Теоретический материал и тестовые задания по курсу представлены на сайте факультета технологии и предпринимательства специальность " Сервис" по адресу: http//ftipdo.nspu.net/sdl

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ

Дисциплина «Профессиональная этика и этикет» предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 100101 «СЕРВИС». Дисциплина относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин специальности.

Целью курса является реализация одного из направлений программы Высшего профессионального образования по специальности «Сервис», в рамках которого необходимо изучение правил профессиональной этики и этикета, рассмотрение как традиционных, так и новых, появившихся в современном обществе, этических проблем, поиск возможности их решения, характерных для современных правил этикета. Студенты должны получить знания об основных этапах развития профессиональной этики и этикета, сформировать навыки делового общения. Государственным стандартом в рамках дисциплины «Профессиональная этика и этикет» рекомендуются изучить следующие дидактические единицы:

• понятие этики как науки и явления духовной культуры;

• нормативные образцы личности;

• понятие профессиональной этики;

• этика сферы бизнеса и услуг;

• управленческая этика;

• этика партнерских отношений;

• этикет как социальное явление;

• история мирового этикета;

• задачи этикета: соединение сфер взаимоотношений людей в обществе;

• правовой и нравственный аспект;

• требования современного этикета;

• этикет делового человека;

• культура одежды делового человека;

• поведение в общественных местах;

• формы обращения людей друг к другу;

• искусство переговоров;

• эпистолярный и телефонный этикет.

Таким образом,  цель разработанного курса:

- ознакомление с теоретическими аспектами этики как носителя духовной культуры;

- ознакомление с историей развития этикета;

- изучение, осмысление и развитие умений и навыков профессионального этикета при устройстве на работу, деловых встречах, телефонных разговорах и т.д.;

- раскрыть понятие имиджа делового человека и требования этикета;

- повышение общего культурного уровня студентов;

- способствовать формированию высоконравственной личности будущего специалиста для которого правила хорошего тона являются естественным проявлением его внутренней духовной культуры.

Задачи курса:

- дать студенту, будущему специалисту в сфере обслуживания, глубокие и систематизированные знания о профессиональной этике и этикете, деловом этикете; ознакомить студента с духовной культурой служащих; ознакомить с особенностями этикета взаимоотношений руководителя и подчиненного в современных условиях; этикет деловых переговоров, встреч, телефонных разговоров; ознакомить с особенностями оформления делового письма и визитной карточки;

- выработать у студентов системные знания и представления о профессиональной этике и этикете, общих закономерностях общения между людьми как в рамках служебного общения, так и в общественных местах;

- помочь овладеть необходимыми знаниями для формирования высоконравственных отношений в профессиональной сфере.

 

Основное содержание.

 

В современных условиях проблемы развития отношений в системе «специалист – объект – общество», а также сложные социально – нравственные проблемы профессиональной деятельности, связанные с научно-техническим прогрессом, уже не могут решаться на эмпирическом уровне – с помощью клятв, кодексов или торжественных обещаний. Профессиональная этика поднимается до уровня теоретической дисциплины и превращается в самостоятельную науку, которую интересует не абстрактное постулирование тезисов о регулятивных функциях профессиональной этики, а выявление всех ее действительных возможностей в современных условиях и эффективные способы формирования высоконравственных отношений в профессиональной сфере.

Профессиональная этика и этикет вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика – это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения людьми своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере.

Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества. В стране происходят трудные процессы демократизации, гуманизации и духовного возрождения общества, мы учимся жить в условиях демократии, а демократия – это еще и интеллигентность, образованность, взаимоуважение, что  должно проявляться, прежде всего, в манерах поведения и  общении. Духовное возрождение общества не может идти вне активной борьбы за культуру во всем ее обширном понимании. Культура общения – неотъемлемая часть культуры поведения человека в обществе. Современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Основы поведенческой культуры формируются в семье, в детских воспитательных и образовательных учреждениях. К сожалению, нередко, обращая внимание на обязанность вести себя в обществе определённым образом, мы не формируем сознательную потребность в культурном поведении. В последнее десятилетие понятие «этикет» снова приобрело широкое звучание. Выпущено в свет много книг, раскрывающих содержание современного российского, европейского или американского этикета. В различных учебных заведениях вводится изучение поведенческой структуры общества. Утверждается понимание функциональной значимости этикета для развития нашего общества и каждой личности в отдельности. Поэтому необходимо продолжать дальнейшие научные поиски в теории общения, нужны учебники по общению, как общие, так и ориентированные на людей различных специальностей, в структуре деятельности которых общение – непременный элемент. Необходимы издания, затрагивающие многочисленные стороны человеческого общения, в том числе деловые отношения. Совершенно необходимо обучение основам этики студентов, которым полученные знания потребуются в будущей профессиональной деятельности. Любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами, которым необходимо обучать будущих специалистов.

.

История этикета тесно связана с историей человеческого общества. Стремление вести себя прилично замечено еще до появления письменности. В «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения полов, высших и низших, средства общения, прием чужаков были строго регламентированы. Нарушить эти правила значило исключить себя из социальной среды. Классическими странами этикета считаются Англия и Франция, хотя облагораживание нравов в Европе началось с Италии с 14 века. Взлет искусств, характерный для эпохи Возрождения, эстетическое и умственное наслаждение изменили быт и нравы людей. Утонченность, изящество, манеры, моды – все это стало интересовать итальянцев. Самого высокого развития, блеска, роскоши и строгости этикет достиг при Людовике 14.На одном из приемов гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово этикет, вошедшее затем в языки многих стран. Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

При широком понимании этикет представляет из себя не только правила, но и стиль поведения, всей жизни, особое отношение к себе – в первую очередь ( требовательность, выдержка, такт и т. д.) – и к другим. Таким образом, этикет является воплощение идеала поведения человека в обществе. Владение нормами этикета определяет степень социализации личности, ее способности к сосуществованию с другими людьми, к установлению нормальных взаимоотношений.  Этикет является также социальной нормой регулирующей упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. За многие тысячелетия человечество выработало множество этикетных норм и правил. Это объяснимо: во – первых, любая норма подвержена историческим изменениям – меняется эпоха – меняется  - этикет, во – вторых, этикет наряду со всеми социальными нормами . имеет этническую принадлежность; в – третьих, современные общества с развитыми социальными системами порождают социально – дифференцированные этикеты.

В качестве социальной нормы этикет выполняет в обществе следующие функции:

- способствует стабилизации сложившихся социальных культур;

- способствует утверждению и передаче новым поколениям духовных ценностей и нравственных принципов общества. Подавляющее большинство правил этикета имеет под собой идею высшей ценности человеческой жизни (основывается на принципе гуманизма), следовательно. Общие требования к поведению: уважение достоинства личности, забота о физическом и психическом благополучии человека.

Например, правила ведения беседы: надо учитывать общую ситуацию, настроение собеседника. В «светской» беседе не надо затрагивать тем, которые могут огорчить другого (смерть, болезнь), испугать или вызвать отвращение. У женщин не принято спрашивать о возрасте, мужчине бестактно хвастаться своими успехами.

- этикет облегчает установление контактов, взаимопонимание и взаимодействие между людьми. Как для воска, от природы твердого и упорного, достаточно немного теплоты, так даже людей сварливых и злобных немного вежливости и дружелюбия способны сделать уступчивыми и услужливыми.

- психологическая функция. Правила этикета помогают избегать тех ситуаций, которые могут вызвать излишнее психическое напряжение и нанести душевную травму.

Общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д..

Но, кроме правил этикета для всех существует также профессиональный этикет. В практике деловых отношений, есть всегда какие – то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало бы успеху в бизнесе.

Можно напомнить. Как устанавливались торговые связи со средневековой Японией, которая до известной эпохи Майдзи была почти наглухо закрытой для остального мира. Коммерсант, купец, прибывший в страну восходящего солнца для установления деловых связей, представлялся императору. Процедура представления была столь унизительной, что не каждому зарубежному гостю была под силу. Иноземец должен был от двери приемной залы ползти на коленях к отведенному ему месту, а после приема, таким же образом. Пятясь как рак назад, покинуть свое место и скрыться за дверью.

Но как и в те давние времена, так и сейчас, правила делового этикета помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей.

Бизнесмену всегда следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой индивидуальности. Культурный предприниматель будет в равной мере уважительно относиться и к министру, и рядовому техническому работнику министерства, президенту кампании и к уборщице. В основе поведения должна лежать нравственная оценка: деловой партнер – хороший человек! (Если он не показал своими поступками – обратное).

Культура поведения в деловом общении немыслима без вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со стилем речи, принятым в общении данного круга людей.

Деловой этикет требует особого поведения в общении с клиентами, где  самый главный принцип: клиент – самый дорогой и желанный человек в вашем офисе.

Важно так же соблюдать правила в отношении одежды и внешнего вида. Внешний облик делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера его костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности и респектабельности.  Костюм должен быть к месту и ко времени. Если переговоры с партнерами назначены на дневное время, подойдет светлый костюм. Брюки и пиджак могут быть различных цветов. Но если переговоры идут вечером, костюм должен быть темным, рубашка обязательно – свежей, глаженой, галстук – не кричащим, ботинки – вычищенными. Элегантность делового человека определяют рубашка, галстук и ботинки, а не количество костюмов, которые он привез с собой.

Современную деловую жизнь невозможно представить без телефона. Благодаря ему многократно повышается оперативность решения множества проблем. У телефонного разговора по сравнению с письмом есть одно важное преимущество: он обеспечивает непрерывный двусторонний обмен информацией независимо от расстояния. Но к телефонному разговору надо тщательно готовиться. Приведем основные практические рекомендации по ведению телефонного разговора:

  1. сотрудник должен снять трубку после первого или второго звонка, т. К. большее число звонков создает впечатление у звонящего, организация не очень заинтересована в клиентах
  2. Сотрудник, взявший рубку. Должен поприветствовать звонящего в любой приемлимой форме – доброе утро! День, вечер! Затем сотрудник называет фирму и свою фамилию. Если организация большая, принято называть отдел , а не фирму. Высшее руководство, в том случае , если звонок минует секретаря, обычно называет только фамилию.
  3. Нельзя на любой вопрос говорить категорически «нет». Например, на вопрос: «Есть ли у вас такая форма торговли, как продажа в кредит?» - нельзя ответить «нет», хотя это полностью соответствует истине. Следует сказать: «Хотя мы в кредит не продаем, но я могу вам предложить другие удобные формы продажи наших товаров, например …»

Этикет в письмах, по – существу это все те же формальности, превратившиеся в обычаи. Письма пишутся только с одной стоны листа, обратная сторона должна всегда оставаться чистой. Никогда не следует писать многословно к лицам, стоящим выше или ниже вас  по положению, в первом случае, своим многословием можно показать свое неуважение. Да и скорее всего длинное письмо просто не будут читать, а во втором случае – длинное письмо можно посчитать за фамильярность. Какого бы рода письмо не было: деловое или дружеское – нужно никогда не забывать ставить адрес и число. Письмо отображает нравственный облик пишущего, оно – мерило его образования и знаний. Малейшая бестактность в словах и небрежность в выражениях  выставляет пишущего в неприятном для него свете.

Ситуация устройства на работу – это как раз та ситуация, в которой наиболее полно и концентрированно проявляется знание правил делового этикета и умение производить на окружающих хорошее впечатление, умение показать свои сильные качества. Очень важным является умение представлять личное резюме. Резюме – это не автобиография и не выписка из трудовой книжки, а скорее профессиональный портрет. В личном резюме необходимо дать сведения об образовании, ученой степени, научных трудах, круге обязанностей и т.п. Важно не столько указать точное название должностей, которые занимали, сколько четко описать прежние обязанности и результаты работы. Наряду с личным резюме неплохо бы иметь и письменные рекомендации о прежних работодателей.

Позволь тому, что делается для тебя быть сделанным, делай для себя то, что ты должен сделать сам – Ибрагим Кхавас, персидский философ. Х век

 

СТРУКТУРА КУРСА И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

 

Структура курса включает основные понятия этикета, аспекты профессиональной этики и правилам этикета в деловом мире и т.д.

Обучение строится на сочетании лекций и практических занятий.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся в виде семинаров. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются следующие виды контроля:

  • текущий контроль, включающий выступление студентов на семинарских занятиях выполнение студентами контрольных заданий с последующей оценкой проделанной работы;
  • рубежный контроль, состоящий из выполнения студентами реферата и сдачи зачета по дисциплине.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание учебных занятий

Лекции, час

Практические занятия, семинары, час

Оценка (100 баллов)

1

2

3

4

1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Понятие морали и нравственности. Нормативный образец личности. Формула счастья. Понятие профессиональной этики.

 

2

Семинар №1 - 2

10 – выступление на семинаре

2. Этика сферы бизнеса и услуг. Управленческая этика. Этика партнерских взаимоотношений. (Общие принципы и правила). Требования современного этикета. Этикет делового человека: Правила приветствия деловых партнеров. Этический кодекс управленца.

2

Семинар №2 - 2

10

3. Этикет как социальное явление. История мирового этикета. История русского этикета.

4

Семинар №3 - 2

10

4. Искусство переговоров (Задачи этикета: соединение сфер взаимоотношений людей в обществе). Этикет делового человека: собеседование и устройство на работу, отношения с коллегами и клиентами. Правовой и нравственный аспект

 

4

Семинар №4 - 2

10

1

2

3

4

5. Формы обращения людей друг к другу. Поведение в общественных местах

2

Семинар №5 - 2

10

6. Имидж делового человека. Культура одежды делового человека. Роль цвета в имидже. Жесты – составная часть имиджа.

2

Семинар №6 - 2

10

7. Эпистолярный этикет: правила составления деловых писем, правила составления резюме Визитная карточка – роль и назначение в деловом мире. Этикет телефонного разговора. Толерантность.

Особенности международного этикета.

.

4

Практическое занятие -2

Разработка резюме

Контрольная работа

20

8. РЕФЕРАТ

 

 

20

9. ИТОГО

20

14

100

ЗАЧЕТ

 

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Приемы и визиты в деловом мире.
  2. Сувениры и подарки в деловом мире.
  3. Деловая одежда и аксессуары, их роль в формировании имиджа.
  4. Особенности международного этикета.
  5. Деловой этикет различных стран.
  6. Светский этикет в деловой жизни.
  7. Роль имиджа в деловом мире.
  8. Студенческий этикет.
  9. Деловые трапезы.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.. Ботавина Р.Н. «Этика деловых отношений», - М.: Финансы и статистика, 2004. – 208 с.: ил.

.        2. Ботавина Р.Н. «Этика менеджмента»: Учебник. – М.: Финансы и статистика,2001. – 192 с.

  1. 3. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник для студентов заоч. обуч. Доп. Мин образ. Р.Ф. /А.Я. Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: ИНФРА – М.,2004, - 368с – (высшее образование)
  2. 4. . Федцов В.Г. Культура сервиса: Учебно-практическое пособие.- М.: «Издательство ПРИОР», 2000.-208
  3. 5. . Честара Джон, Деловой этикет: паблик рилешнз для всех и для каждого, - М. ФАИР – ПРЕСС, 2000, - 336 с. – (Настольная книга бизнесмена)

 

Дополнительная литература

1. Анисимов С.А. Мораль и поведение / М.: Мысль 1985.

2. Аристотель. Этика. избранные сочинения / М.: 911.

3. Бердникова Е.Д. Тесты по культуре речи / Петрякова А.Г.– М.: Флинта, 2000. – 180 с.

4. Всё об этикете». Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов н/Д.; изд-во «Феникс», 1996 – 512 с.

5 Гольдин В.Е. Речь и этикет: Кн. для внеклас. чтения учащихся 7-8 кл. – М.: «Просвещение», 1983. – 110 с.

6. Горелов И.Н. Умеете ли Вы общаться?: Кн. для учащихся /, В.Ф. Житников, М.В. Зюзько, Л.А. Шкатова. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.: ил.

7.Гришин Э.А. Педагогическая этика. – Владимир: Издательство Владимирского Государственного педагогического института, 1975. – 220 с.

8. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

9. Иванова В.В. Этикет. Путешествия, бизнес, праздники, быт.- М.: Дом, 2001 – 224 с.: ил. – (Всё для дома).

10. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник для студентов заоч. обуч. Доп. Мин образ. Р.Ф. /А.Я. Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: ИНФРА – М.,2004, - 368с – (высшее образование)

11. Кукушин В.С. Деловой этикет: Учебное пособие для студентов специальностей «Менеджмент», «Социальная работа», «Референт-переведчик». Издание 2-е, исп. Дополн. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. – 288 с.

12. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. – (Практикум для вузов).

13. Литвин А.Н. Деловой этикет/Серия «Самоучитель», - Ростов – на – Дону: Феникс, 2002, -224с (ГПНТБ).

14. Морозова О.В. Этикет педагога: Учебное пособие для студентов педвузов. – Омск: Изд-во ОмГПУ,1996, -84с (ГПНТБ).

15. Мосеев, Р.Н., Международные этические нормы и психология делового общения, - М.; Воронеж: Ин. – т практической психологии; МОДЕК,1997, -128с.

16. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по его жестам. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 288 с. (Серия «А и В – формула успеха»).

17. Писаренко В.И. Педагогическая этика: Кн. для учителя / Писаренко И.Я.. – 3-е изд., доп. и перераб. – Мн.: Нар., 1986. – 240 с.

. Полная карманная энциклопедия. Современный этикет. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 288 с.

18. Равкин З.И. Педагогика и этика. / Под ред. Равкина З.И., Вайсбурга А.А., Косолапова В.И. – Киров – Йошкар-Ола: Издательство Кировского Государственного педагогического института, 1977. – 112 с.

19. Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 144 с.

20. Супрун А.Е. Лекции по теории речевой деятельности. Пособие для студентов фил. фак-тов ВУЗов. – Мн.: Бел. Фонд Сороса, 1996. – 288 с.

21. Трофименко В.А. Поговорим об этикете. /А. Волгин. Изд-во «Московская правда» 1991. – 96 с.

22. Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. Изд. при Киевском государственном университете, 1983 (ГПНТБ).

23. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). Изд. 2-е. – М.: Знание, 1987. – 160 с.

24. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: Издательство ИКАР, 2002. – 236 с.

25. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. Изд. 2-е. – М.: «Русский язык», 1984. – 192 с.

26. Чернышева М.А. «Этика деловых отношений», - Л.: Знание, 1988. – 32 с.

27. Честара Дж. «Деловой этикет»/ Пер. с англ. Л. Бесковой. – М.: Агентство «Фаир», 1997. – 336 с.

28. Честара Джон, Деловой этикет: паблик рилешнз для всех и для каждого, - М. ФАИР – ПРЕСС, 2000, - 336 с. – (Настольная книга бизнесмена) ИРиСО.

29. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. (Экспериментально-дидактический комплекс). – М.: Изд. Соборъ, 1997. – 506 с., ил.

30. Энциклопедия этикета: Оформл. обл. А.С. Андреев. Сост.: Л.Н.Рукавчук. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1996 – 352 с. – (Серия: «Хочу всё знать»).

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04