Министерство  образования  и  науки  РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой русской литературы и теории литературы

ИФМИП ФГБОУ ВПО «НГПУ»

______________ Н.А. Ермакова

«___» ____________ 20___ г.

 

 

 

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Направление подготовки:

031300.62 Журналистика

Профиль

Журналистика

Степень выпускника:

Бакалавр

 

Новосибирск 2012

 


 

 

СОСТАВИТЕЛЬ: О.С. Рощина, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы и теории обучения литературе

                                                        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью освоения дисциплины «Основы теории литературы» является

– овладение системой основных литературоведческих понятий и терминов;

– овладение основами анализа художественного текста.

Место дисциплины структуре ООП

 Дисциплина «Основы теории литературы» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин. Этот курс является необходимым начальным этапом для дальнейшего освоения студентами историко-литературных курсов базовой части блока профессиональных дисциплин (ПД.Б.3.5. История отечественной литературы, ПД.Б.3.6. История зарубежной литературы). Дисциплина изучается в 1 семестре.

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме терминологических диктантов и учета подготовки к практическим занятиям.

Промежуточный контроль осуществляется в форме конспекта фрагмента работы М.М. Бахтина.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ПК-5 (таблица 1).

Таблица 1.  Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ПК-5 – знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ

Знать: основные литературоведческие термины, понятия и категории, понимать их содержание, иметь представление об их границах и взаимной соотнесенности друг с другом; иметь представление об основных стадиях литературного процесса и их специфике;

Уметь: анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры;

Владеть: знаниями в области теории, истории и современного состояния литературы (отечественной и зарубежной) как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста.

 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Субъектно-объектная организация художественного текста

Тема 1.1. Объектная организация художественного текста

Сюжетосложение как основа объектной организации художественного текста. Сюжет (событие рассказывания) и фабула (рассказываемое событие) как конструктивный и функциональный аспекты сюжетосложения. Основные типы сюжетов: кумулятивный, хроникальный (солярный и вегетативный), монтажный, лирический (редуцированный). Понятие эпизода. Художественное пространство и время. Система хронотопов. Литературный персонаж как внутренний хронотоп. Сюжет и мотив. Различные представления о мотиве. Инвариант и варианты. Система мотивов в художественном произведении. Сюжет и миф. Религиозные, литературные и жизнетворческие мифы как архитектоническая форма литературных произведений. Предметная детализация как один из моментов эстетического завершения автором героя и художественного мира произведения. 

Тема 1.2. Субъектная организация художественного текста

Композиция текстового материала (членение текста на части, главы, абзацы, строфы, песни, акты, действия). Роль внешних границ текста: начала, конца, членения на главы, абзацы и т.п. Композиция речевого материала как основа субъектной организации художественного текста. Типы субъектов художественного высказывания: повествователь, рассказчик (хроникер, сказитель), действующее лицо, лирический герой. Способы художественного высказывания: повествование, медитация, диалог. Речевая детализация (выбор слова, построение фразы, содержание) как «голос» (кругозор говорящего). Понятие двуголосого слова. Ритм прозы. Совпадение ритмического и синтаксического членения. Длина ритмического ряда. Плотность ударений в ритмическом ряду (М.М. Гиршман).

Раздел 2. Роды и жанры литературы

Тема 2.1. Жанры эпики

Теория А.Н. Веселовского о происхождении литературных родов. Специфика эпоса как рода литературы (преобладание повествования как способа художественного высказывания, сочетание изображающей и изображенной речи, наличие временной дистанции между рассказанным событием и событием самого рассказывания). Большие (эпос, роман, мениппея), средние (повесть) и малые (рассказ, новелла, басня) эпические формы.

Тема 2.2. Жанры лирики

Специфика лирики как рода литературы (преобладание медитации как способа художественного высказывания, редуцированный сюжет). Канонические и неканонические лирические жанры (буколики, ода, эпиграмма, эпитафия, элегия, посвящение, послание, мадригал, лирическое стихотворение, стихотворение в прозе и др.). Синкретический, жанровый, лично-творческий (герой ролевой лирики, повествователь, собственно автор, лирический герой, лирическое «я»), неосинкретический лирические субъекты.

Тема 2.3. Драматургические жанры

Специфика драмы как рода литературы (время изображения события равно времени самого события, категории конфликта, катарсиса, сюжетной катастрофы).  Классическая и неклассическая драматургия, их основные жанровые формы (трагедия, комедия, сатирова драма, драма, водевиль, мелодрама, лирическая драма, трагикомедия, монодрама и др.).

Тема 2.4. Жанры лиро-эпики

Сочетание сюжетности и медитативности. Лиро-эпические жанры: романтическая поэма, баллада.

Раздел 3. Литературный процесс

Тема 3.1. Рефлективный традиционализм (античность – классицизм)

Нормативность поэтики. Жанровая система (высокие, средние, низкие жанры). Искусство как ремесло особого рода. Критерий мастерства. Знаковая природа искусства. Условность искусства.

Тема 3.2. Посттрадиционализм – предромантизм (сентиментализм)

Появление новых жанров в форме документов частной человеческой жизни. Категория «господствующего строя чувств» (Ф. Шиллер). Критерий вкуса. Эстетическая природа искусства. Целостность художественного произведения.

Тема 3.3. Романтизм

Жанры романтизма. Категория гениальности (И. Кант). Критерий оригинальности. Творческая природа искусства. Романтический герой.

Тема 3.4. Классический реализм

Критерий психологической достоверности. Поэтика героя в контексте авторских поэтик. Гносеологическая природа искусства.

Тема 3.5. Неклассическая художественность

Коммуникативная природа искусства. Критерий эффективности воздействия на воспринимающее сознание. Неотрадиционализм (конвергентное сознание, позиция самоактуализации автора и читателя, дискурс ответственности). Авангардизм (альтернативное сознание, самоутверждающийся автор, дискурс свободы). Тоталитарная культура (авторитарное сознание, позиция ролевого самоопределения субъекта в сверхличных границах бытия, дискурс власти).

Содержание дисциплины «Основы теории литературы» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

Таблица 2. Тематическое планирование

 

Тематические разделы и темы дисциплины

Виды и формы учебной работы, в часах

Лекции

ПЗ

ЛЗ

СР

1. Субъектно-объектная организация художественного текста

1.1.

Объектная организация художественного текста

4

2

 

10

1.2.

Субъектная организация художественного текста

2

2

 

2

2. Роды и жанры литературы

2.1.

Жанры эпики

2

 

 

2

2.2.

Жанры лирики

1

2

 

2

2.3.

Драматургические жанры

2

4

 

4

2.4.

Жанры лиро-эпики

1

 

 

1

3. Литературный процесс

3.1.

Рефлективный традиционализм

1

 

 

1

3.2.

Посттрадиционализм – предромантизм

1

 

 

2

3.3.

Романтизм

1

 

 

2

3.4.

Классический реализм

1

2

 

2

3.5.

Неклассическая художественность

2

6

 

8

 

ИТОГО

18

18

 

36

 

 

 

 

 

 

 Таблица 3.  Самостоятельная работа студента 

 

 

Темы дисциплины

 

Задания

для самостоятельной работы

 

Форма отчета

Трудо-емкость задания, часы

1.

Объектная организация художественного текста

Подготовка к практическому занятию № 2.

Конспект 10 гл. работы М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе»

Схема системы эпизодов рассказа А.П. Чехова «Студент»; конспект

10

2.

Субъектная организация художественного текста

Подготовка к практическому занятию № 3

Схема компози-ции речевого материала рас-сказа И.А. Бунина «Легкое дыхание»

2

3.

Жанры эпики

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

2

4.

Жанры лирики

Подготовка к практическому занятию № 6

Выполнение зада-ний к занятию

2

5.

Драматургические жанры

Подготовка к практическим занятиям № 4,5

Выполнение зада-ний к занятию

4

6.

Жанры лиро-эпики

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

1

7.

Рефлективный традиционализм

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

1

8.

Посттрадиционализм – предромантизм

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

2

9.

Романтизм

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

2

10.

Классический реализм

Подготовка к терминологическому диктанту

Терминологи-ческий диктант

2

11.

Неклассическая художественность

Подготовка к практическим занятиям № 7,8,9

Знание содержания статей А.А. Блока и манифестов футуристов

8

Итого

36

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы : учебник для бакалавров : учебник для вузов по гуманитар. специальностям и направлениям : рек. М-вом образования и науки РФ / В. П. Мещеряков и др. ; под ред. В. П. Мещерякова.  - Москва : ЮРАЙТ, 2012. - 422 с. - (Бакалавр). - Библиогр. в сносках. - ISBN 978-5-9916-1701-7. 1 экз.
  2. Введение в литературоведение : учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология" : рек. УМО вузов РФ / [Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.] ; под ред. Л. В. Чернец.  - Москва : Академия, 2011. - 720 с. - (Высшее профессиональное образование. Филология) (Бакалавриат). - Указ. терминов: c. 682-695. - Указ. имен: c. 696-715. - ISBN 978-5-7695-8488-6. 30 экз.
  3. Введение в литературоведение: учебник для вузов по специальности "Русский язык и литература" : рек. УМО вузов РФ / Н. Л. Вершинина и др. ; под общ. ред. Л. М. Крупчанова.  - Москва: ОНИКС, 2007. - 415 с. - ISBN 978-5-488-01033-8. 13 экз.
  4. Введение в литературоведение : учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология" : доп. М-вом образования РФ / [Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.] ; под ред. Л. В. Чернец.  - Москва : Высшая школа, 2004. - 680 с. - ISBN 5-06-004233-2. 197 экз.

Дополнительная литература

  1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин, М.  М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров ; примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова.  - Москва : Искусство, 1986. - 445 с. - (Из истории советской эстетики и теории искусства). - Примеч.: с. 404-435. - Указ. имен: с. 436-443. С. 7-180. 4 экз.
  2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин, М.  М. Эпос и роман / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров ; авт. вступ. ст. В. В. Кожинов.  - Санкт-Петербург : Азбука, 2000. - 304 с. - Указ. имен: с. 298-301. - Примеч.: с. 295-297. - ISBN 5-267-00273-9. С.  С. 11-193. 20 экз. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html.
  3. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин, М.  М. Эпос и роман / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров ; авт. вступ. ст. В. В. Кожинов.  - Санкт-Петербург : Азбука, 2000. - 304 с. - Указ. имен: с. 298-301. - Примеч.: с. 295-297. - ISBN 5-267-00273-9. С.  194-232. 20 экз.
  4. Вопросы литературы : журнал критики и литературоведения - Издается с апреля 1957 г.. - Выходит 6 раз в год. (Кол-во - 2)
  5. Литературоведение : реферативный журнал - Издается с 1974 г.. - Выходит 4 раза в год. (Кол-во -1)
  6. Рощина, О. С., Тагильцева Л. Е., Тырышкина Е. В. Введение в литературоведение : для филологов заочного отделения : учебно-методическое пособие / О. С. Рощина, Л. Е. Тагильцева, Е. В. Тырышкина ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2002. - 177 с. - Библиогр.: с. 174-175. 144 экз. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/2578/QRESfBUFq7Qc232lxN9dyZqwU.pdf. - ISBN 5-85921-325-5.
  7. 7.          Томашевский, Б. В. Теория литературы : Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский.  - Москва : Аспект Пресс, 2003. - 334 с. - (Классический учебник). - Библиогр.: с. 260-298. - ISBN 5-7567-0230-Х. 224 экз.
  8. Теория литературы : в 2 т. : учебное пособие для вузов по специальности "Филология". Т. 1 : Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман ; под ред. Н. Д. Тамарченко.  - Москва : Академия, 2004. - 512 с. - (Высшее профессиональное образование. Филология). - Библиогр.: с. 474-485. - Указ.: с. 486-504. - ISBN 5-7695-1413-2 (Т. 1). - ISBN 5-7695-1690-9. 46 экз.

Электронные образовательные ресурсы

1.             Бахтин М. Эстетика словесного творчества   - Москва: Директ-Медиа, 2007. // http://www.biblioclub.ru/book/36050/

2.             Бочаров С. Г. Филологические сюжеты   - Москва: Языки славянских культур, 2007. // http://www.biblioclub.ru/book/73148/

3.             Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. Москва: Языки славянских культур, 2007. - 556 с. // http://www.biblioclub.ru/book/73157/

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04