Межэтнические конфликты - актуальность, классификация, причины, особенности
Сулима Т.
Сулима Тимофей
Сборник материалов XI международной научно-практической конференции, "Экстремальные ситуации, конфликты, согласие в контексте национальной и региональной безопасности".М., Академия управления МВД России, 26 ноября 2010.

  Закат XX века и начало XXI характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных, экологических и социально-политических чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность силовых структур и специальных служб, но и учет многих региональных и социально-психологических факторов. Среди этих факторов для современной России, как и для других многонациональных, полиэтнических государств, чрезвычайно актуальны и трудноразрешимы вопросы, связанные с противоречивостью отношений между нациями и народностями. Кроме того, современный этап развития цивилизации характеризуется прогрессирующими и переходящими в ярко выраженную агрессивность, отношениями между государствами, народами и этническими группами.

  В связи с этим в рамках этнопсихологии большая значимость отводится проблеме межэтнических конфликтов, изучению особенностей их проявления, развития и урегулирования. При этом отмечается высокая актуальность исследования межэтнических конфликтов в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Однако, число исследований в этом направлении крайне ограничено. Экономическая и политическая нестабильность, социальная незащищенность граждан, глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов, обострили проблему этнического взаимодействия. В настоящее время различия между этническими общностями проявляются в неоднозначной реакции на политику правительства, появление очагов эпидемии конфликтов, потенциальных кризисных и чрезвычайных ситуаций на региональном и федеральном уровне. Анализ социально-экономической ситуации показывает, что в период социальных потрясений отношения между этническими группами, принимают наиболее острую форму. При этом, этнический фактор приобретает ключевое значение в общественно-политической жизни, обусловливая возникновение межэтнических конфликтов и локальных войн. Наблюдающийся сегодня во всём мире рост этнического самосознания, сопровождается обострением межнациональных отношений, возникновением конфликтов и противоречий на этнической основе, что определяет высокую актуальность психологических исследований межэтнической напряженности.

  Особое место в таких социальных средах занимают этнические группы, живущие в едином географическом пространстве и соединенные общей исторической судьбой. Особенно это актуально для Российской Федерации, относящейся к одной из самых многонациональных стран мира (более 150 этнических групп). Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты, вызванные борьбой за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего, это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. В нашей стране доминирующей идеей таких конфликтов является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Первоначально такой конфликт носит характер борьбы за перераспределение власти между центральными органами государственной законодательной и исполнительной власти, центром и регионами. Значительную роль в этом конфликте играет проблема самоопределения тех или иных национальных общностей.

  В современной России национально-этнические конфликты, чаще всего, носят политический характер. В период перестройки в различных республиках и регионах России на волне демократизации и формирования рыночных отношений выросли новые элитарные социальные группы. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала к процессу принятия решения представителей новой элиты. Поэтому последняя была вынуждена облекать свои притязания на власть в форму национально-исторических лозунгов и требований. Чтобы удержаться у власти и получить большую свободу действий от центра, старая правящая элита нередко поддерживала эти требования. В результате возникла своего рода «эпидемия суверенитетов». По мере того как укрепляются позиции Центра и происходит проникновение новых элит к структурам власти, национально-этнические конфликты в такой форме ослабевают. Остается актуальной борьба за обладание властью, материальными и духовными ценностями уже между коренным населением и мигрантами, между этническим большинством и меньшинством. Национально-этнические общности - большие социальные группы с характерными признаками (культура, язык, общая территория, религия, особенности психологического склада и др.). Такие признаки можно отнести к объективным индикаторам этничности. Отдельные индивиды или группы людей могут и не обладать какими-либо из этих признаков, но идентифицировать себя с определенным этносом. Как известно, основным фактором этнической самоидентификации является этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу. Этническое самосознание является субъективным индикатором этничности. В отличие от других больших социальных общностей (общая территория, уровень доходов, образование и т.д.) этнические общности более устойчивы. Человек в течение жизни может неоднократно менять профессию, место проживания, разбогатеть или обеднеть, а этничность - его пожизненная характеристика. В повседневной жизни человек, как правило, не акцентирует внимание на этнической принадлежности. В условиях дискомфорта, чувствуя себя ущемленным, обделенным, обиженным, он сознательно или подсознательно (в поисках поддержки и защиты) идентифицирует себя с определенными социальными группами и общностями.

  Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. Особенности, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеют свою специфику. Классифицировать этнические конфликты можно по различным основаниям. Если взять за основание классификации территорию проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ, то можно выделить следующие типы этнических конфликтов:

  - межгосударственные, внешние конфликты;

  - региональные конфликты между различными этносами, разделенными общей административной (внутрифедеральной) границей в рамках единого государства;

- конфликт между Центром и регионом (например, субъектом Федерации).

  Такой конфликт является внутригосударственным, но с позиции региона или субъекта Федерации он может рассматриваться как внешний, если субъект стремится к полной государственной независимости. Например, российские Федеративные органы власти считают Чеченскую войну внутрироссийским конфликтом, а чеченские сепаратисты - как внешнюю агрессию России против независимой республики Ичкерия;

  - местные конфликты - между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (например, в одном городе, области, субъекте Федерации).

  В зависимости от мотивов возникновения, этнические конфликты можно классифицировать на типы:

  - территориальные, обусловленные взаимными территориальными притязаниями этносов;

  - экономические;

  - политические;

  - исторические;

- ценностные;

- конфессиональные;

- социально-бытовые и др.

  В зависимости от целей национально-этнических движений выделяют типы конфликтов:

  - социально-экономические (борьба за перераспределение части общественного продукта в свою пользу);

  - культурно-языковые (защита родного языка и национальной культуры);

- территориально-статусные (борьба за изменение границ, повышение статуса и увеличения объема реальных прав и полномочий этноса);

  - сепаратистские (борьба за выход из состава Федерации и образование собственного независимого государства).

  По формам и методам противодействия этнические конфликты также можно разделить на:

  - насильственные;

- ненасильственные.

  При этом насильственные могут быть локальными и широкомасштабными, предполагающими развернутые боевые действия сторон. К ненасильственным относят политические (без применения физической силы), дипломатические, юридические, экономические и другие конфликты. В зависимости от времени и интенсивности развития этнического конфликта можно выделить краткосрочные и долгосрочные, перманентные и спонтанные, более интенсивные и менее интенсивные. Одной из основных причин возникновения этнических конфликтов являются взаимные территориальные притязания этносов. Такие конфликты возникают на межгосударственном, межрегиональном, местном уровнях. Мотивы территориальных притязаний могут объясняться разными причинами, в том числе:

  - историческим прошлым этносов, например наличием исторических, культурных, культовых и других памятников этноса на определенной территории;

  - нечеткостью демаркации существующих границ или проведением новой демаркации между этносами, если ранее таких границ не было;

  - возвращением на историческую родину ранее депортированного этноса;

  - произвольным изменением границ;

- насильственным включением территории этноса в соседнее государство;

  - расчленением этноса между разными государствами.

  Причины возникновения политических этнических конфликтов и предполагаемые цели также весьма разнообразны, например:

- политическая борьба за власть между различными этническими группировками на всех уровнях (местном, региональном, государственном);

- борьба этноса за свой политический статус в рамках единого государства;

  - борьба за полную государственную (политическую) независимость и др.

  Экономические конфликты между этносами могут быть вызваны следующими причинами:

- неравенством этносов в обладании, распоряжении и потреблении материальных ресурсов;

  - нарушением баланса экономических интересов между Центром и этнически идентифицированным регионом (например, субъектом Федерации);

  - изменениями в политической структурно-функциональной системе производства, распределении и потреблении товаров и услуг (например, в результате перераспределения собственности или миграции населения, традиционные виды деятельности от одного этноса переходят к другому).

  Изменения в структурно-функциональной политической системе общества могут стать причиной и других видов этнических конфликтов (политических, ценностных, социально-психологических). Причинами этнических конфликтов может стать неравномерное протекание реформ (экономических, политических, социокультурных) в отдельных регионах. В таких случаях конфликты возможны между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать права граждан, с другой. Такие конфликты носят универсальный характер. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов. Например, главным мотивом гражданской войны в бывшей Югославии, по мнению специалистов, стала религия, которая, в силу определенных исторических причин, разделила народ с едиными этническими корнями на несколько религиозных субкультур (православную, католическую и мусульманскую).

  На бытовом уровне могут возникать этнические конфликты, названные социально-психологическими факторами - общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. В ходе длительного противоборства, какими бы ни были его причины, у конфликтующих этносов такая неприязнь по отношению друг к другу приобретает массовый характер. Исторические причины этнических конфликтов связаны с прошлыми обидами, которые хранятся в памяти этноса на подсознательном уровне. Сами по себе они, как правило, не являются непосредственными причинами конфликта. Но если конфликт назревает или уже имеет место, то прошлые обиды «извлекаются», трансформируются в реальную действительность и становятся дополнительными факторами его развития. Они могут быть использованы для оправдания своих действий и осуждения действий противника. Какие бы причины ни лежали в основе того или иного конфликта, в своем развитии любой конфликт выражает чьи-то интересы и преследует определенные цели (порой не вполне осознаваемые его участниками). Выразителем этнических взглядов являйся не весь этнос, а лишь небольшая его часть, элитные группы, которые преследуют личные интересы. Например, объявление того или иного этнического региона субъектом Федерации позволяет местной элите сформировать свои, относительно автономные от Центра, органы власти и проводить нужную политику, используя идею защиты этнических интересов в своих целях. К социокультурным причинам возникновения межэтнических конфликтов можно также отнести конфликты между нормами и ценностями, принятыми в обществе. Конфликты между нормами и ценностями (социальной структурой и культурой) могут возникать:

  - на уровне Центр - регион;

  - на межрегиональном уровне;

- на местном (внутрирегиональном) уровне.

  Часто конфликты между нормами и ценностями и между ценностями разных культур происходят на бытовом уровне в ходе повседневного общения. Наиболее конфликтогенными в этом отношении являются регионы с высокой миграцией населения. Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают к себе негативное отношение «аборигенов». Однако, по мнению Г.Н.Андреевой, чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни фактически не существует. Этническая самоидентификация и солидарность - лишь способ защиты своих интересов, целей, ценностей и т.д. Опросы общественного мнения в полиэтнических, мультикультурных регионах России свидетельствуют о том, что основными факторами возникновения межэтнической напряженности являются ухудшение экономической ситуации в стране, просчеты в национальной политике, нестабильная обстановка в обществе. Чисто этнические разногласия в ответах респондентов оказались на последнем месте.

  По мнению А.Я.Анцупова и А.И.Шипилова, межэтнический конфликт проходит те же стадии развития, что и любой другой вид конфликта, но имеет свои специфические особенности. Он способен проникать во все другие виды конфликтов, захватывая конфликтные ситуации, сформировавшиеся по другим линиям социального взаимодействия. Если субъектами противостояния, независимо от причины возникновения конфликта, являются представители различных этнических групп, то в своем развитии этот конфликт будет приобретать этническую окраску и на определенном этапе этнические различия приобретают доминирующее значение. Другой особенностью межэтнического конфликта является то, что в его развитии большую роль играет определенная идеология (национализм, сепаратизм, коммунизм, антикоммунизм, фашизм, панисламизм и др.). Идеология способствует консолидации этноса и более жесткому противопоставлению «своих» и «чужих». Она также придает ценностно-смысловую направленность противоборству, определяя цели и задачи в развитии этноса. К особенностям межэтнического взаимодействия также можно отнести:

- завышенную самооценку «своих» и необъективно низкую оценку «чужих»;

  - двойной стандарт в подходах к «своим» и «чужим» (то, что позволено «своим», непозволительно «чужим»).

  Деление на «чужих» и «своих» свойственно любому социальному конфликту. Но этническая принадлежность является одной из древнейших и наиболее устойчивой. Этнический стереотип в межгрупповых отношениях приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое, когда групповой эгоизм глушил ростки будущей общечеловеческой зависимости самым простым и древним образом: путем уничтожения, подавления иного в поведении, ценностях, мыслях. Большинство особенностей в межэтнических конфликтах носит социокультурный характер. Например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения и т.д. Каждое из этих различий при кризисном состоянии общества может стать поводом или причиной возникновения межэтнического конфликта. Существует понятие «мифологическое мышление», феномен которого наглядно проявляется в социокультурных конфликтах. Так, народная память в своих мифах, легендах, фольклоре, памятниках истории, литературы хранит победы и поражения, обиды и «образы врагов», стереотипы конфликтного взаимодействия этносов. Весь этот груз достоинств и недостатков может быть использован для разжигания ненависти в межэтническом противостоянии.



Сулима Т.Г.

УДК 316.35:39 

Академия гражданской защиты МЧС России
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05