Министерство  образования  и  науки  РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой зарубежной литературы и теории обучения литературе

ИФМИП ФГБОУ ВПО «НГПУ»

______________ Н.А. Муратова

«___» ____________ 20___ г.

 

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Направление подготовки:

050100.62 Педагогическое образование

Профиль

Филологическое образование

Степень выпускника:

Бакалавр

 

Новосибирск 2012

 

СОСТАВИТЕЛЬ: О.С. Рощина, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы и теории обучения литературе

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Целью освоения дисциплины «Введение в литературоведение» является подготовка к решению задач в области профильной (филологической) деятельности:

– овладение системой основных литературоведческих понятий и терминов;

– формирование представлений о традиционных и современных исследовательских стратегиях литературоведения;

– овладение основами анализа художественного текста.

Место дисциплины структуре ООП

 Дисциплина «Введение в литературоведение» относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин. Дисциплина является, с одной стороны,  вводной в литературоведческую проблематику в аспекте теоретической поэтики и, с другой стороны, в профессиональную литературоведческую деятельность в плане обучения основам анализа художественного текста. Этот курс является необходимым начальным этапом для дальнейшего освоения студентами историко-литературных курсов вариативной части блока профессиональных дисциплин (ПД.В.3.8. История русской литературы, ПД.В.3.9. История зарубежной литературы) и курсов по выбору блока профессиональных дисциплин  для студентов, избирающих специализацию по литературе (ПД.ДВ.3.11. Спецсеминар по литературе, ПД.ДВ.3.13. Спецсеминар по выпускной квалификационной работе (литература), ПД.ДВ.3.14. Спецкурсы по литературе, ПД.ДВ.3.15. Литературоведческий анализ теста, ПД.ДВ.3.16. Актуальные проблемы литературоведения, ПД.ДВ.3.17. Теория литературы). Дисциплина изучается в 1 семестре.

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме терминологических диктантов и учета подготовки к практическим занятиям.

Промежуточный контроль осуществляется в форме конспекта фрагмента работы М.М. Бахтина и контрольной работы.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ПрК-1, ПрК-2 (таблица 1).

Таблица 1.  Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ПрК-1 – способность демонстрировать знания основных положений и концепций в области теории и истории русского языка, русской литературы и зарубежной литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории и современном состоянии филологии

Знать: основные литературоведческие термины, понятия и категории, понимать их содержание, иметь представление об их границах и взаимной соотнесенности друг с другом; иметь представление об основных стадиях литературного процесса и их специфике;

Уметь: использовать научный аппарат в практике анализа художественного текста;

Владеть: первоначальными профессиональными навыками анализа художественных текстов.

ПрК-2 – владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных факторов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий

Знать: разные подходы и технологии анализа художественного текста;

Уметь: адекватно применять теоретико-литературные знания в практике анализа художественных текстов;

Владеть: основными навыками различных техник литературоведческого анализа текста.

 

 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Литературоведение как наука

Источники литературоведения. Взаимосвязь исторической и теоретической поэтики, их специфика. Вспомогательные литературоведческие дисциплины: текстология, источниковедение, историография, библиография. Литературная критика. Стих и проза как две речевые системы.

Раздел 2. Системы стихосложения

Тема 2. 1. Досиллабические стихи

Досиллабические стихи (песенный, молитвословный, речитативный, говорной). Раешник. Фразовик. Вирши.

Тема 2.2. Силлабическая система стихосложения

Русская силлабика, ее особенности. Вспомогательные ритмообразующие элементы: цезура, урегулированные предцезурные окончания, женская клаузула.

Тема 2.3. Силлабо-тоническая система стихосложения

Соотносимость с метрической (античной) системой стихосложения. Реформирование силлабического стиха В.К. Тредиаковским и М.В. Ломоносовым. Стопа (основные и вспомогательные стопы). Двусложные и трехсложные размеры. Метр и ритм. Начало стиха (анакруса). Окончание стиха (клаузула). Проклитика и энклитика. Античные размеры стиха: гекзаметр, пентаметр, элегический дистих, пеон, пентон. Ритмическая инверсия. Стяжения. Разностопные стихи (вольный стих). Логаэд (строчный и стопный). Стихи с вариациями анакрус. Ритм и синтаксис. Перенос (стиховой, строфический, слоговой). Индивидуальный ритм стихотворений.

Тема 2.4. Тоническая система стихосложения

Тоническая основа устного народного стиха. Основные особенности тонической системы стихосложения.  Дольник и тактовик как переход от силлабо-тонического стихосложения к тонической системе. Акцентный стих. Свободный стих (верлибр).

Раздел 3. Рифма. Строфика

Тема 3.1. Виды рифм

Смысловое, ритмообразующее, композиционное значение рифмы. Виды рифм (по слоговому объему, по месту в стихе, по характеру звучания, по составу, по лексико-грамматическим признакам). Холостой стих. Белые стихи.

Тема 3.2. Виды строф

Строфа и синтаксис. Виды строф. Твердые формы стиха (сонет, венок сонетов, стансы, секстина, рондо, триолет, газель, рубаи,  хокку, танка), возможность их соотнесения с жанровой формой.

Раздел 4. Стиховая речь

Тема 4.1. Поэтическая лексика

Общеупотребительный язык и язык художественной литературы (первичные и вторичные знаковые системы, по Ю.М. Лотману). Синкретическая образность. Параллелизм. Тропы (метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха). Перифраз. Эвфемизм. Эпитет. Ирония. Аллегория. Оксюморон. Гипербола. Литота. Сравнение.

Тема 4.2. Поэтический синтаксис

Градация. Анаколуф. Эллипсис. Хиазм. Синтаксический параллелизм. Синтаксическая инверсия.

Раздел 5. Субъектно-объектная организация художественного текста

Тема 5.1. Объектная организация художественного текста

Сюжетосложение как основа объектной организации художественного текста. Сюжет (событие рассказывания) и фабула (рассказываемое событие) как конструктивный и функциональный аспекты сюжетосложения. Основные типы сюжетов: кумулятивный, хроникальный (солярный и вегетативный), монтажный, лирический (редуцированный). Понятие эпизода. Художественное пространство и время. Система хронотопов. Литературный персонаж как внутренний хронотоп. Сюжет и мотив. Различные представления о мотиве. Инвариант и варианты. Система мотивов в художественном произведении. Сюжет и миф. Религиозные, литературные и жизнетворческие мифы как архитектоническая форма литературных произведений. Предметная детализация как один из моментов эстетического завершения автором героя и художественного мира произведения. 

Тема 5.2. Субъектная организация художественного текста

Композиция текстового материала (членение текста на части, главы, абзацы, строфы, песни, акты, действия). Роль внешних границ текста: начала, конца, членения на главы, абзацы и т.п. Композиция речевого материала как основа субъектной организации художественного текста. Типы субъектов художественного высказывания: повествователь, рассказчик (хроникер, сказитель), действующее лицо, лирический герой. Способы художественного высказывания: повествование, медитация, диалог. Речевая детализация (выбор слова, построение фразы, содержание) как «голос» (кругозор говорящего). Понятие двуголосого слова. Ритм прозы. Совпадение ритмического и синтаксического членения. Длина ритмического ряда. Плотность ударений в ритмическом ряду (М.М. Гиршман).

Раздел 6. Роды и жанры литературы

Тема 6.1. Жанры эпики

Теория А.Н. Веселовского о происхождении литературных родов. Специфика эпоса как рода литературы (преобладание повествования как способа художественного высказывания, сочетание изображающей и изображенной речи, наличие временной дистанции между рассказанным событием и событием самого рассказывания). Большие (эпос, роман, мениппея), средние (повесть) и малые (рассказ, новелла, басня) эпические формы.

Тема 6.2. Жанры лирики

Специфика лирики как рода литературы (преобладание медитации как способа художественного высказывания, редуцированный сюжет). Канонические и неканонические лирические жанры (буколики, ода, эпиграмма, эпитафия, элегия, посвящение, послание, мадригал, лирическое стихотворение, стихотворение в прозе и др.). Синкретический, жанровый, лично-творческий (герой ролевой лирики, повествователь, собственно автор, лирический герой, лирическое «я»), неосинкретический лирические субъекты.

Тема 6.3. Драматургические жанры

Специфика драмы как рода литературы (время изображения события равно времени самого события, категории конфликта, катарсиса, сюжетной катастрофы).  Классическая и неклассическая драматургия, их основные жанровые формы (трагедия, комедия, сатирова драма, драма, водевиль, мелодрама, лирическая драма, трагикомедия, монодрама и др.).

Тема 6.4. Жанры лиро-эпики

Сочетание сюжетности и медитативности. Лиро-эпические жанры: романтическая поэма, баллада.

Раздел 7. Литературный процесс

Тема 7.1. Рефлективный традиционализм (античность – классицизм)

Нормативность поэтики. Жанровая система (высокие, средние, низкие жанры). Искусство как ремесло особого рода. Критерий мастерства. Знаковая природа искусства. Условность искусства.

Тема 7.2. Посттрадиционализм – предромантизм (сентиментализм)

Появление новых жанров в форме документов частной человеческой жизни. Категория «господствующего строя чувств» (Ф. Шиллер). Критерий вкуса. Эстетическая природа искусства. Целостность художественного произведения.

Тема 7.3. Романтизм

Жанры романтизма. Категория гениальности (И. Кант). Критерий оригинальности. Творческая природа искусства. Романтический герой.

Тема 7.4. Классический реализм

Критерий психологической достоверности. Поэтика героя в контексте авторских поэтик. Гносеологическая природа искусства.

Тема 7.5. Неклассическая художественность

Коммуникативная природа искусства. Критерий эффективности воздействия на воспринимающее сознание. Неотрадиционализм (конвергентное сознание, позиция самоактуализации автора и читателя, дискурс ответственности). Авангардизм (альтернативное сознание, самоутверждающийся автор, дискурс свободы). Тоталитарная культура (авторитарное сознание, позиция ролевого самоопределения субъекта в сверхличных границах бытия, дискурс власти).

Раздел 8. Теория эстетического дискурса

Отношения автора, героя и читателя. Креативная, референтная, рецептивная функции. Авторский образ художественного мира литературного произведения, авторский образ читателя. Эстетический объект (субъекты художественного высказывания, эйдос, нададресат). Читательский образ мира художественного произведения, читательский образ автора. Адекватность интерпретации.

Содержание дисциплины «Введение в литературоведение» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

Таблица 2. Тематическое планирование

 

Тематические разделы и темы дисциплины

Виды и формы учебной работы, в часах

Лекции

ПЗ

ЛЗ

СР

1. Введение

1.1.

Литературоведение как наука

0,5

 

 

 

2. Системы стихосложения

2.1.

Досиллабические стихи

0,5

0,5

 

2

2.2.

Силлабическая  система стихосложения

1

0,5

 

2

2.3.

Силлабо-тоническая система стихосложения

2

3

 

4

2.4.

Тоническая система стихосложения

1

1

 

2

3. Рифма. Строфика

3.1.

Виды рифм

1

1

 

2

3.2.

Виды строф

 

 

 

2

4. Стиховая речь

4.1.

Поэтическая лексика

 

 

 

2

4.2.

Поэтический синтаксис

 

 

 

2

5. Субъектно-объектная организация художественного текста

5.1.

Объектная организация художественного текста

4

2 / 1*

 

10

5.2.

Субъектная организация художественного текста

2

2 / 1*

 

2

6. Роды и жанры литературы

6.1.

Жанры эпики

2

 

 

2

6.2.

Жанры лирики

1

2 / 1*

 

2

5.3.

Драматургические жанры

2

4 / 4*

 

4

6.4.

Жанры лиро-эпики

1

 

 

1

7. Литературный процесс

7.1.

Рефлективный традиционализм

1

1

 

1

7.2.

Посттрадиционализм – предромантизм

1

 

 

2

7.3.

Романтизм

1

 

 

2

7.4.

Классический реализм

1

 

 

2

7.5.

Неклассическая художественность

3

7 / 7*

 

6

8. Теория эстетического дискурса

1

4 / 4*

 

2

 

ИТОГО

26

28

 

54

 

В том числе в интерактивной форме*

 

18*

 

 

 Таблица 3.  Самостоятельная работа студента 

 

 

Темы дисциплины

 

Задания

для самостоятельной работы

 

Форма отчета

Трудо-емкость задания, часы

1.

Досиллабические стихи

Подготовка к практическому занятию № 2

Ритмические схемы стихотворений

2

2.

Силлабическая  система стихосложения

Подготовка к практическому занятию № 2

Ритмические схемы стихотворений

2

3.

Силлабо-тоническая система стихосложения

Подготовка к практическому занятию № 2, 4

Контрольная работа

4

4.

Тоническая система стихосложения

Подготовка к практическому занятию № 3

Ритмические схемы стихотворений

2

5.

Виды рифм

Подготовка к практическому занятию № 3

Разбор рифм

2

6.

Виды строф

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

2

7.

Поэтическая лексика

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

2

8.

Поэтический синтаксис

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

2

9.

Объектная организация художественного текста

Подготовка к практическому занятию № 6.

Конспект 10 гл. работы М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе»

Схема системы эпизодов рассказа А.П. Чехова «Студент»; конспект

10

10.

Субъектная организация художественного текста

Подготовка к практическому занятию № 7

Схема компози-ции речевого материала рас-сказа И.А. Бунина «Легкое дыхание»

2

11.

Жанры эпики

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

2

12.

Жанры лирики

Подготовка к практическому занятию № 8

Выполнение зада-ний к занятию

2

13.

Драматургические жанры

Подготовка к практическим занятиям № 9,10

Выполнение зада-ний к занятию

4

14.

Жанры лиро-эпики

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

1

15.

Рефлективный традиционализм

Подготовка к практическому занятию № 14

Выполнение зада-ний к занятию

1

16.

Посттрадиционализм – предромантизм

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

2

17.

Романтизм

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

2

18.

Классический реализм

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

2

19.

Неклассическая художественность

Подготовка к практическим занятиям № 11,12,13,14

Знание содержания статей А.А. Блока и манифестов футуристов

6

20.

Теория эстетического дискурса

Подготовка к практическому занятию № 5

Знание содержа-ния статьи Л.Н. Толстого «После-словие к рассказу Чехова “Душечка”»

2

Итого

54

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы : учебник для бакалавров : учебник для вузов по гуманитар. специальностям и направлениям : рек. М-вом образования и науки РФ / В. П. Мещеряков и др. ; под ред. В. П. Мещерякова.  - Москва : ЮРАЙТ, 2012. - 422 с. - (Бакалавр). - Библиогр. в сносках. - ISBN 978-5-9916-1701-7. 1 экз.
  2. Введение в литературоведение : учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология" : рек. УМО вузов РФ / [Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.] ; под ред. Л. В. Чернец.  - Москва : Академия, 2011. - 720 с. - (Высшее профессиональное образование. Филология) (Бакалавриат). - Указ. терминов: c. 682-695. - Указ. имен: c. 696-715. - ISBN 978-5-7695-8488-6. 30 экз.
  3. Введение в литературоведение: учебник для вузов по специальности "Русский язык и литература" : рек. УМО вузов РФ / Н. Л. Вершинина и др. ; под общ. ред. Л. М. Крупчанова.  - Москва: ОНИКС, 2007. - 415 с. - ISBN 978-5-488-01033-8. 13 экз.
  4. Введение в литературоведение : учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология" : доп. М-вом образования РФ / [Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.] ; под ред. Л. В. Чернец.  - Москва : Высшая школа, 2004. - 680 с. - ISBN 5-06-004233-2. 197 экз.
  5. Холшевников, В. Е. Основы стиховедения : русское стихосложение : для студентов филологических факультетов / В. Е. Холшевников ; С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. фак..  - Москва : Академия, 2004. - 208 с. - (Высшее образование) (Классическая учебная книга). - Библиогр.: с. 195-197. - Указ.: с. 198-201. - ISBN 5-8465-0023-4 (Филол. фак. СПбГУ). - ISBN 5-7695-1154-0 (Академия). 31 экз.

Дополнительная литература

  1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин, М.  М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров ; примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова.  - Москва : Искусство, 1986. - 445 с. - (Из истории советской эстетики и теории искусства). - Примеч.: с. 404-435. - Указ. имен: с. 436-443. С. 7-180. 4 экз.URL: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/1.html.
  2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин, М.  М. Эпос и роман / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров ; авт. вступ. ст. В. В. Кожинов.  - Санкт-Петербург : Азбука, 2000. - 304 с. - Указ. имен: с. 298-301. - Примеч.: с. 295-297. - ISBN 5-267-00273-9. С.  С. 11-193. 20 экз. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html.
  3. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин, М.  М. Эпос и роман / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров ; авт. вступ. ст. В. В. Кожинов.  - Санкт-Петербург : Азбука, 2000. - 304 с. - Указ. имен: с. 298-301. - Примеч.: с. 295-297. - ISBN 5-267-00273-9. С.  194-232. 20 экз.
  4. Вопросы литературы : журнал критики и литературоведения - Издается с апреля 1957 г.. - Выходит 6 раз в год. (Кол-во - 2)
  5. 5.          Гаспаров, М. Л. Очерк истории русского стиха : метрика : ритмика : рифма : строфика / М. Л. Гаспаров ; отв. ред. Л. И. Тимофеев ; Ин-т мировой литературы АН СССР.  - Москва : Наука, 1984. - 320 с. : табл. - Библиогр.: с. 305-314. - Сокращения: с. 315. 7 экз.
  6. Гаспаров, М. Л. Русский стих начала XX века в комментариях : учебное пособие для филол. специальностей ун-тов : доп. М-вом образования РФ / М. Л. Гаспаров ; ред. Л. Дорофеева ; Междунар. ассоц. творческой интеллигенции "Мир культуры".  - Москва : Фортуна Лимитед, 2001. - 288 с. : схемы - Справка об авт.: с. 270-284. - ISBN 5-85695-023-2. 4 экз.
  7. Литературоведение : реферативный журнал - Издается с 1974 г.. - Выходит 4 раза в год. (Кол-во -1)
  8. Лотман, Ю. М. Об искусстве : Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962 - 1993) / Ю. М. Лотман.  - Санкт-Петербург : Искусство-Санкт-Петербург, 2005. - 704 с. : ил. - Указ. имен: с. 691-699. - ISBN 5-210-01523-8. 1 экз.
  9. Рощина, О. С., Тагильцева Л. Е., Тырышкина Е. В. Введение в литературоведение : для филологов заочного отделения : учебно-методическое пособие / О. С. Рощина, Л. Е. Тагильцева, Е. В. Тырышкина ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2002. - 177 с. - Библиогр.: с. 174-175. 144 экз. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/2578/QRESfBUFq7Qc232lxN9dyZqwU.pdf. - ISBN 5-85921-325-5.
  10. 10.      Томашевский, Б. В. Теория литературы : Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский.  - Москва : Аспект Пресс, 2003. - 334 с. - (Классический учебник). - Библиогр.: с. 260-298. - ISBN 5-7567-0230-Х. 224 экз.
  11. Теория литературы : в 2 т. : учебное пособие для вузов по специальности "Филология". Т. 1 : Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман ; под ред. Н. Д. Тамарченко.  - Москва : Академия, 2004. - 512 с. - (Высшее профессиональное образование. Филология). - Библиогр.: с. 474-485. - Указ.: с. 486-504. - ISBN 5-7695-1413-2 (Т. 1). - ISBN 5-7695-1690-9. 46 экз.
  12. Тюпа, В. И. Аналитика художественного : введение в литературоведческий анализ / В. И. Тюпа ; ред. И. В. Пешков ; худож. В. Е. Граевский.  - Москва : Лабиринт : РГГУ, 2001. - 192 с. - Библиогр.: с. 189. - ISBN 5-87604-116. 1 экз.

Электронные образовательные ресурсы

1.             Бахтин М. Эстетика словесного творчества   - Москва: Директ-Медиа, 2007. // http://www.biblioclub.ru/book/36050/

2.             Бочаров С. Г. Филологические сюжеты   - Москва: Языки славянских культур, 2007. // http://www.biblioclub.ru/book/73148/

3.             Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. Москва: Языки славянских культур, 2007. - 556 с. // http://www.biblioclub.ru/book/73157/

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04