Мы живем в цветном мире. Цвет вокруг и внутри нас. Он влияет на нас, а мы, в свою очередь, на окружающий нас мир. От того, насколько грамотно мы, художники, его исполь­зуем, зависит настроение и эмоциональное состояние окружающих нас людей. Благодаря разнообразию цвета мы видим все: форму и материал, пространство и освещение, видим весь мир во всем его многообразии.

Зачем художнику цветоведение ? Почему же нельзя «спи­сать» цвет с натуры и удовлетвориться кажущейся «похо­жестью»?

Мир цвета вокруг нас необыкновенно богат. Своим творчес­ким сознанием художник перерабатывает увиденное и представ­ляет зрителю. Творец (мастер) должен нести благозвучие и красоту в мир, поэтому так важно соответствие его замыслов с уже сущес­твующей гармонией природы.

С помощью цвета на плоскости можно показать пространство, объем, расставить акценты, смоделировать форму. Эмоциональное состояние и настроение также может быть сформировано колоритом. Задача художника — с помощью своего труда и таланта гармонизировать и обобщать насыщенный видеоряд окружаю­щего мира, обогатив его нюансами наблюдений. Но одного лишь дарования для этого недостаточно. Необходимо воспитать в себе культуру владения цветом. «Развитый глаз» видит во много раз тоньше, изысканнее и гармоничнее. В создании цветовой картины мира участвуют не только способность предметов отражать те или иные лучи спектра и не только влияние света и пространства, но и работа человеческого глаза. Цветовое богатство окружающего нас и видимого нами реального мира огромно.

Мы узнаем предметы благодаря цвету, а он изменчив и зависит от освещения, пространства и других факторов. Лес может быть и зеленым, и синим, на рассвете — золотистым, на закате — пур­пурным. Чем же это объясняется? И почему неопытные начинаю­щие художники всегда пишут его зеленым? Человек, повседневно встречаясь с предметами и объектами, привыкает не замечать изменений в их окраске. Дальний лес, который виден сине-голу­бым, кажется ему зеленым, как вблизи. Это привычное восприятие локального цвета объекта человеком. Оно необходимо, и позво­ляет легко узнавать и запоминать предметы. Но не только осве­щение и пространство изменяют восприятие цвета человеком. Трансформирует его и сам глаз. Лучи света попадают в глаз через хрусталик — своего рода увеличительное стекло — и попадают на сетчатую оболочку, которая выстилает внутреннюю поверхность глаза. Там возникает изображение предметов, на которые смотрит глаз. Сетчатая оболочка состоит из нервных окончаний — «колбо­чек» и «палочек». «Колбочки» чувствительны к цвету. Их три рода: одни воспринимают красный другие — зеленый, третьи — синий. Передавая сигналы в зрительный центр мозга, все вместе они вос­создают в нем полную картину того, что глаз видит.

Глаза постоянно, за исключением сна, «работают» и достаточно быстро утомляются. Когда устают колбочки, те, что воспринимают красный, в картине, которая создается в зрительном центре, про­ступают сильнее зеленые цвета. Если утомляются зеленые — уси­ливаются красные и красно-фиолетовые. Если смотреть, не отры­ваясь на красное пятно, размещенное на ахроматическом фоне, то вокруг него вне зависимости от вашего желания, возникает ореол противоположного, т.е. зеленого цвета. Такой опыт можно поставить с любым из цветов, и каждый раз вокруг активного цве­тового пятна вы будете видеть «нимб» контрастного к нему цвета. Такие взаимоотношения цветов называются контрастными. Это называется теорией контрастных или дополнительных цветов.

Контраст в работе необходи м для гармоничного восприятия цве­товых сочетаний, он заставляет сильнее звучать расположенные ря­дом цвета: красный с зеленым, желто-зеленый с фиолетовым, синий с золотисто-оранжевым. Когда рядом находятся два цвета, близких по спектру (кругу), они как бы отталкиваются один от другого. Из желтого и желто-оранжевого, поставленных рядом, первый кажется чуть зе­ленее, а другой — краснее. Вот почему в пейзаже серая дорога между зеленых трав и полей кажется сиреневатой, розоватой, или пурпурной. А стволы, спрятанные в кронах деревьев, выглядят скорее фиолетовыми и красноватыми, нежели коричневыми, как зачастую нам представляют их неопытные дарования. В тенях самой листвы тоже появляются оттенки контрастных цветов.

В силу того, что цвет имеет физическую природу, взаимодействие цветов также подчиняется строгим физическим закономерностям. Все цвета, существующие в природе, делятся на хроматические и ахроматические.

К ахроматическим цветам относятся белый, черный и все оттенки серого цвета. Мы подразумеваем такие серые цвета (а их около 200), которые не имеют ни малейшей примеси какого-либо другого цвета, а различаются только по яркости.

Хроматические цвета — это цвета спектра, а также все множество их оттенков и те цвета, которые получаются при Их смешивании. Каждый хроматический цвет имеет три основные характеристики: цветовой тон, светлота и насыщенность.

В солнечном свете содержатся все цветовые волны. При их смешении получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все цвета радуги. Волновая природа света — это основа восприятия цвета через органы зрения.

Как известно, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета спектра — красный и фиолетовый — более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зеленый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.

Основными цветами этого круга являются красный, желтый, голубой. Они лежат на вершинах равностороннего треугольника (основная триада

основные

В традиционной цветовой теории именно эти цвета не могут быть получены посредством комбинации других цветов. А вот благодаря смешению основных цветов можно получить вторичную триаду: оранжевый, зеленый и фиолетовый

вторичные

Если же смешать цвета первичной триады с близлежащими цветами из вторичной триады, то получаться промежуточные оттенки, образующие дополнительные триады: красно-оранжевый, желто-зеленый,  синий, желто-оранжевый(золотистый), зелено-голубой(бирюзовый), пурпурный.

Все цвета в спектре характеризуются цветовым тоном, который определяет место цвета в спектре. Это главная характеристика цвета. Оттенки, отличающиеся различной цветностью называют хроматическими (цветными).

Черный и белый, а также вся градация серых, не имеют цветового тона. Группу черно-белых цветов называют ахроматическим (бесцветными)

ахроматические

Характеристики (свойства) цвета.

Насыщенность того или иного цвета характеризует степень его отличия от равного ему по светлоте серого цвета.

Цвета с максимальной насыщенностью – спектральные, минимальная насыщенность дает полную ахроматику (отсутствие цветового тона).

насыщенность

Светлота цвета (она же относительная яркость) - это положение цвета на шкале от белого до черного. Характеризуется словами «темный», «светлый».


светлота

Такие оттенки одного цвета различной светлоты называют монохромными.

Все цвета спектра разделяются на теплые и холодные. К теплым относятся те, что находятся в промежутке от красного до зеленого, к холодным – от зеленого до пурпурного.

основные

Зеленый и пурпурный – пограничные цвета. Они будут тем теплее, чем больше в них будет желтого и красного, соответственно.
Однако стоит помнить, что все эти характеристики относительны и применимы только к чистым спектральным цветам.

1. ЦВЕТА 100% НАСЫЩЕННОСТИ — цвета приближенные к спектральным, т.е. максимально яркие. Например: красный.

2. ПАСТЕЛЬНЫЕ — цвета 100% насыщенности с добавлением бе­лил или разбавленные водой. Например: розовый.

3. МАЛОНАСЫЩЕННЫЕ — цвета 100% насыщенности с добав­лением черного. Например: коричневый.

4. ПАТИРОВАННЫЕ (цветные серые или малонасыщенные-пас­тельные) — цвет 100% насыщенности с добавлением белил (воды) и черного цветов. Например: серо-розовый, серо-сире­невый.

Очень важно также понимать, что большую роль играют в ко­лорите и качества цвета. От того, как мы используем тот или иной цвет, зависит и его восприятие окружающими. В этом нам помогут знания о качествах цвета.

Собственные качества цвета — те качества, которые можно из­мерить и выразить количественно, это основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота.

Несобственные качества — объективно цветам не присущи. Они возникают как следствие эмоциональной реакции, возникающей при их восприятии, — «теплые», «холодные», «легкие», «темные», «глухие», «звонкие», «выступающие», «отступающие» и т.п.

Колорит

Противопоставление теплых и холодных цветов — один из важнейших приемов организации колорита. Холодная гамма создает впечатление успокоенности, теплая гамма — впечатление радости, активности, иногда драматизма.

Теплые тона принято считать активными, радостными, а хо­лодные — грустными, пассивными. Есть еще один аспект в вос­приятии теплых и холодных тонов: теплые цвета приближают (увеличивают) предметы, а холодные удаляют (уменьшают). Кроме того, предметы, окрашенные в более насыщенные цвета, кажутся как бы выступающими.

Хроматические и ахроматические цвета хорошо сочетаются между собой, хотя здесь есть свои особенности. Так, теплые тона лучше сочетаются с черным цветом, а холодные — со светлыми оттенками серого или с белым. Насыщенные цвета выигрыва­ют от соседства с черным и белым цветами. Малонасыщенные, «приглушенные» оттенки создают благородные сочетания с различными оттенками серого цвета.

Деление на холодные и теплые цвета во многом условно, но при выборе колорита оно имеет большое значение. Один и тот же цвет, в зависимости от оттенка, может быть и теплым, и холодным: нейтральный зеленый цвет, если в него добавить голубого, станет холодным голубовато-зеленым. Если же к ис­ходному зеленому добавить желтый, то получится теплый желто­вато-зеленый. Это еще один закон: цвета, расположенные рядом в цветовом круге, можно смешивать и получать оттенки, плавно переходящие один в другой.

Смешивание цветов.

Следует учесть, что если смешивать соседние цвета, то образуются насыщенные оттенки, а чем дальше цвета отстоят друг от друга в цветовом круге, тем менее насыщен­ные оттенки получаются при их смешивании.

Основные, составные и дополнительные цвета.

Цвета, которые невозможно получить при смешении каких-либо красок, называют основными. Желтый, красный и синий — это основные цвета. Равномерное смешение этих цветов дает серый цвет.

Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными , или производными цветами. Это оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета.

Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называют дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04