1. Вклад Е.И.Тихеевой в методику развития речи детей

Изучить содержание книги Е.И.Тихеевой и быть готовыми к ее обсуждению.

Рекомендуемая литература

Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Е.И.Тихеева. — М., 1981.

Гребенщикова Е.А. Взгляды Е. И.Тихеевой в области развития речи детей // Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М., 1967.

 

 

2. Вклад отечественных педагогов в методику развития речи

Подготовить сообщение о вкладе в методику развития речи одного из указанных педагогов.

Рекомендуемая литература

Алексеева М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М., 2000.

Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И.Жуковская. — М., 1975.

Жуковская Р. И. Чтение книги в детском саду / Р. И.Жуковская. — М., 1955.

Конина М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста // Обучение в детском саду / отв. ред. А. П.Усо­ва. - М., 1950.

Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. — М., 1941. — Т. 35.

Пеньевская Л. А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Обучение в детском саду / отв. ред. А.П.Усова. — М., 1950.

Радина Е. И. Роль беседы в воспитательно-образовательной работе советского детского сада // Обучение в детском саду / отв. ред. А.П.Усова. - М., 1950.

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: сб. науч. тр. / под ред. Ф.А.Сохиной. — М., 1988.

Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / под ред. В.Н.Шацкой.-М., 1961.

 

3. Роль общения в речевом развитии детей

1.  Понаблюдайте за общением воспитателя с детьми и детей друг с другом. Зафиксируйте содержание разговоров, проанализируйте их (кто был инициатором общения, поводы общения, количество участников общения, тематика и содержание разговоров, особенности речи детей и воспитателей в процессе общения). Сделайте выводы о степени влияния общения на речевое развитие детей.

2.  Подготовьте методические рекомендации для воспитателей ДОУ по руководству развитием речи в процессе общения детей друг с другом.

 

 

4. Отработка практического занятия по «модели позиционного обучения» Н. Вераксы

Разделитесь на подгруппы, продумайте свою позицию, подготовьте наглядный материал.

Рекомендуемая литература

Галигузова Л. Н. Ступеньки общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е.О.Смирнова. — М., 1992.

Карпова С. Я. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками / С.Н.Карпова, М.А.Степанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1984. — № 4.

Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е.О.Смирновой. — М., 2001.

Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И.Лисиной. — М., 1985.

Развитие общения у дошкольников / под ред. А. Г. Рузской. — М., 1989.

Рейнстейн А. Э. Особенности влияния взрослого и сверстника на раз­витие речи дошкольников: автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1982.

Рузская А. Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстника­ми//Дошкольное воспитание. — 1988. — № 2, 3.

 

 

5. Содержание работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении

Дайте анализ одной из современных программ речевого развития детей, обратив внимание на:

- теоретические положения, которые легли в основу программы;

- задачи развития речи дошкольников;

- принципы отбора содержания программных требований к различ­ным сторонам речи;

- основные направления программы в развитии речи детей.

Рекомендуемая литература

Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / сост. В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др. — СПб., 1995.

Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / науч. ред. Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, К.В.Тарасова [и др.] — М., 1997.

Программа «Развитие»: основные положения / науч. рук. Л.А.Вен-гер. — М., 1994.

Радуга: программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / сост. Т. Н. Доронова. — М., 1993.

Радуга: программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / сост. Т. Н. Доронова. — М., 1993.

Радуга: программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / сост. Т. Н. Доронова. — М., 1994.

Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, раз­витию и образованию детей 5 — 6 лет в детском саду / сост. Т. Н. Дороно­ва. - М., 1996.

Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М., 1994.

 

 

6. Обучение дошкольников родному языку на занятиях

1. Из книги «Занятия по развитию речи в детском саду» (под ред. О.С.Ушаковой) выберите одно занятие в любой возрастной группе, выделите в нем методы и приемы. Мотивируйте их применение, найдите возможные варианты применения на этом занятии других методов и приемов.

2. Подготовьте консультацию для воспитателей по теме «Особенности занятий в разных возрастных группах» (на выбор).

 

 

7. Педагогика сотрудничества» в обучении родному языку на занятиях

1. Изучите предлагаемую литературу, подготовьтесь с ее помощью к обсуждению вопросов за круглым столом.

2. Напишите рекомендации для воспитателей дошкольных учрежде­ний по обучению детей родному языку на занятиях.

Рекомендуемая литература

Алексеева М. М. Методика развития речи и обучению родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М., 2000.

Арушанова А. Г. Задачи и формы организации обучения // Дошколь­ное воспитание. — 1994. — № 1.

Котырло В. К. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников/ В.К.Котырло, Т.В.Дудкевич // Вопросы психологии. — 1991. — № 2.

Макеева Т. Сам себе педагог, или о том, как важно воспитателю видеть в ребенке партнера по обучению // Дошкольное воспитание. — 1995. - № 12.

Михайленко Я. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания/ Н.Михайленко, Н.Короткова // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 5, 6.

Павлова Л. Развивающие занятия: взрослые и дети // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 3.

Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О, С.Ушакова. — М., 2001.

Чиркова Т. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 9.

 

 

8. Теоретические основы развития связной речи у дошкольников

1.  По программе «Истоки» проследите усложнение задач развития диалогической речи в разных возрастных группах.

2. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:

- разговор воспитателя с детьми как метод формирования диалогической речи;

- роль дидактических игр в развитии диалогической речи детей;

- роль игры-драматизации в развитии диалогической речи дошкольников;

- использование речевых ситуаций в процессе развития диалогической речи дошкольников.

 

 

9. Развитие диалогической речи у детей

1.  Изучите предлагаемую литературу, подготовьте два вопроса и ответы на них по проблеме развития диалогической речи дошкольников.

2. Напишите рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.

Рекомендуемая литература

Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М., 2000.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3 — 7 лет / А. Г. Аруша-нова. — М., 1999.

Виноградова Н.Ф. Об особенностях диалогической речи детей 5 — 7 лет // Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с при- | родой. — М., 1978.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — М., 1978.

Слама-Казаку Г. Некоторые особенности диалога маленьких детей // I Вопросы психологии. — 1961. — № 2.

 

 

10. Беседа как метод обучения диалогической речи

Разработайте конспект обобщающей беседы с детьми старшего дошкольного возраста (тема на выбор).

Рекомендуемая литература

Короткова Э. П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста / Э. П. Короткова. — М., 1977.

Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие де­тей //Дошкольное воспитание. — 1973. — № 4.

Радина Е. И. Роль беседы в воспитательно-образовательной работе детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи докольного возраста/ сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М., 1999.

 

 

11. Обучение дошкольников составлению описательных и сюжетных рассказов

  1. Запишите описательные (сюжетные) рассказы трех детей разного возраста.
  2. Проанализируйте сюжетные рассказы (полнота отражения событий, специфичность набора фактов, особенности последовательности и логики изложения фактов, виды предложений, богатство словаря) и описательные рассказы (структура рассказа, количество выделенных признаков, средства выразительности).

 

 

12. Обучение дошкольников составлению описательных и сюжетных рассказов

  1. Познакомитесь с содержанием работ (на выбор), подготовьтесь к их представлению на выставке.
  2. Напишите аннотацию на выбранную работу.

 

 

13. Консультирование воспитателей

Напишите текст консультации по выбранной теме, подготовьте необходимый наглядный материал, соответствующую литературу.

 

 

14. Обучение дошкольников составлению описательных и сюжетных рассказов

Составьте образец описательного (сюжетного) рассказа (на выбор) для детей любой возрастной группы.

Рекомендуемая литература

Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М., 2000.

Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное вос­питание. — 1981. — № 9.

Гризик Т. И. Обучение детей описыванию предметов // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5.

ЗрожевскаяА.А. Обучение монологам-описаниям //Дошкольное вос­питание. — 1986. — № 12.

Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин //Дошкольное воспитание. — 1987. — № 12.

Смольникова Н. Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Смольникова, О. С. Ушакова // Развитие речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О.С.Ушаковой. — М., 1990.

Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С.Ушакова. — М., 2001.

Шадрина Л. Г. Пути развития связной речи младших дошкольников // Проблема изучения речи дошкольника. — М., 1994.

 

 

 

15. Обучение старших дошкольников высказываниям типа рассуждений

1. Проведите мини-исследование:

а) понаблюдайте за речевым общением педагога с детьми и до­школьников друг с другом в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов, выявите наличие высказываний типа рассуждений, обратите внимание на частоту их употребления;

б) побеседуйте с двумя-тремя детьми о любимой игрушке: «Какая твоя любимая игрушка?», «Почему она любимая?» Проанализируйте ответы дошкольников (структура рассуждения, количество приведенных аргументов, их доказательность, языковые средства);

в) предложите детям отгадать загадку с целью выявления характера аргументации при доказательстве.

Обобщите полученные результаты, сделайте выводы.

2. Разработайте план работы по обучению детей старшего дошкольно­го возраста рассуждениям.

Рекомендуемая литература

Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М., 2000.

Блонский П. П. Психология доказывания и ее особенности у детей // Вопросы психологии. — 1964. — № 3.

Запорожец А. В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте // До­школьное воспитание. — 1947. — № 8.

Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. - М., 1985.

Лурия А. Р. Речь и мышление / А.Р.Лурия. — М., 1976.

Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи. [Раздел Рассуждение] / О. А. Нечаева. — Улан-Удэ, 1974.

Пиаже Ж Суждение и рассуждение ребенка / Ж. Пиаже. — СПб., 1997.

Яшина В. И. Особенности связных высказываний типа рассуждений детей 6 лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М., 1999.

 

 

16. Развитие фонетической стороны речи детей

Составьте конспект занятия, предусматривающий решение всех задач по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп (на выбор).

 

 

 

17. Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

1. Познакомьтесь с документацией, наглядным материалом, планом педагогической работы воспитателей по развитию звуковой культуры речи в разных возрастных группах (на выбор), дайте им анализ.

2. Обследуйте состояние звуковой культуры речи у двух детей. Результаты обследования представьте в таблице и проанализируйте.

3. Составьте перспективный план работы по воспитанию звуковой стороны речи на 1 месяц с обследованными детьми.

Рекомендуемая литература

Алексеева М. М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников / под ред. О.С.Ушаковой. — М., 1995.

Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М., 2000.

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста / А. И. Максаков. — М., 1987.

Максаков А. И. Звуковая культура речи / А. И. Максаков, М. Ф. Фомичева // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А.Сохина. - М., 1984.

Максаков Л. И. Воспитание звуковой культуры речи на занятиях // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 1 — 3.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф.Фомичева. — М., 1981.

 

 

18. Работа над смысловой стороной слова

  1. Подготовьте сообщение на тему «Содержание и методика развития смысловой стороны слова у дошкольников» (возраст детей по выбору студента).

Сформулируйте методические рекомендации воспитателям к обучению детей, учитывая особенности понимания детьми смысловой стороны слова.

 

 

 

19. Консультирование воспитателей

Напишите текст консультации, подготовьте необходимый наглядный материал.

 

 

20. Обзор педагогической литературы по проблеме развития смысловой стороны слова

Подготовьте сообщение по выбранной статье.

Рекомендуемая литература

Колунова Л.Л. «Умноватый мальчик». Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / Л. А. Колунова, О. С. Ушакова //« Дошкольное воспитание. — 1994. — № 9.

Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольника / под ред. 1 О.С.Ушаковой. — М., 1994.

Лаврентьева А. И. Употребление антонимов в речи детей раннего возраста // Проблемы изучения речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О.С.Ушаковой. — М., 1994.

Струнина Е. М. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова // Развитие речи и речевого  общения дошкольников: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1995. |

Струнина Е. М. Лексическое развитие дошкольников: сб. науч. тр. / под ред. О.С.Ушаковой. - М., 1990.

Смага А. А. Особенности понимания смысловой стороны слова дошкольниками // Проблемы изучения речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О.С.Ушаковой. — М., 1994.

Смага А. А. Особенности понимания многозначных слов дошкольниками // Развитие речи и речевого общения дошкольников: сб. науч. тр. / под ред. О.С.Ушаковой. — М., 1995.

 

 

 

21. Развитие грамматической стороны речи детей

1.  Подготовьте консультацию для воспитателей по работе над грамматическими ошибками детей.

2. Подберите (или самостоятельно разработайте) игру по обучению детей одной стороне грамматического строя речи (на выбор). Подготовьте наглядный материал, будьте готовы продемонстрировать игру на занятии.

 

 

22. Знакомство с книгой А.Г.Арушановой «Речь и речевое общение детей 3—7 лет»

1. Ознакомьтесь с содержанием книги А.Г.Арушановой, подготовьте небольшое выступление.

2. Проведите с детьми одну игру из книги А.Г.Арушановой (на выбор), проанализируйте ее результаты.

Рекомендуемая литература

Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М., 2000.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3 — 7 лет / А. Г. Арушанова. — М., 1999.

Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русско­го языка // Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

Лаврик М. С. Формирование синтаксического строя речи старших дошкольников // Развитие речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Уша­ковой. — М., 1990.

Лямина Г. М. Особенности грамматического строя у маленьких // До­школьное воспитание. — 1968. — № 8.

Тамбовцева А. Г. Формирование грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.

Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М., 2001.

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. — М., 2000.

Чуковский К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. — М., 1968.

Ядэшко В. И. Развитие речи от трех до пяти лет (о формировании предложений в речи детей) / В.И.Ядэшко. — М., 1966.

 

 

 

23. Подготовка будущего читателя в дошкольном учреждении

Проанализируйте одно произведение современной детской литературы (на выбор), не включенное в программу, с точки зрения его соответствия возможностям и особенностям восприятия детей дошкольного возраста.

 

 

24. Особенности восприятия и понимания литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста

1. Проведите мини-исследование с детьми старшего дошкольного возраста:

а) прочитайте рассказ (сказку), побеседуйте с двумя-тремя детьми с целью выявления особенностей восприятия и понимания ими литературных произведений («О чем этот рассказ (сказка)?», «Какое место тебе понравилось больше всего? Почему?», «Кто тебе больше всех понравился? Почему?», «Почему он (герой) так поступил?»;

б)  через несколько дней предложите детям пересказать этот рассказ (сказку), чтобы понять, что ребенок выделяет как наиболее существенное. Обобщите полученные результаты, сделайте выводы.

2. Разработайте план работы по ознакомлению детей с художествен­ной литературой.

Рекомендуемая литература

Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М., 2000.

Гурович Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И.Ло­гинова. — М., 1999.

Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником ли­тературного произведения // избр. психол. труды. В 2 т. Т. 1. — М., 1986.

Карабанова О. А. Роль иллюстраций в восприятии литературно-худо­жественных произведений в младшем дошкольном возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1984. — № 2.

Куронкина Н.А. Детям о книжной графике / Н. А. Курочкина. — СПб., 1997.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. — М., 1972.

Репина Т. А. Роль иллюстраций в понимании литературных произведе­ний детьми дошкольного возраста // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. — М., 1960.

Ушакова О. С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А.Сохина. — М., 1984.

 

 

 

25. Беседа по литературным произведениям в подготовке будущего читателя

Подготовьте беседу с детьми старшего дошкольного возраста по предложенному литературному произведению (на выбор): С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Два жадных медвежонка», «Заяц-хвастун»; Н.Носов «Заплатка»; М.Горький «Воробьишко»; В.Бианки «Лесные домишки».

Рекомендуемая литература

Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М., 2000.

Гурович Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И.Ло­гинова. — М., 1999.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Кар­пинская. — М., 1972.

Короткова Э. Я. Беседа как средство развития речи у детей дошколь­ного возраста / Э. П. Короткова. — М., 1977.

Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой / О. С. Ушакова, Н.В.Гавриш. — М., 1998.

Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ре­бенка // Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 1985.

 

 

26. Диагностика речевого развития детей

1. Изучите диагностические методики разных авторов (на выбор), выявляющие ту или иную сторону речи (словарь, грамматику, связную речь, звуковую культуру речи), дайте их сравнительный анализ: задачи; критерии оценки речевого развития детей; методы, определяющие уровень речевого развития; наглядный материал.

2. Выберите диагностическую методику, подготовьте необходимый наглядный материал и проведите обследование речевого развития дошкольника любой возрастной группы. Дайте анализ полученных результатов и на их основе составьте речевую характеристику на ребенка, наметьте индивидуальную программу коррекции его речевого развития.

В программе должны быть намечены задачи и содержание обучения; указаны наглядный материал для занятий; представлены методы и приемы решения выдвинутых задач; продумана этапность работы.

 

 

 

27. Методическое руководство работой по развитию речи детей

1. Разработайте план работы по одной из форм повышения теоретического и профессионального уровня воспитателей: педсовет, открытое занятие, консультация, семинар-практикум, работа в методическом кабинете (творческими группами).

2. Обоснуйте необходимость систематического повышения своих знаний и умений по методике развития речи для каждого педагога.

 

 

28. Консультирование воспитателей

Напишите текст консультации для воспитателей по одному из актуальных вопросов развития речи детей, подготовьте необходимый наглядный материал и соответствующую литературу.

 

 

 

29. Тематическая проверка как форма контроля за развитием речи детей

1. Познакомьтесь с документацией детского сада. Выпишите темы проверок развития речи, проведенных ранее, основные рекомендации и пожелания к дальнейшей работе.

2. Составьте календарный план тематической проверки по одному из разделов методики развития речи на один месяц. В него должны войти беседы с методистом, знакомство с наличием методических и нагляд­ных пособий по развитию речи и с документацией, изучение календарных планов работы воспитателей с детьми, беседы с детьми.

Рекомендуемая литература

Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М., 1998

Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольных учреждениях / К. Ю. Бе­лая. — М., 1991.

Бородин А. М. Методика развития речи детей /А. М. Бородич. — М., 1981.

Васильева А. И. Старший воспитатель детского сада / А. И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И. И. Кобитина. — М., 1990.

Куцакова Л. Методическая работа в дошкольном учреждении / Л. Куца-кова. — М., 1991.

Организация работы методиста детского сада: спецкурс. — М., 1994.

 

 

30. Преподавание курса «Методика развития речи детей» в педколледже

1. Проанализируйте программу по методике развития речи для колледжей (построение программы, соотношение лекционных и практических занятий).

2. Напишите развернутый план занятия (лекции или практического занятия), выделите приемы активизации студентов и организации самостоятельной работы.

Рекомендуемая литература

Бородич А.М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. — М., 1981.

Лихолетова В. Межпредметные связи в обучении методике развития речи // Дошкольное воспитание. —- 1984. — № 3.

Синякова Е. Использование педагогических ситуаций на уроках мето­дики развития речи //Дошкольное воспитание. — 1984. — №2.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04