Вопросы к зачету

  1. Назовите предмет методики и ее фундаментальные и прикладные задачи?
  2. Какова роль методологических подходов в определении стратегии работы по развитию речи и обучению родному языку?
  3. Какова роль языка и речи в развитии ребенка?
  4. Каким образом методика использует данные психолингвистики, физиологии, языкознания и других наук? Приведите примеры, иллюстрирующие связь методики со смежными науками.
  5. Какими профессиональными умениями развития речи детей должен овладеть воспитатель детского сада?
  6. Как решалась проблема речевого развития детей в педагогических системах прошлого?
  7. Охарактеризуйте взгляды К.Д. Ушинского на родной язык и его роль в жизни общества и воспитании личности.
  8. Почему становление методики как науки связывается с именами Е.И. Тихеевой и Е.А. Флериной?
  9. Назовите основные направления современных исследований в области речевого развития детей.
  10. Чем отличаются современные подходы к изучению детской речи?
  11. Как в методике изменялось понимание цели и задач речевого развития детей?
  12. На какой основе выделяются задачи развития речи детей?
  13. Каковы особенности задач ознакомления с художественной литературой и подготовки к обучению грамоте? Как они связаны с задачами речевого развития детей?
  14. Какие задачи развития речи являются ведущими в разных возрастных группах?
  15. Что такое методические принципы обучения? Как они связаны с общедидактическими принципами? Каким образом методические принципы обучения определяют содержание, средства и методы развития речи? Приведите примеры.
  16. Дайте определение программ развития речи.
  17. Каковы научные основы программы развития речи дошкольников?
  18. Почему основным средством речевого развития детей является общение?
  19. При каких условиях общение становится средством, развивающим детскую речь?
  20. Какую роль в развитии речи играет общение ребенка со сверстниками и детьми другого возраста по сравнению с общением со взрослыми?
  21. Почему в дошкольном учреждении необходимо обучение речи на специальных занятиях?
  22. В чем своеобразие и особенности занятий по развитию речи в разных возрастных группах?
  23. Как проявляется взаимосвязь различных средств развития речи в целостном педагогическом процессе?
  24. Почему необходима характеристика методов развития речи с точки зрения характера речевой деятельности детей? Почему нужны продуктивные методы?

 

Вопросы к экзамену

 

  1. Методика развития речи как педагогическая наука. Методы научного исследования. Место курса в системе подготовки специалистов  по дошкольному воспитанию.
  2. Становление методики как науки ( К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина и др.).
  3. Теоретические основы развития речи дошкольников. Связь методики развития речи с другими науками.
  4. Речевая деятельность как ведущая форма осуществления общения, ее структура, мотивы. Формы существования результатов речевой деятельности.
  5. Научные основы программы по развитию речи дошкольников. Средства осуществления программы. Условия успешной ее реализации.
  6. Методы и приемы развития речи детей в детском саду.
  7. Методические принципы процесса обучения речи.
  8. Развитие связной речи детей - главная задача детского сада. Особенности контекстной и ситуативной речи дошкольника. Смена форм речевого общения в детском саду.
  9. Разговор как метод развития диалогической речи дошкольников. Усложнение разговоров в разных возрастных группах. Руководство ими.
  10. Беседа как метод обучения связной  диалогической речи дошкольников. Виды бесед. Выбор тематики и определение содержания бесед. Требования к вопросам воспитателя и ответам детей во время беседы. Подготовка детей к беседе.
  11. Понятие связной речи, ее значение для развития речи детей. Закономерности развития связной речи детей дошкольного возраста.
  12. Тематика детских рассказов, их классификация. Диагностика развития связной речи дошкольников.
  13. Методика обучения детей рассказам из опыта в разных возрастных группах.
  14. Методика обучения детей составлению описательных рассказов по картине в разных возрастных группах.
  15. Обучение сюжетным рассказам по картине в разных возрастных группах.
  16. Методика обучения дошкольников составлению описательных рассказов по игрушкам и натуральным предметам в разных возрастных группах.
  17. Методика обучения сюжетному рассказыванию по игрушкам и натуральным предметам в разных возрастных группах.
  18. Методика обучения детей текстам-рассуждениям.
  19. Пересказ литературных произведений. Методика обучения пересказам в разных возрастных группах.
  20. Методика обучения детей творческим рассказам.
  21. Методика обучения дошкольников рассказыванию. Приемы обучения рассказыванию.
  22. Понятие словарной работы. Задачи словарной работы в детских садах. Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста. Содержание словарной работы в разных возрастных группах.
  23. Принципы словарной работы. Методика развития словаря на специальных занятиях.  Диагностика сформированности словаря.
  24. Содержание работы и методика ознакомления детей с трудом взрослых. Диагностика сформированности словаря дошкольников в процессе ознакомления детей с трудом взрослых.
  25. Значение работы по формированию грамматического строя речи. Лингвистические основы формирования грамматического строя речи дошкольников. Закономерности усвоения детьми грамматического строя русского языка (психолингвистический аспект).
  26. Задачи, содержание и пути формирования грамматического строя речи. Диагностика сформированности грамматического строя речи дошкольников.
  27. Лингвистические основы воспитания звуковой культуры речи. Значение воспитания звуковой культуры речи в общем и речевом развитии детей и задачи. Закономерности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
  28. Методика воспитания звуковой культуры речи в условиях детского сада. Диагностика сформированности звуковой культуры речи.
  29. Значение детской художественной литературы для всестороннего воспитания детей. Литературоведческие основы ознакомления дошкольников с художественным произведением.
  30. Особенности восприятия детьми литературных произведений разных жанров. Принципы отбора литературных произведений и требования к программе чтения.
  31. Методика чтения произведений детской литературы на занятиях в разных возрастных группах. Приемы анализа художественного произведения.
  32. Формы работы с книгой в детском саду.
  33. Уголок книги, его значение, требования к оформлению.
  34. Углубленное ознакомление с жизнью и творчеством писателей.
  35. Ознакомление дошкольников с фольклором в разных возрастных группах.
  36. Методика работы над поэтическими произведениями в разных возрастных группах.
  37. Ознакомление дошкольников с иллюстрациями.
  38. Подготовка к обучению грамоте в системе работы детского сада по развитию речи детей. Психофизиологические и лингвистические основы подготовки дошкольников к обучению грамоте.
  39. Обучение чтению. Критический анализ методов обучения чтению.
  40. Характеристика современного звукового аналитико-синтетического метода обучения детей чтению. Содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в школе.
  41. Методика ознакомления дошкольников с предложением и его словесным составом.
  42. Ознакомление со слоговым строением слова, с ударением.
  43. Методика ознакомления со звуковым строем слова.
  44. Подготовка к обучению письму.
  45. Планирование и учет работы по развитию в возрастных группах. Принципы планирования, виды.
  46. Методическое руководство работой по развитию речи в дошкольных учреждениях. Условия и основные направления методической работы по развитию речи.
  47. Формы методической работы по развитию речи.
  48. Развитие речи детей в семье.
  49. Преподавание методики развития речи в педагогическом колледже. Характеристика стандартов и программ.
  50. Организация и проведение уроков по развитию речи в педагогическом колледже.

 

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04