Видеоролик:
Пример работы нижней акробатики на военно-спортивном празднике в сентябре 2019 года - видео:
Нижняя акробатика -это уникальный набор упражнений в системе физической подготовке А.А. Кадочникова. При систематической тренировке упражнений нижней акробатики в комплексе решаются следующие задачи:
- происходит проработка уровней А и В управления движениями (по Н. А. Бернштейну), которые являются основой для развития более сложных двигательных навыков;
- развивается контроль чувства страха, т.е. практикующий научается контролировать свой страх при различных падениях и скольжениях;
- развивается умение и навык "гладкого вписывания" в твердые поверхности, что очень важно как элемент самостраховки и безопасности. Кроме того, данные умения и навыки служат основой для изучения защиты от различных ударов;
- нижняя акробатика развивает ловкость и координационные возможности занимающихся;
- развивается тактильный анализатор не только рук, но, в первую очередь, всего тела;
- развиваются навыки безопасных падений и скольжений;
- осознание возможности безопасного и быстрого перехода на нижний уровень при атаках и защитах дает дополнительную (во многом неожиданную) степень свободы движений;
- в конце концов, упражнения нижней акробатики - это хороший набор для развития подвижности всего тела и его массажа.
Контрольные вопросы к теме 4:
1). Что такое нижняя акробатика? Ее роль в освоении двигательных навыков и формировании ловкости.
2). Описать алгоритмы мягкого вписывания в поверхность и/или в двигательное действие партнера.
3). Роль мышц и сухожилий в двигательном акте.
4). Принципы тренировочного процесса, направленного на укрепление сухожилий.
5). Особенности работы зрительного анализатора в процессе скоростного взаимодействия с партнером: направление оси зрения, панорамное зрение.
6). Особенности работы тактильного анализатора в процессе скоростного взаимодействия с партнером. Почему нельзя разрывать установленный тактильный контакт?
Тема 5. Специальная суставная разминка
Принципы разминки и порядок проработки суставов. Амплитудные медленные движения в суставах – основа проработки связок и сухожилий. Часто при исследовании механических свойств тела человека и его отдельных элементов не учитывается влияние сухожилий. Сухожилия нередко рассматривают как абсолютно нерастяжимую, гибкую часть мышцы. А сухожилия способны амортизировать резкие толчки и обладают жёстко-демпфирующими свойствами. Прочность сухожилий превышает прочность мышц в 2 раза. Сухожилия человека разрываются в основном в месте крепления к мышцам.
Видеоролик:
Контрольные вопросы к теме 5:
1). Объяснить принципы и продемонстрировать специальную суставную разминку.
Тема 6. Стойка и передвижение
Особенности перемещения стоя в системе А. А. Кадочникова (шаг с подшагом) по различным направлениям и различным траекториям.
Сила и скорость движения могут быть повышены за счёт использования упругих сил, экономичность — за счёт использования рекуперации (повторного использования) механической энергии и уменьшения потерь на рассеивание.
Верхняя и нижняя рамки.
Статические упражнение в положениях верхней и нижней рамки стоя и в полном приседе. Особенности фиксирования зрительных осей (центров поля зрения) в стойках.
Контрольные вопросы к теме 6:
1). Продемонстрировать перемещения стоя: шаг с подшагом и смена ног.
2). Продемонстрировать верхнюю и нижнюю "рамки", объяснить их предназначение.Тема 7. Кувырки на твердой поверхности без опоры на руки со вписыванием
в твердую поверхность
Виды кувырков вперед: с колена через правое и левое плечо, руки в стороны или руки в кольцо. Траектория касания пола при кувырке вперед: плечо – другое плечо – боковая поверхность туловища. Подъем из кувырка вперед в полный присед с разворотом на 1800 как средство погашения инерции движения.
Видео:
Кувырки назад из полного приседа через правое и левое плечо. Особенности координации и мягкое касание пола.
Видео:
Кувырки назад по фазам движения, видео:
Кувырок вперед через невысокий предмет (гимнастическая лавка)
Кувырок назад через невысокий предмет (гимнастическая лавка)
Контрольные вопросы к теме 7:
1). Выполнить кувырок вперед из исходного положения «с колена» без опоры на руки (руки разведены в стороны) и объяснить технику такого кувырка.
2). Выполнить кувырок вперед из исходного положения «с колена» без опоры на руки (руки сведены в кольцо перед грудной клеткой) и объяснить технику такого кувырка.
3). Выполнить кувырок назад из полного приседа без опоры на руки (руки разведены в стороны) и объяснить технику такого кувырка.
4). Выполнить кувырок назад из полного приседа без опоры на руки (руки сведены в кольцо перед грудной клеткой) и объяснить технику такого кувырка.
Тема 8. Координационные упражнения на полу
Упражнение «переноска раненного» - перемещение лежа на спине без помощи рук (руки перед грудной клеткой) за счет перенесения центра тяжести в сторону головы.
Упражнение «побег из плена» - перемещение лежа на животе без помощи рук (руки за спиной) за счет перенесения центра тяжести в сторону головы. Вариант упражнения «побег из плена» - перемещения в сторону ног.
Упражнение «бочка» - боковые перекаты прогнувшись (руки вместе и ноги вместе и вытянуты в дну линию). Перемещения вправо и влево.
Перемещение на полу галсами (по диагонали): лежа на спине (руки перед грудной клеткой), повернуть на бок и подтянуть плечи к ногам, сделать два шага ногами вдоль пола (все время касаясь ногами пола). Затем перевернуться на другой бок и повторить упражнение в другую сторону.
Упражнение «звездочка». Упражнение «боковые перемещения», руки и ноги «в стрелковой позиции».
Упражнение "перемещение сидя на полу"
Контрольные вопросы к теме 8:
1). Выполнить упражнение «перенос раненого».
2). Выполнить упражнение «побег из плена».
3). Выполнить упражнение «перемещение галсами».
4). Выполнить упражнение «боковые перекаты».
5). Выполнить упражнение «звездочка».
Тема 9. Кувырки с предметом в руках (гимнастическая палка) на твердой поверхности без опоры на руки со вписыванием в твердую поверхность
Виды кувырков вперед с гимнастической палкой в руках: с колена через правое и левое плечо, руки в стороны или руки в кольцо.
Траектория касания пола при кувырке вперед с гимнастической палкой в руках: плечо – другое плечо – боковая поверхность туловища. Подъем из кувырка вперед с гимнастической палкой в руках в полный присед с разворотом на 1800 как средство погашения инерции движения.
Кувырки назад с гимнастической палкой в руках из полного приседа через правое и левое плечо. Особенности координации и мягкое касание пола. Особенности выхода из кувырков назад с палкой в зависимости от направления палки относительно опорного плеча.
Контрольные вопросы к теме 9:
1). Выполнить кувырок вперед из исходного положения «с колена» без опоры на руки (руки разведены в стороны и одна рука держит гимнастическую палку) и объяснить технику такого кувырка.
2). Выполнить кувырок вперед из исходного положения «с колена» без опоры на руки (руки в кольцу держат гимнастическую палку перед грудной клеткой) и объяснить технику такого кувырка.
3). Выполнить кувырок назад из полного приседа без опоры на руки (руки разведены в стороны и одна рука держит гимнастическую палку) и объяснить технику такого кувырка.
4). Выполнить кувырок назад из полного приседа без опоры на руки (руки в кольце держат гимнастическую палку перед грудной клеткой) и объяснить технику такого кувырка.
Тема 10. Падения на пол и скольжение вдоль пола
Падение на пол во фронтальной позиции: руки приходят в место на полу, где располагались стопы, ноги одновременно уходят назад в стороны за счет броска центра тяжести назад. Упражнение выполняется мягко и пластично с одновременным поворотом головы в сторону для исключения травм челюсти.
Падение на пол с руками, опирающимися на пол слева или справа от ног. Т.е. падение на руки на пол со скручиванием на 1800 вправо или влево. Упражнение выполняется мягко и пластично.
Падение на пол назад через положение «пистолет» путем мягкого и пластичного «вписывания» в пол через ягодичных мышцу свободной ноги.
Скольжение ногами вдоль пола: опускание в положение «пистолет» со сгибанием и поворотом свободной ноги наружу. Свободная нога первоначально касается пола не стопой, а мышцами голени. Руки опираются на пол со стороны свободной ноги. Выталкивание в сторону ног за счет рук и одновременного разгибания свободной ноги с переворотом на живот и скольжением на животе в сторону ног.
Скольжение на животе вдоль пола с разбега прогнувшись, ноги и руки натянуты. Опора на кисти рук отсутствует.
Контрольные вопросы к теме 10:
1). Выполнить упражнение «падение на пол на руки» во фронтальной позиции.
2). Выполнить упражнение «падение на пол на ягодичную мышцу» с мягким вписыванием в поверхность пола.
3). Выполнить упражнение «скольжение ногами вперед вдоль поверхности пола».
4). Выполнить упражнение «скольжение на животе вдоль пола с разбега прогнувшись».
5). Выполнить упражнение «скольжение на животе вдоль
гимнастической скамейки с разбега на животе прогнувшись».
Тема 11. Кувырки на твердой поверхности без опоры на руки через препятствие с предметом и без предмета
Кувырок вперед через невысокий предмет (гимнастическая лавка)
Кувырок назад через невысокий предмет (гимнастическая лавка)
Виды кувырков через препятствие (гимнастическая лавка) вперед с гимнастической палкой в руках и без нее с колена через правое и левое плечо, руки в стороны или руки в кольцо. Особенность: требование мягкого касания препятствия.
Кувырки назад с гимнастической палкой в руках и без нее из полного приседа через правое и левое плечо. Особенности координации и мягкое касание препятствия. Виды исходного положения для кувырка назад через препятствие: из полного приседа спиной к препятствию или из положение стоя лицом к препятствию (через промежуточное движение «штопор»).
Скольжение с разбегу на животе прогнувшись вдоль гимнастической скамейки с последующим выход в положение полного приседа через кувырок вперед.
Основы страховки и само страховки при выполнении упражнений (кувырки, скольжения) на препятствии – гимнастической скамейки.
Контрольные вопросы к теме 11:
1). Выполнить упражнение: кувырки вперед и назад, с предметом и без предмета через препятствие – гимнастическую скамейку.
Тема 12. Координационные упражнения стоя и в шаге
Балансировка палки на одной руке: осуществить балансировку палки, стоящей на центре ладони без захвата, в течение 5 минут. Упражнение повторяется с постепенным переносом зрительного внимания с палки на окружающую среду.
Видео:
Вращение под осью привязки с предметом в процессе перемещения вперед и назад: шагая вперед и держа палку горизонтально, сохранять положение ее оси в процессе перемещения. Повторить упражнение при перемещении назад.
Видео:
Рубящие движения палкой с вращением на 3600 в процессе перемещения вперед и назад: осуществлять рубящие движения палкой, удерживаемой двумя руками, и на каждый шаг осуществлять поворот на 1800.
Видео:
Контрольные вопросы к теме 12:
Выполнить упражнение вращение под осью привязки палки
Выполнить упражнение балансировка палки в течение не менее 2х минут
Выполнить упражнение "рубящие движения палкой"
Тема 13. Специальные координационно-силовые упражнения на полу
Специализированные упражнения: варан, крокодил, боковые перемещения не касаясь пола, гусеница, лягушка, таракан.
Перемещение "крокодил":
"Перемещение разведчика":
Перебрасывание палки руками, лёжа на полу прогнувшись (на животе):
Упражнение «косой шаг» - перемещение вперёд из положения барьерного бега без помощи рук и со сменой ног:
Упражнение велосипед сидя на полу, варианты. Упражнения "вратарь" и "штопор" - подъём с пола из положения сидя без помощи рук.
Контрольные вопросы к теме 13:
1). Выполнить упражнение «крокодил» не менее 10 раз.
2). Выполнить упражнение «варан» не менее 10 раз.
3). Выполнить упражнение «велосипед сидя на полу».
Тема 14. Основные принципы выведения партнера из равновесия
В основе техники русского стиля рукопашного боя лежит знание механики человеческого тела, умение применять законы биомеханики для управления своим телом и телом противника, используя его собственную инерцию и силу, вкладываемую им в удары. Для преодоления противодействующей силы необходимо либо увеличить силу, совершающую работу, либо увеличить длину ее плеча.
Условием равновесия человека является размещение вертикальной проекции вектора силы тяжести в пределах опорной площадки. Поскольку общий центр тяжести человеческого тела находится в районе таза, управление равновесием осуществляется перемещениями таза и опорной площадки.
Соответственно для того, чтобы вывести противника из равновесия, необходимо:
– не допустить возможные перемещения опорной площадки;
– вывести проекцию вектора веса за пределы опорной площадки.
Демонстрации А. А. Кадочникова
Контрольные вопросы к теме 14:
1). Выполнить упражнение «выведение из равновесия» партнера, держащего вас за обе руки за запястья за счет формирования пары сил.
2). Выполнить упражнение «выведение из равновесия» партнера, держащего вас за оба локтевых сгиба спереди за счет формирования пары сил.
3). Выполнить упражнение «выведение из равновесия» партнера, держащего вас за одежду спереди двумя руками за счет формирования пары сил.
4). Продемонстрировать три различных варианта контроля противника за счет исключения степеней свободы руки (приемы конвоирования).
Тема 15. Основы защиты при ударах и уколах палкой
Базовые упражнения с палкой
Метод «от противного» при освоении защиты от уколов и ударов палкой.
Удары палкой сверху, сбоку, по диагонали. Прием агрессивного движения в его плоскости и мягкое сопровождение. Угловые вращения кистью и/или предплечьем как способ перенаправления агрессивного движения вне области тела защищающегося.
Уколы палкой в область живота и в область грудной клетки (лица). Прием агрессивного движения в его плоскости и мягкое сопровождение. Угловые вращения кистью и/или предплечьем как способ перенаправления агрессивного движения вне области тела защищающегося. Малые линейные перемещения и длинная дуга окружности при сопровождении агрессивного движения.
Продолжение защитных действий с их
переходом в атакующие движения. Варианты защиты при ударах битой.
Контрольные вопросы к теме 15:
1). Продемонстрировать уход от удара палкой сверху без ее отбива за счет вписывания в плоскость нанесения удара.
2). Продемонстрировать уход от укола палкой в живот или в голову без ее отбива за счет вписывания в плоскость нанесения удара.
Тема 16. Базовые умения освобождения от захватов
Освобождение от захватов за кисти рук как пример задействования принципа рычага. Точка опоры на пальцы кисти захватившей руки.
Смотрим объяснения и демонстрации Алексея Алексеевича Кадочникова:
Подвижность центра тяжести защищающегося как основа освобождения от захватов с использованием принципа рычага.
Траектория и направления движения локтя защищающегося. Вариант захватов и освобождения от них, а также варианты последующих действий после освобождения: за локти, за горло, за плечи, за одежду.
Захваты в виде приемов конвоирования и контрприемы для них.
Смотрим А.А. и Арк. А. Кадочниковых:
Контрольные вопросы к теме 16:
1). Продемонстрировать освобождение от захвата по выбору
студента с последующим переходи к управлению противником.
2). Продемонстрировать освобождение от захвата за шею сзади (варианты).
3). Продемонстрировать освобождение от захвата за шею спереди (варианты).
Тема 17. Базовые умения, препятствующие агрессии с холодным оружием
Общие принципы обезоруживания. Материалы с сайта системы А. А. Кадочникова: https://kadochnikov.info/disarmament/
Работа в парах с макетами холодного оружия:
- удержания с ножом около шеи в различных вариантах,
- угроза ножом в различные области тела,
- виды ударов ножами (спортивные варианты и прикладные),
Основные принципы нейтрализации угрозы ножом: сопровождение, фиксация, выбивание, работа по траектории спирали Архимеда.
Психологическая подготовка при отражении агрессии с холодным оружием.
Контрольные вопросы к теме 17:1). Продемонстрировать мягкое отведение удара рукой противника за счет вращательного движения предплечьем вдоль продольной оси без отбива удара в стороны с переходом к управлению противником.
2). Продемонстрировать защиту от ударов методом «от противного».
3). Объяснить принцип биомеханической одинаковости работы с предметами и без предметов, а также защиты от ударов.
4). Продемонстрировать защиту при угрозе прямого укола ножом в область живота, грудной клетки.
5). Продемонстрировать защиту при угрозе с ножом, приставленным к шее спереди и (или) сзади.
6). Продемонстрировать приемы защиты при атаке маховыми движениями ножа из стороны в сторону.
7). Продемонстрировать приемы выбивания ножа.
Темы рефератов к курсу:1. Основы здорового образа жизни
2. Утомление и восстановление в процессе занятий физическими упражнениями
3. Двигательная активность, ее виды. Влияние на здоровье и продолжительность жизни
4. Уровни управлениями движениями человека и этапы двигательной подготовки согласно Н. А. Бернштейну
5. Биомеханика двигательной активности человека, степени свободы и образ потребного будущего как основа двигательной подготовки
6. Психологическая подготовка к рукопашному бою, ее особенности и специфика для гражданских лиц, сотрудников силовых ведомств и армии.
7. Человек как триединство физических, психических и духовных (интеллектуальных) сил. Роль физической подготовки в их развитии
8. Система А. А. Кадочникова как основа личной техники безопасности.
9. Система упражнений «нижней акробатики» как тренировочный процесс, направленный на развитие двигательной основы нижних уровней управления движениями и ловкости.
10. Система упражнений «нижней акробатики» как совокупность методов и средств коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
11. Система упражнений «нижней акробатики» как совокупность методов и средств контроля страха в стрессовых ситуациях, связанных с опасностью для здоровья и жизни.
12. Роль системы А. А. Кадочникова в оптимизации психофизического состояния учащейся молодежи
Учебные ресурсы к курсу:Основная учебная литература
1. Виленский М. Я.
Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие
для вузов по дисциплине "Физическая культура" : доп. М-вом
образования и науки РФ / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - Москва : Кнорус,
2. Евсеев Ю. И. Физическая культура : учебное пособие для вузов : рек.
М-вом образования РФ / Ю. И. Евсеев. -
Ростов-на-Дону : Феникс,
3. Физическая культура: учебник для вузов по дисциплине "Физическая культура" / [М. Я. Виленский и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. - Москва : Кнорус, 2012. - 424 с. : ил., табл.. - Термины и понятия: с. 417-424.
4. Кончиц Н. С. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность
/ Н. С. Кончиц, Т. Н. Васильева ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ,
5. Мостовая Т. Н. Физическая культура. Осанка и здоровье (методика формирования невербального поведения) [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Т. Н. Мостовая. - Орел : Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016. - 48 c.. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRBooks".
Дополнительная учебная литература, в том числе из фондов библиотеки НГПУ
6. Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии. — М. : Физкультура и спорт, 1991 .— 288 с.
7. Кадочников А. А. Искусство побеждать: модельные характеристики бойца. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 416 с.
8. Кадочников А. А. Русский рукопашный бой в 10 уроках. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 125 с.
9. Кадочников А. А. Ингерлейб М. Б. Специальный армейский рукопашный бой: Система А. Кадочникова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
10. Кадочников А. А. Боевая механика армейского рукопашного боя. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 320 с.
11. Кадочников А. А. Психологическая подготовка к рукопашному бою. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – 352 с.
12. Стрельцов И. Основы рукопашного боя по системе А. А. Кадочникова. – Краснодар: РИЦ «Флер-1», 2001. – 228 с.
13. Черевичный В., Беднов В. Школа Кадочникова: как создавалась Система. – Краснодар: Неоглори, 2014. – 504 с.
14. Туманян Г. С.
Здоровый образ жизни и физическое совершенствование : учебное пособие для вузов
/ Г. С. Туманян. - Москва : Академия,
15. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N 193н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2014 N 33035).
16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура».