В 90-х годах ХХ века на политической арене появилось новое явление, первоначально получившее название антиглобализма. В короткие сроки оно превратилось в мощное общественное движение, насчитывающее миллионы сторонников из многих стран мира. Крупнейшие акции антиглобалистов в Сиэтле в 1999 году, приведшей к срыву саммита ВТО, затем в Вашингтоне, Праге, Ницце, Гетеборге, Генуе, огромные антивоенные демонстрации 2003 года привлекли к антиглобалистам внимание не только политиков и общественности, но и научных кругов.
В настоящее время среди исследователей нет единой точки зрения на сущность этого явления. Разброс мнений по этому вопросу очень широк: от примитивного толкования антиглобалистского движения как  «очередного сборища «леваков», «утопистов», «хулиганов», «погромщиков», «луддитов» до идентификации его с ультраправыми, националистическими или террористическими движениями. Ф.Г. Войтоловский, например, анализируя идейно-политические процессы внутри антиглобализма, выделяет в нем два течения – первое, основывающееся «на полном неприятии глобализации как объективного и закономерного этапа  истории человечества» и второе, ограничивающееся лишь критикой отдельных тенденций и методов  субъектов глобализации. Так, к первой версии антиглобализма он относит ультраправый национальный фронт Ж.М. Лепена. [3, c.9-10]  Некоторые авторы утверждают, что «лозунги антиглобалистов очень схожи с теми, с которыми выступают террористы», что «антизападные террористы и антиглобалисты едины в своем презрении к тому, что весь остальной мир называет прогрессом. Они предпочитают условия прошлого и считают их единственно приемлемыми  для настоящего и будущего времени».  [ 12, c.38]
Однако по мере развертывания движения все большее число исследователей склоняется к более объективным и менее политически ангажированным оценкам. Стали подчеркиваться объективные причины появления и расширения феномена антиглобализма, вызванные уничтожением альтернативности общественного развития с 1989-1990 годов, а также неадекватностью неолиберализма не только в социально-политической, но и в экономической сфере. «Сам факт безвариантности неолиберального курса в сочетании с бесчисленными изъянами его результатов сработал против него. Беззаботность и безапелляционность победителей, эйфория от успехов, временное отсутствие той самой щуки, которая не дает зажиреть карасю, обусловили широту и скорость распространения антилиберальных настроений и реакций во второй половине 90-х годов». [ 10, c.28] Таким образом, исследователи стали подчеркивать антилиберальный характер движения, считая его левым и социальным. Ряд авторов, как и сами представители антиглобализма, все больше приходят к выводу о неудачности самого термина «антиглобализм», предпочитая говорить об «альтернативном движении», «понимая эту категорию как синоним иного (оспаривающего), …ставящего своей целью утвердить иную систему ценностей; иной, чем сегодня и для большинства участников, чем вчера, мир и, главное, - иное его развитие». [ 10, c.24]
Исследователи неомарксистского и близких к нему направлений подчеркивают антикапиталистический характер антиглобалистов, считая это политическое течение одним из направлений левого движения. Так, Борис Кагарлицкий охарактеризовал «движения, получившие с легкой руки некоторых журналистов название «антиглобалистских», «формой существования радикальной левой в условиях глобализации». В то же время он и ряд других авторов подчеркивают, что это новое движение является  не просто протестным движением, «частью более широкого левого спектра»,  но «своеобразным ответом на кризис традиционной левой в 90-е годы». [ 4,  c.4] То есть данное явление зародилось «на фоне кризиса мирового коммунистического и рабочего движения» [ 4, c.50] и стало попыткой поиска новых организационных и идейных форм на левом политическом фланге.
Чтобы верно понять сущность движения, необходимо обратиться к его идеологии, определить основные лозунги и требования. При этом следует отметить, что выделение общей мировоззренческой концепции антиглобалистского движения сопряжено со сложностями, связанными, прежде всего с широтой и пестротой самого движения, большим количеством различных организаций из разных стран и регионов мира, участвующих в нем, сетевым принципом организационного строения, исключающего единый центр управления и единую программу. В то же время все же существуют общие принципы и лозунги, разделяемые всеми участниками антиглобалистского сопротивления. 
Следует также подчеркнуть определенную эволюцию, идущий процесс формирования этой общей идеологии. В самом антиглобалистском движении обычно выделяют два этапа: 1) 1999-2001 годы – критический  и 2) февраль 2001 г. – настоящее время – программный. Первый период характеризуется, в первую очередь, «рождением и младенчеством» и крупнейшими протестными акциями как основной формой деятельности антиглобалистов. В то же время нельзя говорить, что на этом этапе движение не имело свою идейную окраску. «Их «негативная» программа ( «чего мы не хотим»), - как пишет К. Майданик, - была сформулирована достаточно полно и четко». [ 10, c.29] 
Рубежом для движения стал первый Всемирный социальный форум (ВСФ), состоявшийся в феврале 2001 года в бразильском городе Порту-Алегре, собравший несколько сот участников и принявший общие программные заявления. ВСФ стал регулярно собирающимся съездом антиглобалистов, который, по их замыслу, выступает в качестве альтернативы всемирному экономическому форуму (ВЭФ), своеобразным идейным антиподом, «обращенным к человеку, а не к капиталу». Социальный Форум, «в отличие от МВФ, Всемирного банка и ВТО» ставит целью, по словам авторов доклада «Альтернативы экономической глобализации: лучший мир возможен»,  «предложить альтернативу процессу глобализации, более справедливую, демократическую, гуманную, которую поддержало бы большинство населения планеты». [ 1, c.139] На втором форуме была принята Общая хартия, излагавшая общие программные принципы движения, что свидетельствует об активно идущих процессах формирования конструктивной идеологии альтернативного устройства мира. Само название хартии носит четко очерченную идеологическую окраску – это «призыв общего движения в Порту-Алегре против неолиберализма, войны и милитаризма, за мир и социальную справедливость». Данная терминология позволяет определить ее направленность как антилиберальную, пацифистскую и, в конечном счете, используя старую терминологию, антиимпериалистическую идеологию левого толка. Хартия подвергла резкой критике политику крупных корпораций, которая ведет к распространению бедности и неравенства, недостатку медицинской помощи, разрушению окружающей среды, безработице. Особое внимание было уделено международным проблемам. Антиглобалистская хартия осудила военную операцию США против Афганистана, «в которой были использованы террористические методы» и которая под прикрытием борьбы с терроризмом распространяется на другие фронты, выразила солидарность с борьбой палестинского народа «за самоопределение перед лицом жестокой оккупации израильским государством», выступила против экономической блокады Кубы и Ирака. В документе также отмечается жесткое наступление корпоративного капитала на социальные права трудящихся, растущее наступление против профсоюзов, социальных движений и их активистов. В итоге авторы манифеста приходят к выводу о неэффективности неолиберальной экономической модели, констатируя наступление глобального экономического спада. «Этот спад, - говорится в Хартии, - обнажил тот факт, что неолиберальное обещание роста и процветания является ложью». [ 11, c.164-166]
Важнейшей задачей для понимания сущности и  философии антиглобализма является определение его отношения к глобализации, так как само название и резкая критика процессов глобализации может породить точку зрения, уже приводившуюся выше, что антиглобалисты - это противники глобализации в целом, отрицающие, в том числе, и процессы мировой интеграции, и достижения НТР, которые она несет.  Показательно, что сами участники движения резко отрицательно относятся к самому термину «антиглобализм». «Название «антиглобализм», которое к нам прилепили, является одной из мощнейших диверсий против нашего движения, - заявляет профессор А.В. Бузгалин, представитель российских антиглобалистов, - Поскольку суть движения – последовательное, открытое развитие интеграции». Они приветствуют развитие технологий, создание единой информационной сети, единых стандартов и коммуникаций, считая это объективным процессом. [ 2, c.131, 151] Ему вторит британский участник и теоретик движения Алекс Каллиникос: «Как нам следует называть это новое движение? Ярлык, обычно на него навешиваемый, - движение антиглобализма – представляет собой совершенно абсурдное название для движения, которое подчеркивает как раз свой международный характер и которое весьма эффективно может мобилизовать людей всех пяти континентов, преодолевая национальные границы». [ 6, c.21]  В настоящее время среди большинства участников движения, исследователей и в западной прессе утвердилось названия движения как альтерглобализм, то есть выступления за иную, альтернативную модель глобализации. 
«Движение борется против конкретной модели глобализации в ее капиталистическом неолиберальном варианте, ставящем весь мир под контроль крупнейших ТНК, и попыток унификации идеологии по западному, либеральному стандарту. Не случайно главный лозунг движения: «Другой мир возможен». [ 11, c. 163] А Международная Конфедерация Свободных профсоюзов (МКСП) в 2001 году выступила за другую глобализацию, которая «выгодна всем людям во всем мире» и «обеспечивает настоящую общую справедливость и равенство». [ 7, c. 119] Именно поэтому важной составляющей альтерглобалистской идеологии стали интернационализм и международная солидарность. В принципе по-другому и не может быть в движении, которое является интернациональным объединением организаций из разных стран мира. Английский географ и публицист Дорен Мэсси отмечает: «Нашим политическим принципом должен быть интернационализм: наш интернационализм уважает местные различия и необходимость действовать непосредственно на местах, но он категорически против местничества, против герметично закрытых обществ или культур». Иными словами, новый интернационализм выступает в качестве альтернативы  как унификаторской политики неолиберализма, так и против консервативного национализма. [ 5, c. 328]
Для достижения «иного мира», иной модели интеграции альтерглобалисты считают необходимым осуществить ряд требований. Одно из главных – это «безоговорочная отмена долга и репарации исторических, социальных и экологических долгов», так как развивающиеся страны выплатили долги уже несколько раз, а страны, требующие их выплаты, участвуют в эксплуатации природных ресурсов и традиционных знаний стран Юга. Они требуют объявить воду, землю, продовольствие, леса «общими активами человечества», выступают также за «доступность земли для крестьян». Важным лозунгом стало провозглашение принципа: «Мир – не товар». Для его реализации предполагается отменить «патентование и торговлю формами жизни». В силу этого альтерглобалисткое движение считает ВТО «незаконной организацией», которая «защищает корпоративные интересы». Важнейшими идейными принципами своего движения антиглобалисты провозглашают ценности демократии, понимаемые как право народа знать о решениях и критиковать собственные правительства, право на информацию.  В числе требований также надо назвать борьбу против спекулятивных действий, введение специального налога на спекулятивные операции, контроль над финансовыми рынками и учреждениями, соблюдение прав женщин и молодежи, введение бесплатного общественного образования, свободу от насилия бедности и эксплуатации, запрет на принудительный и детский труд, справедливую систему распределения. [ 11, c.167, 168] Анализ данных требований позволяет сделать вывод о безусловно левом, социалистическом характере идеологии альтерлобализма. «Все эти требования, - пишет А. Каллиникос, - представляют собой ответ на реалии современности… …цель этих требований заключается в том, чтобы подорвать логику капитала. Иными словами, хотя эти требования не обязательно озвучивают антикапиталистические доводы, в них присутствует антикапиталистическая динамика». [ 6, c.152] И предлагает вообще именовать альтеглобалистское движение антикапиталистиским. [ 6,  c.22]
Однако следует отметить, что в силу уже упоминаемой неоднородности движения его идеология аккумулирует различные оттенки социалистической мысли от радикальных до социал-демократических доктрин. Эти течения объединяет общая задача – преодоление  мирового господства ТНК.  Но методы ее достижения представителям различных направлений видятся разными.
Так, радикальное крыло, представленное обновленными коммунистическими партиями, другими леворадикальными движениями, общественными организациями из развивающихся стран, полагают, что иной мир будет создан в результате  революционного переустройства.    Они пришли к выводу, что альтерглобалистское «движение может достичь успеха лишь посредством революционного преобразования, которое установит новую глобальную экономическую систему, основанную на общественной собственности на основные производственные ресурсы и демократическом планировании». [ 6,  c.161]  Таким образом альтернативное общество видится как социалистическая система.
Умеренное крыло, в котором ведущие позиции занимает АТТАК, предлагают ограничиться пропагандой иных глобальных интернациональных систем, свободных от власти корпораций, и проведением реформ по введению единых социальных и экологических нормативов, поощрению различных форм самоуправления граждан, усилить власть муниципалитетов, парламентов, общественных институтов, а на мировой арене – ООН. Так, например, английские исследователи, участники «Фабианского общества» М. Якобс, М. Лент, К. Воткинс в проекте «Прогрессивная глобализация: к международной социальной демократии» предлагают программу, призванную обеспечить большую социальную справедливость и устойчивое экономическое развитие глобальной системы. Для реализации этой цели авторы считают необходимым введение следующих фундаментальных принципов:
«1) равноправная система мировой торговли;
2) регулирование глобальной экономической деятельности в целях обеспечения экономической стабильности, защиты занятости, потребителей и окружающей среды;
3) глобальный механизм перераспределения доходов и богатства между богатыми и бедными странами;
4) демократически легитимная система глобального управления». [ 13, c.122]. Как полагают, исследователи, данная программа по-сути является переносом социал-демократической модели на международный уровень. Сторонники этого подхода, по мнению активных идеологов альтерглобалистской теории, считают, «что социалистическая альтернатива капитализму недостижима. Вместо этого они стремятся регулировать капитализм и делать его более человечным». [ 6,  c.87]
Некоторые авторы подчеркивают, что платформа ВСФ в большей степени отражает именно эту «социал-реформистскую, умеренно социал-демократическую» программу. Они делают вывод, что «социал-глобалисты», как они их называют, в настоящее время доминируют в структурах ВСФ. [ 7, c.111, 9, c.13]
По какому пути в дальнейшем будет развиваться альтерглобалистское движение, покажет будущее. Однако уже в настоящее время можно очертить основную направленность антиглобализма, выступающего за альтернативную демократическую модель интеграции, исключающую господство монополий  и неолиберальной доктрины. Это движение безусловно следует отнести к левому направлению политического спектра. Поэтому наиболее обоснованным, на мой взгляд, выглядит определение альтерглобалисткого движения как «массового интернационального движения солидарности антикапиталистического характера». [ 11, c.111]

Список литературы
1. Альтернативы  экономической глобализации: лучший мир возможен// Альтерглобализм и антиглобалистские движения в современном мире. – М. : РАН ИНИОН. - 2006. – с.138-150.
2. Антиглобализм как он есть// Альтернативы. – 2002. - №3. – С. 129-158.
3. Войтоловский Ф.Г. Идейно-политические процессы внутри антиглобалистских движений// МэиМО. – 2003. - №2.
4. Кагарлицкий Б.Ю. Идейные позиции и политика левых партий и движений по проблемам глобализации.  Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. - М., 2002.  – 41 с.
5. Кагарлицкий Б.Ю. Политология революции. – М. : Алгоритм, 2007. – 576 с.
6. Каллиникос А. Антикапиталистический манифест. – М. : Практис, 2005. – 196 с.
7. Клеман К.,  Шеин О.,  Агитон К. Антиглобалистское движение и его перспективы в России// Альтернативы. – 2002. - №3. – С.100-129.
8. Клоцвог Ф.Н. Ускорить формирование идеологии антиглобализма// Альтернативы. – 2003. - №3. – С. 50-58. 
9. Косолапов Н.А. Глобализация: сущностные и международно-политические аспекты // МэиМО. – 2001. - №4.
10. Майданик К.Л. Альтернативное движение: фаза консолидации? Историческое место и генезис движения. // МэиМО. – 2002. - №11.
11. Призыв общественных движений в Порту-Алегри: Против неолиберализма, войны и милитаризма, за мир и социальную справедливость// Альтернативы. – 2002. - №1. - с.164-166.
12. Рогожина Н.Г. Политическое лицо антиглобалистов//МэиМО. – 2002. - №6.
13. Якобс М.. Лент М., Воткинс К. Прогрессивная глобализация: к международной социальной демократии// Альтерглобализм и антиглобалистские движения в современном мире. – М. : РАН ИНИОН. - 2006. – C. 119-138.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05