Ф СТО НГПУ 7.5-04/01-02

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета     ИФМИП __

________________________

________________/ Е.Ю. Булыгина/

              (подпись)

«______»       _                  ___        20__       г.

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

русской литературы и теории литературы

Протокол № __  __ от «___»_     ___20     _г.

________________ / Н.А. Ермакова/

              (подпись)

 

 

 

 

ПРОГРАММА  по  дисциплине 

ОПД: В.Ф.3     «Просеминарий»

                                (код по УП)                    (наименование дисциплины)

 

Направление подготовки: 031000.62  Филология

Профессионально-образовательный профиль: Иностранный язык и русский язык как иностранный      

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр филологии

Форма обучения:  очная

 

 

Составитель:

                                                                           Н.В. Константинова, канд. филол. наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011


Пояснительная записка

 

 

Практический курс «Просеминарий» рассчитан на преподавание в течение одного семестра, является вводным курсом, в рамках которого студенты должны получить первый опыт выполнения научной работы, познакомиться с технологией ее выполнения. Предполагается, что знания, навыки и умения, полученные в результате освоения технологии научной работы,  должны быть расширены и использованы при выполнении курсовых работ и дипломного проекта.

 

 

 

1. Место дисциплины в структуре ООП.

  -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)

            

       Курс «Просеминарий» в учебном плане бакалаврской подготовки филологов относится к блоку ОПД (Цикл общепрофессиональных дисциплин).  Освоение курса базируется на тех знаниях, умениях и компетенциях,  которыми студенты овладевают в процессе освоения: а) общих гуманитарных дисциплин: «Семиотика», «Семиотика культуры»; «Отечественная история»; б) общепрофессиональных дисциплин: «История зарубежной литературы» (античная литература), «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «Введение в языкознание».

       В курсе решается задача подготовки студентов к восприятию и пониманию последующих курсов в блоке литературоведческих дисциплин, предполагающих самостоятельную работу с научным материалом («Семиотика культуры и литературы», «История русской литературы», «Сверхтексты русской литературы», «Структура художественного текста», «Теория литературы», «Филологический анализ текста», «История зарубежной литературы» и др.).

 

 

 

 2. Цели и задачи дисциплины.

 

Цель данного курса – формирование навыков научно-исследовательской работы.

Задачи курса:

Познакомить студентов

- с видами и особенностями научной деятельности;

- технологией научной деятельности;

 - структурой курсовой и дипломной работы; научного доклада; научной статьи.

Научить

- основным принципам составления библиографии, способам размещения библиографических ссылок;

 - методике поиска информации, работе с информационными ресурсами библиотеки, Интернета для составления научной библиографии, подбора материала по нужной теме.

Сформировать представление

- о принципах реферирования научных текстов;

Выработать навыки

- составления плана, тезисов научной работы (реферата, доклада, статьи).

 

 

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

Работая в просеминарии, студент любого из факультетов или отделений обязан: пройти цикл установленных расписанием аудиторных занятий; самостоятельно выполнить ряд заданий по разным разделам программы (формы отчетности – устная или письменная – в зависимости от характера занятий, особо устанавливаемых в каждом просеминарии); представить итоговый письменный отчет, куда включается как минимум:

1)      письменные занятия по библиографии;

2)      план, тезисы, аннотация, реферат, составленные на основе той или иной научно-критической статьи, монографии или ее части;

3)      итоговый тематический доклад реферативного типа в виде законченной работы с соблюдением всех требований к ее содержанию и оформлению.

Итоговый отчет выставляется с учетом всей работы студента в просеминарии (по представлению одного доклада зачет не выставляется).

 

 

 

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы

 

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

36

2

Аудиторные занятия

18

 

Лекции

 

 

Практические занятия (ПЗ)

18

 

Семинары

 

 

Лабораторные

 

 

и др. виды аудит. занятий

 

 

Самостоятельная работа

18

 

Расчетно-графические работы (контрольные)

8

 

Реферат

 

 

и др. виды самостоятельной работы (доклады, коллоквиумы, индивидуальные консультации)

10

 

Вид итогового контроля

зачет

2

 

 

 

 

5. Содержание дисциплины

 

5.1. Содержание разделов дисциплины

 

 

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Специфика и методология

научного исследования

 

Планирование и этапы исследовательской

работы: (выбор темы; поиск и обработка

нужной литературы; сопоставление различных

 точек зрения на конкретную проблему и выбор наиболее адекватной; выявление, анализ и

интерпретация необходимого материала –

теоретического, литературного и т.д.; формулировка и

 письменное изложение собственной концепции).

Методологические подходы к научному исследованию.

 Историческая и теоретическая поэтика.

Понятие метода и направления исследования.

Основные методы научной работы:

историко-литературный, структурно-семантический,

сравнительно-типологический, мифопоэтический,

культурологический, интертекстуальный (различия,

сходства, возможность их комбинации в ходе исследования).

Стилевые и жанровые особенности научного исследования.

 Структура и оформление научной работы.

 

2

Поиск информации.

 Составление библиографии

 по избранной теме /

 проблеме.

 Способы сбора литературы по выбранной теме/

проблеме: по вышедшим публикациям, по

специальным обзорам, по библиографическим

указателям. Составление библиографии и

оформление ссылок/сносок. Корректность цитирования.

 

 

 

3

Освоение информации

 

 

 

 

План научно-критической статьи / монографии.

Аннотация: назначение, способы аннотирования,

структура аннотации, стилистические особенности.

Тезисы: назначение, составление, способы

оформления. Тезисы доклада, статьи и т.д.

Конспект, типы конспектов (линейный,

плановый, текстуальный, свободный,

тематический), предпочтительные варианты

формления. Приемы конспектирования.

 

4

Работа с информацией

Рецензия, приемы рецензирования, отличие от

аннотации и тезисов.

Описание истории вопроса. Понятие

историографического анализа.

Назначение, последовательность,

хронологический, типологический и иные

принципы расположения описываемых и

анализируемых источников относительно друг друга.

Реферат по одной или нескольким научным работам в

 рамках выбранной темы. Задачи и структура реферата.

 

 

 

 

 

 

5. 2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

п/п 

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых  (последующих) дисциплин

1

2

3

4

 

1.

История русской литературы

+

+

+

+

 

2.

Семиотика культуры и литературы

+

+

+

+

 

3.

История зарубежной литературы

+

+

+

+

4.

Сверхтексты русской литературы

+

+

+

+

 

5.

Структура художественного текста

+

+

+

+

+

 

6.

Филологический анализ текста

+

+

+

+

 

 

7.

Теория литературы

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

 

№ п/п

Раздел

 Лекции

 

ПЗ

  ЛЗ

СР

 

1.

 

 

Специфика и методология

научного исследования

  

 

 

 

4

 

 

4

 

2.

 

Поиск информации.

 Составление библиографии

 по избранной теме /

 проблеме

 

 

 

4

 

 

4

 

3.

 

Освоение информации

 

 

 

 

4

 

 

 

4

 

4.

 

Работа с информацией

 

 

 

6

 

 

6

 

 

Всего:  36 часов

 

18

 

18

 

6. Лабораторный практикум

 

Не предусмотрен.

 

 

7. Примерная тематика курсовых  работ                                          (контрольных работ, рефератов)

 

Темы рефератов

 

  1. Время и пространство в художественном произведении. Понятие хронотопа. Виды хронотопов.

 

  1. Анализ поэтического текста. Основные методы. Концепция Ю.М. Лотмана.

 

  1. Сверхтексты русской литературы. Типология. Концепция Н.Е. Меднис.

 

  1. Теория интертекстуальности. Типы интертекстов.

 

  1. Повествовательная структура художественного произведения.

 

  1. Нарратология. Нарративные стратегии автора. Нарратор и наррататор.

 

  1. Понятие мотива. Специфика мотивного анализа художественного текста.

 

 

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

 

 

 

 

 

Учебная и научная литература  по курсу «Просеминарий»

 

а) основная литература:

  1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для СПО (гриф)- М.: Академия, 2006.
  2. Потапов А. С. Самостоятельная работа в высшей школе как педагогическая проблема: Монография- Новосибирск: НИПКиПРО, 2006.
  3. Резник С. Д. Студент вуза: технологии и организация обучения: Учебное пособие для вузов (гриф)- М.: Инфра-М, 2009.
  4. Технология самостоятельной работы: уч.-методич.пособие/ Зайдман И.Н., ЕвдокимоваЕ.В.и др..- Новосибирск: НГПУ, 2002.

 

 

б) дополнительная литература:

  1. Академические школы русского литературоведения / Под ред. П.А.Николаева. М., 1975.
  2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.
  3. Возникновение русской науки о литературе / Под ред. П.А.Николаева. М., 1975.
  4. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
  5. Краткая литературная энциклопедия.  В 9 т. / Под ред. А.А.Суркова. М., 1962 – 1978.
  6. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.
  7. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
  8. Литературный энциклопедический словарь / Под общ.ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М., 1987.
  9. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.

10.  Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

11.  Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник / Науч. ред. и сост. И.П.Ильин, Е.А.Цурганова. М., 1996.

12.  Томашевский Б.М. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

 

 

 

       

 

 

 

 

Тематика практических занятий

 

  1. Конспект, типы конспектов (линейный, плановый, текстуальный, свободный, тематический), предпочтительные варианты оформления. Приемы конспектирования.
  2. Составление библиографии и оформление ссылок/сносок. Корректность цитирования.
  3. Задачи и структура реферата.
  4. Формулировка и изложение концепции научного исследования.

 

 

 

 

9. Формы текущей аттестации

 

 В рамках данного курса важнейшей составляющей каждого раздела является практическое освоение полученных сведений; по завершении каждой из указанных ниже тем студент обязан предъявить письменный отчет в форме библиографического списка, аннотации научно-критической статьи, тезисов, рецензии и т.п.

 

 

 

 

 

1.     Формы итоговой аттестации

 

В конце освоения курса студент должен предоставить итоговый письменный отчет, куда включается как минимум:

4)      письменные занятия по библиографии;

5)      план, тезисы, аннотация, реферат, составленные на основе той или иной научно-критической статьи, монографии или ее части;

6)      итоговый тематический доклад реферативного типа в виде законченной работы с соблюдением всех требований к ее содержанию и оформлению.

Итоговый зачет выставляется с учетом всей работы студента в просеминарии (по представлению одного доклада зачет не выставляется).

 

 

 

 

 

 

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Методические рекомендации по организации                                       изучения дисциплины:

(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)

 

 

 

 

 

 

Разработчики:

 

-------------------------------              ---------------------------------------               -------------------------------

(место работы)                                   (занимаемая должность)                      (инициалы, фамилия)

 

 

 

Эксперты:

 

 

-------------------------------              ---------------------------------------               -------------------------------

(место работы)                                   (занимаемая должность)                      (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

  

 

 

        

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04