ОЗО, 4 семестр
Темы и задания для семинарских занятий «Педагогическое обеспечение работы с молодежью»

Тема 4. Базовые теории воспитания и развития личности.
1. Интерпретация понятия "воспитание".
2. Спартанская и афинская система воспитания
3. Теория авторитарного воспитания средневековья.
4. Воспитание в наследии Я.А. Коменского.
5. Теория «Свободного воспитания». Ж.Ж. Руссо.
6. Подходы к воспитанию в теории И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Дж. Дьюи.
7. Отечественные педагоги о сущности воспитания и развития личности (персоналия на Ваш выбор).
8. Система целей воспитания.
9. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки коллектива, его отличие от малой группы.

Рекомендуемая литература:
 Загвязинский, Владимир Ильич Общая педагогика : учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва: Высшая школа, 2008.- 391 с.: ил. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/76097/02c1becb5b73cdb0.pdf. - ISBN 978-5-06-004232-0.
 Ряписов, Н. А. Содержание воспитания и педагогическая диагностика : учебно-методическое пособие / Н. А. Ряписов, А. Г. Ряписова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : НГПУ, 2005.- 106 с. Режим доступа: http://lib.nspu.net/elibrary/textbooks.html?bbk=74&p=1
 Столяренко, Алексей Михайлович Общая педагогика  [Электронный ресурс] : учебное пособие : рек. УМЦ/ А. М. Столяренко. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 479 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83027/. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE".- ISBN 5-238-00972-0
 Социальная работа с молодежью : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Н. Ф. Басов и др. ; под ред. Н. Ф. Басова.  – Москва : Дашков и К, 2008. - 328 с. - ISBN 978-5-91131-336-4.
 Рожков, Михаил Иосифович Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учебное пособие для вузов по специальности "Организация работы с молодежью": доп. УМО вузов РФ / М. И. Рожков.  – Москва : Владос, 2008. - 264 с. : табл.- (Учебное пособие для вузов). - ISBN 978-5-691-01457-4

Тема 5. Организация педагогической работы с молодежью:

* по месту жительства
1. Характеристика молодежи как социально-демографической группы.
2. Организация воспитывающей среды по месту жительства:
 Субъекты деятельности (семья, школа, дошкольные, внешкольные, культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные учреждения, правоохранительные органы, общественность);
 Направления деятельности: создание условий, благоприятных для развития личности и самовоспитания, профилактика отклоняющегося поведения, безнадзорности, правонарушений и преступности, обеспечение социальной помощи и защиты детей.

*  по месту учебы
1. Формы воспитательной работы в жилом массиве: любительские клубные объединения по интересам, спорт, игровые площадки и парки, шефская работа, организация продлённого дня клубного и домашнего типа (вне стен школы), детских садов для дошкольников на дому, минишколы, группы кратковременного пребывания и др.
2. Организация воспитывающей среды в образовательном учреждении:
 Субъекты деятельности (семья, педагоги и администрация ОУ, дошкольные, внешкольные, культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные учреждения, правоохранительные органы, общественность);
 Направления деятельности: создание условий, благоприятных для развития личности и самовоспитания, профилактика отклоняющегося поведения, безнадзорности, правонарушений и преступности, обеспечение социальной помощи и защиты детей.
 Формы воспитательной работы в ОУ: праздники, мероприятия, любительские клубные объединения по интересам, спорт, шефская работа, организация продлённого дня и др.


*по месту отдыха
1. Учет добровольного характера выбора мест и формы отдыха при организации педагогической работы.
2. Организация воспитывающей среды на отдыхе и в каникулярное время:
 Субъекты деятельности (семья, школа, детские оздоровительные лагеря и базы, внешкольные, культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные учреждения, правоохранительные органы, общественность);
3. Направления деятельности: создание условий, благоприятных для развития личности и самовоспитания, профилактика отклоняющегося поведения, безнадзорности, правонарушений и преступности, обеспечение социальной помощи и защиты детей.
4. Формы воспитательной работы на отдыхе: любительские клубные объединения по интересам, спорт, игровые площадки и парки, шефская работа и др.


Рекомендуемая литература:
 Загвязинский, Владимир Ильич Общая педагогика : учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва: Высшая школа, 2008.- 391 с.: ил. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/76097/02c1becb5b73cdb0.pdf. - ISBN 978-5-06-004232-0.
 Ряписов, Н. А. Содержание воспитания и педагогическая диагностика : учебно-методическое пособие / Н. А. Ряписов, А. Г. Ряписова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : НГПУ, 2005.- 106 с. Режим доступа: http://lib.nspu.net/elibrary/textbooks.html?bbk=74&p=1
 Столяренко, Алексей Михайлович Общая педагогика  [Электронный ресурс] : учебное пособие : рек. УМЦ/ А. М. Столяренко. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 479 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83027/. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE".- ISBN 5-238-00972-0
 Социальная работа с молодежью : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Н. Ф. Басов и др. ; под ред. Н. Ф. Басова.  – Москва : Дашков и К, 2008. - 328 с. - ISBN 978-5-91131-336-4.
 Рожков, Михаил Иосифович Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учебное пособие для вузов по специальности "Организация работы с молодежью": доп. УМО вузов РФ / М. И. Рожков.  – Москва : Владос, 2008. - 264 с. : табл.- (Учебное пособие для вузов). - ISBN 978-5-691-01457-4



Экзамен по курсу «Педагогическое обеспечение работы с молодежью» будет проходить в форме тестирования.

Примерный перечень тем:
1. Взаимодействие человека и культуры. Значение субкультуры для развития человека.
2. Возможности развития профессионально значимых свойств и качеств будущего специалиста по работе с молодежью.
3. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.
4. Коммуникативная деятельность педагога.
5. Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с воспитанниками.
6. Личность как субъект обучения и воспитания.
7. Методика социальной профилактики, коррекция и реабилитация.
8. Методы педагогической профилактики негативных явлений в молодёжной среде.
9. Мировоззрение и гражданская позиция специалиста по работе с молодежью.
10. Педагогика досуговой работы с молодёжью.
11. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Виды педагогических задач.
12. Понятие и структура профессиональной компетентности педагога.
13. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности специалиста по работе с молодежью.
14. Профессиональная этика и педагогический такт специалиста по работе с молодежью.
15. Психологические и педагогические основы работы с молодой семьёй.
16. Психологический климат в детском коллективе.
17. Психология конфликта. Психолого-педагогические средства разрешения конфликтных ситуаций.
18. Система форм и методов воспитания.
19. Социальное воспитание и социализация личности.
20. Социально-педагогические технологии работы с молодёжью.
21. Сущность педагогического взаимодействия в работе с семьей.
22. Технология конструирования педагогического процесса.
Последнее изменение: Воскресенье, 27 Сентябрь 2020, 19:09