РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНЫЙ ОТДЫХ И ТУРИЗМ»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Безопасный отдых и туризм» предусмотрена учебным планом подготовки высококвалифицированных специалистов по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности», способных применять свои профессиональные навыки в различных отраслях экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

Проблемное поле курса учебной дисциплины «Безопасный отдых и туризм» это действующее законодательство в сфере туристской деятельности, безопасность туристского путешествия, безопасность в условиях автономного существования в природной среде.

Отправляясь в различные путешествия, да и просто на отдых, человек сталкивается с целым рядом проблем, которые при стечении ряда обстоятельств могут привести к неблагоприятным последствиям для его здоровья и имущества, сделать любую туристскую поездку или выход на природу невозможным мероприятием или отрицательно влияющим на впечатление отдыхающего. Кроме того, человек в путешествии постоянно находится под воздействием обстоятельств повышенной опасности, так как находится в незнакомой обстановке, отличной от обычной среды его проживания. Он не знает особенностей климата, обычаев, традиций, опасностей и болезней данной местности, не приспособлен к проживанию и интенсивным нагрузкам в различных географических районах.

Актуальность проблемы безопасности человека или группы людей в случае их автономного пребывания в экстремальных условиях природной среды: в безлюдных районах Крайнего Севера, в удаленных районах пустынь, в тропических зарослях джунглей и в бескрайних просторах вод океана не исчезает и в наше время, несмотря на существенный технический прогресс. Проблема обеспечение безопасности, даже при кратковременном пребывании человека в этих условиях, является весьма важной практической задачей сегодняшнего дня.

Цель курса: предоставить слушателям системные и практические знания сущности основных положений, принципов и норм, обеспечивающих безопасность при проведении туристского мероприятия. Сформировать у студентов механизм внутренней готовности к различным неблагоприятным факторам влияющих на безопасность жизнедеятельности не только личной, но и окружающих.

Задачи курса:

· Изучить действующее законодательство в сфере туризма;

· Овладеть теоретическими и практическими навыками в организации туристского путешествия;

· Изучить основные опасности, угрожающие жизни и здоровью людей в условиях природной среды;

· Усвоить механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность туристского путешествия;

· Сформировать у слушателей сознательное и ответственное отношение к вопросам обеспечения личной безопасности в условиях природной среды;

· Сформировать у слушателей сознательное и ответственное отношение к вопросам безопасности окружающих;

· Приобрести знания и умения для распознавания опасных ситуаций в условиях природной среды;

· Приобрести практические знания и умения в определении и применении способов защиты от вредных факторов в условиях автономного существования.

В результате изучения дисциплины специалист должен иметь знания по следующим структурно-смысловым блокам дисциплины:

· Законодательство в сфере туризма;

· Правила организации туристского путешествия;

· Правила подготовки туристского путешествия;

· Правила проведения туристского путешествия;

· Безопасность при прохождении туристских маршрутов;

· Выживание в природной среде в случае автономного существования.

Программа подготовки курса подготовлена в соответствии с требованиями и содержанием государственного образовательного стандарта по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности». Вопросы права освещаются в соответствии с последними изменениями в законодательстве.

Курс рассчитан на 140 часов из них: 30 часов – лекционных, 40 часов – практических занятий, 70 часов – самостоятельная работа. В целях закрепления полученных знаний курс обучения заканчивается недельной полевой практикой в условиях природной среды.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Основные понятия курса

Путешествие, путешественник. Туризм, турист. Туристская индустрия. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности Российской Федерации».

Тема 2. История развития путешествия и туризма

Путешествие древних. Паломничество. Первооткрывательство. Путешествие в современности и начала туризма. История развития туризма в России от зарождения до 1917 г. Российское общество туризма (РОТ). Общество пролетарского туризма (ОПТ). Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Три этапа развития спортивного туризма в СССР. Туристско-спортивные союзы. Система детско-юношеского туризма в России.

Тема 3. Цели и формы туризма. Виды и разновидности туризма

Цели оздоровления и отдыха. Гуманитарные цели. Эксплуатация туристских ресурсов. Политика и туризм. Цели туриста. Активный и пассивный туризм. Коммерческий и самодеятельный туризм. Дальний и международный туризм. Инструктор, инструктор-проводник и их аттестация. Плановые, спортивные, экстремальные, эксклюзивные и приключенческие маршруты. Правила соревнований по спортивному туризму. Формирование туристской группы. Требования к её участникам и руководителю (инструктору). Правила поведения и меры по обеспечению безопасности. Определение категории сложности туристского маршрута и всего путешествия в целом. Права и обязанности руководителя (инструктора) и участников туристской группы.

Тема 4. Организация туристского похода или путешествия

Подготовка выезда на природу и в туристский поход. Определение цели похода, выбор района и времени маршрута путешествия в зависимости от уровня подготовки и туристского опыта его участников. Формирование туристской группы и распределение обязанностей. Сбор сведений о районе. Разработка маршрута, календарного плана путешествия. Оформление маршрутных документов, утверждение маршрута путешествия в МКК и сообщение о нем.

Организация дневных переходов и привалов в различных условиях местности и времени года с учетом физического и психологического состояния участников. Обязанности направляющего и замыкающего. Место и роль руководителя.

Факторы, влияющие на выбор места бивака. Организация работ при установке бивака. Приготовление пищи на костре. Внешний вид бивака. Снятие с бивака. Сохранение природы.

Тема 5. Материальное обеспечение туристских походов и путешествий

Снаряжение личное, групповое (общественное) и специальное. Выбор снаряжения в зависимости от характера маршрута. Кухонный инвентарь. Ремонт, ремонтный набор, уход за снаряжением. Состав медицинской аптечки. Неприкосновенный аварийный запас (НАЗ).

Энергетические основы организации сбалансированного питания. Режим питания и нормы закладки основных продуктов. Требования к разнообразию питания и к весу продуктов. Составление меню и раскладки продуктов. Учет расхода продуктов. Сбережение продуктов в пути и способы расфасовки продуктов, их преимущества и недостатки.

Тема 6. Безопасность туристского мероприятия

Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и в туристских походах. Объективные опасности: природные особенности региона и характерные стихийные бедствия, особенности сложного рельефа местности, опасные хищные животные, насекомые и ядовитые растения. Субъективные опасности, связанные с неправильными действиями участников туристской группы или туриста-одиночки.

Значение страховки и самостраховки. Виды страховки: попеременная, одновременная, групповая, самостраховка. Самостраховка стационарная и при передвижении. Специальные узлы, особенности их применения.

Основные правила безопасности при движении на маршруте. Общие принципы соблюдения безопасности при подъезде к начальной точке маршрута и возвращения с конечной к месту постоянного места жительства. Правила передвижения по тропам при подъеме, спуске и траверсе. Техника постановки ступней ног, выбор ритма и темпа ходьбы на большие расстояния.

Общие принципы соблюдения безопасности при передвижении по лесисто-травянистым склонам. Постановка ступней ног. Положение туловища. Особенности применения ледоруба. Самозадержание при срывах.

Правила передвижения по осыпям и моренам. Характерные опасности. Технические приемы преодоления осыпей при траверсе, подъеме и спуске в зависимости от вида осыпи и крутизны. Правила передвижения по скальным склонам. Страховка и самостраховка на скалах.

Характерные опасности и правила передвижения по снегу и фирну. Специфические приемы страховки и самостраховки на снегу.

Правила передвижения по ледовым склонам: возможность создания искусственных точек опоры и применение крючьевой страховки на снежно-ледовом рельефе. Особенности страховки на леднике. Страховочное снаряжение и требование к нему. Выбор и подготовка мест страховки и самостраховки.

Правила организации переправ через горные и горно-таежные реки. Особенности организации переправ в зависимости от региона, времени года, времени суток, погодных условий. Опасности горных рек. Выбор места, времени и способа переправы. Одежда и обувь. Виды переправ. Основные правила безопасности при передвижении по болотистым участкам маршрута.

Значение топографии и ориентирования для туристов при прохождении туристского маршрута в условиях природной среды один из основных факторов обеспечения безопасности. Перспективы использования системы GPS (глобальная система позиционирования) и Глонасс (российская спутниковая навигационная система) в туристском путешествии.

Основные правила безопасности при устройстве привалов и ночлегов. Основные положения пожарной безопасности в лесах и охрана природы.

Тема 7. Способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании

Возможные случаи автономного существования человека в природных условиях. Факторы выживания. Потеря ориентировки в лесу, в горах, в степи. Потеря участника в туристском походе. Преодоление страха и возможного стресса. Влияние на автономное существования климата и среды. Последовательность действий при вынужденной автономии в условиях природной среды. Сроки автономного существования в зависимости от климата и среды. Сигналы бедствия и сигнальные средства. Действия при происшествиях за границей. Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристском походе.

Тема 8. Проблемы вынужденного автономного существования

Ориентирование на местности. Обеспечение пищей и проблемы выживания в условиях голодания. Обеспечение водой и сроки существования в условиях ограниченного потребления. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Способы добывания огня без спичек. Способы разведения огня и виды костров. Одежда и обувь. Акклиматизация человека к различным природным условиям. Профилактика возможных заболеваний и оказание само и взаимопомощи в различных случаях. Проблемы вынужденной автономии в городских условиях.

III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

Очное

Заочное

Лекции

Практ.

занятия

Самост.

работа

лекции

Практ.

занятия

Самост.

работа

Тема 1.

Основные понятия курса

1

 

2

 

1

4

Тема 2.

История развития туризма

1

2

2

 

1

6

Тема 3.

Цели и формы туризма. Виды и разновидности туризма

4

8

12

1

1

14

Тема 4.

Организация туристского похода или путешествия

4

6

10

1

2

20

Тема 5.

Материальное обеспечение туристских походов и путешествий

4

6

10

1

1

10

Тема 6.

Безопасность туристского мероприятия

8

8

16

1

2

30

Тема 7.

Способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании

4

4

8

1

1

20

Тема 8.

Проблемы вынужденного автономного существования

4

6

10

1

1

20

 

ИТОГО:

30

40

70

6

10

124

IV. ЛИТЕРАТУРА

Нормативные акты

1. Конституция Российской федерации.

2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. – №49, ст. 5491; СЗ РФ, 2003. – №2, ст. 167; СЗ РФ, 2004. – №35, ст. 3607.

3. Федеральный закон от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 5 марта 1992 года «О безопасности».

5. Федеральный закон от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорту в Российской Федерации».

6. Государственный стандарт ГОСТ Р50690-2000.

7. Государственный стандарт ГОСТ-Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание».

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Материалы для подготовки к государственной аттестации: Учебное пособие / Под ред. Р.И. Айзмана, Н.Ф. Лысовой. – Новосибирск: НГПУ, 2005. – 160 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Сборник образовательных программ и нормативных документов. – Новосибирск: НГПУ, 2006. – 302 с.

3. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. – Изд. 7-е, переработанное и дополненное. – СПб.: «Невский Фонд» – «Издательский дом Герда», 2004. – 512 с.

4. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. – Изд. 8-е, переработанное и дополненное. – СПб.: «Невский Фонд» – «Издательский дом Герда», 2006. – 448 с.

5. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2005. – 208 с.

6. Материалы Всемирной конференции по туризму. Мадрид, WTO, 1981. – 160 с.

7. Долженков Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Изд-во Ростовского университета, 1988. – 192 с.

8. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учеб. пособие / Под общ. ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2005. – 464 с.

9. Энциклопедия туриста. – М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.

10. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ. ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.

11. Баленко С.В. Учебник выживания. Опыт элитного спецподразделения. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. – 768 с.

12. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.

13. Безопасность жизнедеятельности / Сборник документов. – М.: Изд-во «ДиК», изд-во АСТ-ЛТД, 1998.

14. Вяткин Л.А., Сидорук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

15. Добарина И.А., Жигарев О.Л. Основы школьного туризма. Методическое пособие для учителей и студентов. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.

16. Долженков Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Изд-во Ростовского университета, 1988. – 192 с.

17. Ильичев А.А. Школа выживания. // Челябинский рабочий, 1993.

18. Ильичев Ю. Школа выживания. Зимняя аварийная ситуация. – М., 1996.

19. Коструб А. Медицинский справочник туриста. – М., 1986.

20. Клименко А.И. Карта и компас – мои друзья. – М.: Детская литература, 1975.

21. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. – М.: Фис, 1981.

22. Обеспечение безопасности в водных путешествиях. – М.: ЦРИБ «Турист», 1976.

23. Основы безопасности в пешеходном походе. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

24. Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. – М., 1992.

25. Петров Н.Н. «Человек в ЧС», 1995, Челябинск.

26. Питание в туристском путешествии. – М., 1986.

27. Плешанов Е.Я. Я + природа. Справочное пособие по выживанию и безопас­ности человека в природе. – Воронеж, 1997.

28. Практикум по курсу безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. проф. Р.И. Айзмана, доц. И.В. Омельченко. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003. – 240 с.

29. Расторгуев М., Ситников С. Карабинные узлы. – М., 1995.

30. Рыжавский Г. Биваки. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.

31. Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму. – М.: ТССР, 2001. – 92 с.

32. Скрягин Л. Морские узлы. – М., 1994.

33. Спортивный туризм. / Под ред. Евсеева. – СПб, 1999.

34. Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? Программированные задания. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.

35. Энциклопедия туриста. – М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.

36. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ. ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.

37. Усков А.С. Практика туристских путешествий. СПб, Творческий Учебный Центр «ГЕОС», 1999. – 264 с.

38. Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. издание/Сост. Захаров П.П., Степенко Т.В. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 463 с.

Электронные материалы

1. Безопасность жизнедеятельности: Электронный учебник. — Новосибирск: «Диполь», 2005.

2. www.trevelglossary.ru

3. www.tssr.ru

4.   www.no-tssr.ru

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

1. История развития туризма в России.

2. Коммерческий и самодеятельный туризм.

3. Ориентирование с помощью карты и компаса.

4. Изготовление самодеятельного компаса.

5. Ориентирование по Солнцу и звездам.

6. Ориентирование по местным приметам.

7. Определение своего местоположения.

8. Основы топографии.

9. Чтение карты.

10. Организация водопотребление в аварийной ситуации.

11. Способы обеззараживания воды.

12. Способы добывания огня.

13. Виды костров и их назначение.

14. Способы приготовления пищи.

15. Организация бивака.

16. Способы защиты от неблагоприятных климатических условий в безлесье.

17. Способы защиты от неблагоприятных климатических условий в тайге.

18. Способы защиты от неблагоприятных климатических условий на сильно увлажненной почве.

19. Выживание в условиях жаркого климата.

20. Выживание в северных широтах.

21. Выживание в тайге.

22. Выживание в горах.

23. Международные сигналы бедствия.

24. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра.

25. Узлы для связывания веревок разного диаметра.

26. Схватывающие узлы.

27. Узлы на конце веревки.

28. Вспомогательные узлы.

29. Понятие: спортивный туризм и виды туризма.

30. Права участника и руководителя спортивного маршрута.

31. Обязанности участника и руководителя спортивного маршрута.

32. Общие требования к участникам и руководителю спортивных туристских маршрутов.

33. Методика расчета продуктов питания.

34. Объективные и субъективные опасности во время прохождения спортивных маршрутов.

35. Экстремальная ситуация в туристском походе: болезнь участника.

36. Экстремальная ситуация в туристском походе: потеря участника.

37. День в туристском походе.

38. Организация движения на туристском маршруте.

39. Отчет о пройденном маршруте.

VI. ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

1. Вопросы безопасности при организации и подготовки туристского путешествия с учащимися общеобразовательного учебного заведения.

2. Организация, подготовка и проведение туристского похода с учащимися.

3. Обеспечение безопасности при прохождении пешеходного туристского маршрута.

4. Методика обучения приемам страховки и самостраховки учащихся при занятиях на снежно-ледовом рельефе.

5. Методика подготовки учащихся к прохождению горного туристского маршрута.

6. Методика подготовки учащихся к прохождению водного туристского маршрута.

7. Значение топографической грамотности учащихся в общей системе обеспечения безопасности на туристском маршруте.

8. Методика подготовки инструктора-проводника для системы коммерческого туризма.

9. Система обеспечения безопасности на плановых маршрутах коммерческого туризма.

10. Обеспечение безопасности при прохождении водного туристского маршрута.

VII. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Перед началом работы следует выбрать свой вариант. Варианты вопросов даются в зависимости от последней цифры номера Вашей зачетной книжки, например 153-БЖ-06 – 3 вариант. Вариант 10 соответствует цифре 0.

Студент (Ф.И.О.)

Группа

Город (посёлок)

№ варианта

 

№№

темы

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Дата выполнения:

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04