Тема 4.1. Классификация частей речи. Характеристика имен и местоимения

Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения (ГЗ), средства выражения грамматических значений, грамматические категории (ГК).

ГЗ – отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Слово имеет несколько ГЗ.

Например, «Я волком бы выгрыз бюрократизм» (Маяковский). «Волком» выражает ГЗ предметности, одушевленности, мужского рода, единственного числа, тв. п. (значение сравнения).

Самое общее и наиболее важное ГЗ слова называется категориальным (или общекатегориальным, частеречным): ГЗ предметности – у сущ., ГЗ количественности – у числит. Категориальное значение слова дополняется и конкретизируется частными ГЗ.

ГЗ выражается с помощью формальных грамматических средств, которые бывают двух видов.

1.Парадигматические (окончания, формообразующие суффиксы, вспомогательные слова в аналитических формах). Парадигма – совокупность всех грамматических разновидностей (словоформ) данного слова (у некоторых слов словоизменение отсутствует – у, но, лишь).

Морфологическая словоизменительная парадигма слова «школа»: школа, школы, школе, школу, школой, (о) школе; школы, школ, школам, школы, школами, (о) школах.

Словоформы бывают двух видов: синтетические (простые) и аналитические (составные). Синтетические словоформы состоят из основы слова и словоизменительных аффиксов: дом-0, школ-а, чита-л-и, бег-ущ-ий, быстр-ейш-ий.

В образовании аналитических форм участвуют вспомогательные слова: буду читать, буду бежать; параллельные формы: сильнейший – самый сильный, теплее – более теплый.

Кроме основных парадигматических средств, имеются и дополнительные, нередко сопутствующие этим основным средствам:

1)чередования (альтернации) фонем в основе: бегу – бежишь, сон – сна;

2)наращение, усечение или чередование суффиксов в основе: брат – брать(й)я, крестьянин – крестьяне, давать – даю, танцевать – танцую;

3)супплетивизм (чередование коней): иду – шел, человек – люди;

4)ударение: дерево – деревья, была – были.

2.Синтагматические средства – с помощью окончаний согласующихся слов.

Например, новая книга – новые книги.

Когда парадигматические средства выражения ГЗ отсутствуют, единственным средством становится грамматическая синтагматика: новое/новые пальто, мощная/мощные ТЭЦ.

Иногда следует принимать во внимание порядок слов в предложении: Мать любит дочь; Дочь любит мать.

ГК – это противопоставление всех однородных ГЗ, выражаемых грамматическими формальными средствами. ГК – двуплановое явление, это единство грамматической семантики и средств ее выражения, в рамках категории ГЗ изучаются не изолированно, а в противопоставлении всем другим однородным ГЗ. Например, категорию глагольного вида составляют однородные значения совершенного и несовершенного вида (средства выражения – приставки).

ГК:

1.Лексико-грамматические категории находят свое выражение в противопоставлении слов по их грамматическим свойствам (ЛГК рода, одушевленности/неодушевленности существительных).

2.Словоизменительные категории выражаются в противопоставлении разных словоформ одного слова (категория лица).

Основной ЛГК является категория частей речи. Виноградов выделил 4 семантико-грамматических класса слов: самостоятельные части речи, служебные части речи, модальные слова и междометия. К самостоятельным частям речи относятся: сущ., прил., числит., глаг., кат. сост., мест., нар.

 

Имя существительное как часть речи

ИС – часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности/неодушевленности, рода, числа и падежа. Значение предметности – это отвлеченное ГЗ, свойственное всем без исключения существительным. Для русских существительных характерны 4 морфологические категории: одушевленность/неодушевленность, род, число и падеж. Одушевленность/неодушевленность и род – ЛГК сущ-х, постоянный признак. Число и падеж – переменный признак. В предложении ИС обычно бывает подлежащим и дополнением (Их дочки Таню обнимают). Для словообразования существительных характерны суффиксы –тель, -щик, -ник, -ниj(е), -тиj(е), -ость, -ств(о) и др.

В зависимости от конкретного ЛЗ и некоторых грамматических признаков ИС делятся на несколько ЛГР

I. Нарицательные (наименования однородных предметов) и собственные (названия единичных предметов). Имена собственные употребляются в форме какого-то одного числа (Москва, Дарданеллы).

II.Одушевленные – названия живых, биологически активных, способных к произвольному движению существ. Неодушевленные ИС обозначают предметы, не способные к передвижению. Семантическая классификация не совпадает с научным делением на живое / неживое. ГО: различие между одушевленными и неодушевленными ИС проявляется в форме В.п. мн.ч. У одуш. ИС В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. У неодуш. ИС В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ИС м.р. можно проверять и формой ед.ч. (кроме «папа»).

У несклоняемых ИС одуш./неодуш. Проявляется аналитически.

И.п.            маленький пони, зеленое такси

Р.п.            маленького пони, зеленого такси

В.п.            маленького пони, зеленое такси

В некоторых ИС совмещаются понятия о живом и неживом (кукла, туз, вирус, идол). Одуш./неодуш. Тесно связана с категорией рода. Одуш. Свойственна ИС муж. и жен. Рода, в ср.р. одуш. сущ. мало.

III. Отвлеченные (абстрактные) ИС обозначают действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака (бег, учеба, красота, глубина).

Вещественные ИС обозначают вещества (в широком смысле) – химические элементы и соединения, с/х культуры, пищевые продукты и т.д. (водород, вода, лед, железо, пшеница, сливки, тес, солома).

Собирательные ИС обозначают совокупность однородных предметов или лиц как одно неделимое целое (крестьян-ств-о, лист-в-а, тряп-j-е, професс-ур-а).

Их сочетания с количественными числительными исключены, противопоставление же разных числовых форм встречается редко и связано с существенным изменением семантики (бег – бега, красота – красоты, вода – воды).

Конкретные ИС называют конкретные предметы и явления действительности (гроза, стол, медведь). От других ИС они отличаются сочетаемостью с количественными числительными.

 

По грамматическим свойствам ИС делятся на склоняемые и несклоняемые. Большинство русских существительных – склоняемые, их парадигма состоит из словоформ с разными окончаниями (стол, стола, столу, столом). Несклоняемые существительные – сравнительно новое явление в русской морфологии, они появились в русском языке в н. 19 в. В парадигме несклоняемых существительных нет формального противопоставления словоформ (все словоформы звучат одинаково), однако для них характерны те же категории, которые выражаются не парадигматически, а синтагматически.

Категория рода – наиболее универсальная грамматическая категория, т.к. она охватывает важнейшие части речи. В то же время род ИС имеет важную особенность: он носит независимый характер, в отличие от других частей речи. Категория рода внутренне присуща и обязательно сопровождает ИС. Не имеют рода ИС типа санисливки. Род ИС имеет классифицирующий характер.

Неодуш сущ. образуют один из трех родов. Никакой связи между категорией рода и ЛЗ у этих слов нет, категория рода у неодуш. сущ. является формальной, грамматической. Определить род можно только по характеру основы и по окончанию (стол, окно, поле, степь). Поэтому возникают сложности: тюль – м.р., шампунь – м.р., мозоль – ж.р., вуаль – ж.р.

Одуш. сущ. распределяются между м. и ж. родом, ср.р. мало (божество, ничтожество). У большинства этих ИС род имеет лексико-грамматический, содержательный характер, тесно связан с ЛЗ. Все слова, обозначающие лиц мужского пола (независимо от характера основы и окончания) – существительные м.р. (папа, дядя). Л-Г характер имеют и названия некоторых животных (курица, львица).

Особое место занимают слова двуродовые (общего рода), их в рус. яз. около 300, относятся к разг., протореч. лексике (плакса, засоня, растяпа). Их род определяется в зависимости от того, для обозначения лица какого пола они используются. Родовая принадлежность определяется конкретным употреблением. К двуродовым словам примыкают имена (Саша, Женя) и несклоняемые фамилии. Сюда не относятся: лиса, заяц, тигр, врач, директор, коллега.

Род несклоняемых ИС носит Л-Г характер: мадмуазель, мисс – ж.р., сэр, денди – м.р.

Особые затруднения могут возникать при определении рода несклоняемых сущ.

1.Род заимствованных одуш. сущ. прямо соотносится с биологическим полом называемого существа: рефери (м.р.); мисс, леди (ж.р).

2.Заимствованные неодуш. сущ., как правило, ср.р.: кашне, пальто, портмоне. НО: кофе, хинди, сухили, авеню.

3.Род нескл. Географических названий соотносится с родом соответствующего нарицательного сущ.: Торонто, Тбилиси (город – м.р.), Онтарио (озеро – ср.р), Миссисипи (река – ж.р.).

4.Род несклоняемых аббревиатур обычно соответствует роду главного слова того словосочетания, которое положено в основу аббревиатуры (НГПУ, РФ). У склоняемых аббревиатур род носит формальный характер (нэп – м.р., вуз – м.р.).

5.Названия животных и их детенышей – м.р. (кенгуру, шимпанзе, какаду).

Род слов типа домишко (м.р.) мотивируется производящим словом.

Категория числа представлена двумя рядами противопоставленных форм, говорящих о количестве предметов. Формы ед.ч. имеют значение «один», формы мн.ч. – «больше одного».

КЧ выражается:

1.Морфологически и синтаксически, т.е. своими окончаниями и окончаниями зависимых слов (перелетные птицы в чистом поле).

2.Словообразовательно (чудо – чудеса, татарин – татары, котенок – котята).

3.Ударением (трубА – трУбы).

4.Участием чередований (ухо – уши).

5.Супплетивно (человек – люди, ребенок – дети).

Далеко не все сущ. имеют формы обоих чисел. Singularia tantum: бег, тишина, перемирие; листва, профессура, человечество; Енисей, Крым, Зевс. Pluralia tantum: переговоры, хлопоты; духи, сливки, чернила; деньги, джунгли, финансы; Альпы, Лужники, Мытищи; казаки-разбойники, прятки, шахматы; брюки, ворота, ножницы.

В некоторых случаях вместо формы мн.ч. используется форма ед.ч., и наоборот.

Пусть все откроют учебник и прочитают правило.

Ягода в этом году обильная (знач. Собирательной или обобщенной множественности).

Студентка опять на курорты поехала («гиперболическое» значение).

Двойственное число.

Категория падежа – словоизменительная категория, которая выражает отношение ИС к другим словам в предложении. Она представлена шестью рядами. Эта категория больше синтаксическая, чем морфологическая.

Именительный падеж – прямой, остальные – косвенные.

Им.п. противостоит всем остальным и выражает независимое положение сущ. Он имеет 6 значений. Основные значения – субъектное и объектное. Все остальные падежи выражают объектные, обстоятельственные и определительные значения. Им.п. всегда употребляется без предлога, пред.п. – с предлогом. Остальные употребляются как с предлогами, так и без них.

К падежным формам задается два вопроса: морфологический (собственно падежный) и синтаксический.

Книга лежит на столе. На чем? – морф. Где? – синт.

Склонение – изменение слова по числам и падежам.

Склонение и спряжение  не являются ГК, они представляют собой формальные классы.

Различаются 2 типа склонения: субстантивный, свойственный ИС, и адъективный, свойственный ИП (+смешанный).

В субстантивном склонении различаются I, II, III склонения, которые определяются по роду и окончанию.

I скл. – ИС м. и ж. родов с -а, -я.

II скл. – ИС м. и ср. родов с нулевым, -о, -е.

III скл. – ИС ж.р. с нулевым.

Особую орфографическую группу составляют слова на -ия (армия), -ие (здание), -ий (планетарий). Субстантивные типы различаются четко только в ед.ч. Во мн.ч. этого нет. В Д., Тв. и П.п. ИС всех типов имеют одинаковые окончания.

За пределами трех склонений находятся ИС разносклоняемые (10 сущ. ср.р. – бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя + путь + дитя (дитяти – р., д., п. падежи, дитятей – тв.п.)).

Ряд ИС относится к адъективному склонению (субстантиваты): пирожное, столовая.

Не определяется склонение у Pluralia tantum.

Имя прилагательное

ИП – часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая его в зависимых, словоизменительных категориях рода, числа и падежа. Синтаксическая роль: согласованное определение, именная часть составного сказуемого). В зависимости от обозначаемого признака, а также от словообразовательных особенностей и грамматических свойств, прилагательные делятся на 3 разряда.

Качественные ИП называют подвижный признак, который в разных предметах может проявляться в разной степени.

Река широкая, стала еще шире. Стол новый, был еще новее.

Относительные ИП называют признак опосредованно, через отношение к другому предмету, признаку, действию. Они могут указывать на материал, время, место, количество. Как правило, это производные слова и называют они постоянные неизменяемые признаки.

Деревянный стол. Кирпичный дом. Тростниковый сахар.

Притяжательные ИП обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному. В зависимости от этого выделяются собственно притяжательные (отцовский) и притяжательно-относительные (лисий). К собственно притяжательным относятся слова с суффиксами -ин-, -ов-, -ев-, -ын-, -нин-, -ск-, которые указывают на принадлежность одному лицу.

Качественные ИП имеют ряд отличительных признаков:

1.краткие формы (нов);

2.степени сравнения (новее, новейший);

3.сочетаемость с наречиями степени (очень новый);

4.непроизводность;

5.образуют наречия на -о (-е, -и) (ново);

6.образуют имена качества (новизна);

7.формы оценки (новехонький);

8.синонимы (старый).

 

Краткие прилагательные

Качественные прил. имеют полную (атрибутивную) и краткую (предикативную) формы. Непременным условием образования краткой формы является называние такого признака, который может быть как постоянным, так и временным свойством предмета.

Больной ребенок – ребенок болен.

Краткие прил. образуются отсечением окончания полной формы и прибавлением родовых окончаний ИС: красивый – красив, красив-а, красив-ы. Особо образуются краткие формы от прил. на -н: ценный – ценен; великий (большой) – велик; соленый – солон; маленький – мал. Многие полные ИП образуют не все краткие формы: озорной – озорна, вдовый – вдов. Некоторые краткие ИП не соотносятся по значению с полными или не имеют их вообще: должный ≠ должен, нужный ≠ нужен, согласный ≠ согласен; горазд, люб, рад, жив, способен, слышен, прав – не имеют полной формы.

Нет кратких форм у многих «цветовых» прилаг. и в названии мастей; у отдельных слов с суффиксами эмоциональной оценки -с, -ск, -ов, у бывших относительных прилаг. и прич. (старинный, братский, блестящий), у некоторых прил., образованных от глагола (горелый, линялый).

ГО: краткие формы изменяются по числам, в ед.ч. – по родам. По падежам не изменяются. Синтаксическая функция – обособленное определение. Семантические особенности не явны и не категориальны. Краткая форма обозначает временный признак, т.е. такой, который может быть связан с определенным временем. Они могут называть состояния (грустен), в том числе и модальное (он должен). Краткая форма может называть относительный (по отношению к норме) или постоянный признак. Со словами «так», «как», «будь» употребляются только краткие прилаг. (так хорош! будь здоров!)

 

Степени сравнения

В школьном учебнике и в учебнике Тихонова степенб сравнения представлена тремя рядами форм:

1.Положительная степень называет признак непосредственно, безотносительно к другим предметам.

2.Сравнительная степень называет признак, свойственный данному предмету в большей степени, чем другим или тому же самому предмету, но в другое время.

3.Превосходная степень называет признак в высшей степени своего проявления, превосходящий этот же самый признак в других предметах.

 

Формы на -ейш, -айш могут иметь три значения.

1.Значение элатива – значение предельной степени признака или безотносительно большой меры признака вне сравнения. Оно носит экспрессивно-риторический характер, свойственно книжному стилю: чудеснейшая, умнейший.

2.Суперлатив (превосходная степень) похож в значении на сочетание с «самый», выражает высшую степень качества из группы, ряда, среды. Часто сопровождается предлогами «из», «среди», «между». Совокупность синтетических признаком отделяет это употребление от элативного.

3.Почти вымершее значение сравнительной степени: «…является в еще лучезарнейшем свете».

 

Белый                           Тонкий

синт. ср. ст.                  белее                             тоньше

ан. ср. ст.                      более белый                 более тонкий

синт. превосх. ст.                  белейший                     тончайший

ан. превосх. ст.            самый белый                самый тонкий

наиболее белый           наиболее тонкий

Синтаксические особенности: синтетическая форма сравнительной степени несогласуема и употребляется в функции сказуемого, а аналитическая – в роли определения.

Все остальное (покрасивее, менее красивый, красивее всех и др.) к степеням сравнения не относится.

Красивее всех – форма сравнительной степени в сочетании с местоимением выражает значение превосходной степени.

Срав. ст. иногда могут иметь прилаг. в краткой форме: более красив, более умен.

Не образуют срав. ст. некоторые «цветовые» ИП, ИП, называющие признак в его абсолютном проявлении (слепой, глухой), прилаг., которые употребляются в основном как относительные (золотой), названия мастей и образованные от глагола (вялый) и с суффиксом -ск- (трагический)

 

К степеням сравнения приближаются степени качества. Субъективная оценка качества – это группа слов (не форм) и словосочетаний, объединенных значением степени проявления признака относительно нормы, которая имеется в сознании субъекта, оценивающего этот признак. Различают три степени проявления качества.

1.Слабая степень проявления качества (беловатый, малознакомый, небезвредный, едва заметный).

2.Высокая степень проявления качества (огромный, пребезобразный, очень добрый, здоровенный).

3.Избыточная степень проявления качества (сверхвысокий, ультрамодный, чересчур хитрый).

Склонение ИП

Основной тип склонения – адъективный. В нем выделяются три подтипа по характеру основы:

-твердый (красный);

-мягкий (синий);

-смешанный (мягкий – мягкого), к нему относятся прилагательные на г, к, х. По смешанному типу склоняются прил. типа лисий, отцов, мамин.

РГ-80 выделяет нулевое склонение: название цвета (беж, электрит), фасоны одежды (мини, макси).

Имя числительное

ИЧ – молодая по сравнению с другими часть речи, которая сформировалась на базе ИС и ИП. Они назывались счетными ИС (сорок) и счетными ИП (один, два). Но постепенно счетные слова абстрагировались от присущего им значения предметности и признака и утратили ряд грамматических признаков. Однако пережитки прошлого сохраняются: современные ИЧ в грамматическом отношении представляют собой пеструю картину (небольшие группировки в склонении, резкое различие между количественными и порядковыми).

ИЧ – часть речи, которая называет абстрактные количества и числа, определенные количества предметов или их порядок при счете. ИЧ можно записать цифрами и поставить в числовой ряд. Эта процедура помогает определить объем части речи, т.к. чистовое значение могут иметь слова разных частей речи (Сотня юных бойцов).

Морфологич. особенности: количеств. ИЧ не имеют категории рода (кроме «один», «два», «полтора», «тысяча», «миллион»), числа и изменяются только по падежам; порядковые ИЧ имеют зависимые от ИС род, число, падеж.

Синтаксическая функция: количественные ИЧ не являются самостоятельными членами предложения (кроме математических выражений) и образуют вместе с ИС синтаксически цельное словосочетание с особым типом связи (Входят семь богатырей, У семи нянек дитя без глазу).

В формах им. и вин. падежей колич. ИЧ управляют существительным в форме род.п. ед./мн.ч. А в остальных падежах – согласуются с ИС в падеже. Кроме того, ИЧ не определяется прилагательными и наречиями. Порядковые числительные согласуются в роде, числе и падеже; в предложении чаще являются определениями и иногда образуют синтаксически цельные словосочетания (Ребенок учится в первом классе).

Лексико-грамматические разряды

Ядро ИЧ составляют количественные числительные, которые называют точное определенное количество. В них выделяются три подразряда: собственно количественные (ШУ: целые), собирательные, дробные.

Собственно количественные (36 слов, 16 – непроизводных) допускают множество комбинаций. Они не имеют (кроме «один) категории числа, рода (кроме «один», «два», «тысяча») и изменяются только по падежам.

По отношению к склонению можно выделить следующие группы:

- один (этот);

- два, три, четыре (в косвенных падежах напоминают прил. во мн.ч.);

- пять, семь, двадцать, тридцать, восемьдесят (напоминают ИС третьего склонения, напр., «степь»);

- сорок, девяносто, сто имеют только две формы (в им.п., вин.п. – нулевое окончание, в род., тв., дат., пред. падежах – окончание -а);

- тысяча (склоняется как «страна», т.е. ИС I скл.);

- миллион («стол», ИС II скл.).

Собирательные ИЧ – очень маленькая группа, которая называет «совокупность». К ним примыкают «оба», «обе». Они образуются от количественных числительных: двое < два, пятеро < пять. Употребление этих числительных очень ограничено. Они сочетаются с названиями лиц мужского пола (ограничено: двое студентов – два профессора), с названиями детенышей (семеро козлят), с местоимениями «нас», «их» (двое нас), со словом «люди», с существительными pluralia tantum (сутки, очки, ножницы), с субстантиватами (двое рабочих), с названиями парных предметов (двое варежек – 4 предмета).

Дробные ИЧ

Обозначают ту или иную часть целого. Они состоят из двух частей: количественное числ., субстантивированное порядковое числ. (три четвертых, две пятых). Склоняются обе части. ИС при них употребляется в род.п. Они могут сочетаться с вещественными и собирательными существительными. Знаменатель может быть выражен ИС. К ним примыкают: полтора, полтораста, которые имеют две падежные формы. Существ. при них употребляется во мн.ч.

Вопрос о порядковых ИЧ

В последнее время их часто относят к ИП, объясняется это тем, что они проявляют признаки двух частей речи

ИП                                                            ИЧ

1.Изменяются по родам,                         1.Обладают числовой семан-

числам, падежам.                                              тикой, входят в числовой ряд.

2.Как относит. ИП, называют                          2.Образуют синтаксически

признак через отношение                       цельное словосочетание (в

к числу.                                                    третий раз закинул он невод).

3.В предложении могут                          3.Имеют те же структурные

быть согласованным                               разряды: простые, составные,

определением.                                          Но: в составных количеств.

4.Могут развивать качествен-                 числит. изменяются все

ное значение (первый день                      слова, у порядковых - только

весны – первый ученик).                         последнее слово.

 

Им.п. четыреста семьдесят восемь

Тв.п. четырьмя семьюдесятью восемью (восьмью)

Им.п. четыреста семьдесят восьмой

Вин.п. четыреста семьдесят восьмого

 

В.В. Лопатин говорит о регулярной формальной выводимости порядковых из количественных и способности обоих разрядов образовывать неограниченно длинные параллельные ряды.

Местоимение

Местоимение – немногочисленный класс слов (около 60), почти не пополняющийся, но по частотности употребления в речи занимающий третье место. Ни одна часть речи не вызывает столько споров, как Мест. Отношение к Мест. очень разное.

1.М.В. Ломоносов выделял Мест. как отдельную особую часть речи («сжатое слово»), но относил его к служебным словам.

2.Лингвисты 19 в. возражают против этого, считая, что для выделения Мест. в самостоят. часть речи нет оснований: это «экстерриториальная группа, существующая на территории грамматики» (Пешковский), это классы слов, а не часть речи. Академик Щерба говорит, что старая группа распалась, а новых отчетливых противоположений не выработалось. Эту мысль продолжает и Милославский. Местоименным словам отказано в статусе особой части речи, они распределяются между другими частями речи.

3.Мест. как отдельную часть речи выделил академик Шахматов, но относит его к незнамен. ч.р.

4.Виноградов видит только одну грамматически однородную группу – предметно-личные местоимения (я, никто, нечто, себя, кто-то). РГ называет эту группу местоимения-существительные.

5.Вузовские учебники, ориентируясь на школьные, признают Мест. как отдельную часть речи, но непоследовательно, выделяя 3 или 4 грамматических разряда.

Такое отношение к Мест. объясняется тем, что у них почти нет общих специфических морфологических и синтаксических свойств. Большая часть Мест. изменяется по падежам и каждая из них входит в определенный ЛГР. При этом отдельные группы Мест. схожи грамматически с разными частями речи, являются связующим звеном в тексте и предложении. Тем самым они приближаются к незнаменательным словам.

Но есть условия, способствующие объединению  Мест. в один класс: семантическая общность и эгоцентризм, функциональная общность (в сфере коммуникации им свойственна указательность), специфическая синтаксическая функция в предложении.

Поэтому, выделяя Мест., мы можем говорить, что Мест. – знаменат. ч.р. или Мест. примыкает к знаменат. ч.р., находится на гарнице между знаменат. и незнаменат. ч.р.

Местоименные слова противоположны всем лексически полнозначным словам, которые выполняют номинативную функцию, имеют антонимы и синонимы, многозначны, обобщают ряд однородных предметов.

Мест. обобщают разнородные предметы, признаки, свойства в языке и выделяют в речи, у Мест. нет синонимов, антонимов, полисемии, Мест. не называет, но указывает.

Имена и Мест. дополняют друг друга. Мест. призваны служить инструментом обращения языка в речь, абстрактности – в реальность. Они обслуживают коммуникативную сферу языковой действительности, ситуативно обусловлены и являются дейктическим словом в предложении. Дейксис – указание, которое является значением или функцией языковой единицы. Он служит для актуализации компонентов ситуации речи. Дейктические единицы не являются названиями лиц, предметов, явлений, а лишь указывают на них, отсылают к ним, выделяя их относительно отдельных моментов речевого акта. Мест. указывают на:

- участников речевого акта (говорящий – адресат, я, ты, мой, твой);

- предмет речи (он, она);

- степень удаленности объекта (эта, те);

- временную и пространственную локализацию сообщаемого факта (здесь, сейчас).

Носителями этой дейктической функции могут быть отдельные лексические единицы и грамматические категории.

У предлогов и Мест. дейктическое значение соответствует ЛЗ. Такие слова приято называть дейктическими. Грамматические категории, которым свойственна эта функция – категории времени и лица.

1.В семантике Мест. сочетается крайняя степень обощенности в языке (заяц, юноша = он) и конкретная непосредственная референция представления в речи. Вне контекста Мест. обобщает разные предметы. В речи же оно конкретизирует, выделяет, указывает на конкретный предмет, лицо, количество, признак. Его содержание зависит от субъекта, обстоятельств, ситуации.

2.Мест. не имеет постоянного ЛЗ. Каждый раз наполняется содержанием после слов. Семантика мест. ситуативно обусловлена. В Мест. не отражается понятие, как в номинативных словах, в этом плане они приближаются к именам собственным. Абстрактность обобщающего значения приближает Мест. к значению других частей речи.

3.Эгоцентризм заключается в отсылке говорящего. Значение любого Мест. ориентировано на «Я» (говорящий) и «Ты» (тот, к которому я обращаюсь).

Обобщенный характер семантики Мест. обуславливает его указательную функцию, которая выступает в двух разновидностях: анафорической и диектической.

Анафорическая функция – заместительная функция, заключается в том, что Мест. указывает на связь с предыдущим контекстом, замещая какое-либо слово (антецедент – замещаемое слово).

Пр: Перья штампуют из той же стали (антецедент)которая завтра пойдет на штыки.

Эту функцию всегда выполняет Мест. 3-го лица, притяжательные, относительные, вопросительные и возвратные. В качестве антецедента может выступать слово, словосочетание, предложение или целый текст. Антецедент может предшествовать мест., а может стоять и после него.

Пр: Что наша жизнь? Игра. Сегодня – ты, а завтра – я.

Диектическая функция – указательно-выделительная функция, которая состоит в указании на условия речевого акта, на такие его элементы, как говорящий, собеседник, время, место. Самостоятельно она проявляется в определительных, указательных и мест. 1 – 2-го лица.

 

Каждое мест. может входить в один из 9 лексических разрядов:

1.Личные

2.Возвратное (себя)

3.Притяжательные

4.Вопросительные

5.Относительные

6.Неопределенные

7.Отрицательные

8.Указательные

9.Определительные (иной, любой, другой, каждый, всякий, самый, сам, весь; изменяются по рожам, числам, падежам).

 

С точки зрения грамматики выделяются 3 – 4 (?) грамматических разряда:

кто/что какой/чей/который/каков сколько

по падежам                  по числам, р, п.                              по падежам

ИС                       полн., крат. ИП                              ИЧ

+ где, когда, куда – неизменяемые; наречие.

1.Обобщенно-предметные, местоимения-существительные указывают на предметы, лица, в предложении являются подлежащим, дополнением (личные мест., кто, что, никто, ничто). Они неоднородны в морфологическом отношении: изменяются по падежам все, кроме «некто», «нечто». У некоторых из них – неполная парадигма (отсутствует форма им.п. у «себя», «некого», «нечего»). «Некто» выступает в значении им.п., «нечто» может иметь значение им. и вин. п.

Пр: случилось нечто (им.п.) – вижу нечто ужасное (вин.п.)

У этих мест. возможно определение, которое всегда находится в постпозоции. Некоторым мест. свойственен супплетивизм (я, он – меня, его). При употреблении «он» в косвенных падежах после предлога появляется «н» (к нему). По числам изменяются не все. Часто изменение по числам носит своеобразный характер: я ≠ мы ≠ я, я, я. Некоторые из них имеют зависимое от антецедента род, число (он, она, оно). Соотносится с м.р. мест. «кто» (кто пришел?), со ср.р. – мест. «что» (что упало?) + некто, нечто, кто-либо, что-либо.

РГ относит к мест. только Мест.-Сущ.

2.Обобщенно-качественные, местоимения-прилагательные. Как и ИП, указывают на признак, изменяются по родам, числам, падежам. В предложении является определением. Особое место занимает мест. «который» (относительное), его род и число зависят от антецедента, а падеж определяется синтаксической структурой предложения, в котором находится это мест.

Пр: Вот дом (м.р., ед.ч.), который (м.р., ед.ч.) построил Джек.

Начиная придаточную часть предложения, мест. «который» никогда не бывает определением. Но: Я встретил одноклассника, имя которого (опред., м.р., ед.ч., род.п.) долго не мог вспомнить. Мест. «который» выступает в качестве союзного слова, субстантивируется.

Особое место занимают притяжательные мест. его, ее, их.

Пр: Я увидел ее (кого? личн. мест. н.ф. – она) – Ее (чьи? притяж. мест.) глаза похожи на звезды.

К Мест.-Прил. относятся: мой, твой, наш, какой, который, чей, тот, некий, какой-то, чей-то, какой-нибудь, все определительные.

3.Обобщенно-количественные, местоимения-числительные (несколько, только, сколько) указывают на количество. Морф. особенности: изменяются только по падежам, образуют синтаксически неделимые словосочетания, в им. и вин. падежах, как и ИЧ, управляет ИС в род.п.

Пр: Столько (гл. слово, им.п.) просьб (завис. слово, род.п.) у любимой всегда…

4.Ряд учебников выделяет обобщенно-обстоятельственные, местоимения –наречия (здесь, куда, там, зачем, почему и т.д.). Традиционная грамматика относит их к наречиям, они указывают на обстоятельство действия, не изменяются, в предложении являются обстоятельствами.

Прономинализация – это переход других частей речи в местоимение. Как правило, переходят:

- ИС (две группы: ИС, обозначающие лицо – человек, люди, брат; ИС, обозначающие предметы – дело, штука, вопрос, явление, предмет, статья);

- чаще – ИП (отдельная (прил.) комната – отдельные (=некоторые) (мест.) люди; Известный ученый – известное условие), при этом ИП утрачивает способность иметь степени сравнения и распространителей (абсолютно целый сосуд – целый год);

- ИЧ (один).

Переход в местоимение наблюдается в тех случаях, когда отдельные слова приобретают абстрактное значение, становятся словами-указателями. Обратный процесс, т.е. переход мест. в другие части речи: в ИС способны переходить некоторые мест. (свой, сам, ничья).

Участие мест. в образовании новых слов ограничено: себялюбие, по-моему, присвоить, ничтожный, самомнение, ничегонеделание.

Различение союзных слов (мест., наречий) и союзов:

Пр:    Морозко понял, что разговор окончен (союз).

А не слыхали ли вы, что сделалось с Казбичем (союзное слово).

1.Прием опущения (союз можно пропустить).

2.Возможность представить придаточную часть в виде вопросительного предложения (с союзным словом – можно).

3.Перенос логического ударения (с союзным словом – можно).

4.Союз замещается союзом, союзное слово – союзным словом.

 

Тема 4.2. Глагол. Наречие, категория состояния

Глагол - разряд слов, которые обозначают действие или состояние предмета как процесс.

Слово «процесс» в данном употреблении имеет широкое значение; под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, слышать, мыслить, спать, тосковать, слабеть и т.п.). Мария плачет и грустит (П.): глаголы плачет и грустит выражают состояние, отнесенное к лицу как субъекту этого состояния, а также ко времени.

Морфологические особенности глагола тесно связаны с его семантикой и выражаются в формах лица, наклонения, времени, вида и залога.

Основная синтаксическая роль глагола - выражение сказуемого (предиката).

Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола и их синтаксическая роль

Изменение глагола по наклонениям, а внутри наклонений по временам (только в изъявительном наклонении), по лицам (в изъявительном и частично в повелительном наклонении) и по числам, а также по родам (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения) называется спряжением в широком смысле. Образуемые при этом изменении формы носят название спрягаемых. Кроме спрягаемых форм, в систему глагольных форм включаются и неспрягаемые формы: неопределенная форма, причастие и деепричастие.

Спрягаемые и неспрягаемые формы объединяются в единую систему форм глагола, так как обладают рядом общих признаков, а именно: 1) общностью лексического значения, 2) общностью видовых и залоговых образований; 3) общностью управления и 4) общей возможностью поясняться наречием.

Спрягаемые формы глагола используются исключительно в синтаксической роли сказуемого (предиката) и называются предикативными. Неспрягаемые формы глагола - причастие и деепричастие - могут выступать как второстепенные члены предложения (причастие как определение и деепричастие как обстоятельство) и называются атрибутивными формами.

Неопределенная форма глагола, ее значение, образование и синтаксическое использование

Неопределенная форма (инфинитив) входит в систему глагольных форм, хотя и отличается весьма своеобразной структурой. Семантически неопределенная форма аналогична именительному падежу имени существительного со значением действия: ловить - ловля. Слова ловить и ловля имеют значение действия, но существительное ловля обозначает действие как предмет, а неопределенная форма ловить - как процесс. Неразрывная связь неопределенной формы с глаголом поддерживается морфологически и синтаксически: ей присущи видовые различия (делать - сделать), переходность и непереходность (видеть - сидеть), возвратность и невозвратность (купать - купаться) и залоговые значения (в соответствующем контексте). Синтаксическое использование неопределенной формы в современном литературном языке очень широко: она может выступать в роли главных и второстепенных членов предложения.

Неопределенная форма образуется посредством аффиксов -ть или -ти. Последний выступает в бесприставочных глаголах только под ударением: идти, везти, нести, ползти, расти, трясти. Приставка вы- перетягивает на себя ударение: вывезти, вынести и т.д. Аффикс -сти выделяется в инфинитиве глаголов с основой настоящего времени на т (мету - мести), д (веду - вести), б (гребу - грести). Этот аффикс сложился в общеславянскую эпоху в результате фонетического изменения групп согласных тт>ст, дт>ст и последующего перехода звука с от основы к аффиксу инфинитива -ти. Вариант этого аффикса -сть имеют некоторые глаголы с неподвижным ударением на основе прошедшего времени: сели - сесть, клали - класть, пали - пасть, крали - красть и др. Употребление неопределенной формы на -сть вне указанных случаев придает речи характер разговорный и даже просторечный: Всем домом правила одна Параша, поручено ей было счеты весть (П.). У глаголов с основой на задненебные г, к неопределенная форма заканчивается на -чь, представляющее результат древнего фонетического изменения группы согласных кт и гт и редукции гласного и, а затем исчезновения его (ср.: пек-ти - печь, лег-ти - лечь).

В современном русском языке неопределенная форма занимает такое же положение по отношению к остальным формам глагола, какое занимает именительный падеж существительного по отношению к прочим его падежам, т.е. она является начальной, исходной формой глагола.

Две основы глагола

Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов -ть (-ти): собира-ть. Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: пиш-ут, напиш-ут.

От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время причастие прошедшего времени (действительное и страдательное) и деепричастие совершенного вида: возненавиде-ть, воз-ненавиде-л, возненавиде-вший, возненавиде-нный, возненавиде-в.

Аффикс -ну(ть) в глаголах несовершенного вида, например сохнуть, мокнуть, омонимичен аффиксу -ну(ть) в глаголах совершенного вида со значением моментальности или однократности действия, например: шагнуть, моргнуть. Первый аффикс обычно утрачивается при образовании форм от основы неопределенной формы (сохнуть - сох, сохший), второй аффикс сохраняется (шагнуть, - шагнул, шагнувший).

От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени (действительное и страдательное) и деепричастия несовершенного вида: называj-ут (называют), называй, называj-ущий (называющий), называj-емый (называемый), называj-а (называя).

Понятие о классах глаголов

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ - жалеj-ут (жалеют).

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горева-ть - горюj-ут (горюют).

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут.

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: мо-ли-ть - мол-ят.

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении).

Словообразование глаголов. Способы образования глаголов

При образовании глаголов в различной степени продуктивны три морфологических способа словообразования: префиксальный, суффиксальный и суффиксально-префиксальный.

Префиксальный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения.

Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить, а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться).

Суффиксальный способ образования глаголов применяется при образовании глаголов от существительных и прилагательных а также от местоимений, числительных и междометий. Суффикс -нича- (-ича; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло-дыр-нича-ть, мошен-нича-ть, сапож-нича-ть. Суффикс -ова- (-ева-) и его производные -ствова-, -ирова-, -изирова- образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет-ова-ть, господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть. От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и-ть, бел-и-ть. От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -е-, имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть; реже используется суффикс -ну-: слеп-ну-ть, креп-ну-ть. От междометий образуются глаголы суффиксом -я- (ох-а-ть, ах-а-ть) и его вариантом -ка- - от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка-ть, ау-ка-ть), а также суффиксом -ну- (ах-ну-ть, цок-ну-ть).

Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов менее продуктивен. Разновидностью этого способа является использование суффикса -ыва- (-ива-) и аффикса -ся в сочетании с приставками: по-ходить - по-хаж-ива-ть, спать - вы-спать-ся (в последнем случае можно говорить о префиксально-постсуффиксальном способе).

Употребление наклонения

Употребление форм наклонения русского глагола бывает прямое, если форма и значение совпадают, и переносное, когда форма одного наклонения выступает в значении другого.

1.Форма повелительного наклонения может употребляться в значении сослагательного.

Я знаю: попроси я, поклонись, и всякий поможет.

2.Форма сослагательного наклонения может употребляться в значении повелительного.

Ты бы корму поискал по нивам, по лугам, чтобы с сиротами поделиться.

3.Форма сослагательного наклонения может употребляться в значении изъявительного.

Ты опять не выполнил задания, я бы назвала это ленью.

4.Форма повелительного наклонения в сочетании с частицей имеет значение изъявительного наклонения (называет неожиданное действие).

Ему бы в сторону броситься, а он возьми да и побеги.

5.Инфинитив может выступать в значении трех наклонений

Молчать! (повелит.).

Вот бы и мне так научиться (сослагат.).

И царица хохотать и плечами пожимать (изъявит.).

Переносное употребление форм времени

1.Формы прошедшего времени совершенного вида в контексте будущего простого называет действие как реально осуществившееся.

Узнают, мы погибли.

2. Формы прошедшего времени совершенного вида может употребляться в контексте настоящего абстрактного.

У меня десятки соображений – мелькнут и пропали.

3.Формы настоящего времени используются в рассказе о прошлом для оживления повествования, чтобы приблизить его, сделать слушателя участником событий. Его называют настоящим историческим.

Пришел я в ночь. Наутро в час обедний вдруг слышу звон – ударили в набат.

4.Настоящее время в значении будущего называет:

-намеренное действие

Я будущей зимой уезжаю за границу.

-воображаемое действие

А потом будут сумерки… Подкатывают кареты…

5.Будущее простое + как называет неожиданное действие в прошлом

Пес как прыгнет, завизжит.

6.Будущее простое в контексте наст./прош. называет повторяющиеся действия.

Прочтёт, улыбнётся и снова прочтёт, и снова без устали пишет…

Неспрягаемые формы глагола: инфинитив, причастие, деепричасти

Инфинитив

В системе глагольных форм отражены все типы словоизменения (спрягаемые, склоняемые и неизменяемые формы). Ядро составляют спрягаемые формы. К неспрягаемым относятся причастие (склоняется, но не спрягается), деепричастие и инфинитив.

Инфинитив – исходная форма глагола, которая называет действие как процесс вне отношения к наклонению, времени, лицу. С точки зрения структуры характеризуется наличием –ти, -ть, -чь. Исторически восходит к существительным. Морфологические особенности: имеет вид, залог. В контексте может иметь значение наклонения и времени.

И царица хохотать, и плечами пожимать.

Синтаксические особенности: может быть любым членом предложения, управляет именем существительным, определяется наречием. Различают независимый инфинитив (является подлежащим или сказуемым двусоставного предложения или главным членом безличного предложения) и зависимый инфинитив (в остальных случаях).

Кроме того, инфинитив бывает субъектный (называет действие, субъект которого совпадает с субъектом спрягаемой формы).

Я хочу учиться.

Объектный инфинитив обозначает действие, субъект которого является объектом спрягаемой формы, всегда является второстепенным членом предложения.

Командир приказал обстрелять дот.

Причастие

Причастие совмещает в себе грамматические признаки глагола и прилагательного. Причастие – неспрягаемая форма глагола, выражающая действие в виде процессуального признака предмета, изменяющегося во времени. Предмет может сам производить это действие или испытывать его со стороны другого предмета.

Замыкающий сонные нивы лес, весь усыпан листвой.

Причастие склоняется и, обозначая признак предмета, согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. В предложении является определением или частью составного именного сказуемого. Но преобладают в причастии грамматические признаки глагола: оно имеет вид, залог, время.

Синтаксические особенности: определяется наречиями и управляет теми же именами существительными, что и глаголы.

Причастия делятся на действительные и страдательные, различаются семантически и формально. Действительные причастия называют признак предмета по действию, которое производит сам определяемый предмет. Страдательные причастия называют признак предмета по действию, которое определяемый предмет испытывает со стороны другого предмета. Страдательные причастия (как и прилагательные) имеют краткую форму.

Гонимы вешними лучами… снега сбежали.

Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Следовательно, выражают значение страдательного залога.

Действительные причастия могут передавать значения:

1.действительного залога (Мальчик, читающий книгу, взглянул в окно);

2.страдательного залога (дом, строящийся СУ-5, отличался уровнем безопасности);

3.возвратно-среднего залога (умывающийся ребенок);

4.вне залога (сидящий мальчик).

Категории вида и залога у причастий проявляются без каких-либо особенностей. Причастия имеют две формы времени: настоящее (читающий, читаемый) и прошедшее (читавший, читанный).

Образование причастий тесно связано с категорией вида, переходностью, ЛЗ глагола, формальными классами.

От переходных глаголов образуются все причастия. От непереходных не образуются страдательные причастия. Страдательные причастия имеют краткую форму, которая образуется и изменяется как краткое прилагательное. Нет страдательных причастий настоящего времени у глаголов иметь, солить, брить. От глаголов на –сти образуется причастия с –ш- (нести – несший).

-нн-   прибавляется к словам с основой на –а (-я) + глагол «видеть» (стрелянный, читанный)

-енн-           прибавляется к основам на –ить + основа на согласный (сберечь – сбереженный)

-т-     прибавляется к основам на гласный: -оть, -нуть, -ере (-ре): колоть – колотый, кинуть – кинутый, завернуть – завернутый, запереть – запертый.

Деепричастие

Деепричастие – атрибутивная форма глагола, которая называет процесс как признак другого процесса или добавочное действие. Морфологические особенности: имеет ГК вида и залога, не изменяется, как наречие. Синтаксические особенности: сохраняет глагольное управление и определяется наречием, в предложении является обстоятельством или добавочным сказуемым. Обычно подчиняется глаголу-сказуемому (примыкание) и через его посредство – подлежащему. Иногда подчиняется инфинитиву, реже – причастию.

Субъект действия, называемый деепричастием и глаголом, должен обязательно совпадать. Исключение составляют вводные конструкции.

Честно говоря, он не думал о последствиях.

Для этих конструкций необязательно отношение деепричастия к одному и тому же лицу. Поэтому конструкции типа: проснувшись утром, лошади были запряжены, является грамматической ошибкой и называется «свободный деепричастный оборот».

Значение времени у деепричастий морфологически не выражено, но в зависимости от вида может иметь относительное значение.

Деепричастия несовершенного вида называют:

1.действие, одновременное с действием предикативной формы (читая, думал; рассматривая, видел);

2.при повторных действиях выражают предшествующее время (вставая на рассвете, она спускалась в кухню);

3.при постпозиции могут называть последующие действия (выбирал книги из чемодана, ставя их на полку).

Деепричастия совершенного вида могут называть:

1.предшествующее действие (послушав, сказал);

2.специфическое одновременное действие как результат предшествующего (шел, опустив голову);

3.если деепричастие стоит после глагола – последующие действия (ударил гром, напугав всех).

Образование деепричастий связано с характером основы. Деепричастия не образуются от глаголов НСВ:

1.непродуктивные глаголы с –ну- (сохнуть);

2.непродуктивные глаголы, не имеющие гласных в основе настоящего времени (рвать, ждать);

3.непродуктивные глаголы, имеющие в основе инфинитива з, с, ст, х (вязать, писать, махать);

4.глаголы на –чь (печь, стричь);

5.глаголы жаждать, лезть, ехать, петь, гнить, стыть;

6.безличные глаголы (светает).

 

Тема 4.3. Характеристика незнаменательных частей речи

Незнаменательные части речи

Незнаменательные части речи – это тип слов, который лишен номинативной функции, связан с миром действительности только при помощи слов-названий, представляет собой технику языка и находится на грани словаря и грамматики, слов и морфем. Ядром незнаменательных частей речи являются предлоги и союзы, которым свойственны две типичные функции: связующая и выражение абстрактных синтаксических отношений.

У незнаменательных частей речи нет четкого противопоставления ГЗ и ЛЗ, они слиты. ЛЗ служебных слов таково, что оно не может проявляться отдельно, самостоятельно, вне контекста, оно неноминативно и выражается только вместе со знаменательными словами.

Предлоги

Предлоги – незнаменательная часть речи, выражающая отношение зависимости имени существительного (субстантивов), имени числительного и местоимения к другим словам в предложении.

О доблести, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле…

Предлоги выражают те же отношения, что и косвенные падежи имени существительного. Но делают это гораздо определеннее и дифференцированнее. Принято говорить о предложно-падежных формах, т.к. предлог практически не употребляется без падежной формы и только вместе с ней выражает определенные отношения. У двух падежей особое отношение к предлогу – у именительного и у предложного.

Предлоги не имеют самостоятельного синтаксического употребления, не создают вокруг себя словосочетания, не изменяются, не членятся, могут состоять из одной фонемы. Значение предлога заключено в нем самом, но для его выявления нужен контекст. При этом важны два фактора – падежная форма и значения соединяемых слов:

Жить при станции – где?

При Петре I – когда?

Находится при детях – с кем?

Жить при богатстве – как? каким образом?

 

Особенно ярко проявляются пространственные, временные и объектные значения предлогов.

Читать с дороги

Сверкать от счастья                                 причина

Согласиться из уважения

 

Прятать про запас

Оставить на память                                 цель

Идти за хлебом

 

Рыба под соусом

Небо в звездах                                         определительные

Столы из мрамора

 

Плакать в голос

Смеяться от души                                    образа действия

 

Кроме него

Сверх зарплаты                                       лишения, удаления

За исключением друзей

 

Старик со старухой                                 совместности

Классификация предлогов по образованию

1.Непроизводные предлоги – небольшая, не пополняющаяся группа предлогов, почти все – многозначные, соединяются больше. Чем с одним падежом (в, на, с, за, из, до и т.д.).

Пример: говорить с товарищем, говорить с подъемом, снять с лестницы.

2.Производные предлоги имеют живые словообразовательные связи с наречиями (близ, мимо, накануне, против), с существительными (в течение, в продолжении, путем, в связи, в зависимости от), с глаголами (благодаря, несмотря на, включая, глядя по).

Классификация предлогов по структуре

1.Простые предлоги состоят из одного слова (мимо, в. из-за).

2.Составные предлоги состоят из двух и более слов, всегда производные (несмотря на).

Каждый падеж сочетается ос своим предлогом:

Род. – из, до, с, близ, кроме;

Вин. – про, сквозь, через, спустя;

«на» – пред. и вин.; «по» – дат., вин., пред.; «с» – вин., род., тв.; «о» - вин., пред.; «под» - вин., тв.; «за» - вин., тв.

Классификация предлогов по стилистической окраске

1.Разговорные (идти по воду).

2.Нейтральные (идти за водой).

3.Книжные.

Союз

Союз – служебная часть речи, выражающая синтаксические отношения между членами предложения, частями сложного предложения, отдельными предложениями и частями текста. Союзы обобщенно указывают на связь синтаксических единиц и на характер этой связи. Значение ‘отношение’ сближает союз с предлогом, но контакт союза с синтаксической единицей не закреплен никакими формальными показателями. Это отличает его от союзных слов, которые изменяются, и от предлогов, которые взаимодействуют с флексией.

По синтаксическим свойствам союзы делятся на:

1.Сочинительные – связывают словоформы и части сложного предложения как равноправные компоненты. Они не входят ни в одну из частей. Специфика: указывают на смысловую самостоятельность синтаксических единиц (Цвели и пахли).

2.Подчинительные – выражают зависимость одной единицы от другой, входят в грамматическую часть и помещаются внутри нее (Читать, чтобы знать).

При сочинительных союзах могут быть слова-конкретизаторы – слова, которые подключаются к союзу и уточняют его значение (и потому, и тем самым, а все-таки, но зато, но только). Конкретизация подчинительных союзов происходит за счет их соединения с предложными сочетаниями (вопреки тому, что…; после того, как…).

 

По числу занимаемых позиций:

1.Одноместные (и, но, зато, когда), располагаются между частями или примыкают к одной из них.

2.Двухместные соединяют два формально не совпадающих и позиционно разобщенных элемента (поскольку…, то; если…, тогда; чем…, тем; хотя…, но).

 

Союзы и союзные слова

Союзы и союзные слова различаются на всех уровнях:

1.морфологически: союзы – незнаменательные части речи, СС – местоимения или местоименные наречия;

2.синтаксически: союзы – средство связи, а СС выполняют две функции – средство связи и член предложения;

3.семантически: у союзов абстрактная семантика, у СС – конкретная;

4.фонетически: союзы не имеют словесное ударение, СС – имеют.

 

Расскажи мне, как ты сдал экзамен (как – СС).

 

Модальные слова

К служебным частям речи примыкают модальные слова. Они служат для выражения модальности.

1.МС выражают уверенность говорящего в реальности сообщаемого (конечно, несомненно, действительно, верно, правда).

2.МС с предположительным значением (кажется, вероятно, возможно, видимо, знать, возможно).

3.МС выражают порядок движения мысли (во-первых, во-вторых, итак).

Все МС производные, неизменяемые, синтаксическая функция: вводные слова или нечленимые предложения.

Разряды модальных слов по значению

По значению выделяются две группы модальных слов:

Модальные слова, выражающие логическую оценку высказывания, уверенность говорящего в реальности сообщения: безусловно, верно, действительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Например: Дважды два, безусловно, четыре.

К этой же группе относятся и фразеологические сочетания типа: в самом деле, само собой разумеется и др.

Модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности сообщаемого: вероятно, возможно, видимо, по-видимому, кажется, наверное и др. Например: Мне показалось, что он, вероятно, долго раздумывал у двери, перед тем как войти (Горб.).

Сюда же относятся сочетания может быть, должно быть, по всей вероятности и др.

Частицы

Семантика частиц связана с отношением говорящего к высказыванию, их значение устанавливается в контексте.. У частиц отсутствует самостоятельная синтаксическая функция, иногда они выступают в роли отдельного предложения (например, Неужели?). Частицы неизменяемы, многозначны, границы четко не очерчены, часто смешиваются с другими частями речи.

Функции частиц:

1.сообщают определенные смысловые оттенки словам в процессе речи

Я даже слышать об этом не хочу – усилительное значение.

2.используются как средство выражения эмоций через синтаксические конструкции

Что за прелесть эти сказки!

3.являются средством формообразования (эта функция является служебной)

Пусть всегда будет солнце! – повелительное наклонение.

Классификация частиц по значению:

1.указательные (вот, вон);

2.отрицательные (не);

3.утвердительные (ни);

4.вопросительные (разве, неужели, ли);

5.уточнительные (ровно, приблизительно);

6.выделительно-ограничительные (только, лишь);

7.формообразующие (пусть, бы).

 

 

Междометия

Синтаксически междометия также отличаются от знаменательных частей речи, ибо они, как правило, не являются членами предложения, хотя интонационно обычно связаны с предложениями, к которым примыкают или в составе которых находятся.

В предложении междометия чаще всего бывают синтаксически независимы, т.е. не связаны с другими членами предложения. Однако некоторые междометия (из числа выражающих волеизъявление) могут подчинять себе другие члены предложения. Например: - Вон отсюда! Немедленно! - прокричал он ясным металлическим голосом (Пауст.); ...Ну его совсем! (М.-С.).

Для выяснения семантических и морфологических признаков междометия немаловажную роль играет его место в речи: в собственно междометном значении обычно выступают лишь междометия, стоящие впереди или позади предложения (т.е. те, которые пре- или постпозитивны). Являясь своего рода эмоционально-волевым знаком, междометия, находящиеся впереди предложения, как бы сигнализируют о содержании последующего предложения. Например: Ух, я не люблю этого попа! (М. Г.).

Роль поясняющего предложения может выполнять замечание автора. Например: - Ах, мать честная! - выговорил он, сладко расправляя плечи и руки (Фед.). Или: - А! - опять одобрительно тряхнул головой Павел (Фед.); - А... - почти сочувственно протянул Парабукин (Фед.).

Находясь после предложения, междометие может и не иметь пояснения после себя, так как в этом случае смысл междометия ясен из предыдущего предложения. Например: Ну и было мне за это дело от бабушки, ой-ой (Бианки). Или: Сам я сегодня был у покойницы - то есть не у покойницы, а... тьфу! (Ч.).

Междометия могут выступать в роли отдельных членов предложения или выполнять функции усилительных частиц.

Междометия, выражающие волеизъявления и чувства, в разговорном стиле речи выступают иногда в роли сказуемых. Например: Вы все фу-фу-фу, суши весла! - скомандовал Андрей (Т. Березко). Или: Татьяна - ах! а он реветь (П.).

Примечание. Л.В. Щерба слово ах в условиях данного контекста относит не к междометиям, а к глаголам (см. его статью «О частях речи в русском языке» // «Избранные работы по русскому языку». М., 1957, С. 67).

Иногда междометие-сказуемое выполняет функции придаточного предложения: В ту пору был начальником губернии такой зверь, что у!!! (С.-Щ.).

В роли подлежащего и дополнения выступают лишь субстантивированные междометия: Далече грянуло «ура» (П.).

Междометия в роли обстоятельств и определений приобретают соответствующее лексическое содержание: Вон та, средняя, ух, прытка в работе (Вс. Ив.) - в значении «очень».

Междометия, стоящие внутри предложений, выполняют иногда роль усилительных частиц, сочетаясь со словами как, какой. Например: Самонадеянности море ох как не любит! (Соб.).

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05