ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направление подготовки:

050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия Сурдопедагогика

Квалификация: Бакалавр педагогики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов – самостоятельная работа становится не просто формой образовательного процесса, а фундаментом для формирования профессиональной самостоятельности студента, способствует более эффективному овладению учебным материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, содействует реализации и формированию коммуникативной компетенции и способствует росту мотивации обучения бакалавров.

В настоящее время в связи с переходом высшего образования на кредитную систему, которая требует от студентов развитой способности работать самостоятельно, обозначилась проблема неготовности первокурсников к этому виду деятельности. Бывшие выпускники школ сталкиваются со сложнейшей для себя задачей – работать самостоятельно. Это не может не отражаться на успешности усвоения знаний и на здоровье студентов (соматическом и психологическом), так как они вынуждены прилагать огромные усилия к освоению и реализации непривычных видов деятельности.

Материалы учебно-методического комплекса дадут возможность получить представление об основных направлениях самостоятельной работы с целью формирования навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности, интереса к творческой работе.

В рабочей программе комплекса по дисциплине указаны темы курса, вопросы и виды деятельности, выносимые на самостоятельное изучение. Материал по данным темам включен в вопросы на зачет по данному курсу.

Студенту также предоставляется возможность более углубленного изучения материала путем подготовки рефератов, сообщений, мини-презентаций, выполнения творческих заданий по темам курса. По итогам выполнения самостоятельных работ заполняется технологическая карта студента.

Методическое обеспечение самостоятельной работы предусматривает список основной и дополнительной литературы, а также электронных ресурсов.

Учебно-методический комплекс предоставляет возможность самостоятельно проверить уровень освоения материала за счет ответов на предлагаемые вопросы.

Материалы комплекса включают методические указания и рекомендации студентам по изучению дисциплины, а также словарь специальных терминов.

1. Целю освоения дисциплины «Технологии организации самостоятельной работы»

является – сформировать у студентов-бакалавров первого года обучения систему общекультурных и профессиональных компетенций в области самостоятельной работы в ВУЗе и особенностях ее выполнения в процессе освоения дисциплин Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО; развить навыки самообразования:

– глубокое и полное усвоение учебного материала;

– повышение эффективности образовательного процесса в процессе освоения основных общеучебных умений;

– формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной специальностью, но и общим уровнем развития личности;

– создание психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления.

Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности бакалавров:

  • в области педагогической деятельности:

а) ознакомить студентов с необходимой суммой знаний по избранной специальности, а также способностью самостоятельно их пополнять;

б) научить осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией;

в) сформировать навыки аналитического и логического мышления, способности профессионально оценивать ситуацию и находить правильное решение;

г) заложить основы самоорганизации и самовоспитания;

д) сформировать потребности к непрерывному самообразованию, совершенствованию знаний и умений, расширению кругозора;

е) привить навыки к самостоятельному творческому труду, умения решать профессиональные задачи;

ж) представить разные подходы самостоятельно ориентироваться в разных видах информации;

з) сформировать общенаучные умения, необходимые для освоения основных дисциплин специальности;

и) привить умение непрерывно повышать свою квалификацию.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

а) продемонстрировать возможность приобретения опыта планирования и организации рабочего времени;

б) способствовать организации условий самоорганизации и работоспособности;

в) способствовать развитию творческого потенциала студентов.

Требования к результатам освоения дисциплины

Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-7, ПК-9, ОП-3 (Таблица 1).

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы.

Формируемые компетенции

Дескипторы

Общекультурные компетенции (ОК-7)

– способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности

Знать: сущность понятий: «самостоятельная работа», «самостоятельная работа студентов» «конспектирование», «реферирование», «аннотирование», «цитирование»; виды самостоятельных работ в ВУЗе и способы их выполнения.

Уметь: выполнять основные письменные самостоятельные работы студентов: рефераты, доклады; писать аннотации, рефераты научных статей;

Владеть: умением использовать доступные библиотечные ресурсы, умениями находить информацию с помощью автоматизированных систем и информационных сетей.

Профессиональные компетенции (ПК-9) – готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности

Знать: основные приемы работы со справочной, научной, популярной, исторической литературой; основные требования к оформлению письменных работ; методику работы на лекции, семинарских занятиях, при подготовке к экзаменам (зачетам);

Уметь: формулировать проблему, тему, цель, объект, предмет, задачи педагогического исследования; составлять библиографические описания; уметь технически грамотно оформлять собственную самостоятельную работу;

Владеть: способами самостоятельного пополнения знаний по избранной специальности; способами самостоятельной ориентировки в разных видах информации; умениями и навыками составления и анализа письменных текстов учебного и научного характера; лексическими навыками аудирования и конспектирования; стилистикой научной речи.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК-3)

– способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии

Знать: современное состояние и направления компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий, используемые в обучении; развитие программного обеспечения; психолого-педагогические и эргономические требования к созданию и использованию электронных средств.

Уметь: анализировать и оценивать социально и личностно значимую информацию, использовать пакет документов интернета;

оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач; критически оценивать новую информацию в естественнонаучной области знаний и давать ей интерпретацию.

Владеть: понятием информационной технологии обучения, способами мультимедиа. навыками использования персонального компьютера на уровне пользователя; логической культурой мышления, способами анализа и синтеза информации, способами работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.


5. Содержание дисциплины

Модуль 1. Введение.

Тема 1. Предмет, задачи, структура дисциплины. Сущность и виды самостоятельной работы студентов.

Цель и задачи дисциплины. Предмет, структура дисциплины. Сущность, функции и аспекты самостоятельной работы. Формирование представления о самостоятельной работе как элементе обучения. Виды учебных работ, построение учебного плана.

Тема 2. Стили речи. Научный стиль. Порядок работы над стилем речи.

Понятие «стиля». Признаки речевой ситуации. Порядок работы над стилем речи. Стилистический анализ текста. Научный стиль. Жанры научного стиля. Умение выделять стиль и жанры текста.

Тема 3. Чтение – основной источник информации. Заметки на полях.

Правила подбора литературы. Распределение литературы по степени важности. Анализ теоретических источников как метод исследования. Правила чтения. Роль познавательных процессов в работе с литературой. Регуляция внимания при чтении. Чтение и запоминание. Заметки на полях.

Тема 4. Виды информации в тексте.

Виды информации в тексте в зависимости от передаваемого содержания., с точки зрения ее значимости для передачи содержания текста. Разновидности текстовой информации. Умение выделять виды информации по разным основаниям.

Модуль 2. Методы работы с текстом.

Тема 1. План. Виды планов.

Понятие плана и планирования. Правила составления плана текста. Виды плана по способу выражения, по структуре. Требования к плану.

Тема 2. Цитирование. Виды цитат. Пунктуация при цитировании.

Цитата как важное средство, привносящее информацию в текст. Способы цитирования. Требования к цитированию. Функции цитат. Виды цитат. Структура цитаты.

Тема 3. Тезисы. Выписки. Аннотирование.

Тезисы. Правила оформления тезисов. Оформление выписок из текста. Аннотация и аннотирование. Виды аннотаций. Рекомендации по составлению тезисов, выписок, аннотаций.

Тема 4. Виды конспекта. Современные методы конспектирования.

Конспект и виды конспекта. Правила оформления конспектов лекций. Слушание и конспектирование на лекции. Корректировка конспекта. Работа с лекционным материалом. Особенности слухового восприятия. Процессы слушания и понимания на лекции. Правила поведения на лекции.

Тема 5. Библиографический список. Оформление списка литературы.

Классификация видов библиографии. Элементы библиографического описания. Последовательность расположения условных разделительных знаков. Оформление списка использованных источников (однотомные и многотомные издания, книги под общей редакцией, статьи из сборников, журналов, газет, диссертации и авторефераты).

Тема 6. Контрольная работа.

Последовательность работ при подготовке контрольной работы. Структура контрольной работы. Аудиторные и самостоятельные контрольные работы. Выполнение контрольной работы.

Тема 7. Реферат. Его виды. Методика работы над рефератом.

Реферат и его виды и особенности. Структура реферата. Использование цитат в реферате. Правила цитирования. Этапы работы над рефератом. Методы представления результатов анализа в реферативной работе.

Тема 8. Подготовка к семинарам и практическим занятиям. Стилистические ошибки в устной речи, их основные типы.

Особенности семинара как учебного занятия. Разновидности работы на семинаре: коллоквиум, дискуссия, доклады. Правила подготовки теоретических материалов к семинару. Правила подготовки демонстрационных материалов к семинару. Виды практических занятий: лабораторные, тренинговые, компьютерные, письменные и т.д. Особенности групповой работы на практических занятиях. Оформление материалов семинарских и практических занятий. Основные типы стилистических ошибок в устной речи (многословие, использование лишних слов, тавтология, слова-паразиты). Ошибки и оговорки в речи.

Модуль 3. Организация творческой исследовательской деятельности.

Тема 1. Исследовательская практическая работа студентов.

Организация и методология научного исследования. Актуальность и изученность научного исследования. Структура научного исследования. Подготовка курсовой работы. Курсовая работа как вид письменной работы. Научно-исследовательская составляющая курсовой работы. Правила выбора темы курсовой работы. Методы исследования в курсовой работе. Структура курсовой работы. Цели и задачи, объект и предмет исследования. Виды гипотез. Сбор и систематизация материалов для курсовой работы. Программа эмпирического исследования. Подготовка к защите курсовой работы. Правила презентации результатов исследования.

Тема 2. Общие требования к оформлению письменных самостоятельных работ.

Общие технические требования к оформлению письменных самостоятельных работ: название и размер шрифта, размер полей и абзацный отступ, межстрочный интервал, объем страниц и их нумерация; оформление титульного листа, содержания, введения, списка использованных источников, приложения. Оформление таблиц, рисунков. Оформление заголовков и разделов.

Тема 3. Условия самоорганизации и работоспособности студента.

Самоорганизация, ее этапы. Рекомендации по подготовке и сдаче экзаменов и зачетов. Функции экзамена и зачета. Требования к организации умственного труда студента.

Содержание дисциплины «Технологии организации самостоятельной работы» структурировано по видам учебных занятий с распределением объемов учебной нагрузки (Таблицы 2, 3).

Таблица 2. Тематическое планирование.

п/п

Тематические разделы и темы дисциплины


Виды и формы учебной работы в часах

Лекции (ч.)

ПЗ

(ч.)

ЛЗ

(ч.)

СР

(ч.)


Модуль 1.Введение





1.

Предмет, задачи, структура дисциплины. Сущность и виды самостоятельной работы студентов.

1



1

2.

Стили речи. Научный стиль.

Порядок работы над стилем речи.

1



1

3.

Чтение – основной источник информации. Заметки на полях.

1



1

4.

Виды информации в тексте.


1



1


Модуль 2.Методы работы с текстом





1.

План. Виды планов.



2


2

2.

Цитирование. Виды цитат. Пунктуация при цитировании.


2


2

3.

Тезисы. Выписки.

Аннотирование.


2


2

4.

Виды конспекта. Современные методы конспектирования.


2


2

5.

Библиографический список. Оформление списка использованных источников.


2


2

6.

Контрольная работа.



2


2

7.

Реферат. Его виды.

Методика работы над рефератом.


2


2

8.

Подготовка к семинарам и практическим занятиям

Стилистические ошибки в устной речи, их основные типы.


2


2


Модуль 3. Организация

творческой исследовательской деятельности





1.

Исследовательская практическая работа студентов.


2


2

2.

Общие требования к оформлению письменных самостоятельных работ.


2


2

3.

Условия самоорганизации и работоспособности студента.


2


2


Итого

4

22

26


В том числе в интерактивной форме

4


Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

Темы дисциплины

Задания для самостоятельной работы

Форма

отчета

Трудоемкость задания, часы


Модуль 1. Введение

Первая зачетная единица. Общее количество баллов за выполнение самостоятельных работ в первой зачетной единице составляет – 30 баллов.

Также студент набирает баллы за выполнение работ промежуточного контрольного контроля и за активное выполнение заданий на аудиторных занятиях.



1.

Предмет, задачи, структура дисциплины. Сущность и виды самостоятельной работы студентов.

1. Сравните определения «самостоятельной работы», данные разными авторами. Какое определение дает наиболее полную характеристику.

Ф.И.О. автора

Определение

Архангельский С. И.

Самостоятельная работа – самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач

Молибог А. К.

Самостоятельная работа – деятельность, складывающаяся из таких элементов как творческое восприятие учебного материала в ходе лекций, подготовка к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнение курсовых и дипломных работ

Назимов Р. А.

Самостоятельная работа – разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководителя, но под наблюдением преподавателя

Дружинин В. Н.

Самостоятельная работа – процесс усвоения определенной суммы знаний и способов деятельности»

Из Положения о самостоятельной работе

Самостоятельная работа – любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала

Количество баллов – 3

2. Дайте письменный ответ на вопрос: «Почему самостоятельная работа – ведущая и активизирующая форма учебного процесса?».

Количество баллов – 2

3. Перечислите условия, способствующие повышению роли и активизации самостоятельной работы студентов.

Количество баллов – 2

4. Перечислите факторы, негативно влияющие на выполнение самостоятельной работы. Обоснуйте их.

Количество баллов – 2

5. Обоснуйте необходимость планирования самостоятельной работы.

Количество баллов – 2

Решение творческих задач, письменная работа, устный опрос

2

2.

Стили речи. Научный стиль.

Порядок работы над стилем речи.

1. Выберите правильный ответ: Слово стиль происходит от:

а) латинского

б) греческого

в) французского

г) русского

Количество баллов – 1

2. Найдите в различных философских, энциклопедических, педагогических словарях определения понятия «стиля». Выпишите их, сделайте ссылку на источник. Сопоставьте определения стиля, выявите общие черты и различия. Заполните таблицу по предложенному образцу.

Ф.И.О. автора или источник

Определение

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Знание, 1977.

Стиль – это явление, которое может быть понятно только при учете целей, задач, ситуаций и сферы общения и самого содержания высказывания.

Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики //Вопросы языкознания. – 1955. – № 1. – С. 73.

Стиль – это общественно осознанная, функционально обусловленная внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа».

Количество баллов – 3

3. Назовите признаки речевой ситуации.

Количество баллов – 1

4. Назовите порядок работы над стилем речи.

Количество баллов – 2

Устный опрос, заполнение таблицы

2

3.

Чтение – основной источник информации.

Заметки на полях.

1. Дайте письменный ответ на вопрос: «Почему одним из важнейших условий продуктивного и быстрого чтения является планирование работы с книгой?».

Количество баллов – 2

2. Письменно ответьте на вопрос: «Какое место занимает самостоятельная работа с книгой в процессе обучения в ВУЗе».

Количество баллов -2

3. Разработайте собственную систему «заметок на полях» – условных знаков, кратких обозначений.

Количество баллов – 2

Письменная работа, устный опрос, творческая работа

4

4.

Виды информации в тексте.

1. Объясните выделение в научной литературе основных видов информации в тексте в зависимости от передаваемого содержания.

Количество баллов –2

2. Объясните выделение в научной литературе основных видов информации в тексте в зависимости от вида оценки информации.

Количество баллов –2

3. Перечислите слова, которые могут быть сигналами дублирующей информации.

Количество баллов – 2

Устный опрос, дискуссия

2


Модуль 2.Методы работы с текстом

Вторая зачетная единица. Общее количество баллов за выполнение самостоятельных работ в первой зачетной единице составляет – 50 баллов.



1.

План. Виды планов.

1. Перечислите основные правила составления плана текста.

Количество баллов – 2

2. Назовите основные требования, предъявляемые к плану.

Количество баллов – 1

3. Составьте простой и сложный план на одну из тем:

  1. Культура общения.
  2. Культура речи.
  3. Рациональные приемы работы с литературой.

Количество баллов – 3

Устный опрос, групповая учебная деятельность

4

2.

Цитирование. Виды цитат. Пунктуация при цитировании.

1. Выберите правильный ответ: Цитата с латинского означает:

а) провозглашать

б) приводить

в) уводить

г) присуждать

Количество баллов – 1

2. Письменно приведите примеры цитат различных структурных типов.

Количество баллов – 2

3. Составьте тест, не менее чем из 5 вопросов, по тексту лекции.

Количество баллов -4

Устный опрос, письменная работа, творческая работа. Анализ учебных и научных текстов

2

3.

Тезисы. Выписки.

Аннотирование.

1. Выберите из журналов «Дошкольное воспитание», «Дефектология», «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» за текущий год любую статью:

а) выпишите тезисы, сделайте выписки;

б) составьте тезисный и цитатный планы.

Количество баллов – 2

2. Письменно составьте аннотацию к двум книгам (например, к учебному пособию и художественному произведению). Проанализируйте аннотации. Для кого они предназначены. Укажите авторов, название книг, город, где были изданы книги, названия издательств, года изданий.

Количество баллов – 2

Письменная работа

2

4.

Виды конспекта. Современные методы конспектирования.

1. Перечислите основные типы конспектов, дайте им характеристику.

Количество баллов –1

2. Ответьте на вопросы:

  1. Чем отличается конспект от тезисов и выписок?
  2. Чем отличается написание конспекта «для себя» от написания «для других»?
  3. Что является критерием качества конспекта?
  4. В чем суть рационального конспектирования?

Количество баллов – 3

3. Письменно приведите примеры известных вам общепринятых сокращений, знаков акцентирования внимания для выделения и привлечения внимания к отдельным частям текста конспекта, а также для пояснения роли этого места в тексте. Какие индивидуальные (свои) сокращения, условные знаки, пометки вы используете? Проверьте, понятны ли они однокурсникам. Заполните таблицу.

Примеры используемых общепринятых сокращений, знаков акцентирования внимания

Примеры индивидуальных сокращений, условных знаков привлечения особого внимания



Количество баллов – 3

Экспрес-опрос, заполнение таблицы, письменная работа

2

5.

Библиографический список. Оформление списка использованных источников.

1. Составьте библиографическое описание:

а) однотомного и многотомного издания;

б) научной статьи из сборника;

в) автореферата;

г) газетной статьи.

Количество баллов – 2

2. Выберите из журналов «Дошкольное воспитание», «Дефектология», «Логопед» за текущий год любую статью и составьте к ней вопросы (не менее 10), напишите план, изобразите граф-схему, выпишите тезисы. Статью оформите в соответствии с требованиями ГОСТ к оформлению библиографического списка: Автор. Название статьи //Название журнала. – 20… – № ... – С. …–….

Количество баллов – 1

3. Работа с библиотечным каталогом. Составьте список литературы, имеющейся в библиотеке по самостоятельной работе студентов.

Количество баллов – 3

Работа по образцу. Контрольная письменная работа

4

6.

Контрольная работа.

1. Составьте примерную тематику контрольных работ по дисциплине «Технологии организации самостоятельной работы» (не менее трех тем).

Количество баллов –3

Сообщение, творческая письменная работа

2

7.

Реферат. Его виды.

Методика работы над рефератом.

1. Найдите в различных энциклопедических и педагогических словарях определение понятия «реферат». Выпишите их, сделайте ссылки на источники.

Количество баллов – 2

2. Ответьте на вопросы:

1. В чем сходство и различие реферата и аннотации, реферата и конспекта?

2. В чем заключаются особенности планирования работы над рефератом?

Количество баллов –2

3. Дайте характеристику этапов работы над рефератом.

Количество баллов –2

4. Раскройте методику написания рефератов.

Количество баллов –3

Устный опрос, подготовка реферата

4

8.

Подготовка к семинарам и практическим занятиям

Стилистические ошибки в устной речи, их основные типы.

1. Подготовить мультимедийную презентацию на тему «Виды практических занятий».

Количество баллов – 3

2. Назовите традиционные части построения доклада.

Количество баллов – 1

3. Подготовьте доклад по одной из следующих тем:

  1. Культура общения.
  2. Культура речи.
  3. Рациональные приемы работы с литературой.

Количество баллов – 2

3. Назовите основные причины стилистических ошибок в устной речи.

Количество баллов –1

4. Приведите примеры основных типов стилистических ошибок (использование лишних слов, тавтология, слова-паразиты, использование придуманных слов, архаизмов).

Количество баллов – 1

Мультимедийная презентация, устный опрос, выступление с докладом

2


Модуль 3. Организация

творческой исследовательской деятельности

Третья зачетная единица. Общее количество баллов за выполнение самостоятельных работ во второй зачетной единице составляет – 40 баллов.




1.

Исследовательская практическая работа студентов.

1. Обоснуйте организацию практической научно-исследовательской деятельности студентов.

Количество баллов – 2

2. Письменно ответьте на вопрос: «Каковы требования к структуре научной работы?»

Количество баллов – 3

3. Определите логическую последовательность структурных элементов введения

– Методы

– Цель

– Гипотеза

– Предмет

– Проблема

– Объект

– Теоретическая база исследования

– Практическая значимость исследования

– Актуальность

Количество баллов – 5

4. Объясните разницу между объектом и предметом исследования.

Количество баллов – 1

5. Ответьте на вопросы:

  1. Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?
  2. Чем гипотеза отличается от концепции?

Количество баллов –2

6. Перечислите характерные ошибки при выборе методов исследования.

Количество баллов – 1

7. Обоснуйте критерии оценки исследовательской практической деятельности.

Количество баллов – 1

Мини-презентация, письменная работа, коллоквиум

4

2.

Общие требования к оформлению письменных самостоятельных работ.

1. Назовите основные требования к оформлению машинописного текста научной работы?

Количество баллов – 5

2. Составьте тест из 10 вопросов по теме «Технические требования к оформлению письменных работ».

Количество баллов – 5

3. Законспектируйте параграф «Специфика научного исследования» из книги А.Ф. Ануфриева Научное исследование: курсовые, дипломные и диссертационные работы – М.: Ось-89, 2007. – 112 с.

Количество баллов –5

Работа по образцу, работа над ошибками,

устный блиц-опрос

4

3.

Условия самоорганизации и работоспособности студента.

1. Найдите в различных энциклопедических и педагогических словарях определения понятий «самоорганизация», «работоспособность». Выпишите их, сделайте ссылку на источник.

Количество баллов – 3

2. Составьте список рекомендаций по подготовке и сдаче экзаменов и зачетов, используя материал лекции.

Количество баллов – 3

3. Обоснуйте критерии работы и отдыха.

Количество баллов – 4

Мини-презентация, эссе

2


Итого



42


6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для освоения дисциплины «Технологии организации самостоятельной работы» необходим компьютерный класс, в котором имеется следующее оборудование:

1. Персональный компьютер с программным обеспечением:

  • пакет Microsoft office (создание текстовых документов, создание мультимедийных презентаций);
  • Internet, электронная почта – используются студентами для поиска информации в рамках СРС и НИРС;
  • Microsoft Windows Media – для просмотра обучающих видеофильмов и аудиоматериалов – проигрыватель;
  • комплекс программ для проведения тестов контроля знаний учащихся (AST-test и Unitest);
  • FineReader – для сканирования учебно-методического материала имеется программа;

2. Проектор.

3. Интерактивная доска.

7. Примерные темы рефератов, контрольных работ, сообщений, мини-презентаций

  1. Нравственная культура личности.
  2. Готовность студента к учебной деятельности.
  3. Способности и их структура.
  4. Рациональные приемы работы с литературой.
  5. Внимание и его воспитание.
  6. Мотивация самостоятельной работы.
  7. Культура общения.
  8. Самовоспитание личности.
  9. Особенности рефлекторной деятельности.
  10. Наблюдение как наиболее продуктивный тип восприятия.
  11. Представления и способы саморазвития.
  12. Культура речи.
  13. Зависимость умственной работоспособности от хорошего настроения.
  14. Аутогенная тренировка – эффективное средство повышения работоспособности студента.
  15. Основные качества личности оратора.
  16. Время – пространство для раскрытия способностей студента.
  17. Индивидуальность – важнейшее свойство личности.
  18. Основные условия успешности самостоятельной работы студентов.
  19. Использование Internet ресурсов в самостоятельной работе студентов.
  20. Виды учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ студентов.

8. Вопросы к зачету

  1. Предмет, задачи, структура курса.
  2. Сущность, функции и аспекты самостоятельной работы.
  3. Основные умения, необходимые для самостоятельной работы.
  4. Стили речи. Признаки речевой ситуации.
  5. Порядок работы над стилем речи. Научный стиль.
  6. Жанры научного стиля. Умение определять стиль и жанр текста.
  7. Стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок (многословие, неполнота высказывания, новые слова, неправильное употребление и др.).
  8. Виды информации в тексте в зависимости от передаваемого содержания: фактографическая, логико-теоретическая, оценочная; с точки зрения ее значимости для передачи содержания текста: основная, дополнительная, дублирующая; в зависимости от вида текстовой информации: содержательно-фактуальную, содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую.
  9. Цитата. Требования к цитированию. Научные цитаты.
  10. Структурные типы цитат (полная, усеченная, расчлененная).
  11. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании.
  12. Тезисы, их виды. Рекомендации к составлению тезисов.
  13. Выписки. Рекомендации к составлению выписок.
  14. План. Требования к плану. Виды плана: по способу выражения, по структуре.
  15. Правила составления плана текста. Рекомендации к составлению плана.
  16. Конспект. Конспектирование. Отличие конспекта от выписок и тезисов.
  17. Виды конспекта.
  18. Этапы работы над конспектом. Критерии качества конспекта.
  19. Элементы библиографического описания. Последовательность расположения условных разделительных знаков.
  20. Схема полного и сокращенного описания многотомных и однотомных изданий для библиографического списка и ссылок.
  21. Схема полного и сокращенного описания книги одного автора, трех авторов и под общей редакцией для библиографического списка и ссылок.
  22. Схема полного и сокращенного описания статьи из сборников, из журналов, из газет для библиографического списка и ссылок.
  23. Контрольная работа – как форма проверки и оценки усвоенных знаний.
  24. Аннотирование.
  25. Реферат. Реферирование. Структура реферата.
  26. Этапы работы над рефератом.
  27. Требования к тексту рефератов (использование клише) во вводной части, основной и заключительной.
  28. Раскрытие темы реферата. Формулировка проблемы.
  29. План анализа реферата.
  30. Структурные компоненты введения.
  31. Требования к оформлению реферата. Критерии оценки реферата.
  32. Общие требования к оформлению письменных работ.
  33. Правила оформления конспектов лекций.
  34. Правила поведения на лекции.
  35. Семинар как учебное занятие.
  36. Особенности работы на практических занятиях.
  37. Доклад, как вид письменной самостоятельной работы студента.
  38. Умение подбирать материал для доклада, выступать перед аудиторией, рецензировать доклад.
  39. Структура курсовой работы.
  40. Требования к написанию курсовой работы.
  41. Объект и предмет в курсовой работе.
  42. Этапы работы студента над курсовой работой.
  43. Самоорганизация студента, ее этапы.
  44. Самоорганизация умственного руда студента: целеустремленность, сознательная активность, систематичность и последовательность в умственной деятельности.
  45. Культура работы с книгой.
  46. Общеучебные основы работы с книгой.
  47. Основные параметры работоспособности студента и пути их самосовершенствования.
  48. Общие требования к организации умственного труда студента.
  49. Основная функция экзамена (зачета).
  50. Использование электронных Internet ресурсов в письменных работах студентов.

Контрольные задания для итогового зачета

Студенту необходимо выполнить следующие виды работ:

  • выбрать тему из предложенного списка;
  • оформить титульный лист в соответствии с требованиями;
  • составить содержание реферата по выбранной теме. Требование: сложный план, две главы, введение, заключение;
  • написать введение к реферату. Требование: оформить необходимые структурные компоненты в соответствии с темой: актуальность, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, теоретическая база, практическая значимость;
  • составить список литературы, включающий 8-10 наименований по выбранной теме;
  • тезисно сформулировать содержание параграфов.

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Основная литература

1. Аверченков, Владимир Иванович. Основы научного творчества [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. И. Аверченков, Ю. А. Малахов. – М.: Флинта, 2011. – 156 с. – Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". – ISBN 978-5-9765-1269-6.

2. Бородина-Глебская, Елена Адольфовна. Учебно-методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу "Психология человека" / Е. А. Бородина-Глебская, Л. И. Мисникова; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2009. – 66 с.: табл. – Библиогр. в конце тем и с. 60-63.

3. Истюфеева, Жанна Николаевна. Технология организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Ж. Н. Истюфеева; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого и дистанционного образования. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

4. Титов, Вадим Александрович. Педагогика начальной школы [Электронный ресурс]: конспект лекций / В. А. Титов. – М.: Приор-издат, 2008. – 224 с. – Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". – ISBN 978-5-9512-0779-1.

5. Шарипов, Фаниз Вагизович. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф. В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – 448 с. – (Новая Университетская Библиотека). – Библиогр.: с. 440-446. – ISBN 978-5-98704-587-9.

Дополнительная литература

  1. 1. Алханов А. Самостоятельная работа студентов //Высшее образование в России. – 2005. – № 11. – С. 86-87.
  2. Белашина, Т. В. Организация самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Т. В. Белашина; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 3,32 МБ – Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.
  3. Бент Б. Андресен, Катя ванн ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.
  4. Бережнова Е. В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: методические рекомендации для студентов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 48 с.
  5. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М., 2005. – 900 с.
  6. Борикова Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие для пед. вузов. – М.: Академия, 2002. – 128 с.
  7. Валеев Г. Х. Постановка проблемы педагогического исследования // Педагогика. – 2001. – №4. – С. 19-23.
  8. Валеев Г. Х. Объект, предмет и тема научного исследования // Педагогика.– 2002. – №2. – С. 26-31.
  9. Выборнова В. Ю. Учим аннотировать // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. – Новосибирск: Изд-во ГГПУ. – Ч. 4. – 2001.
  10. Габдреева Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием. – Казань, 1981.
  11. Гладышева М. и др. Формирование исследовательских компетенций студентов в процессе самостоятельной учебной работы в техническом вузе // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 3. – С. 24-26.
  12. Дмитриева В., Самойленко П. Модульно-рейтинговая система организации управляемой самостоятельной работы студентов // Науковi записки. – Вiпуск 82(1). – С.37-41.
  13. Жук О. Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: пособие для преподавателей и студентов. – Минск: РИВШ, 2005. – 112 с.
  14. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 033400 (050701) – «Педагогика». – М.: Академия, 2008. – 174 с.
  15. Зайдман И. Н. Технология учебно-научной работы: учебно-методическое пособие. – Ч. 1. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 171 с.
  16. Зайдман И. Н. Технология учебно-научной работы: учеб.-метод. пособие. – Ч. 2. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 106 с.
  17. Зайдман, И. Н. Технология самостоятельной работы: учебно-методическое пособие /И.Н. Зайдман, Е.В. Евдокимова, О.А. Ефремова, Н.В. Федорова, М.А. Лаппо, Н.П. Воронцова, М.А. Григорьева, Е.Н. Медведева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. – 14 c.
  18. Ильина Т. И. Методика изучения мотивации обучения в вузе. [Электронный ресурс] //http: //www.psychometrica.ru/index.php?hid=50& met info =200.
  19. Кузнецов И. Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. – Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2000. – 256 с.
  20. Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 336 с.
  21. Лапина О. А., Тигунцова Г. Н. Самостоятельная работа студентов: организация и содержание. учебное пособие. – Иркутский гос. пед. университет, 2009. – 80 с.
  22. Лудченко А. А. и др. Основы научных исследований: учебное пособие. – Киев: О-во «Знания», КОО, 2001. – 113 с.
  23. Манаков Н. А. и др. Проблемы внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс //Технологическое образование (проблемы и перспективы развития): Сб. трудов региональной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. – С. 89-95.
  24. Мерзликина Н. И. Учебные тексты, их структура и дидактические функции // Аспирант и соискатель. – 2007. – № 2. – С. 66-68.
  25. Морева Н. А. Технологии профессионального образования: учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – 427 с.
  26. Омельченко Е. А. Методология и организация самостоятельной работы студентов: учеб.-метод. пособие. – Новосибирск, Изд. НГПУ, 2011. – 113.
  27. Пауэлл Т. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. – СПб., 2000.
  28. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1998.
  29. Плотникова О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход // Высшее образование в России. – 2005. – № 1. – С. 178-180.
  30. Портных В. О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 155-157.
  31. Прохоров А. О. Методы психической саморегуляции. – Казань, 1990.
  32. Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного обучения // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 109-114.
  33. Рубаник А., Большакова Г., Тельных Н. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. – 2005. – №6.– С. 120-124.
  34. Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 103-109.
  35. Сергеенкова В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы. – Мн.: РИВШ, 2004. – 132 с.
  36. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. – М. 1999.
  37. Тютюнник В. И. Основы психологических исследований; учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология», 2002. – 208с.
  38. Усачева И. В., Ильясов И. И. Формирование учебной исследовательской деятельности: обучение чтению научного текста. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 120 с.
  39. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
  40. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие для вузов. – М.: Дашков и К, 2009. – 244 с.
  41. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 127 с.

Электронные образовательные ресурсы

1. http://www.mon.gov.ru

2. http://www.edu.ru

3. http://www.rsl.ru

4. http://www.gnpbu.ru

5. http://www.Gramota.ru

6. http://www.Philology.ru

7. http://ru.wikipedia.org

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04