Вклад Е.И.Тихеевой в методику развития речи детей

Вопросы и задания

1. Каков главный механизм усвоения ребенком родного языка, с точки зрения Е. И. Тихеевой.

2. Е. И.Тихеева об основных принципах обучения детей родному языку. Приведите примеры, иллюстрирующие реализацию этих принципов в процессе обучения родному языку.

3. Почему Е.И.Тихеева уделяет большое внимание вопросам развития речи детей в раннем возрасте?

4. Почему Е.И.Тихеева считает организацию среды важным фактором развития речи детей?

5. Какие виды занятий по «живому слову» рекомендует Е. И.Тихеева в работе с детьми? В чем она видит их значение?

6. Что Е.И.Тихеева считает главным в словарной работе с детьми?

7. Как Е. И.Тихеева относится к дидактическому материалу, используемому в работе с детьми по развитию речи?

8. Сформулируйте основные теоретические положения, разработанные Е. И. Тихеевой и имеющие основополагающее значение для выделения методики развития речи в самостоятельную науку.

9. Дайте оценку книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи детей» с пози­ций современной теории и практики дошкольного воспитания.

 

Коллоквиум по книге Е.И.Тихеевой «Развитие речи детей»

Студенты знакомятся с содержанием книги, выбирают разделы, кажущиеся им наиболее интересными и важными, и готовят выступления, в которых дают оценку прочитанному с позиций современной методики. После выступлений они задают друг другу вопросы и обсуждают прослушанное.

 

Научная конференция «Вклад отечественных педагогов в методику развития речи»

Студенты выступают с сообщениями о вкладе в методику развития речи какого-то одного педагога (на выбор): Е.А.Флёриной, Р.И.Жуковской, Л.А.Пеньевской, А.М.Леушиной, Е.И.Радиной, М.М.Кониной, Ф.А.Сохина и др.

В конце занятия студентам предлагается сформулировать основные выводы, к которым они пришли, прослушав содержание выступлений.

 

Роль общения в речевом развитии детей

Вопросы для обсуждения

1. Понятие речевого общения. Речевая деятельность как ведущая форма осуществления общения.

2. Формы общения детей со взрослыми и их влияние на развитие речи детей (по исследованиям).

3. Особенности общения детей со сверстниками, речевые средства, используемые детьми для общения (по исследованиям).

4. Обсуждение результатов наблюдений за общением воспитателя с детьми и детей друг с другом и методических рекомендаций для воспитателей ДОУ.

 

Практическое занятие по «модели позиционного обучения» Н. Вераксы

Группа студентов делится на подгруппы (не более 3—4 человек). Каждая подгруппа предусматривает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.

Предлагаются следующие позиции:

- «Понятие» — необходимо указать базовые понятия, входящие в эту проблему, и дать им определения.

- «Апологет» — следует выявить и сформулировать положительные, наиболее интересные, перспективные стороны проблемы речевого общения.

- «Оппозиция» — необходимо сформулировать все «недостатки», которые удастся найти в рассматриваемой проблеме, обосновать, почему это является недостатком.

- «Практик» — предлагается показать, как изучаемые теоретические положения могут быть использованы в практической деятельности, при этом нужно указать различные варианты их применения.

- «Театр» — необходимо написать сценарий мини-спектакля, в кото­ром отражаются интересные моменты изучаемой проблемы, и проиграть его.

На занятии преподаватель предоставляет слово каждой подгруппе. В выступлении должны принимать участие все ее члены.

В конце занятия преподаватель дает оценку работы подгрупп.

При подготовке к практическому занятию студенты могут консультироваться с преподавателем.

 

Развитие речи в вариативных программах воспитания и обучения дошкольников

Студенты заранее делятся на подгруппы в соответствии с количеством вариативных программ, предложенных для обсуждения («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой), и знакомятся с их содержанием.

На занятии каждая подгруппа представляет выбранную программу, раскрывая ее достоинства и недостатки. При этом выступают все студенты подгруппы. После этого в обсуждение включается вся аудитория. В конце занятия преподаватель подводит итог.

 

Обучение дошкольников родному языку на занятиях

Вопросы для обсуждения

1. Современная стратегия и тактика обучения детей родному языку на занятиях.

2. Современные требования к занятиям по обучению родному языку.

3. Особенности занятий в разных возрастных группах (сообщения студентов).

4. Методы и приемы обучения родному языку на занятиях.

 

 

Круглый стол «Педагогика сотрудничества» в обучении родному языку на занятиях

Вопросы для обсуждения

1. Чем вызвана необходимость поиска новых путей обучения дошкольников на занятиях?

2. Что такое, по-вашему, «педагогика сотрудничества»?

3. Какие идеи «педагогики сотрудничества» вы считаете важными для обучения родному языку?

4. В чем вы видите преимущество «педагогики сотрудничества» над традиционными методами обучения родному языку на занятиях?

5. Как, по вашему мнению, следует развивать сотрудничество педагога с детьми?

6. Расскажите, как вы реализуете идеи «педагогики сотрудничества» на занятиях по обучению родному языку. Какие трудности вы испытываете при этом?

7. Обсуждение рекомендаций, подготовленных студентами, для воспитателей ДОУ.

 

Развитие диалогической речи у детей

Вопросы для обсуждения

1. Сущность диалога, его значение для развития речи и освоения норм речевого общения.

2. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста (по исследованиям).

3. Задачи обучения диалогической речи дошкольников.

4. Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста (сообщения студентов).

 

Ролевая игра «Пресс-конференция»

Студенты заранее готовят по два вопроса по проблеме развития диалогической речи у дошкольников. Формулировка вопросов обговаривается с преподавателем. Каждый студент выступает то в роли корреспондента, задающего вопросы, то в роли респондента, отвечающего на них. В конце занятия зачитываются рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.

 

 

Беседа как метод обучения диалогической речи

Деловая игра «Лучший конспект обобщающей беседы»

Студенты разбиваются на 3 — 4 группы, выбирают ведущего в каждой группе, пронумеровывают конспекты (их количество должно соответствовать количеству студентов). Каждому члену группы дается лист бумаги для выставления оценок (например, конспект № 1 —«5», № 2 —«3», № 3 —«5» и т.д.).

Студенты читают конспекты по кругу, передавая их друг другу и оценивая каждый из них. После прочтения всех конспектов группа по оценкам выбирает лучший, обговаривая критерии оценки. В ходе этой работы эксперты (3 человека) наблюдают за работой групп.

Когда лучшие конспекты определены, начинается обсуждение. Выступают ведущие всех групп и докладывают, почему данный конспект они считают лучшим, что можно предложить для его совершенствования. Затем каждому ведущему задаются вопросы, на которые может ответить любой член группы или автор конспекта.

В конце занятия эксперты дают оценку работы групп по следующим критериям:

1) активность обсуждения конспектов:

- высокая активность — 3 балла;

- средняя активность — 2 балла;

- низкая активность — 1 балл;

2) культура обсуждения конспектов:

- члены группы выслушивают мнение каждого, не перебивают друг друга — 2 балла;

- члены группы спорят, не дослушивая и перебивая друг друга — 1 балл;

3) представление конспекта ведущим:

- содержательность, четкость, убедительность сообщения — 2 балла;

- недостаточная содержательность, перескакивание с одной мысли на другую, недосказанность — 1 балл.

 

 

Обучение дошкольников составлению описательных и сюжетных рассказов

Вопросы для обсуждения

1. Сущность описательного (сюжетного) рассказа, его признаки, структура.

2. Особенности описательных (сюжетных) рассказов детей дошкольного возраста (по исследованиям).

3. Формирование у детей знаний о структурных частях текста (по исследованию Н.Г.Смольниковой).

4. Методика обучения детей описательным (сюжетным) рассказам.

 

Ролевая игра «Консультирование воспитателей»

Студенты по очереди выступают в роли «методиста» и проводят консультации по проблеме обучения дошкольников описательным (сюжетным) рассказам. Темы консультаций заранее обговариваются с препода­вателем. «Воспитатели» (студенты) задают им вопросы.

После выступлений — обсуждение содержания консультаций. В конце занятия преподаватель подводит итог.

 

Выполнение практических заданий

1. Анализ литературных текстов (творческими группами):

а) прочитайте текст, ответьте на вопросы: «Можно ли данный текст назвать текстом?», «Каковы основные признаки текста?»; «К какому типу можно отнести этот текст (доказать)?»;

б) выделите микротемы, определите границы каждой части;

в) определите связь между предложениями;

г) озаглавьте текст.

2. Анализ детских рассказов (творческими группами):

- соответствие теме;

- структурная организация текста;

- микротемы (количество, последовательность, развернутость);

- внутритекстовые связи между предложениями;

- средства выразительности;

- ошибки (смысловые, стилистические, лексические, грамматиче­ские);

- вывод о соответствии знаний, умений и навыков по составлению рассказов программным требованиям.

3. Анализ образцов описательных (сюжетных) рассказов для детей, подготовленных студентами.

 

 

Обучение дошкольников рассуждениям, доказательствам, объяснениям

Вопросы для обсуждения

1. Сущность рассуждения, его признаки, структура.

2. Особенности рассуждений, доказательств детей дошкольного возраста (по исследованиям).

3. Методика обучения дошкольников высказываниям типа рассуждений.

4. Формирование у дошкольников объяснительной речи (по исследованию Н.И.Кузиной).

 

Круглый стол. Обсуждение результатов мини-исследования по проблеме «Обучение старших дошкольников высказываниям типа рассуждений»

Вопросы для обсуждения

1. Теоретические основы формирования у детей связных высказыва­ний типа рассуждений.

2. Особенности рассуждений детей старшего дошкольного возраста.

3. План работы по обучению детей рассуждениям.

 

Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях

Вопросы для обсуждения

1. Занятия как форма работы по воспитанию звуковой культуры речи (их место в педагогическом процессе, структура, содержание и методика проведения в разных возрастных группах).

2. Обсуждение разработанных студентами конспектов занятий по обучению звукопроизношению на занятиях.

 

Анализ развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения

1. Анализ работы воспитателей по формированию звуковой культуры речи у детей в разных возрастных группах.

2. Особенности звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп (обследование студентами).

3. Защита перспективного плана работы с обследованными детьми.

 

Современные достижения в теории и практике развития словаря детей дошкольного возраста

Научная конференция

Примерные темы докладов

1. Особенности развития словаря детей разных возрастных групп (по данной теме можно подготовить ряд докладов по возрастным группам, можно представить один доклад, раскрывающий динамику развития словаря детей от младшей до старшей группы).

2. Развитие словаря детей в процессе игровой, трудовой, изобразительной деятельности (на выбор).

3. Словарная работа в процессе обучения отгадыванию и сочинению загадок.

4. Формирование у детей фразеологической лексики.

5. Работа над словом в процессе развития словесного творчества.

6. Овладение детьми эмоционально-оценочной лексикой.

 

 

Работа над смысловой стороной слова

Вопросы для обсуждения

1. Особенности понимания детьми смысловой стороны слова (по исследованиям).

2. Ассоциативный метод как средство выявления ориентировки детей на смысл слова (по исследованиям).

3. Развитие смысловой стороны слова у дошкольников на разных возрастных этапах (сообщения студентов).

 

 

Ролевая игра «Консультирование воспитателей»

Студенты по очереди исполняют роль «методиста» и проводят консультации по проблеме развития смысловой стороны слова. Темы консультаций заранее обговариваются с преподавателем. «Воспитатели» задают вопросы. После выступлений — обсуждение содержания консультаций. В конце занятия преподаватель подводит итог.

 

Обзор педагогической литературы по проблеме развития смысловой стороны слова

На занятии студенты делают сообщения по одной из статей по данной проблеме (на выбор), отвечая на вопросы:

- задачи работы;

- методика, предложенная автором;

- выводы к данной работе;

- ваше отношение к работе;

- что бы вы предложили для продолжения работы.

 

Развитие грамматической стороны речи детей

Вопросы для обсуждения

1. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи (по исследованиям).

2. Методика формирования морфологической стороны детской речи (по исследованиям).

3. Методика формирования синтаксической стороны детской речи (по исследованиям).

4. Методика формирования способов словообразования (по исследованиям).

5. Обсуждение консультаций, подготовленных студентами.

 

Коллоквиум по книге А.Г.Арушановой «Речь и речевое общение детей 3—7 лет»

Студенты знакомятся с содержанием книги, выбирают разделы, кажущиеся им наиболее интересными и важными, готовят выступления, в которых высказывают свое отношение к прочитанному, дают анализ грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций. После выступлений организуется обсуждение.

 

Формирование у дошкольников умения воспринимать и понимать литературные произведения

Вопросы для обсуждения

1. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений (по исследованиям).

2. Особенности восприятия и понимания детьми образов героев, мотивов их поведения (по исследованиям).

3. Роль иллюстраций в понимании содержания литературных произведений (по исследованиям).

4. Анализ произведений современной детской литературы, выполненный студентами.

 

Круглый стол. Обсуждение результатов мини-исследования по проблеме «Особенности восприятия и понимания литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста», выполненного студентами

Вопросы для обсуждения

1. Теоретические основы восприятия дошкольниками литературных произведений.

2. Особенности восприятия и понимания старшими дошкольниками литературных произведений.

3. План работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

 

Беседа по литературным произведениям в подготовке будущего читателя

Вопросы для обсуждения

1. Значение беседы по литературным произведениям в понимании их содержания (по исследованиям).

2. Вопросы как составная часть «совместного (воспитателя и детей) раздумья вслух» по прочитанному, требования к ним (по исследованиям).

3. Обсуждение бесед по литературным произведениям, подготовленных студентами.

 

Диагностика речевого развития детей

Вопросы для обсуждения

1. Диагностические методики разных авторов, выявляющие ту или иную сторону речи.

2. Обсуждение результатов диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (выполненных студентами).

 

Организация методической помощи воспитателям по развитию речи детей

Вопросы для обсуждения

1. Задачи методической работы.

2. Обсуждение планов разных форм повышения теоретических знаний и практических умений педагогов по методике развития речи (подготовленных студентами).

 

Ролевая игра «Консультирование воспитателей»

Студенты по очереди выступают в роли «методиста» и проводят консультации по актуальным вопросам развития речи детей. «Воспитатели задают им вопросы. После этого идет обсуждение содержания консультаций. В конце занятия преподаватель подводит итог игры.

 

Тематическая проверка как форма контроля за развитием речи детей

Вопросы для обсуждения

1. Виды контроля, используемые в практике руководства работой по развитию речи в детском саду.

2. Подготовка и методика проведения тематической проверки по развитию речи.

3. Обсуждение календарных планов тематической проверки (подготовленных студентами).

 

Преподавание курса «Методика развития речи детей» в педколледже

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика содержания работы по курсу (анализ программы).

2. Приемы активизации познавательной деятельности студентов на лекциях и практических занятиях.

3. Организация самостоятельной работы студентов на лекциях и практических занятиях.

4. Обсуждение планов занятий (подготовленных студентами).

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04