РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из государственного образовательного стандарта

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста как научная и учебная дисциплина. Понятие профессиональной подготовки студентов к работе по развитию речи дошкольников. Функциональные характеристики родного языка и его роль в развитии ребенка. Научные основы методики развития речи детей: методологические, психофизиологические, психолингвистические, лингводидактические. Анализ методических подходов к развитию речи и обучению родному языку в истории зарубежной и отечественной педагогики. Современные концепции онтогенеза речи. Структурное, функциональное и когнитивное направления исследований детской речи. Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой, связной речью. Психолого-педагогические основы разработки программ речевого развития детей. Содержание, методы и средства развития речи. Ребенок и речевая среда. Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком. Методические принципы обучения родной речи и языку. Методика развития разных сторон речи в возрастных группах. Проблема подготовки детей к обучению грамоте. Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений. Методика работы с книгой. Художественно-речевая деятельность. Диагностика речевого развития детей как средство оптимизации процесса овладения родным языком. Преподавание методики развития речи в педагогических колледжах и училищах.

1.2. Ссылка на типовую программу учебной дисциплины

Программа составлена на основе примерной программы дисциплины «Теория и методика развития речи детей», утвержденной директором департамента государственной политики в сфере образования И.И. Калина в 2005году и рекомендованной Министерством образования и науки РФ для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология».

1.3.      Цели и задачи учебной дисциплины

Цель дисциплины: подготовка студентов к работе педагога дошкольного образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста образования по развитию коммуникативной функции речи.

Задачи дисциплины:

-      формирование у студентов научных знаний о процессе раз­вития речи и речевого общения детей;

-      формирование  глубокого понимания психофизиологических и лингводидактических основ обучения родной речи;

-      овладение студентами эффективными методами и приема­ми развития речи детей;

-      развитие методического мышления, способности правильно оценивать результаты педагогического воздействия на детей, умений применять теоретические знания в разных условиях.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессио­нальной деятельности педагога дошкольного учреждения: организационно-управленческую, научно-методиче­скую, учебно-воспитательную, социально-педагогическую, куль­турно-просветительскую. Ее изучение способствует решению сле­дующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области организационно-управленческой деятельности:

-      руководство работой воспитателей по организации речевого развития детей, осуществление планирования, организация, координация и контроль педагоги­ческого процесса дошкольного образовательного учреждения по развитию речи детей; организация просветительской работы для родителей и лиц, их заменяющих;

в области научно-методической деятельности:

-     выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

-     анализ современных тенденций развития дошкольного об­разования, образовательных программ; определение перспективных направлений развития педагогической деятельности  в  дошкольном  образовательном  учреждении; обеспечение методического оснащения образовательного процесса; организация и координирование методической работы;

-     повышение  квалификации  воспитателей,  развитие  их творческих инициатив, оказание квалифицированной помощи педагогам в разработке инновационных педагогических технологий; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области учебно-воспитательной деятельности:

-      осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой, проведение психолого-педагогической диагностики детей; использование современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения родной речи; использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

в области социально-педагогической деятельности:

-      оказание помощи в социализации детям дошкольного возраста;

в области культурно-просветительской деятельности:

-      формирование общей культуры детей дошкольного возраста.

 

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

-      научные основы методики развития речи детей (методоло­гические, психофизиологические, психолингвистические, лингводидактические);

-      роль родного языка и речи в развитии ребенка;

-      основные методологические подходы к развитию речи и обуче­нию родному языку в истории зарубежной и отечественной педагогики;

-      современные концепции онтогенеза речи и основные направления исследований детской речи;

-      закономерности и особенности усвоения дошкольниками лексики, грамматики, фонетики, связной речи;

-      цель, задачи и содержание развития разных сторон речи детей;

-      методические принципы развития речи детей;

-      педагогические условия, способствующие развитию речи детей;

-      средства, методы и приемы формирования речи детей;

-      критерии оценки уровня речевого развития детей в разных возрастных группах;

-      основы преемственности работы детского сада и начальной школы по развитию речи и обучению родному языку;

-      основы разработки учебно-программной документации;

-      современные тенденции развития дошкольного образования, образовательные программы, направленные на речевое воспитание детей;

уметь:

-      обследовать и выявлять особенности овладения родным языком детьми, составлять характеристики речевого развития;

-      определять уровень речевого развития детей и давать педа­гогические рекомендации с целью его коррекции;

-      выбирать наиболее эффективные пути воздействия на речь дошкольников и анализировать полученные результаты;

-      создавать развивающую речевую среду, условия для практического овладения детьми словарем, фонетикой, грамма­тическим строем родного языка, связной речью;

-      формировать у детей коммуникативно-речевые умения и навыки;

-      отбирать содержание, методы и приемы работы в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития;

-      осуществлять деятельность по отбору и использованию дидактического материала;

-      проектировать работу по развитию речи, разрабатывать конспекты занятий, игр, сценариев и др. с детьми дошкольного возраста;

-      проводить экспертизу программ речевого развития;

-     проводить опытно-экспериментальную работу в области развития речи детей;

-     осуществлять методическое руководство работой педагогов дошкольных образовательных учреждений по развитию речи детей;

-     анализировать и оценивать работу воспитателей по развитию речи;

-     обеспечивать методическое оснащение работы по речевому развитию детей;

-     повышать квалификацию воспитателей в области речевого развития детей, оказывать им помощь в разработке инновационных педагогических технологий, обобщать и распространять передовой опыт работы по развитию детской речи;

владеть навыками:

-     общения с детьми, родителями, педагогами;

-     установления эмоционального контакта с воспитанниками;

-     создания атмосферы сотрудничества с детьми;

-     организации работы по повышению культуры речи педагогов, обслуживающего персонала и родителей;

-     применения теоретических знаний в практике работы дошкольных учреждений и органов управления образованием.

 

1.5.      Виды и формы контроля

В течение семестра выполняется текущие проверочных работы. Для контроля усвоения дисциплины предусмотрен зачет в конце 5 семестра и экзамен в конце 6 семестра.

 

1.6.      Виды активных методов и форм обучения

Основными формами организации обучения являются лекции, практические занятия, семинары и текущая самостоятельная работа студентов по выполнению разных видов заданий. При проведении занятий используются различные методы, такие как: лабораторные работы, решение ситуационных задач, моделирование элементов урока и т.п.

1.7.      Межпредметные связи

Необходимый уровень качества подготовки специалиста является системно-образующим фактором в динамической системе учебного процесса и предполагает логическую последовательность изучения дисциплин, являющихся базовыми в процессе подготовки по данной специальности: ОПД Ф.2. Педагогика, ОПД Ф.1. Психология; а также дисциплин, базирующихся на знаниях, полученных при изучении названной: ДС Ф.4. Теория и методика обучения иностранному языку.

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины

 

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

 

Лекции

Лабораторно- практические занятия

Самостоятельная работа

Всего по теме

Теория и методика развития речи детей как наука и учебная дисциплина.

4

 

 

4

1.1.

Теоретические основы методики развития речи.

4

 

8

12

1.2.

Становление методики развития речи как науки.

4

4

8

16

Система работы по развитию речи в детском саду.

4

6

4

14

Методика развития разных сторон речи детей.

4

4

8

16

3.1.

Методика развития словаря.

8

6

24

38

3.2.

Методика формирования грамматического строя речи.

8

6

10

24

3.3.

Воспитание звуковой культуры речи.

8

6

10

24

3.4.

Методика развития связной речи.

10

6

32

48

Методика работы с художественной литературой в детском саду.

8

6

14

28

Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

8

 

 

8

Организация работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении.

6

6

8

20

6.1.

Планирование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении.

6

 

 

6

6.2.

Диагностика речевого развития детей.

4

6

14

24

6.3.

Методическая работа по развитию речи детей в ДОУ.

4

4

 

8

 

Итого:

90

60

150

300

2.2. Содержание отдельных разделов и тем

1. Теория и методика развития речи детей как наука и учебная

дисциплина. История ее создания.

Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи. Функциональные характеристики родного языка и его роль в развитии личности ребенка. Научные основы методики. Методологические характеристики языка и речи, определение на их основе общей направленности педагогического воздействия на детей и важнейших принципов методики. Естественнонаучные и психологические основы методики развития речи. Лингвистические основы методики. Роль данных разных отраслей лингвистики в определении основных направлений, содержания и методики работы по раз­витию речи. Связь методики с другими науками. Методы научно­го исследования в методике развития речи детей. Методика развития речи как учебная дисциплина и ее место в системе подготовки специалистов. Требования к готовности педагогов для работы по развитию речи детей. Задачи теоретической и практической подготовки студентов в области речевого развития детей.

Становление методики развития речи как науки. Вопросы развития речи и обучения языку в зарубежной педагогике. Задачи работы по развитию речи и обучению языку в трудах педагогов-гуманистов Я.А.Коменского и И.Г Песталоцци. Взгляды Ф.Фребеля на речевое развитие детей. Создание сенсорной основы речи в процессе упражнений с дидактическим материалом в педагогической системе М.Монтессори. Развитие методики в России. Традиции обучения и воспитания на родном языке. Л.Н.Толстой о первоначальном обучении детей родному языку. К.Д.Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Ушинский о происхождении языка и сущности развития речи, роли родного языка в развитии и воспитании детей. Требование активного руководства развитием речи детей. Отношение Ушинского к обучению детей на иностранном языке. К.Д.Ушинский о целях первоначального обучения родному языку. Развитие устной речи детей как основа для обучения грамоте. Содержание и методы развития речи, роль наглядности. Связь умственного и речевого развития при обучении родному языку. К.Д.Ушинский о роли народного творчества и национальной литературы в воспитании детей, развитии их ума и речи. Требования к отбору литературы и методам чтения. Учебная книга «Родное слово». Высказывания К.Д. Ушинского о содержании и методах развития речи детей до школы. Е.Н. Водовозова - ученица и последовательница К.Д.Ушинского, ее вклад в методику развития родной речи. Разработка ею программы развития родной речи у детей до 8-летнего возраста и методики использования русского фольклора.

Становление и развитие методики как отрасли педагогической науки в 20-30 гг. XX века. Исследование детской речи в трудах Н.А. Рыбникова, Е.А. Аркина. Вопросы речевого развития детей на первых съездах по дошкольному воспитанию. Е.И. Тихеева об освоении детьми языка народа, о роли языка в развитии детей, о месте работы по развитию речи в системе воспитания в детском саду. Теоретические основы методики развития речи детей. Задачи, содержание и методы развития речи детей в детском саду. Обогащение словаря детей в единстве с накоплением представлений. Опора на наглядность и деятельность детей как главнейшие условия освоения слова. Методика различных занятий по обогащению словаря. Разнообразие занятий по живому слову», требования к методике их проведения. Отбор литературы для маленьких детей. Вклад Е.И. Тихеевой в методику развития речи детей в детском саду и в создание курса данной методики для дошкольных факультетов пединститутов.

Взгляды Е.А.Флериной на развитие речи детей. «Живое слово в дошкольном учреждении» как составная часть системы эстетического воспитания. Е.А.Флерина о значении, содержании и методике художественного чтения и рассказывания детям, обучении разговорной речи и рассказыванию, о сущности и формах обучения в детском саду. «Живое слово в дошкольном учреждении» (1933 г.) - первый учебник по методике развития речи: его влияние на практику. Вклад Е.А.Флериной в создание курса методики развития речи как учебной дисциплины и в подготовку научно-педагогических кадров. Опыт создания программ по раз­витию речи детей в 30-40-е годы. Теоретические исследования в области развития речи и их роль в становлении методики. Создание единой программы развития речи детей раннего и дошколь­ного возраста. Основные направления исследований в области методики развития речи в 60-90-е годы. Исследование проблем формирования языковых обобщений и элементарного осознания языка и речи. Роль исследований онтогенеза общения (1983-1985 гг.). Вопросы речевого развития детей в вариативных программах 90-х годов. Учебные пособия по методике развития речи для средних и высших учебных заведений. Их роль в развитии методики. Задачи и важнейшие проблемы методики развития речи на современном этапе.

2. Система работы по развитию речи в детском саду.

Цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей. Задачи развития речи, их психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование; характеристика задач. Методические принципы развития речи. Программа развития речи, ее научные основы; деятельностный, психолингвистический и возрастной подходы к определению задач и содержания формирования речи дошкольников. Приоритетные линии речевого развития в возрастных группах: преемственность и перспективность развития речи детей. Анализ современных программ речевого развития детей в дошкольных учреждениях. Критерии оценки программ.

Средства развития речи. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками как ведущее средство развития речи. Роль социальной среды в возникновении и развитии речи. Зависимость уровня речевого развития детей от формы и характера общения со взрослыми. Руководство речевым общением в разных видах деятельности. Влияние общения со сверстниками и детьми разного возраста на развитие речи. Культурная языковая среда. Речь воспитателя, требования к ней. Обучение родной речи и языку на занятиях: особенности занятий, их классификация. Комплексный подход к решению задач развития речи на занятиях. Роль интегративных занятий. Дидактические требования к занятиям по развитию речи и обучению родному языку. Особенности занятий в возрастных и смешанных по возрасту группах. Развитие речи на занятиях по другим разделам программы.

Художественная литература как средство развития речи, различные виды искусства в развитии речи. Взаимосвязь средств развития речи в педагогическом процессе детского сада. Исполь­зование их в зависимости от характера познавательного и языкового материала, уровня речевого развития детей.

Методы и приемы развития речи детей в детском саду. Общее понятие о методах и приемах развития речи дошкольников. Классификация методов. Характеристика наглядных методов. Виды наглядности на занятиях по развитию речи. Решение различных речевых и познавательных задач на основе использования разных видов наглядности. Связь слова и наглядности. Словесные методы и практические методы в развитии речи детей. Репродуктивные и продуктивные методы в зависимости от характера речевой деятельности детей. Методические приемы развития речи: словесные, наглядные, игровые. Зависимость выбора методов и приемов от конкретных задач речевого развития и воспитания детей, содержания знаний и особенностей возраста.

 

3. Методика развития разных сторон речи детей.

Методика развития словаря. Сущность словарной работы в детском саду, ее место в общей системе работы по развитию речи и значение для развития детей. Лингвистические основы словарной работы. Учет данных языкознания об особенностях лексики родного языка, лексических значений, их типов, средств выразительности в определении содержания и методики словарной работы в детском саду. Психофизиологические основы словарной работы. Слово и понятие. Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста. Количественное накопление слов и качественное освоение их значений. Развитие обобщающей функции слова на протяжении дошкольного детства. Роль речедвигательного анализатора в развитии словаря. Способы освоения слов в зависимости от возраста. Значение словотворчества для обогащения словаря детей.

Задачи и содержание словарной работы. Тематические груп­пы слов в содержании словаря детей. Критерии отбора слов в ориентировочные тематические словари для разных возрастных групп. Состав лексических навыков. Анализ содержания словарной работы в современных программах развития речи детей. Принципы словарной работы. Характеристика методов и приемов словарной работы. Методы введения слова в речь детей, за­крепления и активизации словаря. Приемы словарной работы. Словарная работа в разных видах деятельности. Последовательность в работе над словарем. Использование методов обучения в зависимости от этапа работы.

Развитие словаря на втором и третьем годах жизни в процес­се первоначального ознакомления с. предметами и явлениями. Использование игровых приемов и активных действий детей с предметами для формирования отчетливых образов предметов, явлений. Организация речевой активности детей на занятиях с целью освоения новых слов. Повторность и усложнение содержания занятий. Использование новых слов в общении. Развитие словаря детей на основе углубления знании о предметах и явлениях. Наглядность и ее виды. Организация активной познавательной деятельности детей с предметом. Требования к вопросам и указаниям воспитателя. Методика введения новых слов в активную речь детей. Развитие словаря в процессе ознакомления детей с качествами и свойствами предметов и материалов. Особенности организации и методики занятий. Роль сравнения предметов в словарной работе. Методика формирования слов, обозначающих видовые обобщения в младшем и среднем дошкольном возрасте. Организация деятельности с предметами и речевой активности детей. Введение в словарь детей слов, обозначающих элементарные родовые обобщения. Организация, структура и методика занятий. Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с явлениями общественной жизни и природы.

Игрушки, картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим и в развитии словаря. Методика их использования. Дидактические игры и словарные упражнения, содержание и методика их проведения в разных возрастных группах. Роль детской литературы и устного народного творчества в словарной работе. Методика обучения отгадыванию и придумыванию загадок. Методика изучения детского словаря.

Методика формирования грамматического строя речи. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей и подготовки их к школе. Познание отношений и связей окружающей действительности - основа усвоения грамматического строя. Роль фонематического слуха в освоении грамматического строя языка. Физиологические и психологические основы методики обучения грамматически правильной речи. Основные закономерности усвоения детьми синтаксической и морфологической системы русского языка, способов словообразования; трудности и характерные ошибки, их причины. Связь усвоения ребенком грамматики языка с его когнитивным развитием. Роль языковых обобщений в формировании грамматических навыков. «Словотворчество» детей.

Задачи и содержание работы по формированию грамматиче­ской стороны речи у детей. Формирование навыков словоизменения, усвоение смысла некоторых словообразовательных элементов (суффиксов, приставок), предлогов, наклонений и временных глагольных форм, служебных частей речи; усвоение различных словосочетаний и типов связей слов в предложении. Анализ современных программ по формированию грамматических навыков в разных возрастных группах. Пути формирования грамматической стороны речи у детей. Методы и приемы обучения грамматически правильной речи. Методика формирования морфологической, синтаксической сторон речи и способов словообразования в возрастных группах. Формирование грамматическо­го строя речи в повседневном речевом общении и на занятиях по другим разделам работы. Методика исправления грамматических ошибок детей. Обследование состояния грамматических навыков детей.

Воспитание звуковой культуры речи. Понятие звуковой культуры речи; ее значение для речевого общения ребенка с окружающими, развития его личности и подготовки к обучению в школе. Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи. Роль слухового и речедвигательного анализаторов, речевого дыхания в становлении звуковой речи, их взаимосвязь. Развитие речевого слуха у детей как условие формирования интонацион­ной выразительности и звуковой чистоты речи. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста звукопроизношения, словопроизношения и средств интонационной выразительности. При­чины неправильного произношения. Предпосылки овладения правильным звукопроизношением в дошкольном возрасте. Роль своевременно начатого обучения в усвоении звуковой стороны речи. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей, содержание работы по воспитанию навыков правильного и чистого произношения в разных возрастных группах детского сада. Система работы по воспитанию звуковой культуры речи. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи. Этапы обучения правильному звукопроизношению. Содержание и методика упражнений. Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией. Развитие голосового аппарата. Формирование норм литературного произношения. Обучение детей чистому и правильному произношению звуков и слов на занятиях. Роль занятий, их содержание, структура и методика проведения в возрастных группах. Основные приемы обучения. Комплексный подход в решении задач звуковой культуры речи. Взаимосвязь учебной работы на занятиях с упражнениями в повседневном общении. Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения. Формирование звуковой выразительности речи. Понятие выразительности речи. Естественная и произволь­ная выразительность речи. Фонетико-интонационный аспект выразительности. Компоненты выразительности: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Ступени развития выразительности речи. Роль чистого и правильного произношения звуков и слов в воспитании выразительности детской речи. Приемы обучения фонетико-интонационной выразительности речи. Роль звуковой культуры речи в подготовке детей к обучению грамоте. Значение развития фонематического слуха для умения производить звуковой анализ слов. Развитие фонематического восприятия; игры и упражнения для его формирования.

Характеристика учебных и методических пособий по воспитанию произношения. Методика обследования фонетической стороны речи детей.

Методика развития связной речи. Понятие связной речи, ее значение для развития ребенка Психологическая и лингвистическая характеристика диалогической и монологической речи. Функционально-смысловые типы связных высказываний. Категориальные признаки текста: целостность, логичность, структурность, информативность, смысловая и грамматическая связность, выразительность.

Особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства. Понятия ситуативной и контекстной речи. Условия перехода от ситуативной речи к контекстной. Освоение ребенком видов связной речи.

Обучение детей диалогической речи. Состав диалогических умений. Задачи и содержание работы по развитию диалогической речи на разных возрастных этапах. Формирование навыков и умений слушать и понимать обращенную к ребенку речь, вступать в общение, поддерживать его, учитывать ситуацию общения; формирование навыков и умений речевого этикета. Взаимосвязь обучения диалогической речи с развитием словаря, грамматической и фонетической сторон речи. Общение как важнейшее условие развития речи детей на ранних этапах дошкольного детства. Роль эмоционального инициативного общения в своевременном появлении подготовительных этапов речи. Развитие у детей понимания и активной речи. Разговор воспитателя с детьми как метод формирования диалогической речи. Усложнение руководства общением взрослого с детьми на разных возрастных этапах. Словесные поручения воспитателя, их роль в освоении детьми речевого этикета. Развитие диалогического общения в совместной деятельности. Приемы обучения детей способам общения. Обучение диалогической речи в специально организованных речевых ситуациях. Типы коммуникативных ситуаций в разных возрастных группах. Беседа как метод обучения диалогической речи. Ее воспитательно-образовательное значение и место среди других методов работы. Классификация бесед, их тематика и содержание. Методика проведения обобщающих бесед, их связь с накоплением опыта; структурные компоненты беседы; приемы активизации мышления и речи в процессе беседы; использование разных типов вопросов; речевых логических задач; наглядного и литературно-художественного материала. Обучение детей умению задавать вопросы, вступать в дискуссию; обучение речи-доказательству. Требования к вопросам и ответам. Учет индивидуальных особенностей детей.

Обучение детей монологической речи. Характеристика связных высказываний по их функции, источнику высказывания и ведущему психическому процессу. Задачи и содержание обучения монологической речи на разных возрастных этапах: овладение разными типами связных высказываний, их структурой, умением отобрать предметно-логическое содержание и соответствующие языковые средства. Условия овладения монологической речью. Рассказывание как средство развития монологической речи: пересказ, рассказы об игрушках, предметах, по картинке, из опыта, творческие рассказы. Последовательность введения разных видов рассказывания. Методические приемы обучения.

Пересказ литературных произведений, его значение в развитии детей. Принципы отбора литературных произведений для пересказа. Усложнение требований к пересказам детей в разных возрастных группах. Методика обучения.

Методика обучения рассказыванию по игрушкам и предметам Обучение описанию предметов и игрушек. Особенности познавательной деятельности детей при описании предметов и игрушек. Опора на сенсорный опыт. Требования к подбору игрушек и предметов для описания. Приемы обучения описательной Речи в разных возрастных группах, использование средств художественной выразительности. Обучение сюжетному рассказыванию об игрушках. Инсценирование воспитателем рассказа при помощи игрушек как первоначальный прием обучения. Рассказы по готовой игровой ситуации как модели для овладения структурой рассказа. Самостоятельные рассказы детей по наборам игрушек. Сюжетные рассказы об отдельных игрушках. Рассказы-инсценировки по игрушкам.

Методика обучению рассказыванию по картине в возрастных группах. Общие вопросы методики обучения связной речи по картине. Особенности восприятия и понимания детьми картин. Типы и серии картин для рассказывания. Требования к отбору картин для рассказывания. Обучение детей рассматриванию кар­тин, установлению связей между отдельными частями картины, формирование умения выражать связи в адекватных речевых формах; требования к вопросам воспитателя, их последовательность; обобщающий рассказ воспитателя по картине. Виды рассказов детей по картине. Обучение описанию предметных и сюжетных картин в разных возрастных группах. Структура и методика занятий. Отбор выразительных средств для характеристики картины. Описание пейзажной картины и натюрморта. Обучение сюжетным рассказам по картине. Рассказывание по серии сюжетных картин. Овладение структурой связного рассказа. Придумывание рассказов, выходящих за пределы изображенного на картине.

Рассказы детей из опыта, их значение в развитии ребенка. Актуализация детского опыта. Тематика рассказывания в разных возрастных группах. Рассказы из коллективного и индивидуального опыта. Методика обучения составлению писем с детьми. Использование ситуации письменной речи для развития произвольности устной речи. Обсуждение и отбор содержания письма и его речевого оформления.

Творческие рассказы, их сущность и значение. Опора на разнообразный опыт детей и умения связной речи. Особенности развития словесного творчества дошкольников. Этапы развития детского словесного творчества. Взаимодействие творческих и учебных задач. Роль художественной литературы на начальных этапах обучения. Виды детских сочинений. Требования к отбору сюжетов для сочинений. Приемы обучения. Придумывание рассказов на самостоятельно выбранный сюжет. Формирование поэтического словесного творчества детей.

Обучение детей монологическим высказываниям типа рассуждений, их значение для развития связной речи и логического мышления. Психологические основы обучения детей монологам-рассуждениям. Особенности овладения детьми структура рассуждения, способами доказательства и связей структурно-смысловых частей рассуждения. Приемы обучения монологам-рассуждениям детей старшего дошкольного возраста. Развитие объяснительной речи в процессе общения детей с воспитате­лем и сверстниками в разных видах деятельности.

Использование дидактических игр в обучении детей разным типам связных высказываний. Игры с игрушками, предметами и картинками, словесные, их содержание. Приемы развития речи детей в игре. Развитие связной монологической речи в разных видах деятельности. Методика изучения связной речи дошкольников.

4. Методика работы с художественной литературой в детском саду

Роль детской литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров. Единство чувства и мысли при восприятии. Активность детского восприятия, его наивность. Понимание дошкольниками основного замысла произведения. Особенности восприятия образов героев, мотивов их поведения, сопереживания героям. Восприятие языковых особенностей литературного произведения. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Принципы отбора литературных произведений. Репертуар для чтения и рассказывания детям в современных программах. Методы ознакомления с художественной литературой. Методика чтения и рассказывания художественного произведений. Знакомство с жанрами прозы и поэзии. Роль иллюстрации в понимании детьми литературного произведения, ее влияние на отношение дошкольников к литературным героям. Эстетические и педагогические требования к иллюстрации. Зависимость методики использования книжной иллюстрации от возраста детей и характера произведения. Особенности методики ознакомления с художественной литературой на разных возрастных этапах.

Ознакомление детей с поэзией в детском саду. Заучивание стихотворений. Требования к отбору поэтических произведений для детей. Особенности восприятия содержания и формы стихотворения. Учет психологических особенностей запоминания и воспроизведения текста детьми. Особенности заучивания стихов в возрастных группах. Приемы, способствующие запоминанию и обучения выразительному исполнению стихов.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Использование художественной литературы вне занятий. Воспитание читательских интересов у дошкольников. Уголок книги, его значение в развитии читательских интересов; требования к оформлению; отбор книг, иллюстративного материала в зависимости от возраста детей. Содержание и формы работы в уголке книги. Литературные утренники и викторины.

Методика изучения литературного опыта детей.

5. Обучение  грамоте детей дошкольного возраста.

Сущность обучения грамоте, ее место в системе работы по развитию речи детей. Краткий исторический обзор методов обучения грамоте в русской школе. Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в его современном виде. Особенности пропедевтики обучения грамоте в разных методических системах. Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте. Психологическая характеристика процессов чтения и письма. Роль речевой рефлексии в подготовке к обучению грамоте. Аналитическое отношение к речевым формам и фонематическое восприятие как основа для формирования навыков чтения и письма. Психофизиологические основы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Задачи и содержание подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ современных программ дошкольных учреждений по разделам «Подготовка к обучению грамоте» и «Обучение грамоте». Анализ современных методик обучения чтению детей дошкольного возраста (А.И.Воскресенской, Л.Е.Журовой). Подготовительный период обучения грамоте. Методика ознакомления детей со словом и предложением. Методика ознакомления детей со слоговым строением слова. Обучение слоговому анализу и синтезу. Ознакомление с ударением в слове, выделением ударного слога. Роль схем-моделей в звукослоговом анализе и синтезе. Методика ознакомления детей со звуковой стороной слова и обучения выделению звуков в словах. Овладение детьми способом интонирования звуков. Формирование навыков фонемного анализа слов: определение порядка следования звуков в слове, их количества, установление различительной функции фонем, выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных строю русского языка. Приемы звукового анализа и синтеза. Использование схем-моделей в процессе обучения звуковому анализу и синтезу. Характеристика наглядных пособий по формированию навыков анализа речи, методика их использования. Организация, задачи и содержание в основной период обучения. Этапы формирования навыков чтения. Сущность подготовки к обучению письму. Формирование психомоторной готовности к письму. Дидактические подготовительные упражнения на развитие точности зрительного восприятия, пространственных дифференцировок, мелкой моторики руки, умении управлять своими движениями в соответствии с поставленными задачами.

6. Организация работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении

Планирование: Значение и принципы планирования работы по развитию речи детей в детском саду. Комплексный подход к планированию работы по развитию речи. Учет результатов диагностики речевого развития детей. Виды планирования. Планирование занятий и работы по развитию речи в разных видах деятельности. Планирование индивидуальной работы с детьми. Требования к календарному плану.

Диагностика речевого развития детей. Сущность диагностики речевого развития детей, ее задачи и значение. Диагностика речевого развития при изучении интеллектуальной деятельности. Методика обследования разных сторон речи детей. Анализ современных диагностических методик.

Использование игровых приемов и наглядного материала в обследовании детской речи. Способы оформления и интерпретации результатов диагностики. Учет результатов диагностики в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Изучение уровня речевой готовности детей к школьному обучению.

Методическое руководство работой по развитию речи детей в дошкольных учреждениях и органах управления образованием. Методическая работа по развитию речи в дошкольных учреждениях, ее задачи и основные направления. Роль старшего воспитателя и заведующей в руководстве работой по развитию речи детей. Организация методической работы в детском саду: содержание работы; создание условий для развития речи детей; изучение уровня речевого развития детей. Формы работы по оказанию методической помощи и повышении профессионального уровня воспитателей. Консультации и семинары в детском саду, их тематика. Открытые занятия и взаимопосещения. Деловые игры. Тематические педагогические совещания. Обобщение опыта и распространение его среди сотрудников дошкольного учреждения. Роль методического кабинета в совершенствовании работы по речевому развитию детей, его оформление. Технические средства обучения. Вопросы методики развития речи детей в годовом плане. Работа детского сада с родителями, ее содержание и формы.

Методическая работа по развитию речи в органах управления образованием. Основные направления и формы методической работы по развитию речи детей: методическая помощь воспитателям, повышение квалификации, изучение и распространение передового опыта. Работа с активом. Пропаганда знаний по развитию речи детей среди родителей. Тематическая проверка детских садов. Роль органов управления в разработке программ речевого развития детей в разных типах дошкольных учреждений. Преподавание курса «Методика развития речи детей дошкольного возраста» в педагогическом училище.

2.3. Тематическое планирование лабораторно-практических занятий

 

Тема ЛПЗ

Кол-во часов

Вклад Е.И.Тихеевой в методику развития речи детей

4

Содержание работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении

6

Роль общения в речевом развитии детей

4

Лексическое развитие детей

6

Развитие грамматической стороны речи детей

6

Развитие фонетической стороны речи детей

6

Теоретические основы развития связной речи у дошкольников

6

Подготовка будущего читателя в дошкольном учреждении

6

Методическое руководство работой по развитию речи детей

6

Диагностика речевого развития детей

6

Преподавание курса «Методика развития речи детей» в педколледже

4

 

Итого

30

2.4. Тематическое планирование самостоятельной работы

 

Тема самостоятельной работы

Кол-во часов

Вклад Е.И.Тихеевой в методику развития

речи детей

4

Вклад отечественных педагогов в методику развития речи

4

Роль общения в речевом развитии детей

4

Отработка практического занятия по «модели позиционного обучения» Н. Вераксы

4

Содержание работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении

4

Обучение дошкольников родному языку на занятиях

4

Педагогика сотрудничества» в обучении родному языку на занятиях

4

Лексическое развитие детей

4

Работа с педагогической литературой

6

Работа над смысловой стороной слова

4

Консультирование воспитателей

4

Обзор педагогической литературы по проблеме развития смысловой стороны слова

6

Развитие грамматической стороны речи детей

4

Знакомство с книгой А.Г.Арушановой «Речь и речевое общение детей 3-7 лет»

6

Развитие фонетической стороны речи детей

4

Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

6

Теоретические основы развития связной речи у дошкольников

4

Развитие диалогической речи у детей

4

Беседа как метод обучения диалогической речи

4

Обучение дошкольников составлению описательных и сюжетных рассказов

4

Обучение дошкольников составлению описательных и сюжетных рассказов

4

Обучение дошкольников составлению описательных и сюжетных рассказов

6

Обучение старших дошкольников высказываниям типа рассуждений

6

Подготовка будущего читателя в дошкольном учреждении

4

Особенности восприятия и понимания литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста

6

Беседа по литературным произведениям в подготовке будущего читателя

4

Методическое руководство работой по развитию речи детей

4

Консультирование воспитателей

4

Диагностика речевого развития детей

4

Разработка диагностических методик

6

Тематическая проверка как форма контроля за развитием речи детей

4

Преподавание курса «Методика развития речи детей» в педколледже

6

 

Итого:

150

2.5. Рекомендации по организации самостоятельной работы

Рекомендации к написанию конспектов

Конспект – особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника. Цель этой деятельности – выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной для понимания изучаемой темы информации. Конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы исходного текста, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации.

Критерием качества конспекта служит возможность воспроизвести по нему материал через относительно большой промежуток времени, а также использовать конспект для цитирования, подтверждения своих или чужих положений в докладе, выступлении, статье, сообщении.

Рекомендации к сравнительному анализу подходов различных исследователей к изучаемой проблеме

Данный вид самостоятельной работы предполагает выявление сходства или различия разных исследователей к обозначенной проблеме. Итоговый текст должен включать в себя не только изложение позиций того или иного автора, но и выявление особенностей этих позиций.

Рекомендации к написанию тезисного плана

План – это взаимное расположение частей, краткая программа изложения какого-либо текста.

План может быть использован в тех случаях, когда требуется передать содержание трудного исходного текста.

Пункты плана должны быть связаны внутренней логикой (второй пункт должен вытекать из первого, третий – из второго и т.д.).

По способу выражения план может быть:

-    Номинативный.

-    Вопросительный.

-    Цитатный.

-    Тезисный.

Формулировка плана только называет то, о чем нужно сказать при анализе текста. А вот то, что нужно сказать, какие главные мысли и позиции исследователя нужно подчеркнуть, сформулировано кратко и сжато в тезисах.

Тезисы – это сжато сформулированные основные положения, мысли исследователя, которые автор тезисов считает необходимым выделить в анализируемом исследовании по указанной проблеме.

Как и в плане, вторая мысль тезисов должна следовать из первой, третья – из второй и т.д.; т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, следовательно, развивать тему или основную мысль главы или параграфа.

Тезисный план объединяет свойства плана и тезисов, т.е. пункты плана могут передавать основную мысль либо словами текста, либо словами составителя тезисов, либо объединять оба способа.

Рекомендации к разработке мультимедийной презентации по заданной теме

Мультимедийная презентация выполняется при использовании программы Power Point. Презентация должна отражать основное содержание тех источников, которые включены в список рекомендованной литературы. Для разработки слайд-программы необходимо выбрать основные положения, сформулировать их, структурировать материал, расположить его в том порядке, который отражает логику вопроса, определить наглядный способ представления материала и оформить слайды в соответствии с требованиями программы Power Point.

Вместо выполнения задания по одной из тем (по выбору студента) выполняется реферат, защита которого проходит на последнем занятии.

Рекомендации к написанию реферата

Реферат – вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Основное назначение реферата – быть средством передачи информации.

Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы, методике проведения исследования, его результатах. Сокращение исходного текста в реферате производится за счет полного или частичного изъятия системы доказательств, примеров, вторичной и повторяющейся информации. При свертывании исходного текста используются определенные грамматико-синтаксические средства, способствующие передаче максимума информации в тексте минимального объема.

Реферат не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки освещаемой им информации и самого исходного текста, поскольку это может повлиять на оценку читателя.

Реферат обладает постоянной структурой, которую необходимо соблюдать в процессе реферирования. В любом реферате выделяют:

ü    заголовочную часть – библиографическое описание, фамилия автора, выходные данные исходного текста, указание на его объем в страницах, а при необходимости сведения о языке оригинала;

ü    собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Здесь формулируется основная проблема исходного текста, она поясняется, детализируется, ее раскрытие завершается выводами, вытекающими из результатов проведенных исследований. Именно наличие этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;

ü    при необходимости – справочный аппарат: сведения о количестве иллюстраций, таблиц, карт и пр. Эта часть обычно используется в реферате по естественным наукам.

Одной из особенностей текстов рефератов являются клише, лексико-синтаксические конструкции, регулярно повторяющиеся в реферативных работах.

Во вводной части реферата используются следующие выражения:

ü    Статья (книга, монография и т.п.) посвящена... (теме, вопросу, проблеме)...;

ü    В предлагаемом вниманию читателей исследовании рассматривается...;

ü    Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)... трех (двух и т.п.) разделов (глав и т.п.)...;

ü    Тема, обсуждаемая в работе (статье, монографии и т.п.), относится к области...

Основная часть может включать следующие конструкции:

ü    Во введении указывается (отмечается), что...;

ü    В первой главе освещается...

ü    Автор отмечает (указывает, делает вывод), что...;

ü    Вторая глава посвящена (содержит)...;

ü    По мнению автора, ...;

ü    В третьей главе... .

ü    В заключении употребляются, например, такие выражения:

ü    В заключении указывается (отмечается), что... Или: В заключительной части статьи (монографии) рассматривается...

ü    Статья предназначена для специалистов в области...; ...представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т. п.

Различают несколько видов рефератов, классификация которых производится по различным признакам:

1. В зависимости от количества реферируемых источников различают монографические (результат переработки одного источника) и обзорные рефераты (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

2. По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на информативные (более полно излагающие информацию первоисточника, указывающие не только на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (называющие основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно). Выделяют также аспектные рефераты, ориентированные на определенную категорию читателей, тематическую область или проблему; рефераты пофрагментарные, включающие информацию одного из разделов исходного текста.

3. По отношению к авторству рефераты бывают авторские и без указания на автора (например, машинные).

4. По объему рефераты можно разделить на сжатые (например, в реферативных журналах) и подробные, помогающие наиболее полно осветить изложенную в исходном тексте проблему или показать понимание прочитанной работы автором реферата, как в учебных рефератах.

Объем реферата зависит от целей и задач реферирования и может составлять от 15 до 30% объема реферируемой работы.

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Перечень учебно-методических материалов

Для обеспечения дисциплины необходимы:

ü  мультимедийное демонстрационное оборудование;

ü  мультимедийное программное обеспечение;

ü  электронная библиотека;

ü  тестовые задания для промежуточного и итогового контроля.

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

  1. Предмет методики развития речи, задачи курса.
  2. Связь учебного курса «Теория и методика развития речи детей» с другими учебными дисциплинами.
  1. Речь как социокультурное явление. Функции языка и речи.
  2. Биологические теории происхождения языка (звукоподражательная; междометная).
  3. Социальные теории происхождения языка (теория трудовых выкриков (Л. Нуаре).
  4. Основные зарубежные концепции и теории речевого развития детей (П. Скиннер, Хомской, Ж. Пиаже).
  5. Связь речи с психическими процессами и деятельностью. Физиологические предпосылки развития речи детей.
  6. Психосоциалогическая теория речи Л.С. Выготского.
  7. Теория речевой деятельности А.А. Леонтьева.
  8. Речь как важнейший фактор становления личности ребенка. Роль речевого развития в процессе социализации и культурного развития ребенка-дошкольника.
  9. Онтогенез развития речи как средства общения (М.И. Лисина).
  10. Цель и задачи педагогической деятельности по развитию речи детей в детском саду.
  11. Современные дошкольные образовательные программы о развитии речи дошкольников.
  12. Методические принципы работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ.
  13. Средства, методы и приемы работы по развитию речи детей в детском саду. Классификация методов.
  14. К.Д. Ушинский как основоположник отечественной теории развития речи детей.
  15. Е.И. Тихеева - создатель теории и методики развития речи дошкольников.
  16. Этапы становления отечественной методики развития речи дошкольников в советский период.
  17. Характеристика современного этапа развития теории и технологии развития речи детей.
  18. Понятие связной речи. Виды связной речи (диалог и монолог). Ситуативная и контекстная речь.
  19. Общение как фактор порождения и становления диалогической речи. Методы развития диалогической речи в ДОУ.
  20. Понятие монологической речи. Формы монолога, их характеристика. Возможности освоения разных форм монолога дошкольниками.
  21. Обучение детей сюжетным рассказам. Сенсорная основа описательных рассказов.
  22. Методика обучения детей рассказыванию по картинам.
  23. Обучение детей рассказыванию по предметам и игрушкам.
  24. Обучение творческому рассказыванию.
  25. Обучение высказываниям типа рассуждений. Виды пересказа, их использование в разных возрастных группах.
  26. Словарная работа с детьми дошкольного возраста, ее значение для общего и речевого развития ребенка.
  27. Закономерности овладения детьми словом как структурно-семантической единицей языка.
  28. Основные направления словарной работы с детьми дошкольного возраста, их теоретическое обоснование.
  29. Характеристика методов и приемов словарной работы.
  30. Развитие словаря на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и материалов.
  31. Развитие словаря в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни (с трудом).
  32. Занятия по формированию обобщения в разных возрастных группах.
  33. Загадки. Методика обучения загадыванию и отгадыванию загадок.
  34. Методика проведения дидактических игр и лексических упражнений по развитию словаря.
  35. Развитие словаря детей в разных видах деятельности.
  36. Понятие грамматически правильной речи.
  37. Словотворчество детей.
  38. Методика работы по формированию морфологической стороны речи у детей.
  39. Формирование синтаксической стороны речи у детей.
  40. Понятие звуковой культуры речи. Характеристика ее структурных компонентов.
  41. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста звукопроизношения.
  42. Особенности интонационной стороны речи и задачи работы.
  43. Обучение выразительности на занятиях.
  44. Условия развития звуковой культуры речи.
  45. Задачи работы по воспитанию звуковой культуры речи. Комплексный подход к решению задач по воспитанию звуковой культуры речи.
  46. Показатели готовности ребенка к обучению грамоте и чтению.
  47. Характеристика основных групп методов обучения грамоте и чтению. Задачи и содержание работы.
  48. Роль детской художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.
  49. Особенности восприятия литературных произведений разных жанров.
  50. Принципы отбора литературных произведений и задачи, содержание работы ДОУ по ознакомлению с книгой.
  51. Методика ознакомления с книгой (формы, методика).
  52. Особенности восприятия детьми поэтических произведений.
  53. Методика ознакомления с поэзией, заучивания стихотворений.
  54. Особенности восприятия книжных иллюстраций дошкольниками.
  55. Методика ознакомления с ними в разных возрастных группах.
  56. Методика использования устного народного творчества в детском саду.
  57. Воспитание читательских интересов детей дошкольного возраста.
  58. Знакомство с жизнью и деятельностью писателей.
  59. Психологическая характеристика чтения и письма.
  60. Анализ методов обучения чтению.
  61. Содержание и методика работы по подготовке детей к обучению грамоте (слово, состав предложения, слоговое строение слова).
  62. Ознакомление детей со звуковой структурой слова.
  63. Планирование работы по развитию речи детей.
  64. Диагностика речевого развития.
  65. Преподавание курса методики развития речи в педагогических колледжах.

3.3. Тематика рефератов

1. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе К,Д.Ушинского.

2. Вопросы развития речи детей в трудах Е.Н. Водовозовой.

3. Развитие в трудах Е.Н.Водовозовой идей К.Д.Ушинского о первоначальном обучении детей родному языку.

4. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Я.А. Коменского.

5. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе И.Г. Песталоцци.

6.Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе М. Монтессори.

7.Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Ф. Фребеля.

8.Современные программы речевого развития детей.

9.Вопросы обучения родной речи в зарубежной педагогической литературе.

10.Роль Е.И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста.

11.Роль Е.Н.Флёриной в разработке проблем речевого развития детей.

12. Вопросы изучения детской речи в трудах А.Н.Гвоздева.

13.Теоретические основы методики обучения детей связной речи.

14. Педагогические условия развития диалогической речи у детей младшего (среднего, старшего)дошкольного возраста .

15.Развитие связной речи детей старшего (младшего, среднего) дошкольного возраста при обучении рассказыванию по картинкам.

16.Развитие связной речи детей старшего (младшего, среднего) дошкольного возраста при обучении рассказыванию об игрушках и предметах.

17.Обучение детей 5-6 лет связным высказываниям типа рассуждений.

18.Методика обучения детей 5-6 лет повествовательной речи.

19.Методика обучения детей 3-4 лет описательной речи.

20.Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении творческому рассказыванию.

21.Использование пейзажной картины в обучении детей описательной речи.

22.Методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.

23.Методика обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

24.Развитие речи детей в процессе продуктивных видов деятельности.

25. Речевые логические задачи как средство умственного и речевого развития детей.

26. Развитие словаря у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возрастав процессе ознакомления с окружающим миром.

27. Овладение детьми дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой.

28. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.

29.Овладение детьми 5-6 лет фразеологическими оборотами речи.

30.Теоретические основы методики словарной работы в детском саду.

31.Овладение детьми дошк5ольного возраста способами словообразования.

32. Методика развития, обогащения, активизации словаря у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

33.Обучение детей (возраст по выбору студента) правильному звукопроизношению.

34.Развитие фонетической стороны речи дошкольников.

35.Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство развития детской речи.

36. Развитие образной речи средствами художественной литературы.

37. Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников.

38.Теоретические основы методики формирования у детей грамматической стороны речи.

39.Методика формирования синтаксической стороны речи у детей в разных возрастных группах.

40.Методика формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста.

41.Теоретические основы методики воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

42.Методика специальных занятий по обучению правильному звукопроизношению детей в разных возрастных группах.

43.Методика формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста.

44.Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

45.Сказка как средство развития речи детей.

46.Методика чтения и рассказывания детям на занятиях по развитию речи.

47.Комплексные занятия по развитию речи детей в детском саду.

48.Роль игры и игрушки в развитии речи детей.

 

3.4. Список основной и дополнительной литературы

Основная

  1. Алексеева М.М., Яшина В И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997, 1998; 2000.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 1998-2000.
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 1999.
  4. Журова Л.Е., Баренцева Н.С., Дурова Н.В., Невская Л..Н. Обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н.В. Дуровой. - М., 1998.
  5. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С. Ушаковой - М., 2000.
  6. Зимняя И А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.; Воронеж, 2001.
  7. Леонтьев АА. Язык, речь, речевая деятельность. Издание 2-е, - М., 2003.
  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения // Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. - М.; Воронеж, 2001.
  9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей /Под ред. Т.И. Ерофеевой, - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  10. 10.   Сохин ФА. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: изд-во Моск. психолог-соц. ин-та; изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
  11. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образ. учрежд. - М.; ВЛАДОС, 2003.
  12. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики.  -  М.;  Изд-во РАО, 2002.
  13. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М.М., Яшина В.И. - М.: Академия, 1999.

Дополнительная

  1. 1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
  3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б, Логинова В.И. Ребенок и книга. - М., 1992.
  4. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избранные психолог, труды: В 2 т. - М., 1986, Т. 1.
  5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить - М., 1981.
  6. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Изд-во МГУ, 1998.
  7. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. учеб. Заведений /Сост. Т.П. Сальникова. - М./ГЦ Сфера, 2001.
  8. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников:  Кн.  для воспитателей детского сада и родителей /О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др., Под ред. О.С. Ушаковой, - М.: Просвещение, 2000.
  9. Развитие речи детей дошкольного возраста  /Под ред. Ф.А. Сохина - М., 1984.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.  - М., 1989. - Т.1.
  11. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М., 1981.
  12. Тумакова ГА. Ознакомление дошкольников со звучащим словом - М., 1991.
  13. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: изд-во Института Психотерапии, 2001.
  14. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М., 1994.
  15. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с ху­дожественной литературой. - М., 1998.
  16. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: ВЛАДОС, 2000.
  17. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать // Избр. психолог, труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагоги­ка, 1989.
  18. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. – М.,1964.
  19. Сохин Ф.А., Тарунтаева Т.В. Полготовка детей к школе в детском саду. – М.,1977.
  20. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М.,1978.
  21. Воскресенская А.И. Грамота в детском саду. – М., 1965.

Методические рекомендации для студентов

Используя перечисленную научную литературу в разделе для самостоятельной работы и библиографию ко всему курсу, проработайте теоретический материал самостоятельно, а потом приступите к выполнению практических заданий для самостоятельной работы.

 

Методические рекомендации для преподавателей

Теория и методика развития речи детей является одной из основных дисциплин в профессионально-образовательной программе подготовки специалистов дошкольного профиля. Читается данная методика после прочтения дошкольной педагогики и дошкольной психологии. Последовательность расположения тем в про­грамме определяется логикой методики развития речи как научной дисциплины и логикой речевого развития ребенка.

При изучении дисциплины применяются различные формы учебной работы: лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, технические средства обучения.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04