МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

 

 

Кафедра декоративно-прикладного искусства

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 курса

 

по специальности 070601 – «Дизайн»

Специализация – графический дизайн

 

По дисциплине

«ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ»

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Т.Н.Тропина, к. иск.,

профессор кафедры ДПИ

 

Новосибирск 2010

 

Методические рекомендации предназначены для студентов 3 курса Института искусств.

Фундамент успешной теоретической, методической и практической подготовки в системе дизайнерского образования закладывают общепрофессиональные дисциплины. Одной из них является история дизайна, науки и техники.

Предмет истории дизайна составляет развитие теории и практики дизайна в различные исторические эпохи, включая и современное состояние в контексте ее исторического развития.

История развития дизайна включена в содержание дизайнерского образования, поскольку, следуя известному положению немецкого философа Гегеля – «без знания прошлого нельзя понять настоящее и разглядеть будущее».

Целью дисциплины является расширение профессионального кругозора студентов, формирование у них ценностного отношения к дизайнерскому наследию, вооружение знанием дизайнерских идей прошлого, составляющих общетеоретическую основу дизайна; формирование у студентов исчерпывающего понимания места и роли дизайна в современных художественно-культурных процессах, его значения в современном мире и перспектив профессии в обозримом будущем.

К задачам данного курса можно отнести следующие:

1. Ознакомление студентов с особенностями различных периодов формирования предметного мира, характерными типами связей искусства, техники, духовной жизни разных эпох;

2. Приобретение студентами умения ориентироваться в современных тенденциях и направлениях развития дизайна России.

3. Выявление оснований, сформировавших те или иные средства, категории или методы, используемые современным дизайном.

4. Усвоение студентами материала лекций, а также обязательной и дополнительной литературы, рекомендуемой преподавателем.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение. Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы. Терминология в дизайне: «художник-конструктор», «промышленное искусство», «техническая эстетика», «художественное конструирование», «художественное проектирование». Основные определения и понятия. Виды современной дизайнерской деятельности (индустриальный дизайн, дизайн архитектурной среды, дизайн костюма и аксессуаров, графический дизайн, компьютерный дизайн, арт-дизайн, Web-дизайн).

Тема 2. Предыстория дизайна. Предметный мир и дизайн. Возникновение технологического орнамента. Возникновение и развитие ремесленного дизайна, его основные черты. Формирование предметно-пространственной среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождении промышленного производства. Ремесленный дизайн древнего и античного мира. Материальная культура в эпоху средневековья. Развитие дизайна в XIV–XVII вв., переход к индустриальной цивилизации в эпоху Возрождения, машины и механизмы того времени. Технические разработки Леонардо да Винчи. Первые мануфактуры.

Тема 3. Развитие дизайна в ХУШ – ХIХ вв. Переход от ремесленного к машинному способу производства вещей. Переход ремесленного дизайна в промышленный. Учение Д.Рескина и практическая деятельность У.Морриса о возрождении кустарного способа производства вещей. Движение «За связь искусств и ремесел». Осознание роли техники в производстве предметов. Труды Г. Земпера и Ф. Рело. Теория формы машин и промышленных изделий. Архитектурный стиль в машиностроении.

Тема 4. Технический прогресс XIX – начала ХХ века и примитивность форм промышленной продукции. Проблема художественного воздействия на техническую форму. Функционализм – как первая теория дизайна. Творчество А.Ван де Вельде. Первые дизайнерские организации. Деятельность П.Беренса в компании АЭГ. Организация Германского художественно-промышленного союза Веркбунд.

Тема 5. Становление дизайна после первой мировой войны. Организация Баухауза – высшей школы художественного строительства. Цели, задачи, методы обучения. Деятельность В. Гропиуса на посту директора школы. Его педагогический кодекс, творческие работы (здание фабрики «Фагус», здание для выставки Веркбунда в Кельне, здание Баухауза в Дессау, архитектурные комплексы Гарвардского и Багдадского университетов). Баухауз под руководством Г. Майера и Л. Мис Ван дер Роэ.

Тема 6. Значение Баухауза и его роль в развитии мирового дизайна.

Влияние Баухауза на развитие дизайна в странах Западной Европы и США. Пионеры американского дизайна. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха. Дизайн в Италии – стиль «Оливетти». Ульмская школа. Стиль «Браун». Особенности развития дизайна после второй мировой войны. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха. Создание Международной организации индустриального дизайна (ИКСИД). Современные тенденции в дизайне. Дизайн постиндустриального общества. Постмодерн. Этторе Соттсасс и группа «Мемфис». Стиль «Хай-Тек». Экологическое направление в дизайне. Теория проектной культуры. Актуальные проблемы современного дизайна.

Тема 7. Становление и развитие дизайна в России. Предпосылки возникновения дизайна. Развитие прикладного искусства Древней Руси. Оружейная палата – первая мастерская по комплексной организации среды. Прикладное искусство в России в XVIII – XIX вв. Ремесленный дизайн. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Создание первых учебных заведений по подготовке художников для промышленности. «Школа рисования в отношении искусств и ремесел» графа С.Г.Строганова, «Училище технического рисования» барона Штиглица.

Тема 8. Развитие дизайна во второй половине ХIХ века. Машинизация промышленности. Декоративистские и инженерно-технические тенденции в формообразовании промышленных изделий. Создание ремесленных центров в Абрамцеве и Талашкине. Стиль модерн. Инженерный дизайн: работы П.Страхова, В.Шухова. Россия в международных промышленных выставках.

Тема 9. Развитие дизайна в ХХ веке. Русский авангард. Художественное конструирование в первые годы Советской власти. Особенности развития отечественного дизайна 20-х годов. Реформы художественного образования в России, ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН – школа по подготовке дизайнеров. Изделия и проекты, выполненные студентами ВХУТЕМАСа. Производственное искусство: теория и практика. Производственный дизайн 20-30-х годов. Прозодежда. Творчество В.Татлина, А.Родченко, В.Степановой, Л.Поповой, Л.Лисицкого. Причины кризиса производственников. Супрематизм К. Малевича. Направление в дизайне 30-х годов: научный дизайн, инженерный дизайн. Развитие дизайна на транспорте. Московское метро. Украшательские тенденции в дизайне. Возникновение новой науки – эргономики.

Тема 10. Особенности развития отечественного художественного конструирования. Восстановление системы дизайнерского образования – воссоздание МВХПУ (б. Строгановского), ЛВХПУ. Появление специализированных дизайнерских организаций. Организация специального Архитектурно-художественного бюро (АХБ). Развитие дизайна в 50 – 60-х годах. Второе рождение дизайна. Создание ВНИИТЭ и деятельность его филиалов. Сенежская студия. Современный дизайн: особенности состояния и проблемы.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Дисциплина «История дизайна, науки и техники» предусматривает внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Внеаудиторная СРС предполагает подготовку студентов к семинарским занятиям, подготовку и написание реферата, подготовку к сдаче экзамена.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В процессе изучения дисциплины «История дизайна» необходимо проследить пути развития дизайна как единого процесса, связанного со всем ходом развития мировой культуры. Наиболее полно и подробно данный вопрос освещен в учебнике: Михайлов С. История дизайна. В 2 т. – М.: Союз Дизайнеров России, 2003. Материал в учебнике строится в соответствии с общепринятой хронологией в мировой истории дизайна. При этом автор делает и определенный акцент на истории отечественного дизайна, дополняя общеизвестные примеры зарубежных произведений дизайна отечественными разработками. Освещение вопроса автор начинает с истории техники, заполняя тем самым образовавшийся пробел в учебной программе.

Вопросы, связанные с историей отечественного дизайна наиболее подробно представлены в работе: Воронов Н В. Дизайн: русская версия / Н.В.Воронов.– Тюмень, 2003. Изложение вопроса начинается с развернутого введения, где дается исторический подробный обзор, на фоне которого происходило развитие российского дизайна.

Наиболее полно справочный и иллюстративный материал представлен в книге: Бхаскаран, Л. Дизайн и время: Стили и направления в современном искусстве и архитектуре / Л. Бхаскаран. М.: АРТ-РОДНИК, 2006. Это справочное издание, где в краткой и лаконичной форме дается информация об основных направлениях и течениях, наиболее известных мастерах дизайна.

 

 

Базовый учебник

1. Михайлов, С.М. История дизайна. В 2 т. / С.М.Михайлов. – М.: Союз дизайнеров России, 2002. (В библиотеке в достаточном количестве)

2. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория / Н.А.Ковешникова. –М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 224 с. (В библиотеке в достаточном количестве)

 

3.2. Примерные темы рефератов

Зарубежный дизайн

1. Скандинавский дизайн.

2. Творчество Алвара Аалто.

3. Стиль Ар-деко.

4. Творчество Ле Корбюзье (архитектура и мебель).

5. Деятельность фирмы братьев Тонет.

6. Движение «Де Стейл». Голландия (Тео Ван Дусбург, Геррит Ритвелд, Пит Мондриан).

7. Футуродизайн

8. Л. Мис ван дер Роэ

9. Дизайн во Франции

10. Стафф-дизайн

Дизайн в России

11. Графический дизайн в России 1920-1930 г.

12. Творчество А. Родченко.

13. Творчества В.Татлина

14. Мастер фотомонтажа Г.Клуцис

15. Конструктивизм в одежде и тканях 1920-х г. Прозодежда (Л.Попова, В.Степанова)

16. Творчество А.Экстер

17. Творчество братьев Стенбергов.

18. Сенежская студия.

19. Московское метро как комплексный объект архитектурно-дизайнерского проектирования.

 

 

Условия получения положительной оценки на экзамене:

Экзамен проводится в устной форме. Экзаменационный билет включает два вопроса по темам лекций и рисунок с изображением работ известных дизайнеров. Для получения положительной оценки необходимо полно и правильно ответить на оба вопроса и определить автора, название или направление работы, изображенной на рисунке.

 

Список вопросов к экзамену

1. Возникновение и развитие ремесленного дизайна, его основные черты.

2. Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения.

3. Развитие дизайна в XVIII-XIX вв. Переход ремесленного дизайна в промышленный

4. Учение Д.Рёскина, У.Морриса о возрождении кустарного способа производства вещей.

5. Осознание роли техники в производстве вещей. Труды Г. Земпера и Ф. Рело.

6. Промышленные выставки XIX века и их вклад в развитие дизайна.

7. Развитие дизайна в начале ХХ в. Деятельность А. Ван де Вельде. Деятельность П. Беренса.

8. Первые дизайнерские организации – германский Веркбунд.

9. Создание Баухауза, цели, задачи, методы обучения. Значение Баухауза и его роль в развитии дизайна.

10. Деятельность В. Гропиуса.

11. Школы промышленного конструирования в начале ХХ века.

12. Предпосылки возникновения промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна.

13. Развитие дизайна в США после Второй мировой войны (стили поп-арт, оп-арт,хай тек).

14. Особенности развития дизайна в Германии во второй половине ХХ века. Стиль «Браун».

15. Особенности развития дизайна в Италии во второй половине ХХ века. Стиль «Оливетти».

16. Особенности развития дизайна во Франции во второй половине ХХ века.

17. Особенности развития дизайна в Англии во второй половине ХХ века.

18. Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.

19. Развитие дизайна в России. Прикладное искусство XVIII-XIX вв.

20. Первые учебные заведения по подготовке художников для промышленности (организация Строгановского училища и училища Штиглица).

21. Организация ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, проекты и изделия студентов ВХУТЕМАСа.

22. Концепция производственного искусства. Пионеры советского дизайна В. Татлин, А. Родченко, В.Степанова и др.

23. Направления в дизайне 30-х годов: научный дизайн, инженерный дизайн.

24. Послевоенный период развития дизайна в России. Организация и деятельность АХБ.

25. Особенности развития дизайна в СССР в 1960-1980-е гг. Организация ВНИИТЭ. Деятельность Сенежской студии.

26. Современные тенденции в дизайне.

Список литературы

Основная литература

1. Бхаскаран, Л. Дизайн и время: Стили и направления в современном искусстве и архитектуре / Л. Бхаскаран. М.: АРТ-РОДНИК, 2006. – 257 с.

2. Воронов, Н.В. Дизайн: русская версия / Н.В.Воронов. – Тюмень, 2003.

3. Кларк, П. Дизайн / П.Кларк, Д. Фриман; Пер. с англ. А.Броновицкой. – М.: Астрель, 2003. – 144 с.

4. Лаврентьев, А.Н. История дизайна: учеб. пособие / А.Н.Лаврентьев. – М.: Гардарики, 2007. – 303 с.

5. Михайлов, С.М. Основы дизайна / С.М.Михайлов, Л.М.Кулеева. – М.: Союз дизайнеров России, 2002. – 270 с.

6. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна / В.Ф.Рунге, В.В.Сеньковский. – М., 2001.

7. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники / В.Ф.Рунге. Книга 1.– М.: Архитектура – С, 2006. – 368 с.

8. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники / В.Ф.Рунге. Книга 2.– М.: Архитектура – С, 2007. – 432 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Антонов, Р.О. Предыстория футуродизайна / Р.О.Антонов // Техническая эстетика (далее ТЭ). – 1990. – № 1.

2. Аронов, В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна / В.Р.Аронов. – М.: ВНИИТЭ, 1992.

3. Аронов, В.Р. «Искусство и техника – новое единство» (к столетию со дня рождения Вальтера Гропиуса) / В.Р.Аронов // ТЭ. – 1983. –№ 6. – С. 24–29.

4. Аронов, В.Р. Советский дизайн в зеркале истории / В.Р.Аронов // ТЭ. – 1991. – № 3.

5. Аронов, В.Р. Предметная среда в теории Уильяма Морриса/ В.Р.Аронов // ТЭ. – 1976. – № 9. – С. 23–26.

6. Безмоздин, Л.Н. В мире дизайна /Л.Н. Безмоздин. – Ташкент, 1990.

7. Воронов, Н.В. Эстетика техники. Очерки истории и теории / Н.В.Воронов, Я.Е.Шестопал. – М., 1972.

8. Воронов Н. Реальный дизайн предвоенных лет / Н.Воронов // Дизайн: сб. научных трудов. Вып. 4. – М., 1996. – С. 64–83.

9. Генисаретский, О.И. Эстетические концепции современного дизайна / О.И.Генисаретский. – М., 1988.

10. Даниленко, В.Я. Становление традиций инженерного дизайна / В.Я.Даниленко // ТЭ. – 1988. – № 12. – С. 14–16.

11. Дижур, А. Начало Баухауза. К 70-летию основания школы /А.Дижур // ТЭ. – 1989. – № 12.

12. Дижур, А. У истоков промышленного дизайна. Петер Беренс. К 75-летию начала дизайнерской деятельности /А.Дижур // ТЭ. – 1982. – № 12. – С.22-26.

13. Дижур, А.Л. Дизайн в капиталистических странах /А.Л.Дижур. – М., 1968.

14. Коник, М.А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты / Марк Коник. – М., 2003.

15. Кондратьева, К.А. Дизайн и экология культуры / К.А.Кондратьева. – М., 2001.

16. Кондратьева, К.А. Проектная культура в России / К.А.Кондратьева. – М., 2001.

17. Лаврентьев, А.Н. Поэзия графического дизайна в творчестве Варвары Степановой / А.Н.Лаврентьев // ТЭ. – 1980. – № 5. – С. 22–26.

18. Лаврентьев, А.Н. Родченко в фотографии // ТЭ. – 1982. – № 6. – С. 1–6.

19. Розенблюм, Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже / Е.А.Розенблюм. – М.: Искусство, 1974.

20. Хан-Магомедов, С.О. Пионеры советского дизайна / С.О.Хан-Магомедов. – М.: Галарт, 1995. – 424 с.

21. Хан-Магомедов, С.О. Художественно-проектная мастерская № 12 Моссовета (1933-1935) / С.О. Хан-Магомедов // ТЭ. – 1985. – № 4. – С.

22. Хан-Магомедов, С.О. Психоаналитический метод Н.Ладовского – основа пропедевтической дисциплины «Пространство» во ВХУТЕМАСе- ВХУТЕИНе / С.О. Хан-Магомедов // ТЭ. – 1982. – № 4.

23. Хан-Магомедов, С.О. А.М.Лавинский. Путь в «производственное искусство» / С.О. Хан-Магомедов // ТЭ. 1980. – № 1. – С. 19–23.

24. Хан-Магомедов, С.О. У истоков советского дизайна / С.О. Хан-Магомедов // ТЭ. – 1980. – № 2,3,4.

 

Интернет-ресурсы по истории дизайна:

 

1. Библиотека дизайна http://library.sredaboom.ru

2. Новости промышленного дизайна http://www.idi.ru

3. Ресурс о промышленном дизайне http://www.designet.ru

4. Среда обитания: дизайн, стили, библиотека по дизайну http://www.sreda.boom.ru

5. Дизайн как стиль жизни http://www.rosdesign.com

6. Электронная библиотека редких книг. Э.Цыганкова «У истоков дизайна» http://n-t.ru/ri/ или http://n-t.ru/ri/cg/

 

Именной указатель

Б

Беренс, Петер (1868–1940)

Крупнейший немецкий архитектор и дизайнер, признанный мастер строгого модерна, один из основоположников современного дизайна. Был одним из основателей германского «Веркбунда», ассоциации художников и ремесленников, ориентированных на крупное серийное промышленное производство.

 

Бернштейн, Николай Александрович (1896–1966)

Российский психофизиолог, создатель концепций «физиологии активности» и уровней построения движений. Автор трудов по проблемам психофизиологии трудовых, спортивных и др. движений и действий в норме и патологии, психологии труда, кибернетики и др.

 

Берн-Джонс, Эдвард Коли (1833–1898)

Английский художник, благодаря которому, влияние «прерафаэлитов», связанное с именем Уильяма Морриса, было длительным и породило другое течение — «Высокое искусство», которое обратилось к сюжетам древней английской истории.

 

Брейер, Марсель (1902–1981)

Венгерский архитектор и дизайнер. В возрасте 22 лет стал деканом факультета мебели школы «Баухауз», где основал массовое производство мебели, используя стальные изгибы труб в качестве каркаса.

В

Ван де Вельде, Анри (1863–1957)

Лидер модерна в Бельгии, яростный критик эклектики. Добивался стилистического единства архитектуры, мебели и убранства. Автор многочисленных интерьеров в Германии. Основал Веймарскую школу искусств и ремесел и Высшую национальную школу архитектуры и прикладного искусства. Автор «Формул современной эстетики».

 

Васнецов, Виктор Михайлович (1848–1926)

Российский художник, делавший упор на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. Член Товарищества передвижников. Своей живописью в зрелый период Васнецов предвосхитил получивший позже распространение в России стиль «модерн».

 

Веснины, Леонид Александрович (1880–1933), Виктор Александрович (1882–1950) , Александр Александрович (1883–1959)

Российские архитекторы, братья. Возглавляли направление конструктивизма в отечественной архитектуре. Создавали коллективные проекты, уделяя особое внимание функциональному назначению сооружения, внедряли в строительство новые конструкции и материалы.

 

Врубель, Михаил Александрович (1856–1910)

Российский художник, наиболее значительный и самобытный выразитель тенденций символизма и модерна в русской живописи и графике. В искусстве серебряного века представляет собой фигуру ключевого значения: в его творчестве нашли свое отражение не только идеи модерна и символизма, но и зачатки новых художественных направлений.

Г

Гаккель, Яков Модестович (1874–1945)

Российский инженер. Спроектировал и построил ряд самолетов, тепловозов. Предложил ряд изобретений в области тепловозной и электрической тяги. В ЛИИЖТ был деканом механического факультета. Удостоен звания Заслуженного деятеля науки и техники России.

 

Гропиус, Вальтер (1883–1969)

Немецкий архитектор. Работал в мастерской Петера Беренса. Вместе с Адольфом Мейером работал над дизайном фабрики Фагус в Альфельде. Эта конструкция из стекла и стали сейчас считается одним из ранних примеров поистине современной архитектуры. Был первым директором школы «Баухауз». Работал в соавторстве с английским архитектором Максвеллом Фраем.

Д

Долматовский, Юрий Аронович (1913–1999)

Российский дизайнер и конструктор. Основатель отечественного автомобильного дизайна, автор десятков книг по истории автомобиля, переведенных на языки народов мира. Известен как автор советских концепт-каров, в частности, он создал первый отечественный минивэн.

К

Кандинский, Василий (1866–1944)

Российский художник, один из основателей абстрактного искусства. Был активным сторонником авангарда. Создал объединение «Синий всадник». Преподавал в школе «Баухауз», после чего его живопись стала более геометрической.

 

Клее, Пауль (1879–1940)

Швейцарский художник миниатюрист. Один из лидеров экспрессионизма, входил в объединение «Синий всадник». Тяготел к абстрактному искусству, к музыкальности колористичных созвучий. Преподавал в школе «Баухауз».

Л

Лисицкий, Лазарь Маркович (1890–1941)

Российский архитектор и художник, известный под псевдонимом Эль Лисицкий. Был членом группы еврейских художников (в которую входил и Шагал), поставившей целью создание национального еврейского искусства в России. После встречи с Малевичем отдал предпочтение конструктивизму. Работал главным образом в промышленном дизайне и топографии.

 

Леонидов, Иван Ильич (1902–1959)

Российский архитектор. Представитель конструктивизма, разрабатывал формы, отвечающие социальным задачам архитектуры.

М

Мальдонадо, Томас г. р. 1922

Итальянский педагог, живописец и дизайнер, публицист. Автор большого числа картин, дизайнерских разработок, статей и книг по вопросам теории культуры и дизайна. Мальдонадо ввел и развил принцип системного подхода в дизайне. Известен проектами в области дизайн-графики, и особенно разработки визуальных символов для электроники.

 

Малютин, Сергей Васильевич (1859–1937)

Российский художник, академик. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Талант Малютина своеобразно проявился и в архитектуре. Во всех своих работах художник проявил редкую самобытность. Все, что было сделано Малютиным, заложило хороший фундамент для дальнейшего развития русской художественной промышленности.

 

Мамин, Яков Васильевич (1873–1955)

Российский конструктор-механик. Изобретатель в области дизелестроения и тракторостроения. Изобрел 2-лемешный плуг, пожарный насос, 1-й в мире бескомпрессорный двигатель высокого сжатия и мн. др. Открыл свою мастерскую.

 

Мейер, Ганнес (1889–1954)

Швейцарский архитектор. Был близок к голландской группе «Де-Стейл» и к Ле Корбюзье, активно пропагандировал принципы функционализма. Стремился к аналитически чёткому построению объёмно-пространственной композиции здания, логически следующей из системы функциональных процессов. Был директором школы «Баухауз».

 

Мис ван дер Роэ, Людвиг (1886–1969)

Наряду с В. Гропиусом и Ле Корбюзье,— ведущая фигура современной архитектуры XX в., в равной степени немецкий и американский архитектор. Работал в мастерской Петера Беренса. Выступил с проектом стеклянных небоскребов. Сменил Гропиуса в роли директора «Баухауза». Был деканом архитектурного факультета и автором кампуса Иллинойского технологического института. Автор жилых небоскребов на Лейк Шор Драйв в Чикаго и Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке.

 

Моголи-Надь, Ласло (1895–1946)

Венгерский мастер фотоискусства, художник и скульптор. Создавал экспрессивные фотопортреты, политические фотомонтажи, пространственные композиции, оказавшие влияние на практику дизайна.

 

Мондриан, Пит (1872–1944)

Датский художник. Его ранние пейзажи были выдержаны в реалистической манере. Позднее стал использовать яркие краски и пришел к символизму. Развивал идеи кубизма в абстрактной манере. Вместе с Десбургом основал «Де-Стейл». Развивал радикальный абстрактный стиль, который принёс ему наибольшую известность.

 

Моррис, Уильям (1834–1896)

Английский поэт, художник, декоратор и отчасти — социальный реформатор. Инициатор создания компании, в которой Моррис (совместно с Д. Г. Россетти, Берн-Джонсом и др.) руководил созданием рисунков для обоев, обивки и драпировок, гобеленов и образцов книжного оформления. Компания оказала огромное влияние на художественную культуру конца XIX в., создавая основу становления стиля «модерн». Основал Общество сохранения древних построек. Как организатор Социалистической лиги, Моррис сыграл существенную роль в формировании социальной ориентированности архитектурного авангарда, хотя сам художник видел цель в преодолении разрыва между трудом и искусством посредством возрождения средневекового ремесла. Был ведущим организатором английского Движения искусств и ремёсел, под влиянием которого в Германии возник «Веркбунд».

 

Мутезиус, Герман (1861–1927)

Немецкий архитектор. Теоретик архитектуры рационалистического течения. Был близок идеям Движения искусств и ремёсел, основанного У. Моррисом. Основал союз «Веркбунд», целью которого были поддержка и развитие прикладного искусства, художественных ремесел и нового «промышленного искусства», или дизайна, призванного повысить качество массовой промышленной продукции.

Н

Нельсон, Джордж (1907–1986)

Американский дизайнер, архитектор, критик и теоретик дизайна. Для его работ характерны цельность формы, обобщенное решение деталей с использованием модульных элементов, яркие локальные цвета. В своих теоретических работах Нельсон отстаивал широкие позиции дизайна как гуманитарной и художественной профессии. Он подчеркивал, что основные силы дизайнеров должны быть сосредоточены на задачах, диктуемых социальной необходимостью, и что цели дизайна находятся в тесной зависимости от уровня развития культуры и цивилизации.

П

Понти, Джио (1891–1979)

Итальянский дизайнер и архитектор. Отстаивал идею «суперискусства», объединяющего все виды деятельности в создании искусственной среды. Его работы отличаются лаконизмом, экономичностью.

 

Попова, Любовь Сергеевна (1889–1924)

Российская художница, одна из самых ярких фигур русского художественного авангарда, активная сотрудница Инхука, прошла путь от постимпрессионизма и кубизма к конструктивизму, от картины к театрально-декорационному искусству и дизайну (рисунки для тканей). Её манера выделяется монументальной строгостью ритмического построения форм, впечатляющей внутренней дисциплиной линий и колорита.

Р

Рёскин, Джон (1819–1900)

Английский писатель, теоретик искусства. Его романтический протест против современного общества обусловил его призыв к возрождению средневековых форм организации художественного творчества и ремесел. Идеолог «прерафаэлитов». Произведения Рёскина о проблемах культуры отличаются изысканностью слога.

 

Родченко, Александр Михайлович (1891–1956)

Российский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Входил в объединение Левый фронт искусства (ЛЕФ), представитель конструктивизма и производственного искусства, оформитель книги, один из зачинателей рекламы в СССР, фотомонтажа.

С

Салливен, Луис (1856–1924)

Американский архитектор, ведущая фигура Чикагской школы. Работал в сотрудничестве с Данкмаром Адлером и впервые освободил высотные здания со стальным каркасом от ранее считавшегося необходимым классицистского декора. Высказывание Салливена «форма следует за функцией» стало крылатым, однако в собственной практике Салливен отнюдь не стремился к отказу от декора и всю жизнь разрабатывал оригинальные и сложные орнаменты.

 

Самойлов, Вениамин – талантливый художник–график с великолепным пространственным воображением, создавший окончательный вариант рисунка автомобиля «Победа». По его эскизам были сделаны гипсовые модели будущего автомобиля в масштабе 1:5 (по другим данным – 1:4). Вениамин Самойлов переосмыслил кузов немецкого Kapitan’a и создал обтекаемую конструкцию без выступающих крыльев, с утопленными фарами.

 

Страхов, П. С.- профессор Московского сельскохозяйственного института, высказал мысль о том, что технический объект, помимо своего функционального назначения, еще может нести яркое эмоциональное содержание. Впервые эта мысль прозвучала в его работе «Эстетические задачи техники» (1906). Страхов видел заложенные в машинной форме большие выразительные возможности и наметил для конструкторов принципиальные положения формообразования: форма машины должна быть динамичной, пропорциональной, хорошо скомпонованной и упорядоченной в движениях; машина должна быть рационально окрашена не только сама по себе, но и по отношению к рабочей среде. Красоту машины он не отделяет от ее функции, считая, что она должна быть не на поверхности, а в самой ее конструкции, в цельности ее облика, в ее выразительности и гармонии форм

Т

Татлин, Владимир (1885–1953)

Российский художник, изобретатель, ведущая фигура конструктивизма. Автор модели «Башни III Интернационала», включавшей в абстрактную ажурную скульптуру вращающиеся с разной скоростью объемы. Наряду с рисунками Сант-Элиа, макет Татлина чрезвычайно мощно повлиял на воображение художественного авангарда XX в.

Ф

Фенингер, Лионель (1871–1956)

Немецкий и американский художник. Примыкал к экспрессионизму, активно сотрудничал со школой «Баухауз». В его живописи и графике, для которых характерны мотивы полуфантастической архитектуры удлиненных, «готических» пропорций, авангардные поиски тесно переплетаются с традициями романтизма.

Ш

Шехтель, Федор Осипович (1859–1926)

Российский архитектор, ведущая фигура русского модерна. Автор реконструкции и оформления МХАТ, особняка Рябушинского, здания Ярославского вокзала, конторских и промышленных зданий, десятка особняков, включая собственный дом-мастерскую. Отличался как богатством пластической фантазии, так и глубокой проработанностью функционального решения, подчиненного идее комфорта.

 

Шухов, Владимир Григорьевич (1853–1939)

Российский инженер, изобретатель, ученый. Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы, нефтехранилища, установку для термического крекинга нефти, паровые котлы, мосты, сетчатые и арочные перекрытия, гиперболоидные башни (в т. ч. высотой 148,3 м в Москве) и т. д.

 

 

 

Словарь терминов

 

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО, абстракционизм (от лат. Abstractio - отвлечение). Одно из наиболее распространенных направлений в современном искусстве. Для него характерны отказ от изображения реальной действительности, предметов, человека, ликвидация художественной образности. Абстрактное искусство приходит к разрушению формы, отрицает рисунок, композицию, превращает картину в беспорядочное нагромождение пятен (отсюда ташизм, от франц. Tache - пятно) или линий. Скульптурные изображения подменяются хаосом случайно взятых предметов (гвозди, проволока и т.д.)

 

АВАНГАРД, авангардизм – стремление порвать с реалистическим искусством, создать нечто противоречащее установившимся нормам художественного вкуса и эстетическим понятиям. Модернистские установки - отрицание культурного наследия, преувеличение роли субъективного начала и формы в искусстве. Первым последовательно модернистским художественным направлением был кубизм, заменивший принцип познания действительности средствами искусства формальным экспериментаторством.

 

АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.

 

АНТИДИЗАЙН. Отказ от постулатов модернизма. Зародился в 1960-х гг., преимущественно в Италии. Развивает игровые моменты поп-дизайна. Достиг зрелости в ТВОРЧЕСТВЕ ГРУППЫ «МЕМФИС» В 1980-Х гг.

 

БИОМОРФНЫЙ ДИЗАЙН. См. Органический дизайн.

АР ДЕКО – в переводе с французского означает "декоративное искусство". Термин стал общепринятым после Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Decoratifs Et Indastrie is Modernes) в Париже в 1925 году. Ар деко взял у модерна цветы, смешал с геометрией конструктивизма, добавил к ним свою страсть к экзотическим материалам и архаичным культурам и получил формулу роскоши, не потерявшую актуальность и до сих пор. “Стиль звезд” особенно прижился в Америке и в первую очередь в Голливуде. Он предлагал новое представление о роскоши. В отличие от растительных тем модерна, Ар деко предпочитал геометрические формы и орнаменты, прямые линии, абстрактные композиции, узоры с восточными и африканскими мотивами. Одно из самых знаменитых произведений в стиле Ар деко – это небоскреб Chrysler Building (Нью-Йорк), гостиница «Москва» (Москва), трансатлантический лайнер "Нормандия", который называли "плавучей выставкой". Многие станции метро Москвы, так и Санкт-Петербурга решены в стиле Арт-деко .

АЭРОСТИЛЬ – характерная тенденция в коммерческом американском дизайне 1930-х гг., связанная с преобладанием обтекаемых форм сложной кривизны не только в транспорте, но и в бытовых изделиях.

 

БРЕНД (англ. brand - клеймо) дизайн, разработанный для определённого товара в стиле, отличающимся и выделяющий его на рынке сбыта, посредствам упаковки, графических знаков, логотипов и мультимедиа технологий. Следуя из определения можно выявить очень важный аспект: бренд создаётся с целью разграничения нового продукта, от товаров заменителей. Это основная задача бренда. Название товара или бренда - это название, с помощью которого, потребитель отличает данный товар или группу товаров от товаров заменителей. Для названий брендов существуют некоторые правила, следование которым определяет успешность товара на рынке:1. легкость произношения и запоминаемость; 2. индивидуальность

3. говорящее о качестве и предназначении товара;

4. cоответствие требованиям регистрации юридической защиты.

 

БРЕНДИНГ – это наука, занимающаяся вопросами создания и продвижения на рынок товара, по средствам креативных, маркетинговых и социальных исследований.

 

ВХУТЕМАС, Высшие Государственные художественно-технические мастерские (произн.: "Вхутэмас") – наименование московского художественного вуза в период с 1920/21 по 1926/27 учебный год. ВХУТЕМАС образовался путем слияния Первых государственных свободных художественных мастерских со Вторыми, т.е. бывшего Строгановского училища с бывшим Училищем живописи, ваяния и зодчества. ВХУТЕМАС включал факультеты: живописный, полиграфический, скульптурный, архитектурный, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий. Программы ВХУТЕМАСа были разработаны формалистическим "Институтом художественной культуры", решительно отрицавшем идейно-образную сущность искусства. К концу 1921- началу 1922 г. на живописном факультете появились реалистические мастерские А.Е. Архипова, Д.Н. Кардовского и класс анатомического рисования Д.А. Щербиновского. В 1926/27 учебном году ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН (Высший государственный художественно-технический институт). Вхутемасом назывался также ленинградский художественный вуз (бывш. Академия художеств) в период с 1923 по 1925 гг.

 

ДИЗАЙН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИЗАЙНА, принятое в 1964 году международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге: "Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя".

 

ИКСИД - Международный совет организаций по дизайну. Создан в 1957году. Эта организация призвана способствовать развитию дизайна во всем мире.

 

КОНСТРУКТИВИЗМ, направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма. Направление формообразования и влиятельное творческое направление в советской архитектуре и дизайне, сложившееся в Советской России 1920-х гг. Характеризуется преувеличенным вниманием к структурной, рациональной, модульно-геометрической составляющей формы. Наибольшее развитие получила сфера графического дизайна.

 

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО), течение в авангардистском искусстве 1960-90-х гг., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству "художественных идей" (т. н. концептов), которые инспирируются в сознании зрителя с помощью надписей, безличных графиков, диаграмм, схем и т. п.. Построение игровой парадоксальной умозрительной ситуации со своими правилами.

 

КУБИЗМ. Влиятельное стилевое направление в визуальных искусствах начала ХХ в., зародившееся во Франции. Кубизм способствовал зарождению абстракционизма, повлиял на технику футуризма, супрематизма.

 

МОДЕРН (франц. moderne - новейший, современный) ("ар нуво", "югендстиль"), стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 - нач. 20 вв. Представители "модерна" использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (А. Ван де Вельде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство "модерна" отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

 

ОБТЕКАЕМОСТЬ. Понятие возникло в 1930-е гг., когда в дизайне средств передвижения были использованы аэродинамические формы. Обтекаемый стиль использовался в дизайне многих неподвижных потребительских товаров из эстетических соображений.

 

ОРГАНИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН. Дизайн с использованием природных форм, обычно мягких криволинейных очертаний.

 

ПОП-АРТ, ПОП-ДИЗАЙН. Направление в искусстве, дизайне, в том числе графическом, в котором банальные повседневные предметы (обычно комиксы, дорожные знаки, консервы) или известные личности (популярные певцы, политики, артисты) использовались как объекты в произведениях и нередко буквально физически помещались в картины и инсталляции. В значительной степени британский и американский культурные феномены 1950-1960-х гг.

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ. Художественная и культурная идеология второй половины ХХ в., призывающая к коррекции идеологии модернизма. Постмодернизм смягчает жесткость проектных установок модернизма, выражавшихся в стремлении спроектировать весь мир заново, допускать в искусство, дизайн и архитектуру юмор, исторические цитаты и элементы массовой культуры.

 

ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. – брошенный вперед)

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) Предварительный текст какого-либо документа.

3) Замысел, план.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Наряду с традиционными видами (архитектурно-строительными, машиностроительными, технологическими и др.) начали складываться самостоятельные направления: проектирование человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и др.

 

СТАЙЛИНГ (от англ. style – стиль, мода) – одно из направлений дизайна, выражающееся во внешнем, не затрагивающем конструктивную и функциональную основу, изменении промышленного изделия в соответствии с господствующем стилем. Стратегия американского коммерческого дизайна 1930-1960-х гг. Стайлинг становится одним из основных средств формирования искусственного спроса на товары. Чрезмерное его использование иногда даже приводит к фальсификации изделий.

 

СУПРЕМАТИЗМ, стиль положенный К. С. Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910-х гг., К. С. Малевич считал его высшей точкой развития искусства (отсюда название, производное от лат. supremus, "высший, последний"), которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Оказал большое влияние на конструктивизм, производственное искусство. Сам Малевич и его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник и др.) неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта (в особенности художественного фарфора), оформление выставок.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА – отрасль науки, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Техническая эстетика изучает общественную природу дизайна и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА (СМ. ЭСТЕТИКА) — область художественного творчества, связанная с конструированием и выпуском промышленной продукции. В этом творческом процессе художники-конструкторы (см. Дизайнеры) соавторствуют с инженерами-конструкторами и технологами.

 

ФУТУРИЗМ (от лат. futurum – будущее) – авангардное течение в европейском искусстве 10-20-х гг. ХХ в. В России сложился «кубофутуризм». Русские футуристы заявляли о своем желании создавать социалистическую культуру, искусство будущего, революционизировать быт.

 

ФУНКЦИОНАЛИЗМ широкое социально-эстетическое движение в архитектуре и прикладном искусстве, сложившееся в 20-х гг. ХХ в. Его представители (Ф.Л. Райт, Ле Корбюзье) выступали за подчинение предметно-художественного формообразования требованиям современного технического и общественного прогресса. Функционализм был представлен целыми архитектурными школами (нем. Баухауз, голландский Де Стейл, советский конструктивизм). Представителей функционализма объединяло неприятие эклектизма и украшательства, стремление добиваться художественной выразительности путем эстетического освоения современных материалов и конструкций.

 

ХАЙ-ТЕК – стилевое направление в мировом дизайне и архитектуре 1970-х гг., связанное с предъявлением через форму и конструкцию изделий и сооружений совершенного качества отделки, передовых промышленных технологий, точности стыковки деталей, применением в устройстве жилой среды узлов, конструкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04