Туристские узлы и особенности их применения

Организовать навесную переправу через реку, навесить снаряжение для спуска или подъема, поставить палатку или увязать груз – все это требует знания самых различных узлов.

Туристские узлы – это способы соединения веревок, образования веревочных петель и привязывания веревок к тем или иным точкам опоры, а также сами веревочные соединения, применяемые в туристской практике.

История развития узлов насчитывает несколько тысяч лет и многочисленные сферы их применения: в морском деле, при такелажных работах, в легкой промышленности, в медицине и т.п. Туристские узлы обозначают область применения их в путешествиях для организации страховки и во вспомогательных целях. Одни туристские узлы известны нам с детства (контрольный, или простой узел; прямой узел), другие узнают в походах (булинь, восьмерка). Достигнув определенного опыта, начинают пользоваться более сложными узлами (австрийский проводник, двойная восьмерка).

Работа с веревкой подразумевает умение правильно выбрать для применения в каждой ситуации конкретный узел. Выбирая узел для применения, нужно учитывать его уровень безопасности: прочность, отсутствие тенденции к саморазвязыванию и затягиванию, удобство при работе, простота завязывания. Главным свойством любого узла применяемого в туризме является его функциональность, т.е. каждый узел применим в определенной ситуации. Нельзя завязывать один и то же узел в различных ситуациях. Такой подход может сослужить плохую службу.

Все узлы, применяемые в туристской практике, можно условно разделить пять групп:

· для связывания веревок одинакового диаметра – прямой, встречный, ткацкий, грейпвайн;

· для связывания веревок разного диаметра – шкотовый, брамшкотовый, академический;

· узлы на конце веревки для крепления – проводник, восьмерка, булинь, удавка;

· схватывающие узлы – схватывающий, узел Бахмана, обмоточный;

· вспомогательные узлы – стремя, двойная восьмерка, австрийский проводник;

· узлы с использованием карабина – узел Гарда, узел Бахмана, узел УИАА.

При завязывании узлов туристы довольно часто допускают следующие ошибки:

· контрольный узел отсутствует, завязан слишком далеко от основного узла;

· слабый (незатянутый) узел;

· перепутаны витки узла, что снижает его прочность;

· излишнее затягивание узла перед его креплением на обвязке.

Рассмотрим технику завязывания основных рекомендуемых узлов для применения в туристском путешествии при организации страховки и самостраховки.

Встречный узел. Берут две веревки одинакового диаметра, на конце одной из них завязывают простой узел (рис. 6.1, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 6.1, б). Далее узел затягивают, контрольные узлы для исключения саморазвязывания не используются (рис. 6.1, в).

Узел грейпвайн. Две веревки одинакового диаметра накладывают друг на друга, завязывают двойной контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 6.2, а), а затем с другой (рис. 6.2, б). Узлы стягивают (рис. 6.2, в). Контрольные узлы не требуются.

Брамшкотовый узел используется для связывания двух веревок разного диаметра. Из веревки большего диаметра делают петлю, а ходовым концом тонкой обкручивают толстую (рис. 6.3, а, б). Затем узел затягивают, расправляют и на обоих концах веревок завязываются контрольные узлы (рис. 6.3, в).

Узел проводник-восьмерка. Конец веревки складывается вдвое, и завязывают узел, напоминающий цифру «восемь» (рис. 6.4, а). Узел расправляют, затягивают. Контрольный узел завязывать не обязательно (рис. 6.4, б).

Узел австрийский проводник. Узел завязывается на основных веревках, используя его для прикрепления карабином к ИСС. Веревку берут за середину и поворотом на 360° из нее складывают «восьмерку» (рис. 6.5, а). Далее вершину «восьмерки» опускают вниз и протаскивают так, чтобы верхняя половинка «восьмерки» прошла через нижнюю (рис. 6.5, б). Для того чтобы получился правильный узел, нужно растянуть концы веревки в разные стороны.

Узел булинь используют для крепления веревки за опору. Для этого на длинном конце веревки завязывают петлю так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, но не за ходовой. Затем обносят опору ходовым концом (рис. 6.6, а), который потом продевают в петлю. При натягивании рабочего конца петля вместе с ходовым концом проходит через узел (рис. 6.6, б). На получившемся узле булинь остается только завязать контрольный узел (рис. 6.6, в).

Схватывающий узел. Узел завязывают репшнуром (диаметр 6 мм) на основной веревке (диаметр 10 – 12 мм). Репшнур складывают пополам и обносят им веревку (рис. 6.7, а, б). Затем операцию повторяют (рис. 6.7, в, г). После этого узел затягивают, распрямляют и завязывают контрольный узел (рис. 6.7, д). Можно схватывающий узел завязывать одним концом репшнура. Веревку обкручивают одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 6.8, а, б, в), далее узел затягивают, распрямляют и обязательно закрепляют контрольным узлом (рис. 6.8, г). Схватывающий узел рекомендуется использовать только в крайнем случае. Если при прохождении маршрута планируются спуски по вертикальным перилам необходимо иметь технические устройства для самостраховки – Gri-Gri и другие, которые рекомендуются для использования в качестве самостраховки.

Узел стремя. Ходовой конец веревки обносят вокруг опоры в соответствии с рис. 6.9, а. После этого узел затягивают как можно сильнее и закрепляют контрольным узлом, который делают максимально близко к опоре (рис. 6.9, б). Узел стремя можно применять в качестве точки опоры для ног при подъеме по вертикальным перилам, например из трещины. Узел стремя в этом случае намного удобнее в использовании, чем узел проводник или проводник-восьмерка: его можно завязать даже одной рукой и главное он сильно затягивается, исключая самопроизвольное соскальзывание, а при снятии нагрузки он легче развязывается (рис. 6.10, а, б).

 

 

 

 

 

 

 

 

Узел Грейпвайн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04