322
Философия образования
РОЛЬ АНАЛИЗА ЦЕННОСТНОГО АСПЕКТА В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ
КОНФЛИКТАХ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕСТВА
О. С. Терехов (Новосибирск)
Проблематика межэтнических конфликтов занимает одно из приоритетных
мест в современном социальном познании, в том числе и в образовании. Динамизм
мирового общественного развития, противоречия во взаимодействии культур
и народов, переживающих резкие социальные изменения, заставляют пристальней
рассматривать причины сущности и формы конфликтов между
этносами, возникающих в различных социальных контекстах и приоритетной
задачей для мультикультурального государства является воспитание толерантного
общества. В связи с вышесказанным автор ставит задачей выявление ценностных
предпосылок межэтнических конфликтов на территории постсоветского
пространства и на территории современной России.
При работе над аксиологическим аспектом этнических конфликтов необходимо
обратиться к работам по проблеме ценностей. К. Маркс рассматривал ценности
с позиции экономического детерминизма (этот подход вполне приемлем
и для осмысления изменений в массовом сознании россиян, обусловленных экономи
ческими преобразованиями). Э. Дюркгейм под ценностями подразумевал
идеи и представления, которые в сравнении с интересами второстепенны. Наиболее
важными при этом становятся ценности всеобщего согласия, предохраняющие
общество от аномии [3, с. 41].
Важнейшей методологической посылкой исследования является концепция
неравенства жизненных шансов в условиях дефицита ресурсов. Данная концепция
косвенно отрицает существование неконкурирующих индивидов и групп в
погоне за денежным успехом. Все имеют одинаковые символы успеха: цели не
связываются с классовыми границами и могут выходить за их пределы, а существующий
социальный порядок накладывает классовые ограничения на их доступность.
Приложим этот подход к системе этнокультурных ценностей полиэтни
ческого общества. Переставим акценты: вместо классов и классовых границ
рассмотрим этнические общества; вместо «символа успеха», поставим символы
этнокультурных ценностей (возможность изучения родного языка в семье и в
школе, пользования им при поступлении в вуз и обучении в вузе, а затем в период
реализации служебной карьеры, приобщения к этнокультуре и искусству «своего
» народа). В полиэтническом обществе с нерешенным социальными проблемами
имеется большой дефицит ресурсов для реализации этого «жизненного
шансa». В частности, в настоящее время нет проблем для реализации данного
«жизненного шансa» для русских и татар в Татарстане. Для других этнических
групп (чуваши, мордва, мари, удмурты) этот «жизненный шанс» может быть реализован
лишь частично в местах их компактного проживания в республике, на
уровне общения в детском дошкольном учреждении и обучения в начальных классах
школы или изучения родного языка в школе. К каким-либо конфликтам это
не приведет, но питать почву психологического дискомфорта и потенциальной
межэтнической напряженности оно может, однако, лишь в том случае, если для
определенной части данной этнической группы знание родного языка, пользование
им, приобщение к литературе и искусству «своего» народа являются действительно
ценностью.
Предпосылками ценностного этнического конфликта являются противоречия
многонационального общества. В бывшем СССР эти про-тиворечия проявлялись
во всех сферах общественной жизни, хотя официально и не признавались. В политике
это были противоречия между принципами федерализма, предполагающим
суверенность, самостоятельность субъектов федерации, и чрезмерной цен324
Философия образования
Исследование потенциала ценностного этнического конфликта и факторов его
материализации в постсоветском пространстве показывает, что предшествующая
этнополитика бывшего СССР была ориентирована на «интернационализацию
» народов. Имело место навязывание ряду народов чуждых образа жизни и
ценностей (узбекам, таджикам, казахам, кыргызам, туркменам, азербайджанцам,
другим народам предлагались европейские ценности и образцы), прививались
базовые ценности, советский образ жизни, советские обычаи, традиции. На этапе
возрождения этнических ценностей, и особенно с распадом СССР, произошло
расторжение общесоветских ценностей у значительной части представителей
этих народов. Попытка европейского цивилизаторства оказалась не только
малоуспешной (безуспешной она не была, так как определенная часть народов и
в настоящее время приобщена к европейской цивилизованности), но и привнесла
свой вклад в созревание конфликтной ситуации в новых независимых государствах.
В результате проведенного анализа, сущность ценностного конфликта можно
определить исходя из следующих посылок: плохая адаптация этноса-носителя
культурных ценностей к жизненным реалиям; принадлежность к различным системам
этнокультурных ценностей; чем выше интеграция базовых и этнокультурных
ценностей, тем стабильнее полиэтническое общество.
Для решения проблемы формирования толерантного общества необходимо
преодолеть следующие предпосылки конфликтности: отсутствие механизма представительства
в высших органах власти России крупных этнических сообществ,
недостаточный объем ресурсов финансирования этноязыковых и этнокультурных
потребностей в республиках России. Ценностный этнический конфликт может
быть урегулирован не посредством его сознательного игнорирования, а на
основе долгосрочных конкретизированных и дееспособных государственных и
негосударственных проблем, на обеспечение относительно комфортных условий
для функционирования этнического многообразия общественной жизни полиэтни
ческого общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абдулатипов, Р. Г. Национальная политика России должна быть честной и демократичной:
послание Президенту РФ Б. Н. Ельцину о федеративной национальной политике / Р. Г. Абдулатипов
// Независимая газета. – 1995. – 14 марта.
2. Амелин, В. В. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России /
В. В. Амелин. – М., 1998. – 387 с.
3. Дюркгейм, Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М., 1998. – 115 c.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ТЕСТОВОГО
КОНТРОЛЯ ОБУЧЕНИЯ
Г. С. Цегельникова (Новосибирск)
Философские и методологические основы в образовании – слабое место многих
педагогических исследований и педагогической диагностики, особенно в
решении вопросов репрезентативности выборок исследований и обследований,
в проверке надежности и обеспечении валидности. Пока что оптимального взаимодействия
теоретиков и эмпириков в дидактической тестологии не сложилось,
хотя имеются интересные для теории дидактической тестологии высказывания
лидеров педагогики и педагогической психологии, а также огромный фактический
материал, разнокачественный и слабо обобщенный на уровне эмпирических
заключений.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05