Терехов. Заключение к диссертации

В диссертации показано, что социально-философский и теоретико-исторический анализ межэтнических конфликтов позволяет выявить основные факторы, влияющие на динамику насилия в межэтнических конфликтах, среди которых эмпирическое подтверждение получили следующие:

- сегрегация по этническому признаку;

- низкий уровень самоуправления этнической группы;

- ослабление контроля аппарата насилия над территорией компактного проживания этнической группы;

- высокий уровень сплоченности этнической элиты;

- лишение этнической группы ранее доступных возможностей и ресурсов;

- положительная демографическая динамика;

- высокий уровень конкурентных отношений между крупными державами, имеющими серьезные интересы в данном регионе.

Как отмечалось в диссертационном исследовании, межэтнические взаимоотношения в полиэтничном государстве пронизывают различные аспекты социальной жизни этнических групп, которые определяют себя по территориальному, лингвистическому, религиозному и социально-экономическому признакам. Очевидное разнообразие симптомов межэтнической напряженности и конфликтности не должно отвлекать исследователя от выявления сходств, лежащих в основе их причин.

Полученные в результате исследования факторы динамики межэтнических конфликтов показывают важность учета не только и даже не столько этнических различий между группами индивидов, на которые, как на конфликтогенные факторы, ссылаются представители антропологического направления в этноконфликтологии, сколько проблему доступа к ресурсам для всех этнических групп в полиэтничном государстве. В условиях отсутствия возможности самоуправления и распределения ресурсов для этнической группы происходит консолидация этнической элиты, способной к мобилизации больших людских ресурсов. Значение этнической элиты, в трактовке реалисткого направления, для «пробуждения» этнонационализма велико только в условиях низкого уровня самоуправления и внезапного лишения ранее доступных возможностей для этнической группы. Основные теоретические позиции эволюционистской школы нашли свое подтверждение на эмпирических примерах насильственных межэтнических конфликтов. Положение этнической группы в социуме может сыграть в качестве конфликтогенного фактора при условиях изменения в этнической иерархии общества, когда появляется возможность для межгруппового сравнения, мобилизации этноса, создания образа врага в виде представителей другой этнической группы. Соответственно, фактор сегрегации по этническому признаку является фактором второго слоя причинности и срабатывает как конфликтогенный в условиях целого комплекса социально-экономических трансформаций, в результате чего этническая группа теряет возможность для получения ранее доступных ресурсов.

Общим для представленных конфликтов является наличие этнического фактора или признаков, которые могут восприниматься в качестве этнических. И этот этнический фактор значит столь много в рассматриваемых конфликтах, что всякая иная идентификация человека -социально-профессиональная, политическая, региональная или социальная -отходит на второй план. Этническая принадлежность тем самым является удобным способом для мобилизации представителей этнической группы на конфликт. Каждое государство, характеризующееся этнической сегментацией, в той или иной степени испытывало межгрупповую напряженность и конфликты. Стоит только проявиться этнической напряженности, как она сразу же начинает оказывать влияние на будущие взаимоотношения между противостоящими группами. С этой точки зрения конфликты никогда не могут быть разрешены или закончены в абсолютном смысле. Акты насилия, совершаемые в период напряженности, будут продолжать отрицательно влиять на отношения между группами и соответственно негативно окрашивать их, даже если, благодаря умиротворению, острота спора ослабнет. Достигнутые соглашения не могут стереть из памяти представителей враждовавших групп деяния, совершенные в ходе былых конфликтов. Наследие прошлых конфликтных актов и остатки неудовлетворенности у одной или обеих сторон содержат причины будущего развития и динамики межэтнического конфликта. Важным фактором, катализирующим такого рода процессы, является этническая мобилизация, то есть целенаправленная деятельность, связанная с активизацией этноидентификации, формированием и распространением националистической идеологии с этноцентристскими акцентами, институциализацией действий, направленных на самоопределение.

Завершая социально-философский и теоретико-исторический анализ динамики межэтнических конфликтов, следует отметить, что формирование новых методологических подходов к анализу этнических процессов является актуальной потребностью российского обществознания, т. к. современное состояние политического, конфликтологического, этнологического знания не позволяет достаточно полно и точно представить теоретический образ исследуемой реальности. Важным требованием, имеющим решающее значение при исследовании межэтнических конфликтов, является необходимость учитывать весь набор причинных факторов, существующих в социальной реальности и предопределяющих направленность и динамику межэтнического конфликта.

Концептуальный анализ теоретических подходов этнополитических процессов позволяет утверждать, что если традиционные модели межэтнических конфликтов пытаются объяснить множество соотносимых между собой событий сведением их к определенному состоянию одного фактора, то теоретико-историческая модель этнополитического конфликта объясняет каждое событие обусловленностью состояния нескольких взаимосвязанных причин. В связи с этим установка на многофакторный характер позволяет рассматривать их вне зависимости от места, времени, поскольку в каждом конкретном случае исследования того или иного этнополитического конфликта постоянные факторы, обусловливающие динамику его развития, в определенной степени одинаковы.

Сегодня, несмотря на особую актуальность, этноконфликтология остается развивающимся и молодым направлением. Область ее исследования представляет собой крайне обширное и разрозненное пространство, которое трудно всеобъемлюще охватить, не поднявшись на уровень социально-философского обобщения и не владея теорией науки.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05