Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный педагогический университет

 

 

 

Программа дисциплины

«Устное народное творчество»

(специальность   540300 «Филологическое образование»)

 

 

 

Составитель: к.ф.н., доцент  Константинова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2009

 

 

Пояснительная записка

Выписка из госстандарта

Русская литература и культура

Народная культура в контексте других типов культурной деятельности. Структура народной   духовной   культуры;   народные  знания,  языковая культура;   религия;  народное поведение.   Особенности фольклора,             система его жанров. Восточнославянское язычество: источники, методы реконструкции. Христианизация славянской мифологии. Миф и ритуал. Русская календарная  обрядовая система.

Особенности курса. Русский фольклор представляет собой важный этап в становлении, развитии, формировании национальных особенностей духовной культуры  и русской литературы. Он является одним из важных ее истоков, поэтому изучение закономерностей историко-фольклорного процесса, становление системы фольклорных жанров, определение художественной специфики произведений каждого жанра, поэтики произведений устного народного творчества и своеобразие его художественного метода становятся содержанием курса.  Главные проблемы: особенности народной культуры, специфика  фольклорной  традиции, восточнославянская мифология, поэтика жанров фольклора.

Цель курса — сформировать у студентов-филологов 1) представления о народной культуре в контексте других типов культурной деятельности, о закономерностях развития устного поэтического слова и особенностях народного поэтического творчества, о специфике восточнославянской мифологии; 2) систему знаний о словесных формах фольклора, их становлении и эволюции, 3) понимание основных вопросов теории и поэтики фольклора; 4) навыки филологического анализа произведений различных жанров.

Задачи определяются поставленными выше целями. В процессе изучения курса студенты должны:

—  иметь представление о народной культуре в контексте других типов культурной деятельности;

— иметь представление о времени и условиях появления жанров, их развитии и взаимодействии;

— изучить специфические особенности фольклорного текста; художественную систему произведений фольклора, выявить, определить, описать средства поэтического стиля устного словесного творчества;

— знать фольклор в его историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с отечественной гражданской историей и культурой славянских народов;

- выявить исторические корни основных фольклорных произведений; изучить процесс зарождения искусства, мифологию восточных славян;

— понимать специфику фольклорного процесса, художественное значение фольклорного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие памятников фольклора, отличать их от произведений литературы;

— уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой по фольклору.

 

II. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате  изучения дисциплины студент должен

иметь представление о  народной культуре в контексте других типов культурной деятельности; фольклоре как особом виде словесного искусства, об основных закономерностях развития фольклора, о его отношениях с литературой, о развитии фольклористики как науки;

–  знать  жанровые признаки произведений фольклора, произведения устного народного творчества, научные школы фольклористики и современные концепции.

уметь анализировать фольклорные тексты, определять поэтические особенности произведений устного народного творчества, выделять сходства и различия жанров, представляющих собой художественную систему; определять основные функции произведений различных жанров; сопоставлять различные исследовательские подходы к анализу произведений.

 

III Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

 

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

52

1

Аудиторные занятия

26

 

Лекции

18

 

Практические занятия (ПЗ)

8

 

Семинары

 

 

Лабораторные

 

 

и др. виды аудит. занятий

 

 

Самостоятельная работа

26

 

Расчетно-графические работы (контрольные)

6

 

Реферат

 

 

и др. виды самостоятельной работы (доклады, коллоквиумы, индивидуальные консультации)

20

 

Вид итогового контроля

зачет

1

 

 

 

 

 

IV. Структура и содержание дисциплины

Курс строится на основе связи теории с практикой, по жанровому признаку. В содержании курса можно выделить следующие основные разделы:

  1. Народная культура в контексте других типов культурной деятельности. Природа фольклора. Система фольклорных жанров.
  2. Зарождение  искусства. Мифология восточных славян
  3. Народная лирика.

4. Народная проза.

5. Эпическая поэзия.

6. Народный театр. 

IV.I. Тематический план

  1.  

Содержание курса

Лекции

ПР

  1.  

Раздел №1. Народная культура в контексте других типов культурной деятельности. Природа фольклора и его особенности.

 Система жанров фольклора.

 

3

1

  1.  

Раздел №2. Происхождение фольклора. Зарождение искусства. Мифология восточных славян.

 

2

1

  1.  

Раздел №3. Народная лирика. Обрядовая поэзия. Внеобрядовая поэзия.

2

2

  1.  

Раздел №4. Сказочная проза. Сказки. Классификации сказок. Основные типы сказок.

2

1

  1.  

Несказочная проза. Былички, предания, легенды, сказания.

 

2

1

  1.  

Раздел №5. Эпическая поэзия. Былины. Основные циклы. Поэтика.

2

1

  1.  

Исторические песни. Классификации. Поэтика.

2

 

  1.  

Духовные стихи.

 

1

 

  1.  

Раздел №6. Народная драма.

2

1

  1.  

Итого

18

8

 

IV.2 Содержание разделов дисциплины

 

Народная культура в контексте других типов культурной деятельности. Природа фольклора. Система фольклорных жанров.

 

Народная культура в контексте других типов культурной деятельности. Фольклор как вид словесного искусства. Фольклор и литература. Определение понятий: фольклор, фольклористика. Своеобразие творческого процесса в фольклоре. Особенности фольклора: устность, вариативность, традиция и импровизация, коллективное и индивидуальное начала, синкретизм. Система жанров в русском фольклоре. Проблема классификации. Взаимосвязи фольклорных жанров. Своеобразие художественного метода фольклора, основные концепции. Фольклорное произведение как художественное целое.

 

Происхождение фольклора

Основные теории происхождения искусства и фольклора. Концепции К. Бюхера, Г.В. Плеханова. А.Н. Веселовский о происхождении древней поэзии. «Низшая мифология». Анимизм, тотемизм, антропоморфизм – древнейшие формы общественного сознания. Мифология – первый этап духовного развития человека. Объяснительный характер мифологии – путь познания окружающего мира. Языческий пантеон славян. Обряды инициации, их связь с мифологией родоплеменного общества. Принятие христианства. Возникновение двоеверия.

 

 

 

Народная лирика. Обрядовая поэзия. Внеобрядовая поэзия.

Календарная обрядовая поэзия. Заговоры.

Общая характеристика календарной обрядовой поэзии. Черты двоеверия. Циклизация календарной обрядовой поэзии, обряд и сопровождающая его поэзия. Зимние обряды, весенние обряды, летние обряды, осенние обряды. Основные жанры: колядки, подблюдные песни, масленичные песни, веснянки, троицко-семицкие песни, песни о Костроме, купальские песни, жнивные песни. Характеристика поэзии, типология и специфика жанров. Художественная система календарных песен и основные факторы, ее определяющие: вера в магическую силу слова, утилитарная функция и прикрепленность к обряду. Мотив величания, раскрытая метафора и магический символ, оценочный эпитет, принципы изображения человека в календарной обрядовой поэзии и поэтизация быта. Заговоры (заклинания) как составная часть ритуальной поэзии. Классификация заговоров. Структура и пространство заговора. Своеобразие образной системы.

 

Семейная обрядовая поэзия

Происхождение и содержание свадебного обряда. Свадьба как народный театр. Характеристика жанров: причет и лирическая песня, величальные и корильные песни, приговоры дружки. Художественная система свадебной поэзии. Сходство и различие причета и песни, основные признаки: степень прикрепленности к обряду, функциональность жанров, характер исполнения. Основные проблемы поэтики: принципы изображения человека и быта, поэтизация чувств, идеализация как ведущий поэтический принцип, величальный мотив и его место в системе поэтики, метафора и символ свадебной поэзии, его специфика. Психологический параллелизм.

Похоронный обряд, его прохождение, содержание и композиция. Похоронный причет как поэтический жанр, его драматургия и поэтические средства. Причитание как импровизация с использованием устойчивых, традиционных форм. Исполнители.

Рекрутский обряд и его специфика. Родильный и крестильный обряды. Этнографические описания. Основные функции.

 

Лирические песни (внеобрядовая лирика).

Основные вопросы происхождения лирики. Жанровая специфика и типы традиционной лирической песни. Народная песня и действительность. Классификация песен. Лирические частые песни, их содержание, образы, поэтический стиль. Лирические протяжные песни: песни-повествования и песни-раздумья. Особенности способов передачи содержания в протяжных песнях. Закономерности сюжетосложения и основные композиционные приемы. Лирический герой народной песни и средства его изображения: картины природы и быта, портрет, монологическая и диалогическая речь, психологизм. Поэтический мир лирической песни: художественный параллелизм, метафора и символ, содержание и структура символа, эпитет и его функции, звукопись, ритмический строй песен, особенности стихосложения.

 

 

 

 

Народная проза.

Прозаические жанры, принципы классификации, основные цели повествования, сказка и действительность. Своеобразие сказочной и несказочной прозы.

Сказка

Сказка как фольклорный жанр, три типа определения сказки. История собирания и изучения сказок, происхождение термина «сказка». Классификация сказок. Место русских сказок в мировом сказочном репертуаре. Восприятие содержания сказок как поэтического вымысла. Своеобразие образной системы. Теория В.Я. Проппа.

Сказки о животных. Происхождение жанра и особенности художественного вымысла. Тотемизм, антропоморфизм и их роль в формировании жанра. Темы, идеи и образы сказок о животных. Особенности сюжетостроения и композиции. Иносказание как основной поэтический прием сказок о животных. Поэтический стиль.

Волшебные сказки. Происхождение художественного вымысла, «исторические корни волшебных сказок». Волшебное и фантастическое начала. Основные сюжеты и их особенности. «Морфология сказки». Поэтика волшебных сказок: специфика героев и особенности их изображения, особенности композиции, контаминация, ретардация, поэтический стиль сказочного повествования. Роль сказочника в развитии традиции.

Бытовые сказки. Особенности вымысла, правда жизни и правда искусства в бытовых сказках. Идеи и образы русских бытовых сказок. Сюжетосложение. Композиция и поэтический стиль. Анекдот как фольклорный жанр. Новеллистические сказки. Теория Ю.И. Юдина.

 

Несказочная проза.

Общие признаки несказочной прозы: достоверность повествования с точки зрения слушателя и рассказчика, невыделенность из потока обыденной речи, отсутствие специальных жанровых и стилевых канонов, временная, локальная, персональная приуроченность. Основные принципы классификации. Жанровые признаки и определения: предания, легенды, былички, бывальщины. Их отношение к другим жанрам устной прозы. Тематические группы преданий, особенности сюжетосложения, тип героя, поэтика. Легенды и их связь с религиозным сознанием, виды легенд, их отличие от преданий, особенности художественного вымысла и основные приемы его воплощения. Былички и их виды, специфика сюжета и героя, их место в народной прозе. Отражение народной демонологии в быличках.

 

Эпическая поэзия

Былины

Определение жанра, происхождение термина «былина», место русских былин в системе мирового героического эпоса. Отступления от исторической действительности. Выражение в былинах народной оценки истории, народных идеалов. Эпос и мифология. Классификация былин. Пространство и время в былинах. Система повторений.

Древнейшие былины, основные сюжеты, идеи и образы. Специфика мифологического героя, эпический герой в древнейших былинах.

Былины киевского цикла. Циклы сюжетов. Исторический факт и художественный вымысел. Характеристика героев. Система персонажей героических былин. Мифологические герои в былинах этой группы, их роль в развитии действия. Основные закономерности сложения сюжета героических былин. Роль традиции и импровизации в былинном творчестве. Композиция былин. Поэтика былин. Былинный стих.

Новгородские былины. Основные признаки жанра. Характеристика сюжетов и героев. Мифология и ее функции в новеллистических былинах. Специфика героя.

Проблема историзма русского эпоса. Место былин в системе фольклорных жанров.

 

Исторические песни.

Определение жанра и происхождение термина «историческая песня». Время, условия и причины появления исторических песен, их связь с былинами, сравнительная характеристика исторической песни и былины. Эволюция жанра исторической песни. Их место в системе фольклорных жанров. Отличие от былин и баллад. Особенности отображения в исторических песнях народного исторического сознания. Достоверность и художественный вымысел. Циклы исторических песен, основные сюжеты и образы. Особенности сюжета и композиции. Основные поэтические средства. Специфика песен позднего цикла.

Духовные стихи.

Специфика жанра. Происхождение, основные источники, языческие элементы. Основные сюжеты. Пространство и время в духовных стихах. Стилистика. «Старшие» и «младшие» духовные стихи, их жанровые особенности. Связь с литературой. Репертуар духовных стихов. Исполнители.                     

 

Народная драма.

Истоки народной драмы, предпосылки и время ее появления. Народный театр и народная драма. Основные сюжеты и герои народной драмы. Эволюция жанра. Балаганы. Театр подвижных картинок (раек). Народный кукольный театр, его виды. Театр Петрушки. Характер представления. Вертепные произведения. Народные героико-романтические драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан». Происхождение, проблематика. Особенности постановки народных драм.

 

 

Тематика практических занятий

 

  1. Народная культура. Специфика фольклора.
  2. Происхождение фольклора. Зарождение искусства. Мифология восточных славян.
  3. Народная поэзия. Обрядовая поэзия. Внеобрядовая лирика.

4. Народная проза. Русская народная сказка. Генезис. Классификации. Поэтика. Несказочная проза.

  1. Поэтика былинного эпоса.
  2. Исторические песни. Проблемы эволюции жанра.
  3. Фольклорный театр и народная драма.

 

V.              Учебная деятельность

В процессе освоения курса студент должен выполнить следующие задания:

—     прочитать и прокомментировать художественные тексты;

—     изучить и проанализировать рекомендуемую научно-исследовательскую литературу; сопоставить различные научные концепции;

—     познакомиться с материалом учебника;

—     освоить материал и концепцию лекционного курса.

 

VI.           Контроль

В течение семестра студент должен сдать 1 коллокиум (жанровое своеобразие народной сказки), выполнить ряд миниконтрольных заданий (по основным фольклорным жанрам), подготовить 1 спецвопрос по выбранной теме, сдать зачет, где он должен продемонстрировать свои знания по теории фольклора, по жанрам и анализу художественных текстов (определить особенности предложенного произведения).


 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04